Способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям является наиболее значимым качеством для успешной социализации современной молодежи. Адаптация к новому статусу студента ВУЗа является неотъемлемой частью образовательного процесса. Оптимизация процесса обучения и развития студентов в ВУЗе предполагает социально-психологическую поддержку в период адаптации первокурсников, особенно это касается студентов, приехавших из сельской местности. Потому что им приходится адаптироваться не только к требованиям ВУЗа, но и к условиям проживания в городской среде, соблюдать правила проживания в общежитии.
Интересна позиция А.В. Петровского определяющего процесс социальной адаптации как «вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников. При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде» [2, с.89].
По данной теории, у каждого индивидуума существуют определенные представления о внешнем мире, которые моделируют программу поведения и формируют реакции на внешнее воздействие. При этом большое значение имеет уровень самооценки и «разумность» потребностей личности. Поэтому у людей с высоким уровнем тревожности модель поведения является неустойчивой и в экстремальной ситуации может приводить к отказу от деятельности. На практике это проявляется как отказ учиться, стремление вернуться домой или ориентированность на другие (внеучебные) виды деятельности, которые чаще всего не являются социально одобряемыми.
У сельских студентов происходит изменение привычного многолетнего образа и уклада жизни, что может привести к таким последствиям как, отсутствие концентрации внимания, чувство дискомфорта, потеря интереса к учебной деятельности, иногда нервные срывы и стрессовые реакции. По этой причине может обуславливаться низкая успеваемость и трудности в общении. Выявление индивидуальных особенностей каждого студента дает возможность сделать адаптационный период более ровным и психологически комфортным.
Опрос первокурсников Северо-Восточного федерального университета показал, что в процессе адаптации студенты из села встречаются с такими трудностями, как сомнения по поводу выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неготовность к самостоятельному регулированию поведения и деятельности, недостатка внимания, ввиду взаимной моральной и психологической поддержки; языковой барьер; финансовые трудности; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях, налаживание быта и самообслуживания, в особенности для тех, кто проживает в общежитии, отсутствие подготовки к самостоятельной работе: конспектирование лекций, работа с учебными пособиями, словарями, справочниками, написание работ, статей и т.п.
Исследования М.В. Левченко показывают, что студенты из села не всегда успешно овладевают знаниями не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки. Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитано стремление к саморазвитию и самовоспитанию [3, c.51].
В Северо-восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова функционирует система воспитательной работы со студентами и центр психологической поддержки, которая включает в себя работу по адаптации студентов. С этой целью разработана комплексная программа по социально-психологической поддержке студентов из сельской местности в период адаптации. Реализация данной программы включает в себя 6 направлений.
- Информационное обеспечение студентов первокурсников: встречи с руководством, воспитательными работниками ВУЗа, специалистами психологической поддержки и координационного совета; информирование студентов через сайт ВУЗа, социальные сети,
- Социально-психологическая поддержка: проведение тренингов и бесед по поводу адаптации студентов, проведение индивидуальной беседы и консультирования со студентами, а также составление индивидуальных психологических портретов, групповые занятия по формированию коллектива и сплочению группы, курса, факультета, занятия по развитию навыков уверенного поведения, преодоления языкового барьера в общении.
- Привлечение студентов к научно-исследовательской работе: помощь в написании научных работ, статей, вовлечение в деятельность научных кружков, обществ, конференций, организация экспедиций.
- Организация спортивных и культурно-массовых мероприятий: вовлечение студентов в спортивные секции, сборные команды; туристические слеты, походы; организация турниров, соревнования внутри ВУЗа, шефство между группами факультетов,
- Помощь с учебной деятельностью: индивидуальная работа со студентами, беседы с кураторами и преподавателями по поводу успеваемости, помощь в самостоятельной работе, обсуждение вопросов, связанных с подготовкой к экзаменационной сессии.
- Координирующая поддержка: помощь студентам из сельской местности, поддержка студентов с финансовыми трудностями, беседы по проживанию в общежитии, помощь в поиске работы.
Эта комплексная программа социально-психологической поддержки сельских студентов дает возможность куратору, быть сплоченными в группе, стремиться быть лучшим во всем и сделать адаптационный период более ровным и психологически комфортным и тем самым оптимизировать процесс обучения и развитие студента в ВУЗе
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль социально-психологической поддержки сельских студентов немаловажна и требует серьезно продуманной организации.