Полный текст статьи
Печать

В условиях стремительных перемен в системе социальных институтов и межличностных отношений в нашем обществе приоритетное значение приобретает патриотическое направление воспитательной работы в образовательной среде.

В течение последних пятнадцати лет Правительством РФ были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан, реализованы три государственные программы патриотического воспитания. Основной целью данных программ выступило создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества, для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [1].

В рамках решения задач патриотического воспитания будущих специалистов водного транспорта Якутский институт водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» осуществляет деятельность в соответствии с комплексным планом воспитательной работы, включающий выполнение современных задач государственной политики, а также реализацию наиболее значимых мероприятий в сфере патриотического воспитания в соответствии с Национальной доктриной образования Российской Федерации, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", Концепцией Патриотического воспитания Республики Саха (Якутия), Концепцией воспитательной работы Сибирского государственного университета водного транспорта.

Целью воспитательной деятельности ЯИВТ является становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России и флотских традиций, направленных на формирование активной жизненной позиции.

Основными задачами воспитательной деятельности в институте являются:

  • Совершенствование системы подготовки специалистов водного транспорта и повышения их квалификации в области патриотического воспитания;
  • Развитие общей культуры учащихся через приобщение к национальной культуре, обычаям и традициям;
  • Развитие системы взаимодействия между волонтерскими организациями, общественными объединениями, государственными учреждениями и органами исполнительной власти;
  • Моделирование личностно-ориентированной воспитательной системы и внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс института;
  • Формирование патриотического отношения к выбранной специальности, институту.

Практическими задачами воспитательной деятельности в институте являются: совершенствование форм и методов воспитательной работы по нравственному образованию и воспитанию; изучение и внедрение новых воспитательных технологий; повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля; совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классных руководителей и воспитателей; создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания.

Основными направлениямив системе патриотического воспитания при подготовке специалистов водного транспорта можно определить следующие:

  • Духовно-нравственное;
  • Гражданско- патриотическое;
  • Историко-краеведческое;
  • Военно-патриотическое;
  • Героико-патриотическое;
  • Социально-патриотическое;
  • Спортивно-патриотическое.

Духовно-нравственное воспитание учащихся направлено на осознание ими высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, на выработку способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Гражданско-патриотическое направление предполагает формирование у учащихся правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

В основе историко-краеведческого направления лежит изучение учащимися государственной символики России и Якутии, осознание ими неповторимости Отечества, его судьбы, познание ими историко-культурных корней, формирование у них гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, а также формирование исторической ответственности за происходящее в обществе; изучение становления и развития речного флота в Якутии, изучение истории ЯИВТ.

Военно-патриотическое направление направлено на формирование высокого патриотического сознания у курсантов и студентов, идей служения Отечеству, изучения воинских и флотских традиций.

Героико-патриотическое направление представляет собой пропаганду исторических и знаменательных дат, воспитание чувства гордости за героические деяния предков.

Социально-патриотическое направление активизирует духовно-нравственную и культурно-историческую преемственность поколений, соблюдение флотских традиций, формирует активную жизненную позицию, воспитывает благородство и чувство сострадания.

Спортивно-патриотическое направление развивает морально-волевые качества, силу, ловкость, выносливость, стойкость, мужество, дисциплинированность в процессе занятий физической культурой; формирует опыт служения Отечеству и готовность к защите Родины.

Так, в целях реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания в период с 2016 по 2017 год институтом было организовано и проведено 34 мероприятия патриотического направления, курсанты и студенты приняли участие в более 40 мероприятиях городского, республиканского и всероссийского уровней. Наиболее значимым и важным мероприятием в подготовке патриотов, будущих специалистов водного транспорта является участие учащихся института в ежегодном Параде в городе Якутске, посвященном Победе в Великой Отечественной войне. Данное мероприятие включает комплекс подготовительных мероприятий, являющихся ключевыми в системе воспитательной работы института. Для подготовки к участию в параде каждый курсант, студент института в течение учебного года занимается строевой подготовкой, включенной во внутренний распорядок дня в институте. Данные занятия оказывают на учащихся положительное воспитательное воздействие, выраженное в воспитании коллективизма и товарищеской взаимопомощи, чувства слаженности, дисциплинированности, опрятности и собранности, быстроты реакции, умения передавать свою волю коллективу товарищей. Завершающим этапом подготовки к параду и экзаменом для каждого курсанта, студента является майский строевой смотр, на котором определяется степень строевой выучки каждого учащегося института, по окончании данного смотра формируется состав парадного расчета для участия в Параде 9 мая. Наиболее отличившимся курсантам, студентам выпадает честь маршировать в составе знаменной группы.

В результате реализации мероприятий патриотического направления отчетливо проявляется активизация и повышение интереса курсантов и студентов института к изучению истории Отечества, в том числе военной истории флота, литературы, музыки и изобразительного искусства. Также стоит отметить рост вовлеченности курсантов и студентов в мероприятия по патриотическому воспитанию в Республике Саха (Якутия), такие как выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), норматива «Меткий стрелок» и т.д.

Рассматривая воспитательную деятельность, проводимую в Якутском институте водного транспорта, можно констатировать, что цель, поставленная государственной политикой в сфере патриотического воспитания, выполняется в должном объеме. Основным результатом данной деятельности является подготовка физически развитых, готовых к действиям в экстремальных ситуациях, мотивированных на качественную и успешную профессиональную деятельность во благо России и родной Республики, готовых к службе в Вооруженных Силах специалистов водного транспорта.