Полный текст статьи
Печать

Длительность и сложность лечебного процесса в условиях туберкулезного санатория создают условия для формирования у детей интереса к оздоровлению своего организма. Исходя из этого, важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса выступает эколого-валеологическое воспитание школьников.

Понятие «эколого-валеологическое воспитание и образование» появилось относительно недавно. Эта новая метапредметная область знаний основывается на понятии о том, что здоровье человека и окружающая среда находятся в тесной взаимосвязи. Как активная практическая жизнь человека способствует сохранению окружающей среды, так и здоровая окружающая среда создает условия для физического и психического благополучия человека.

Интегрированность, комплексность, активность, емкость научных знаний и практических умений позволяют осуществить на практике глобальную актуальную цель образования – оздоровление подрастающего человека и поколения. И следует отметить огромный опыт детских туберкулезных санаториев в этом направлении.

Республиканский детский туберкулезный санаторий им. Т.П.Дмитриевой является одним из старейших оздоровительных детских учреждений республики. С самого начала своей деятельности медицинский и педагогический персонал санатория ставили во главу угла эколого-валеологическое воспитание. Десятилетиями разрабатывались и применялись различные формы и средства оздоровления.

Предложенный основоположником борьбы против туберкулеза Т.П.Краснобаевым метод оздоровления детей стал основой для работы [2, с.32]. Это лечение на месте с использованием природных факторов, обеспечение высококалорийным питанием, эстетическое воспитание и т.д. Впоследствии первым главным врачом Т.П.Дмитриевой были дополнены методами климатотерапии [1].

В настоящее время практикуются кумысотерапия, лечебная физкультура, физиотерапия и т.д. На высоком уровне осуществляется и педагогическая работа по эколого-валеологическому воспитанию.     

Цель педагогической работы: формирование эколого-валеологической культуры школьников.

Задачи:

  1. формирование и развитие сознательного отношения к собственному здоровью, поиск путей его сохранения и укрепления;
  2. понимание влияния экологических проблем на здоровье человека;
  3. установка к здоровому образу жизни, активная гражданская позиция в деле сохранения природы.

Эколого-валеологическая культура – привитие навыков и практических умений в деле сохранения и укрепления собственного здоровья на основе установления гармоничных отношений с Природой, используя природные ресурсы.

Эколого-валеологическое воспитание реализуется во всех формах учебно-воспитательного процесса: в процессе обучения учебным предметам, во внеклассной работе, в дополнительном образовании.

В рамках учебных предметов «Окружающий мир» (1-4 классы), «Биология» (5-6 классы) знакомятся с элементарными знаниями об окружающей среде, о взаимосвязи природных явлений, процессов и организмов и мерах по сохранению природы и т.д.

Во внеклассной работе мы организуем и проводим тематические классные часы, культурно-досуговые мероприятия, экскурсии, акции и т.д. 

 Традиционно Республиканский детский туберкулезный санаторий им.Т.П. Дмитриевой сотрудничает с Центром экологического воспитания МОБУ ДОД «Дворец детского творчества» (руководитель ЭКО-клуба «Флора» Н.А.Ботулу). Наши учащиеся участвуют в проектах, научно-практических конференциях.  

В структуре эколого-валеологического воспитания мы выделяем следующие компоненты: система научных знаний о природе и человеке, его здоровье, умения и навыки эколого-валеологической деятельности, опыт творческой деятельности. В соответствии с этими компонентами мероприятия по эколого-валеологическому воспитанию мы подразделяем на три уровня. 

Основная задача мероприятий первого уровня –просветительская работа. Просветительская работа необходима для физической и социально-психологической адаптации ребенка ивключает беседы, лекции о личной гигиене, привитие практических навыков ухода за собой. Следование гигиеническим правилам и нормам, режиму лечебной организации требует от ребенка больших усилий. Необходимо, чтобы он осознал эти требования как одно из условий его успешного лечения и реабилитации. 

Эколого-валеологические знания школьников выступают связующим звеном, объединяющим интересы всех воспитанников, волею судьбы собравшихся в санатории. Приехавшие со всех уголков республики они с гордостью и воодушевлением рассказывают о красоте своей малой родины, об особенностях его климата, обычаев и традиций, делятся с веками наработанными земляками секретами оздоровления. Именно в таких ситуациях высекается то эмоционально-ценностное зерно, которое впоследствии даст ростки сознательного ответственного отношения к своему здоровью, доброго дела во благо охраны здоровья человека, сохранения природы и укрепит веру в успешность лечения.       

 

Опыт практической деятельности реализуется посредством участия учащихся в общее дело. Мы высаживаем семена, осуществляем уход за комнатными растениями, принимаем участие в облагораживании территории санатория и т.д.

 

Опыт творческой деятельности осуществляется посредством участия в общественно-значимых проектах, в собственных исследовательских проектах. Значимым мероприятием нашего туберкулезного санатория является День Белой ромашки – Всемирный день борьбы с туберкулезом. Традиционно совместно с общественностью, с другими медицинскими организациями мы проводим праздничный концерт, организуем конкурсы поделок, плакатов и рисунков, ведем широкую просветительскую деятельность и пропагандируем основы здорового образа жизни.   

Эколого-валеологическое воспитание – основа всей системы деятельности детского туберкулезного санатория, которую заложила основатель санатория Т.П.Дмитриева. Мероприятия эколого-валеологической направленности создают благоприятные условия для полноценного развития ребенка и способствуют успешности всего лечебного процесса школьников в условиях туберкулезного санатория. Осознание и понимание важности собственного здоровья, следования гигиеническим нормам и правилам, активная позиция в деле сохранения здоровья и здорового образа жизни – это есть основа жизни человека.