Полный текст статьи
Печать

В детском туберкулезном санатории имени Т.П. Дмитриевой г. Якутска, дети находятся на длительном лечении, учатся с 1-го по 6 классы. В связи с этим по воспитательной работе является тема "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе".

По данной теме школа работает второй год. В начальных классах ведутся в неделю один раз уроки "Культура здоровья" и "Час здоровья".

В 2015-16 учебном году по данной теме проведен праздник в качестве итогового занятия на тему "Путешествие в страну здоровячков". Сегодня мы провели итоговое занятие по теме "Что такое здоровый образ жизни?"

Мною составлена программа по обучению здоровому образу жизни в начальных классах

Цель программы в целом:

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных  условий для формирования у младших школьников отношения к ЗОЖизни как к одному из путей в достижении успеха.

В современных условиях  проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна, в связи с резким снижением процента здоровых детей.

Даётся много объяснений такой ситуации по стране:

-     неблагоприятная экологическая обстановка

-     снижение уровня жизни народа

-     нервно-психические нагрузки и т.д.

Я считаю, одним из существенных факторов "школьного нездоровья" является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов и правил здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению  в детской среде и различных форм разрушительного поведения.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы вредным привычкам и формирования установок на ведение здорового образа жизни.

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать в санаторских школах программу обучения детей, находящихся на длительном лечении, здоровому образу жизни.

Я, являясь учителем начальных классов поставила перед собой следующее: формирование здорового образа жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.  Наверняка, вы  в этом убедились посмотрев открытое занятие. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. К этому выводу должны прийти сами дети, обучаясь по предложенной программе.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решение, ориентироваться в информационном пространстве.

Работа по программе начинается с 1-го класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования у младших школьников привычки к здоровому образу жизни в санатории необходима совместная работа педагогов, психолога и медицинских работников, а также администраций школы и санатория.

Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Она может рассматриваться как фундамент к здоровому образу жизни и является неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Задачи поставленные на весь курс программы таковы:

-     Профилактика с раннего возраста вредных привычек;

-     Формировать у обучающихся позицию признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

-     Познакомить обучающихся с правилами ЗОЖ и создать условия для применения их в своей обыденной жизни в согласии с законами природы и бытия;

-     Формировать у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасности жизни.

 

Предполагаемый результат: Воспитать, физически, психически, нравственно, здорового ребенка, адекватно оценивающего своё место и предназначение в жизни, живущего с понятием: "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!"

Реализация программы:

-     Проведение уроков в раз неделю;

-     Проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

-     Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе и санатории;

-     Организовать встречи врачей узких специальностей;

-     Проведением итоговых совместных мероприятий с другими классами;

-     По возможности проведение профилактической работы с родителями, находящимися в городе Якутске;

-     Проведением на уроках физкульминуток и организация игра на переменах.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение учащимися знаний и представлений о здоровом образе жизни, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний, навыков и представлений в поведении. Это является главным результатом достижения цели и задачи программы.

Эта программа рассчитана на глубокое понимание самого себя изучая особенности организма, на психологическую подготовку к активной оздоровительной деятельности для формирования своего здоровья, прилагая все свои усилия.

Чтобы повысить мотивацию к здоровому образу жизни, методике работы с детьми важно делить на самостоятельное экспериментирование и поисковую направленность.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребенка машинально чистить зубы, делать зарядку и есть здоровую пищу. Учащиеся должны понять почему это надо? для чего? 

Надо, чтобы уже с раннего возраста они научились любить себя, жизнь, понимать людей, при таком условии мы можем искоренить случаи суицидального поведения.

Человек, живущий в гармонии с собой и с окружающей средой, будет действительно здоров.

В программе прослеживается поэтапно с класса в класс расширение и углубление понятий о здоровом образе жизни.

Каждое занятие должно принести детям чувство удовлетворения, легкости и радости.