В детском туберкулезном санатории имени Т.П. Дмитриевой г. Якутска, дети находятся на длительном лечении, учатся с 1-го по 6 классы. В связи с этим по воспитательной работе является тема "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе".
По данной теме школа работает второй год. В начальных классах ведутся в неделю один раз уроки "Культура здоровья" и "Час здоровья".
В 2015-16 учебном году по данной теме проведен праздник в качестве итогового занятия на тему "Путешествие в страну здоровячков". Сегодня мы провели итоговое занятие по теме "Что такое здоровый образ жизни?"
Мною составлена программа по обучению здоровому образу жизни в начальных классах
Цель программы в целом:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к ЗОЖизни как к одному из путей в достижении успеха.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна, в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Даётся много объяснений такой ситуации по стране:
- неблагоприятная экологическая обстановка
- снижение уровня жизни народа
- нервно-психические нагрузки и т.д.
Я считаю, одним из существенных факторов "школьного нездоровья" является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов и правил здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы вредным привычкам и формирования установок на ведение здорового образа жизни.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать в санаторских школах программу обучения детей, находящихся на длительном лечении, здоровому образу жизни.
Я, являясь учителем начальных классов поставила перед собой следующее: формирование здорового образа жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. Наверняка, вы в этом убедились посмотрев открытое занятие. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. К этому выводу должны прийти сами дети, обучаясь по предложенной программе.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решение, ориентироваться в информационном пространстве.
Работа по программе начинается с 1-го класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования у младших школьников привычки к здоровому образу жизни в санатории необходима совместная работа педагогов, психолога и медицинских работников, а также администраций школы и санатория.
Программа включает в себя вопросы физического и духовного здоровья. Она может рассматриваться как фундамент к здоровому образу жизни и является неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Задачи поставленные на весь курс программы таковы:
- Профилактика с раннего возраста вредных привычек;
- Формировать у обучающихся позицию признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- Познакомить обучающихся с правилами ЗОЖ и создать условия для применения их в своей обыденной жизни в согласии с законами природы и бытия;
- Формировать у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасности жизни.
Предполагаемый результат: Воспитать, физически, психически, нравственно, здорового ребенка, адекватно оценивающего своё место и предназначение в жизни, живущего с понятием: "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!"
Реализация программы:
- Проведение уроков в раз неделю;
- Проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
- Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе и санатории;
- Организовать встречи врачей узких специальностей;
- Проведением итоговых совместных мероприятий с другими классами;
- По возможности проведение профилактической работы с родителями, находящимися в городе Якутске;
- Проведением на уроках физкульминуток и организация игра на переменах.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение учащимися знаний и представлений о здоровом образе жизни, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний, навыков и представлений в поведении. Это является главным результатом достижения цели и задачи программы.
Эта программа рассчитана на глубокое понимание самого себя изучая особенности организма, на психологическую подготовку к активной оздоровительной деятельности для формирования своего здоровья, прилагая все свои усилия.
Чтобы повысить мотивацию к здоровому образу жизни, методике работы с детьми важно делить на самостоятельное экспериментирование и поисковую направленность.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребенка машинально чистить зубы, делать зарядку и есть здоровую пищу. Учащиеся должны понять почему это надо? для чего?
Надо, чтобы уже с раннего возраста они научились любить себя, жизнь, понимать людей, при таком условии мы можем искоренить случаи суицидального поведения.
Человек, живущий в гармонии с собой и с окружающей средой, будет действительно здоров.
В программе прослеживается поэтапно с класса в класс расширение и углубление понятий о здоровом образе жизни.
Каждое занятие должно принести детям чувство удовлетворения, легкости и радости.