Полный текст статьи
Печать

    Специфика   работы педагога-психолога в туберкулезном санатории заключается в особенностях процесса психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, связанных с закрытостью данного лечебного учреждения, краткостью пребывания (не больше 3-4 месяцев), временностью (постоянной сменяемостью состава), доминирующей медицинской функцией.

   Следует отметить недостаточную разработанность содержания и организации психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, проходящих длительный курс лечения в условиях санатория. Значимость данной проблемы подтверждается рядом противоречий между: общественной потребностью в психолого-педагогическом сопровождении детей, больных туберкулезом, в условиях санатория и отсутствием налаженной и отработанной системы психолого-педагогического сопровождения в этом ведомстве.

      Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему в школе. Сложились различные модели деятельности психолога. В моем случае, скорее, это третья модель деятельности, которая включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих занятий, тренингов с учениками, организация мероприятий, направленных на усиление ощущений у детей чувства эмоционального комфорта во время пребывания.

Передо мной стоит задача изменить стереотипы поведения, способы и формы организации коммуникации взрослых с детьми. На групповых занятиях с детьми и подростками я пытаюсь формировать у них соответствующие их возрасту социальные умения, рассматриваю проблемы, характерные для учеников определенного возраста, даю им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами.

Задача, стоящая непосредственно перед психологом, - создание зоны комфорта детям, чтобы они чувствовали себя, почти как дома, чтобы не так остро реагировали на разлуку с семьей, чтобы завели себе много друзей, которые скрасили бы им долгое пребывание на лечении.

Установлено, что на уровне эмоциональной регуляции больные туберкулезом характеризуются внутренней напряженностью, сниженным настроением, неадекватностью эмоциональных реакций. Кроме этого на организм детей сильное негативное воздействие оказывают противотуберкулезные химиопрепараты. Известно, что включение в комплекс лечения психологических методов коррекции психологического и эмоционального статуса пациентов, приводит к существенному повышению эффективности комплексной терапии. То же самое относится и к детям.

Дети, поступающие на лечение в санаторий, попадают в ситуацию дискомфорта, из-за разлуки с родными в период адаптации могут быть такие эмоциональные нарушения как расстройство настроения и эмоциональная неустойчивость в общении с людьми.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей - это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Значительный этап работы с этими детьми - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости.

Кроме групповых психокоррекционных занятий для детей с эмоциональными нарушениями я провожу психорегулирующие тренировки в комнате психологической разгрузки. Для смягчения эмоционального дискомфорта, развития навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.

Так же в моей практике было выявлено хорошее влияние на коррекцию эмоционального напряжения психомышечных тренировок – психогимнастики.

На момент написания доклада в санатории, в школьном отделении был 51 школьник. Во время подготовки к чтениям поступили на лечение еще несколько детей, таким образом, движение контингента идет непрерывно и зависит от процесса и результативности лечения.

Немного статистики: 57% детей проживают в полных семьях с обоими родителями, 22% в неполных семьях, 16% живут в семьях опекунов, в этой группе школьников 22% живут в семьях, где не работают один или даже оба родителя, т.е. испытывают материальные затруднения.

 6% детей, проходящих лечение, круглые сироты, и 14% детей поступило на лечение из реабилитационных центров и коррекционных школ-интернатов, т.е   имеющие проблемы с развитием или находящиеся в признанной властями тяжелой жизненной ситуации или стадии лишения их родителей прав на детей.

Таким образом, болезнь – это не основная проблема, возникающая в нашей работе. Дети поступают к нам самые разные, с разным уровнем развития и учебной подготовки, из разных семей со своим укладом, из разных улусов республики, что тоже оказывает свое влияние на ребенка.

С целью узнать отношение детей к пребыванию в санатории я провела анонимное анкетирование в 4, 5 и 6 классах, всего 26 детей, за исключением нескольких детей из коррекционных школ, не умеющих писать. У нас есть и такие в этих классах. В анкете было 9 вопросов. И вот что получилось. 

 

да

не очень

нет

Нравится ли тебе в санатории?

61%

26%

11%;

 

да

нет

немного

Чувствуешь ли ты себя в санатории так же, как дома? 

11%

57%

30%

 

родных

всего хватает

телефонов

Чего тебе в санатории не хватает, чтобы тебе было хорошо?

57%

11%

11%

кроме этого были ответы: не хватает тишины, чтобы не учиться, вайфая, компьютеров для игр, телевизоров в каждую палату, чтобы порции еды были побольше.

 

иногда

часто

 

Часто ли ты скучаешь по дому?

15%

85%

 

много

не  очень много

нет

У тебя появилось много друзей?

69%

24%

7%

хорошо

по ситуации (если балуюсь, то не очень)

часто делают замечания

Как относятся к тебе работники санатория?

65%

23%

12%

да

не очень

неудобно

Все ли удобно тебе в санатории? 

43%

27%

30%

(большая часть неудобств -  комковатые матрасы и отсутствие подушек).

 

да

не очень

 

Все ли красиво в санатории?

92%

8%

 

Что бы тебе хотелось изменить в санатории?

Не сдавать на пост телефоны – 49%, 

ничего не менять – 11%,

чтобы работники были добрее – 11%, 

кроме этого были ответы: чтобы часто отпускали домой, не спать в тихий час, больше телевизоров, больше уроков физкультуры и других школьных предметов, чтоб давали смотреть кино допоздна.

 

   Отсюда вытекает следующее: ни одно даже самое замечательное лечебное учреждение не может заменить детям родной дом и семью. Детей бывает много, им приходится уживаться с незнакомыми детьми, притираться характерами, привыкать к новым учителям, подчиняться строгому режиму. Им бывает очень трудно. И наша задача: максимально облегчить им привыкание, постараться создать атмосферу домашнего уюта, уделять по возможности каждому внимание, быть терпимыми к капризам и некоторой непредсказуемости в поступках. Тк дети, находясь в отдалении от своей семьи, от значимых для себя людей, чей авторитет для них высок, позволяют себе совершать иногда очень неожиданные поступки.

    Каждый работник санатория должен иметь необходимый набор педагогических знаний о возрастных особенностях детей и уметь сглаживать некоторые ситуации, которые часто могут возникать в детском коллективе. Для этого им нужно проводить лекции и возможно практикумы с решением педагогических задач, тогда они будут правильно действовать в различных ситуациях.

    Я, в свою очередь, помогаю учителям и воспитателям налаживать контакт с детьми, провожу с ними беседы на самые разные темы, как индивидуальны, так и групповые, сглаживаю конфликты между детьми, объясняю им причины возникновения разных конфликтов, учу доброте, терпимости в отношении к окружающим.

    Детям, проходящим лечение в течение нескольких месяцев, очень важно знать, что есть взрослый человек, к которому он может обратиться, кто может объяснить ему какие-то вещи, дать совет, да и просто помочь в чем то.

    Поэтому важно, чтобы ВСЕ без исключения сотрудники санатория были готовы взять на себя роль такого значимого для ребенка взрослого. Дети очень скучают по семье, по мамам, по братьям и сестрам, и возможно надо сделать послабления в ограничении пользования гаджетами, увеличив время пользования, чтобы дети успевали, и пообщаться с родными, и поиграть. Это современные реалии жизни, и очень строгие ограничения ухудшают ощущение комфорта для детей в отделении.

   Очень важно, чтобы перед детьми постоянно проходил калейдоскоп событий, мероприятий, чтобы они могли найти каждый себе дело по душе, чтобы пребывание в санатории ассоциировалось не только с тяжелым и трудным лечением, но и с вереницей современных мероприятий, в которых они могут участвовать, в которых они могут выигрывать, создавать им ситуацию успеха, чтобы ребенок не только лечился, но и развивался как личность, чтобы он мог развить в себе способности и таланты.

   Это трудно. Да. Но подобные усилия не пропадают зря, так как дети – очень благодатный материал для развития способностей, повышения уверенности в себе, осознания факта, что жизнь в реале ничуть не хуже, что реальные люди гораздо интереснее. И педагогам в первую очередь нужно прикладывать усилия в достижении этих целей, с чем достаточно успешно они справляются.

   Вообще детям нашего санатория очень повезло с коллективом учителей, абсолютно все учителя нашей маленькой школы - люди с чрезвычайно активной жизненной позицией, и не жалеют сил и времени на поиск, организацию, подготовку нестандартных, необычных мероприятий, они относятся со всей серьезностью к любому мероприятию, проводят его не для галочки, а от всей души, не жалеют поощрений детям, шьют за свой счет костюмы детям, покупают призы на конкурсы и тд.

Жизнь в школе кипит.

  В свою очередь я тоже стараюсь добавлять в общую атмосферу нотки добра, терпимости, понимания окружающих. Детям очень нравится проводить всяческие психологические акции, они очень любят выражать свое мнение, высказываются абсолютно открыто, тк не ощущают давления и принуждения со стороны взрослых в школе.

   Общешкольные психологические акции проходят при активном участии детей, при позитивном настроении, дети очень любят картинки, визуализацию, поэтому я стараюсь часто использовать подобные методы.

Например, это самые популярные акции.

  • для начального  и среднего звена были вывешены мотиваторы хорошего настроения, с небольшими советами, очень яркие и позитивные. 
  • периодически проводится  опрос учителей и на основании их отзывов создается стенд «Самые добрые дети нашей школы».
  • Акция «Волшебная шкатулка» Цели: создание благоприятного климата в школе 
  • Акция «Улыбка» Цель: развитие позитивного восприятия жизни
  • Психологическая акция «Подари себе настроение» Цель: создание хорошего настроения в школе. Задача учеников и учителей заключается в оформлении своего «дерева настроения» цветами с пожеланиями, способными поднять настроение
  • Психологический забор на тему: «Я хочу, чтобы в нашей школе…»; Цель: раскрепощение детей, развитие умения открыто выражать свое мнение, забота об общешкольном пространстве и организации
  • Упражнение «Портрет класса» Наш класс – просто КЛАСС!!!». Цель: Дать возможность классным коллективам почувствовать себя единым организмом
  • Площадка «Солнце спрятано в каждом». Цель: Создание позитивной атмосферы в школе, поднятие настроения детям
  • Акция «Ладошки» Цель: Развитие  умения презентовать себя, правильно выделять свои положительные качества, для успеха в жизни.
  • «Гирлянда добрых дел» Цель: Данная акция должна способствовать сравнению своих добрых дел с делами других детей и оценить, насколько значимы его собственные достижения.
  • Создание газеты «Поделись улыбкою своей…». Цель: Создание позитивного настроя и атмосферы в школе, закрепление положительных эмоций при виде своих лиц в газете.

 

       В течение 2х последних лет мною проводился мониторинг некоторых сфер развития личности детей. По результатам исследований наблюдается положительная динамика, и, значит, наши усилия по созданию благоприятного климата в санатории не проходят бесследно. Но нам есть куда стремиться, тк каждый учебный год отличается своими особенностями и бывает непохожимна предыдущий. Так же и дети каждый год, а чаще каждые несколько месяцев приходят самые разные. И умение найти подход к разным детям, организовать для них приемлимые условия для успешного прохождения лечения – наша ключевая задача.

    Мне думается, что только объединив усилия, педагогический и медицинский коллектив могут выполнить общую задачу – успешное оздоровление детей. 

 

Пути решения в создании благоприятного психоэмоционального комфорта для детей

  • Проведение лекций и, возможно, практикумов с решением педагогических задач для непедагогического персонала санатория на регулярной основе.
  • Полная информированность детей о течении своей болезни, о результатах лечения, о примерных сроках пребывания (особенно для подростков).
  • Организация интересных культурно-досуговых мероприятий, психологических акций, большое разнообразие форм работы.
  • Учет личностных особенностей, уровня развития детей при организации различных мероприятий.
  • Стремление к созданию обстановки эмоционального  уюта и комфорта путем правильной организации жилого пространства и создание условий для личного пространства.
  • Обсудить на медпедсовете возможность пересмотра некоторых пунктов ограничений в режиме и пользовании гаджетами.
  • Рассмотреть вопрос о приобретении еще нескольких телевизоров хотя бы в 4е легочное отделение, где проживают дети более старшего возраста.