С 2013 года в Республиканском детском туберкулезном санатории имени Т.П.Дмитриевой педагогическим коллективом дополнительных классов МОБУ СОШ №21 г.Якутска реализуется Программа воспитательной работы «Ромашка».
Актуальность разработанной Программы определяется следующими проблемами:
- Специфика лечебно-оздоровительной и реабилитационной работы в условиях туберкулезного санатория обуславливает содержание учебно-воспитательной работы с детьми, которая характеризуется низким уровнем родительского участия в учебно-воспитательном процессе, подчинением режиму лечебно-оздоровительного учреждения;
- В момент поступления на длительный срок лечения и реабилитации ребенок лишается привычного социального окружения, изменяется его уклад и ритм жизни. Этот критический момент может негативно повлиять на его личностное развитие. В то же время, ребенок получает возможность проявить себя в других условиях, самореализоваться и саморазвиваться.
Цель Программы: создание благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей, находящихся на длительном лечении.
Задачи:
- формирование познавательной активности, интереса к миру, желания узнать новое, расширение кругозора;
- приобщение к культурным и историческим ценностям, усвоение основ культуры поведения, формирование знаний о человеческих ценностях и воспитание толерантности;
- формирование умений оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей, навыков общения и коллективизма;
- формирование интереса к творчеству, осознание своих возможностей и достижений, раскрытие и развитие творческих способностей;
- формирование основ здорового образа жизни, осознания здоровья как одной из базовых ценностей жизни, гигиенических навыков и привычек, изучение окружающего мира.
В соответствии с задачами разработаны следующие направления воспитательной работы.
- познавательное;
- нравственное (ценностное);
- коммуникативное;
- художественное;
- эколого-валеологическое.
Предполагаемым результатом реализации Программы является успешная адаптация в изменившейся среде.
Основными показателями оценки выступают:
- Любознательность – стремление к получению новых знаний, потребность в расширении и углублении своих познаний, активное участие в проводимых мероприятиях, инициативность.
- Уважение – интерес к культуре других народов, толерантность, уважение к историческому прошлому своего народа, добросовестность и ответственность в учебе и труде.
- Гуманность – доброжелательное отношение к людям, отзывчивость, внимательное отношение к окружающим, правдивость и искренность в отношениях, умение строить отношения с людьми.
- Любовь к прекрасному – понимание художественной ценности произведений искусства и литературы, желание творить прекрасное, занятия художественным творчеством.
- Стремление к физическому совершенству – поддержка здорового образа жизни, понимание ценности здоровья, следование гигиеническим правилам, развитая физическая спортивная подготовка.
Все мероприятия запланированы по трем уровням:
1 уровень - приобретение социальных знаний
2 уровень - формирование ценностного отношения к социальной реальности
3 уровень - получение опыта самостоятельного общественного действия.
К первому уровню относятся мероприятия информативного содержания:
- Познавательные беседы
- Классные часы
- Культпоходы в театры, музеи
- Занятия объединений художественного творчества.
Ко второму уровню мы отнесли коллективно-творческие дела – например:
- Концерты, инсценировки на уровне класса и школы
- Посещение художественных выставок, спектаклей
Третий уровень – социально-значимые мероприятия:
- Социально моделирующая игра
- Краеведческая работа
- Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, встречи с известными людьми и т.д.)
- Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.).
В структуре воспитательных мероприятий мы используем цикличный подход. Все мероприятия планируются по блокам в соответствии с учебными четвертями. В конце каждого цикла мероприятий в санатории организуем большой праздник, в котором соединяются воедино все воспитательные мероприятия четверти.
В конце первой четверти традиционно проводится «День Байанайа» - праздник, посвященный охотничьему промыслу. Охота является одним из традиционных занятий северных народов. Мы раскрываем тему с различных аспектов – социальной-культурной, историко-этнографической, художественно-творческой, экологической стороны. Каждому ребенку есть что показать и рассказать по этой теме. Параллельно с темой охоты мы показываем роль наших отцов, мужчин в обществе.
Вторым по значимости мероприятием является «Ийэ тыл (Родной язык)». Это праздник приуроченный Дню родного языка и письменности. Учителями якутского, разговорного якутского, русского и английского языков проводится цикл мероприятий и конкурсов. Дети учатся сочинять художественные произведения, декламировать стихи, ставить инсценировки и т.д.
С особым размахом мы традиционно отмечаем «День Республики» (27 апреля). «Мы – дети, собравшиеся со всех уголков нашей прекрасной республики, воспеваем в песне ее красоту, славим в стихах ее достоинства, показываем в танце северные узоры» - так гласит девиз праздника. В театрализованном концерте принимают участие все воспитанники санатория.
Летний Ысыах украшает Парад представителей улусов нашей республики. Дети с гордостью представляют свою малую Родину, рассказывают о своих именитых земляках, воспевают красоту родной природы.
И ежегодно особое место отводится мероприятиям, которые раскрывают содержание темы года, объявленного в России и республике.
Каждый цикл мероприятий сопровождается участием в конкурсах художественного творчества, научно-практических конференциях. Для детей организуются экскурсии по городу Якутску, по культурно-досуговым учреждениям. На праздниках мы подводим итог всем этих мероприятий и отмечаем отличившихся учащихся.
Таким образом, разработанная программа воспитательной работы позволяет нам систематизировать нашу работу, комплексно решать важные социально-педагогические проблемы, и, самое главное, создает условия для развития личности каждого учащегося.