Полный текст статьи
Печать

С 2013 года в Республиканском детском туберкулезном санатории имени Т.П.Дмитриевой педагогическим коллективом дополнительных классов МОБУ СОШ №21 г.Якутска реализуется Программа воспитательной работы «Ромашка».

Актуальность разработанной Программы определяется следующими проблемами:

  1. Специфика лечебно-оздоровительной и реабилитационной работы в условиях туберкулезного санатория обуславливает содержание учебно-воспитательной работы с детьми, которая характеризуется низким уровнем родительского участия в учебно-воспитательном процессе, подчинением режиму лечебно-оздоровительного учреждения;
  2. В момент поступления на длительный срок лечения и реабилитации ребенок лишается привычного социального окружения, изменяется его уклад и ритм жизни. Этот критический момент может негативно повлиять на его личностное развитие. В то же время, ребенок получает возможность проявить себя в других условиях, самореализоваться и саморазвиваться.

Цель Программы: создание благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей, находящихся на длительном лечении.

Задачи:

  1. формирование познавательной активности, интереса к миру, желания узнать новое, расширение кругозора;
  2. приобщение к культурным и историческим ценностям, усвоение основ культуры поведения, формирование знаний о человеческих ценностях и воспитание толерантности;
  3. формирование умений оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей, навыков общения и коллективизма;
  4. формирование интереса к творчеству, осознание своих возможностей и достижений, раскрытие и развитие творческих способностей;
  5. формирование основ здорового образа жизни, осознания здоровья как одной из базовых ценностей жизни, гигиенических навыков и привычек, изучение окружающего мира.

В соответствии с задачами разработаны следующие направления воспитательной работы.

-                   познавательное;

-                   нравственное (ценностное);

-                   коммуникативное;

-                   художественное;

-       эколого-валеологическое. 

 

Предполагаемым результатом реализации Программы является успешная адаптация в изменившейся среде.

 Основными показателями оценки выступают:

  1. Любознательность – стремление к получению новых знаний, потребность в расширении и углублении своих познаний, активное участие в проводимых мероприятиях, инициативность.
  2. Уважение – интерес к культуре других народов, толерантность, уважение к историческому прошлому своего народа, добросовестность и ответственность в учебе и труде.
  3. Гуманность – доброжелательное отношение к людям, отзывчивость, внимательное отношение к окружающим, правдивость и искренность в отношениях, умение строить отношения с людьми.
  4. Любовь к прекрасному – понимание художественной ценности произведений искусства и литературы, желание творить прекрасное, занятия художественным творчеством.
  5. Стремление к физическому совершенству – поддержка здорового образа жизни, понимание ценности здоровья, следование гигиеническим правилам, развитая физическая спортивная подготовка. 

Все мероприятия запланированы по трем уровням:

1 уровень - приобретение социальных знаний

2 уровень - формирование ценностного отношения к социальной реальности

3 уровень - получение опыта самостоятельного общественного действия.

К первому уровню относятся мероприятия информативного содержания:

  • Познавательные беседы
  • Классные часы
  • Культпоходы в театры, музеи
  • Занятия объединений художественного творчества.

Ко второму уровню мы отнесли коллективно-творческие дела – например:

  • Концерты, инсценировки на уровне класса и школы
  • Посещение художественных выставок, спектаклей

Третий уровень – социально-значимые мероприятия:

  • Социально моделирующая игра
  • Краеведческая работа
  • Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, встречи с известными людьми и т.д.)
  • Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.).

В структуре воспитательных мероприятий мы используем цикличный подход. Все мероприятия планируются по блокам в соответствии с учебными четвертями. В конце каждого цикла мероприятий в санатории организуем большой праздник, в котором соединяются воедино все воспитательные мероприятия четверти.

В конце первой четверти традиционно проводится «День Байанайа» - праздник, посвященный охотничьему промыслу. Охота является одним из традиционных занятий северных народов. Мы раскрываем тему с различных аспектов – социальной-культурной, историко-этнографической, художественно-творческой, экологической стороны. Каждому ребенку есть что показать и рассказать по этой теме. Параллельно с темой охоты мы показываем роль наших отцов, мужчин в обществе.

Вторым по значимости мероприятием является «Ийэ тыл (Родной язык)». Это праздник приуроченный Дню родного языка и письменности. Учителями якутского, разговорного якутского, русского и английского языков проводится цикл мероприятий и конкурсов. Дети учатся сочинять художественные произведения, декламировать стихи, ставить инсценировки и т.д.

С особым размахом мы традиционно отмечаем «День Республики» (27 апреля). «Мы – дети, собравшиеся со всех уголков нашей прекрасной республики, воспеваем в песне ее красоту, славим в стихах ее достоинства, показываем в танце северные узоры» - так гласит девиз праздника. В театрализованном концерте принимают участие все воспитанники санатория.

Летний Ысыах украшает Парад представителей улусов нашей республики. Дети с гордостью представляют свою малую Родину, рассказывают о своих именитых земляках, воспевают красоту родной природы.

И ежегодно особое место отводится мероприятиям, которые раскрывают содержание темы года, объявленного в России и  республике.

Каждый цикл мероприятий сопровождается участием в конкурсах художественного творчества, научно-практических конференциях. Для детей организуются экскурсии по городу Якутску, по культурно-досуговым учреждениям. На праздниках мы подводим итог всем этих мероприятий и отмечаем отличившихся учащихся.

Таким образом, разработанная программа воспитательной работы позволяет нам систематизировать нашу работу, комплексно решать важные социально-педагогические проблемы, и, самое главное, создает условия для развития личности каждого учащегося.