Полный текст статьи
Печать

В последнее время стали практиковаться различные тренинги по развитию лидерских качеств. В обществе считается, что обычный руководитель должен обладать лидерскими качествами. Так ли это на практике? Попытаемся выяснить.

Рассмотрим трактовки понятия лидер и руководитель разных авторов. По мнению С.А. Баркалова, Л.А. Сахаровой лидер -  человек с определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на достижение целей, значимых для группы [1, с.12]. Колношенко В.И. добавляет, что лидер — это член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций [2, с.7]. Понятие руководитель по мнению Хараш А.У. лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование группы перед назначившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования [3]. 

Таким образом, лидер и руководитель понятия близкие, но имеют значительные отличия. Во-первых, руководитель -это социальный феномен. Он может реализовать свои функции преимущественно на высшем уровне управленческой иерархии и несет ответственность за выполнения заданий и результатов своих подчиненных, также он наделен определенной властью награждать и наказывать своих подчиненных. В отличие от лидера имеет регламентированные права и обязанности. Когда как лидер рассматривается как психологический феномен. Это человек, которого не назначают, он осуществляет регулирования межличностных отношений, т.е. строит свое влияние на последователей на авторитете, а отношения на вдохновении, воодушевлении, доверии и мотивации. Панина С.В., Макаренко Т.А. считают, что для развития карьерного планирования необходимо развивать лидерские качества [5].

            Но несмотря на различия, руководитель и лидер имеют немало общего:

- сталкиваются с одинаковыми проблемами по работе и стимулировании персонала;

- оказывают влияние в коллективе;

- имеют субординацию отношений. У руководителя данные отношения закреплены должностными инструкциями, а у лидера они менее заметны и никак не закреплены.

Далее рассмотрим мнения группы респондентов по поводу соотношения понятия лидера и руководителя. Для этого была разработана анкета, и проведен опрос посредством Survio в online режиме.

В анкетировании приняли участие 50 респондентов. Основной возраст респондентов от 35-55 лет (44%) и от 22-35 лет (30%). Целью анкетирования было выявление понимания у населения понятий лидер и руководитель. Респонденты ответили на 3 вопроса.

            Первый вопрос, который был задан респондентам: «По вашему мнению лидер – это…» из них 89% ответили, что лидер -   это член малой группы, который имеет влияние на людей, способный воодушевить, мотивировать их для достижения поставленных целей.

Диаграмма 1

Понятие «лидер» по мнению респондентов 

            Следующий вопрос, который был задан респондентам: «По вашему мнению руководитель – это…», из них 93% ответили, что руководитель – это человек, на которого официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Диаграмма 2

Понятие «руководитель» по мнению респондентов 

.

            Далее был задан вопрос респондентам: «Является ли ваш руководитель лидером?», из них 60% ответили, что их руководители являются лидерами.

Диаграмма 3

Мнение респондентов о своем руководителе

             

Следовательно, мы можем сделать вывод, что люди разграничивают понятия лидер и руководитель и понимают смысл каждого из них. Необходимо отметить, что в большинстве случаев респонденты считают своего руководителя не только личностью, на которого возложены должностные обязанности, но и человека, который является авторитетом в группе, старается мотивировать и воодушевлять своих подчиненных. Таким образом, эффективный руководитель — это руководитель с лидерскими качествами.