Полный текст статьи
Печать

В современных условиях возрастает роль образования, которое способствует изменению и развитию общества в целом, а также образование играет важную роль в жизни каждого человека. В этой связи актуальной становится внедрение новых технологий в образовательный процесс.

Мы поддерживаем мнения Л. А. Баяновой и др. о том, что применение современных технологий направлено на повышение качества образования, на улучшение процесса обучения, на повышение уровня культуры подрастающего поколения в работе с техническими информационными средствами. При этом автор считает, что одной из современных образовательных технологий является технология модульного обучения [6].

До сих пор нет единой трактовки понятия «модуль», не смотря на достаточное время существования модульной теории. Существует насколько различных вариантов данного понятия в зависимости от стороны подхода к данной проблеме.

Так, один из основателей модульного обучения Дж. Рассел, рассматривает «модуль» как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий (1971). По мнению В. Гольдшмидт и М. Гольдшмидт «модуль» это создание автономной планируемой единицы в учебной деятельности, предназначенная помочь студенту достичь некоторых четко определенных целей (1972).

Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова и др. подчеркивают, что “модульное обучение (модульная технология) изменит образовательный процесс так, что учащиеся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуальной программе. Важной частью модульного обучения является учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации преподавателя для эффективной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуальное обучение: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля, а цель модульного обучения заключается в содействии развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала” [8, c. 312].

Таким образом, сущность модульного обучения состоит в том, чтобы ученик самостоятельно достиг конкретных целей в процессе решения поставленной проблемы при работе с информационным модулем.

Анализируя теорию модульного обучения, можно сделать следующее заключение, что данная технология является инновацией в образовании, имеет значительные преимущества в сравнении с другими педагогическими технологиями. Способствует формированию коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений обучающихся.

В настоящее время инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека особенно в школе, так как успех во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнейшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Целостное и  объективное исследование содержания и роли инновационных процессов в обновлении и развитии профессионально-педагогического образования обуславливают необходимость обращения к основам педагогической инноватики и более полного рассмотрения особенностей инноваций в современном образовании [1].

Инновационный процесс осуществляется с помощью различных инновационных технологий. Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Инжиниринг является одним из видов инновационных технологий.

Инжиниринг инноваций включает комплекс работ по созданию инновационного проекта на основе реализации, создания, продвижения и распространения определенной инновации.

Существуют различные подходы к определению инжиниринга. Английское слово «engineering» происходит от латинского «ingenium» — изобретательность, выдумка, знания [2].

Интернет-энциклопедия «Википедия» трактует «инжиниринг (от англ. engineering) как «инженерно-консультационные услуги исследовательского, расчетно-аналитического, проектно-конструкторского характера в том числе создание технико-экономических обоснований проектов, выработку рекомендаций в области организации производства и управления, то есть как комплекс услуг по обеспечению процессов подготовки к производству и реализации продукции, по обслуживанию и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и других объектов» [3].

Согласно определению, данному Европейской экономической комиссией ООН в 80-е гг. прошлого века, инжиниринг — это особая деятельность, связанная со строительством и эксплуатацией предприятий и объектов инфраструктуры. Другими словами, комплекс проектных и практических работ и услуг, имеющее отношение к инженерно-технической сфере и необходимых для возведения объекта и содействия его эксплуатации.

Как отмечает Е.З. Власова: «Необходимость инжиниринга обусловлена высокой динамикой современного мира в целом и мира образовательных услуг, в частности. Непрерывные и существенные изменения в образовательных технологиях, рынках образовательных услуг и потребностях обучающихся стали обычным явлением и образовательные учреждения, стремясь выжить и сохранить конкурентоспособность, они должны непрерывно корректировать, а зачастую и перестраивать свою стратегию и тактику, постоянно обновляться» [5, с.86].

Таким образом, инжиниринг находится между наукой и производством, формируя технологическую (в том числе техническую) базу производственной деятельности [4].

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод, что Модуль инжиниринг – образовательный модуль, включающий систему учебных предметов, объединенных инжиниринговым подходом к решению образовательных задач (от выдвижения идей до их реализации и продвижения), реализующих идеи продуктоориентированного образования.

Проект образовательной технологии Модуль инжиниринг был впервые апробирован и реализован в МАОУ «Школа дизайна Точка» г. Перми. Целью Модуля инжиниринга является, создание условий для формирования прикладного образовательного результата в условиях реализации образовательной программы школы.

Тем самым инжиниринг – это процесс интеллектуальной деятельности, задачей которого является проектирование, создание, поддержка, переработка  концепции, модели, продукта, процесса, системы или технологии для решения конкретных технических задач. Конечным результатом  является  реализованный, надёжный, экономически успешный продукт. Причём дальнейшее сопровождение продукта является также важной составляющей инжиниринга. В этой связи обучающиеся учатся сформулировать задачи, опираясь на уже имеющиеся знания и привлекая новые для ее решения. Данный формат позволяет в дальнейшем сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Прикладной характер задач способствует формированию основ инновационного мышления, умению работать в условиях неопределенности, что соответствует тенденциям современного образования.