Английский язык давно стал неотъемлемой частью учебного процесса в школе. Роль этого предмета в современной школе выросла многократно. Повышаются требования к владению учащимися английским языком в форме комплексной коммуникативной компетенции, обеспечивающей эффективное общение и межкультурное взаимодействие. Для этого учащимся российских школ нужны не только практические языковые знания, но и осведомлённость о современном поликультурном мире, в котором им предстоит утверждать себя, а также готовность к межкультурному взаимодействию.
Школа имеет право самостоятельно выбрать, по какому УМК (учебно-методическому комплексу) учащиеся будут изучать английский язык. На сегодняшний день в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ входят следующие УМК:
– УМК «Enjoy English» 2-11 кл. (авторы: М.З. Биболетова, О.А. Денисенко и др., издательство «Титул»);
– УМК «Spotlight» («Английский в фокусе») 2-11 кл. (авторы учебников для начальных классов: Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс; авторы учебников для 5-9 классов: Е.Ю. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс; авторы учебников для 10-11 классов: О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс, издательство «Просвещение» и издательство «Express Publishing»);
– УМК «Millie» 2-4 кл. и «New Millennium English» 5-11 кл. (авторы: С.И. Азарова, Е.В. Ермолаева, Э.Н. Дружинина);
– УМК «Starlight» («Звёздный английский») Starter, 2-11кл. (авторы: К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова, Р.П. Мильруд, В. Эванс, издательство «Просвещение» и издательство «Express Publishing»);
– УМК по английскому языку 2-11 кл. под редакцией М.В. Вербицкой, серия «Forward» (авторы: М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд, издательский центр «Вентана-Граф» и издательство «Pearson. Longman»);
– УМК «English» 2-11 кл. для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. (авторы: И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева, И.В. Михеева);
– УМК «English» 2-11 (авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др., издательство «Астрель»);
– УМК «Happy English.ru» 2-11 кл. для общеобразовательных учреждений (авторы: К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман, издательство «Титул»);
– УМК «Rainbow English» 2-11 кл. (авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева).
Все УМК обладают «преемственностью», т.е. весь курс обучения, с 1 или 2 класса и до 11 класса, дети обучаются по учебникам выбранной программы.
Большинство вышеперечисленных УМК предназначены для общеобразовательных учреждений. В гимназии же обучаются по программам повышенного уровня сложности, с факультативами и профильным обучением. Гимназия имеет две ступени образования:
– вторая ступень – основное общее образование (5-9 классы),
– третья ступень – среднее (полное) общее образование (10-11 классы). Т.е., во многих гимназиях обучение начинается только с 5-го класса. Учитывая то количество УМК, по которым работают различные школы, о котором говорилось ранее, возникает вопрос: как привести детей, пришедших в 5 класс гимназии «к общему знаменателю»? Рассмотрю эту проблему на примере собственного опыта.
В 2010 году издательство «Просвещение» выпустило новый учебно-методический комплект «Звёздный английский» («Starlight») для общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка. УМК «Звёздный английский» («Starlight») предназначен для учащихся 2-11 классов. «Starlight» – это совместный проект российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing», в котором нашли отражение современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку; отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference).
В соответствии с ФГОС и Фундаментальным ядром содержания образования содержание курса создаёт основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у школьников, обеспечивает постепенный переход от учебной деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Основными отличительными характеристиками курса являются:
– аутентичность языковых материалов;
– адекватность методического аппарата традициям российской школы и целям на современном этапе её развития (развитие иноязычной коммуникативной компетенции, развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного и развивающего потенциала предмета «Иностранный язык»);
– модульное построение учебника; соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация – постановка цели – деятельность по достижению цели – (само)контроль – (само)оценка – (само)коррекция – рефлексия способов деятельности;
– включенность родного языка и культуры, наличие системы аутентичных материалов о России;
– наличие системы заданий, последовательно готовящих к Государственной Итоговой Аттестации (ГИА) и Единому Государственному Экзамену (ЕГЭ).
За плечами учителей гимназии, в которой я работаю, работа с разными УМК для школ с углублённым изучением английского языка. В настоящий момент мы работаем по УМК «Звёздный английский». Уже почти 6 лет мы работаем без начальной школы, набирая детей с 5 класса. В городе нет классов начальной школы, работающих по этому учебнику. Встал вопрос: как 4-классников, пришедших из разных школ и обучающихся по разным УМК, плавно, учитывая их знания, подготовить к переходу на новый для них УМК. На базе гимназии проводятся курсы английского языка для 4-классников школ города. Они и стали удобной площадкой для адаптации учащихся 4 классов к обучению по УМК «Звёздный английский». Занятия на курсах проходят 2 раза в неделю с октября по апрель в послеурочное время. Автором программы курсов по подготовке учащихся 4 классов школ города к учёбе в гимназии являюсь я. Я взяла учебники «Starlight» для 3 и 4 классов и построила программу курсов на содержании этих учебников. Итак, чем мы занимаемся?
1. Разговариваем. На первых занятиях важно, чтобы дети познакомились друг с другом, узнали, как друг друга зовут, перестали стесняться. Поэтому почти весь первый месяц мы составляем диалоги. Темы традиционные: «Знакомство», «Как представиться», «Как представить друга», «Как поинтересоваться делами», «Как попрощаться».
2. Занимаемся чтением, транскрипцией. В учебниках, в каждом модуле, есть раздел «Фонетика», в котором много небольших забавных текстов на отработку разных групп звуков. Тем более что для некоторых учащихся поработать над звуками – насущная необходимость. Ну и умение читать по транскрипции в наших учебниках, к сожалению, никак не развивается. С тех пор как дети знакомятся с транскрипционными значками, изучая буквы, никаких упражнений на чтение по транскрипции нет. Отсюда и вредная привычка писать произношение английских слов русскими буквами.
3. Расширяем словарный запас. Разговорные темы в учебниках разных авторов в основном совпадают. А лексика не во всём. И дети с удовольствием пополняют словарный запас такими забавными словами, как itsy-bitsy, в диалогах по теме «Еда» высказывают отношение к блюду при помощи фраз «It’s yummy», «It’s yuk». В теме «Город» мы знакомимся с названиями магазинов grocer’s, baker’s, greengrocer’s, запоминаем правильное ударение в словах hotel, police station. В теме «Одежда» не ограничиваемся стандартным набором слов, предлагаемым учебником, а, отвечая на вопрос What are you wearing? берём все слова, необходимость в которых возникает в данный момент. Тема «Household chores» является совсем новой для детей. Достаточно времени уделяем умению назвать время на часах. (Когда я принесла часы, на которых можно двигать стрелку, чтобы сделать процесс более наглядным, с удивлением обнаружила, что многие дети в 4 классе не умеют определять время по часам с циферблатом. Позже выяснила, что они должны уметь это делать в 6 лет). Точно так же, когда берём порядковые числительные и отвечаем сначала на вопрос When were you born? а потом When was your mum (dad, etc.) born? вижу, что не все помнят, когда день рождения у мамы, папы и т.д. Когда задаю вопрос What is your favourite subject? в теме «School», добавляю вопрос Why? и прошу, чтобы ответы не повторялись. И выясняется, что это не невозможно, объяснить, почему нравится тот или иной предмет, не повторяя ответы одногруппников.
4. Естественно, занимаемся грамматикой. Кроме традиционных тем (мн. число имён существительных, степени сравнения имён прилагательных, количественные и порядковые числительные, слова some, any, no и их производные и т.п.) мы подробно занимаемся модальными глаголами must, have to и should, обращая внимание на общее в этих глаголах и различия; порядок слов в предложении, в частности, место наречия в словосочетании с глаголом, наречий частоты always, often и др. по отношению к любому глаголу и глаголу to be; учимся в правильном порядке располагать три прилагательных перед существительным, напр. I’ve got long straight dark hair. Работаем с притяжательными местоимениями и местоимениями в объектном падеже.
5. Работаем с орфографией. Здесь в первую очередь я обращаю внимание на изменение слова при добавлении окончания (существительные – мн. число, прилагательные – степени сравнения, глаголы – окончания -s, -ed), когда мы удваиваем согласную, убираем немую -е, меняем или не меняем -y на -i. Это те навыки, которые должны быть отработаны в начальной школе. Не редки случаи, когда выпускники обидно теряют баллы на экзамене из-за таких мелочей, или на олимпиаде мы проверяем письменную часть, и в хорошо, умно написанной работе приходится исправлять много ошибок подобного плана.
Домашних заданий нет, но раз в месяц проводится тест на повторение изученного. Чётко проговариваю, какие задания будут в тесте, что надо по записям в наших тетрадях повторить. Плохих оценок много. Возможные причины – а) курсы – это не школа, уровень ответственности не тот (хотя, получая не ту оценку, на которую рассчитывали, расстраиваются, бывают и слёзы) б) задания построены так, что при минимальном количестве пунктов в одном задании я стараюсь проверить весь материал по данной теме, а в) дети очень часто невнимательны («Невнимательно прочитал задание, не увидел слово, забыл поменять букву» – и т.д. и т.п.) Но я твёрдо стою на своём: если я дала этот материал, мы его отработали, я сказала, что он будет на самостоятельной работе и его можно было повторить, понимание этого материала я проверяю и вправе ожидать хороших результатов.
Подводя итог всему вышеперечисленному, можно сказать, что работа по данной теме не окончена, каждый новый учебный год вносит в процесс учёбы свои коррективы. Учебный материал, задания, упражнения будут дорабатываться и совершенствоваться.