Исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье обучающихся, низкий уровень их активности. На своих уроках английского языка для успешного овладения необходимыми знаниями, преодоления трудностей, поддержки мотивации обучающихся в течение нескольких лет я использую элементы здоровьесберегающих технологий.
Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо новым, необычным. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.
Жизнь ребенка немыслима вне движений, поэтому на начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев.
Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание ребят. Вот примеры такой зарядки:
Hands up! Clap! Clap! Clap! Hands down! Shake! Shake! Shake! Hands forward! Clap! Clap! Clap! Hands down! Shake! Shake! Shake! Hands on hips! Jump! Jump! Jump! Hop! Hop! Hop! Stop!
Step, step, clap, clap! Step, step, clap, clap! Turn yourself around And then you clap, clap, clap.
Hands up! Clap, clap! Hands up! Clap, clap! Turn yourself around And then you clap, clap, clap.
Bend right, clap, clap! Bend left, clap, clap! Turn yourself around And then you clap, clap, clap. |
Hands up, hands down, Hands up. To the sides. Bend left, bend right. One, two, three, hop, One, two, three, stop! Stand still! Hands on your hips! Hands on your knees! Put them behind you If you please.
Touch your shoulders! Touch your nose! Touch your ears! Touch your toes! Raise your hands high up in the air, To the sides, on your hair. Raise your hands as before While we clap: One, two, three, four |
Bend your head, Bend your knees, Grow as tall as New Year Trees. On your knees Slowly fall, Curl yourself Into a ball. Raise your head, Jump up high, Wave your hand And say “Good-bye”.
This is my right hand, I’ll rise it up high. This is my left hand, I’ll touch the sky. Right hand, left hand, Roll them around, Left hand, right hand, Pound, pound, pound.
|
А можно превратить зарядку в игру. Представим себя, например, плюшевым мишкой:
Teddy Bear, Teddy Bear,
Turn around. (Повернулись кругом)
Teddy Bear, Teddy Bear,
Touch the ground. (Достали рукой до земли)
Teddy Bear, Teddy Bear
Show your shoe. (Подняли ногу, потянули носок)
Teddy Bear, Teddy Bear,
That will do! (Поклонились)
Teddy Bear, Teddy Bear,
Go upstairs. (Идем, высоко поднимая ноги)
Teddy Bear, Teddy Bear,
Say your prayers. (Поднимаем руки, сжимаем ладони)
Teddy Bear, Teddy Bear,
Turn off the light. (Вытягиваем руки вверх, вращаем кистями)
Teddy Bear, Teddy Bear,
Say good night! (Садимся на корточки, ладони под голову)
А это задание посложнее, зато помогает выучить новую грамматическую конструкцию:
Can you hop like a rabbit?
Can you jump like a frog?
Can you fly like a bird?
Can you run like a dog?
Can you walk like a duck?
Can you swim like a fish?
And be still like a good child –
As still as this?
Имитируем движения всех животных
I can hop like a rabbit
I can jump like a frog
I can fly like a bird
I can run like a dog
I can walk like a duck
I can swim like a fish
And be still like a good child –
As still as this?
Все дети считают от одного до 10, выполняя следующие движения:
One – левая рука на левом бедре,
Two – правая рука на правом бедре,
Three – левая рука на поясе,
Four – правая рука на поясе,
Five – левая рука на плече,
Six – правая рука на плече,
Seven – левая рука на голове,
Eight – правая рука на голове,
Nine - левая рука поднята вверх,
Ten - правая рука поднята вверх.
Песня на уроке иностранного языка – хороший вид релаксации, предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные.
Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Привожу примеры таких песен:
1) Clap, clap, clap your hands.
Clap your hands together. (2 times)
Stamp, stamp, stamp your feet
Stamp your feet together.
Далее выполняются движения с использованием команд:
- Spin around!
- Dance a dance!
- Ride a bike!
- Sing a song!
- Shine your shoes!
- March to bed!
2) This is the way we wash our hands
We wash our hands, we wash our hands
This is the way we wash our hands
Every early morning
- This is the way we clean our teeth
- This is the way we eat our bread
- This is the way we drink our tea
- This is the way we go to school
3) I’m not small, I am so tall,
I can carry a tree on my back.
When it grows, I grow too,
That’s not very much to do.
I’m not small, I’m so tall,
I can carry a tree on my back.
- · I can carry a rabbit on my back
When it hops, I hop too.
- · I can carry a guitar on my back
When it plays, I play too
- · I can carry a lion on my back
When it roars, I roar too
- · I can carry the Sun on my back
When it shines, I shine too.
Игра такжеявляется одной из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие:
Little Cabin in the Wood.
Little cabin in the wood (держат руки над головой, образуя крышу домика)
Little man by the window stood («выглядывают» из окошка – держат правую руку над бровями, а левую на бедре)
Little rabbit hopping by (скачут на месте)
Knocking at the door (стучат в дверь)
“Help me! Help me, sir!” (протягивают руки, прося о помощи)
“For the farmer bobs my head” (ладонью правой руки ударяют себя по шее)
“Come on in” the little man said (движением руки приглашают войти)
“Warm up by the fire” (греют руки у «огня»)
Игра с пальчиками. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторикой, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. «Рука – вышедший наружу мозг» - писал Кант; а по словам В.А. Сухомлинского: «Руки учат разум» При помощи пальчиковых игр можно разыгрывать различные диалоги, стихотворения и инсценировки.
«Thefamily» – традиционная игра с пальчиками. Она позволяет лучше усвоить слова, обозначающие членов семьи (папа, мама, брат, сестра) по-английски, а также прилагательные.
Дети сжимают пальцы в кулачок. Левый кулачок – это семья Смитов, правый кулачок – семья Блэков. Начинаем знакомить членов семей друг с другом. Например, поем про семью Смитов, при этом разжимаем пальцы по одному друг за другом.
This is my father (выпрямляется большой палец левой руки).
This is my mother (выпрямляется указательный палец).
This is my brother. He is tall (выпрямляется средний палец).
This is my sister (выпрямляется безымянный палец).
This is my brother. He is very small (выпрямляется мизинец).
Вот и весь кулачок раскрыт. Теперь те же действия производятся с правым кулачком.
Приведу еще один пример игры с пальчиками:
This is my little house (indicate the roof by putting fingers tips together))
This is the door (holds tips of index fingers together)
The windows are shining (pretend to polish the windows)
And so is the door (pretend to polish the door)
Outside there is a chimney (hold hands up high for the chimney)
As tall as can be,
With smoke that goes curling up (wave one hand slowly above the head)
Come and see.
Игра – пантомима:
- При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером)
- Ученик у доски выполняет это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.
- При изучении темы «My pet» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.
mew-mew, mew-mew [mju: `mju: mju: `mju:] |
|
moo-moo, moo-moo [mu: `mu: mu: `mu: ] |
|
neigh-neigh, neigh-neigh [nei `nei nei `nei] |
|
buzz-buzz, buzz-buzz [bΛz `bΛz bΛz `bΛz] |
|
roar-roar, roar-roar [rɔ: `rɔ: rɔ: `rɔ:] |
|
cock-a-doodle-doo [kɔk ə du:dl du: ]
|
|
caw-caw, caw-caw [kɔ: `kɔ: kɔ: `kɔ:] |
|
woof-woof, woof-woof [ wuf `wuf wuf `wuf]
|
|
croak-croak, croak-croak [krouk `krouk krouk `krouk] |
|
oink-oink, oink-oink [ɔiŋk `ɔiŋk ɔiŋk `ɔiŋk]
|
|
hiss-swish, hiss-swish [his `swiʃ his `swiʃ] |
|
peck-peck, peck-peck [pek `pek pek `pek] |
|
hoo-woo, hoo-woo [hu: `wu: hu: `wu:] |
|
squeak-squeak, squeak-squeak [skwi:k `skwi:k skwi:k `skwi:k]
|
|
quack-quack, quack-quack [kw æk `kw ækkw æk `kw æk]
|
|
gobble-gobble, gobble-gobble [gɔbl `gɔbl gɔbl `gɔbl]
|
Разучиваем песню “Old McDonald has a farm” и обыгрываем ее.
Old McDonald has a farm,
Ee-I-ee-I-oh,
And on his farm he has some ducks,
Ee-I-ee-I-oh,
With a guack, guack here,
And a quack, quack there.
Here a duck, there a duck,
Everywhere a quack, quack.
Возможные изменения в песне:
A cow – moo
A pig – oink
A chick – chick
A dog – bark
A cat - mew
При изучении темы «My day» предлагаю игру «Театр мимики и жеста»
Актеры из разных команд по очереди показывают и какие-либо действия, а члены команды противника комментируют эти действия. Например, актер показывает, как он делает утреннюю зарядку, а первый член команды противника говорит: He is doing his morning exercises. (При повторении темы «Мой день» после освоения Present Continuous можно использовать следующую лексику: get up, clean teeth, wash face, hands, neck, dress, go to school, read, watch TV, listen to music etc.) выигрывает команда, члены которой правильно комментировали действия своего актера; отмечается также лучший актер
При изучении темы «Части тела» выполняем разминку вместе с роботом:
Head and shoulders, knees and toes, knees and toes,
Head and shoulders, knees and toes, knees and toes,
And eyes and ears, and a mouth and a nose,
Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.
Другой вариант:
My head, my shoulders, my knees, my feet – 2 раза
And we all clap hands together.
My eyes, my ears, my chest, my back. – 2 раза
And we all clap hands together.
Песня Fingers, Nose and Toes
Put your fingers on your nose, then your toes- twice
Put your fingers on your nose – twice
Put your fingers on your nose, then your toes- twice
Put your fingers on your nose, then your cheeks – twice
Put your fingers on your cheeks and then leave them here for weeks
Put your fingers on your nose, then your cheeks.
Put your fingers on your nose, then your hair – twice
Put your fingers on your hair and then wave them in the air
Put your fingers on your nose, then your hair
Примером подвижной игры служит игра «Совушка»
Цель игры: развивать лексику: day, night, come away; Wolves, run! Birds, fly! Cats, climb! Dogs, jump! Fishes, swim! и т.п. Закреплять умение употреблять слова во множественном числе.
Выбирается водящий и совушка. Водящий объявляет детям: “Day! Birds, fly!”
Дети «летают», подражая птицам.
Водящий: Night!
Дети замирают на месте, как будто уснули. Совушка вылетает из своего укрытия и забирает того, кто пошевелился.
Водящий: Day! Dogs, jump!
Дети подражают собачкам.
Водящий: Night!
Дети засыпают, а сова снова ищет «жертву».
Дети участвуют в игре “Catch Me!” Они образуют круг, мышка читает стихотворение и убегает от кошки. I am a mouse, you are a cat. One, two, three, you catch me!”
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого ребенка, создает благоприятную почву для развития двигательной активности, укрепления их здоровья. Способствует решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку. А сочетание движений, аудирования, говорения позволяет довести используемый в игре речевой материал до степени автоматизма.