Сегодня в качестве одного из перспективных направлений развития современного образования является создание модели выпускника, обладающего развитыми познавательными потребностями, стремящемуся к саморазвитию и самореализации, умеющего использовать полученные знания на практике и ориентироваться в современном информационном пространстве.
И как следствие, внедрение и использование современных образовательных технологий в начальной и средней школе становится неотъемлемой частью системы образования, поскольку позволяет не только изменить методику освоения все возрастающего объема информации, но и ввести детальную оценку и самооценку процесса обучения, повысить самообразовательную активность обучающегося [1].
К тому же, в нашем динамично развивающемся обществе у каждого человека возникает потребность овладения иностранными языками, в частности, английским, как языком международного общения. И тут учителя часто сталкиваются с проблемой: способности к языкам у всех обучающихся разные. Там, где традиционная методика бессильна, приходят на помощь новые технологии. ТРИЗ (теории решения исследовательских задач) является одной из них.
ТРИЗ – решение так называемых «открытых задач», то есть задач, не имеющих единственно правильного решения.
Что значит «открытые задачи»? Существуют «закрытые и открытые задачи». Формула закрытой задачи: чёткое условие + утверждённый способ решения + единственно правильный ответ. Шаг влево, шаг вправо от утверждённого способа решения (а значит, и мышления) – снижение оценки. А жизнь требует умения решать задачи другого типа. Это задачи, в которых не всегда понятно условие, нет чёткого стандартного пути решения, зато возможны разные варианты ответа. Такие задачи называются - открытыми[6].
ТРИЗ направлены на практическое воспитание творческой, нестандартно мыслящей личности, способной найти выход даже из самой сложной ситуации и справиться со всеми задачами, поставленной перед ней.
Элементы ТРИЗ можно применять на любом этапе урока. Данные технологии подойдут для изучения, отработки и закрепления материала при формировании ключевых компетенций на уроках английского языка [2].
Приведем примеры приемов использования элементов ТРИЗ на уроках английского языка в начальной и в средней школе:
1. Найди отгадку
Прием «Найди отгадку» очень эффективен на начальном этапе урока, когда обучающимся предлагается самостоятельно определить тему урока. Он позволяет активизировать в памяти изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти.
Тема урока во 2 классе: «Fruit» Задача обучающихся: догадайтесь, о чем идет речь в загадке, и вы сможете назвать тему нашего сегодняшнего урока. Monkeys eat me, kids do too. Gorillas love me, how about you? (A banana) |
Примечание: обучающимся может быть предложено самостоятельно составить загадку после того, как они освоят этот прием.
2. «Юные сказочники»
В процессе овладения иноязычным произношением, обучающихся необходимо познакомить со строением речевой полости и особенностями произношения звуков.
Для этого случая существует замечательная игра-сказка "Mr. Tongue" – «Господин язычок». Для ребят речевой орган, язык, оживает, и в зависимости от предложенной ему работы (произношение определенного звука), встает на определенный пост (место в ротовой полости).
Главное действующее лицо – язык.
Место действия – речевая полость.
Время действия – утро.
Сценарий сказки зависит от тех звуков, которые необходимо отработать на данном уроке. Ученики выполняют нужные действия, наблюдая процесс в зеркало.
3. Круги Луцция
Прием является универсальным средством активизации лексических знаний обучающихся на стадии закрепления и актуализации полученных знаний.
Слово по изучаемой теме записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) по этой же теме.
Подберите слова по теме «Seasons». Первоначальное слово «Umbrella» Unpredictable Month Bad Rainy E L L A |
4. Метод ассоциаций
Метод позволяет создать новый, оригинальный, полезный продукт на основе уже имеющихся знаний и изученного материала.
Тема: «City or town»
Форма работы: группа из 3-4 человек.
Задача: описать город мечты.
Даны слова: a shopping centre, a car, a school, traffic jam, hospital
Пример работы одной из групп: It’s a big city. There a lot of modern shopping centers with automatic payments. There are only flying cars, that`s why you will not have any traffic jams there and so on…
5. Метод INSERT – это прием такой маркировки текста, при которой обучающиеся значками отмечают то, что известно («v»), что противоречит их представлениям («–»), что является интересным и неожиданным («+»), а также то, о чем хочется узнать более подробно («?»). На стадии осмысления содержания, для того чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, обучающимся предлагается текст, в котором они делают соответствующие пометки на полях.
В 5 классе в рамках темы «the Geography and Political Outlook of the UK» обучающиеся говорят об особенностях образа жизни жителей Великобритании. Им предлагается прочитать следующий текст.
The British Way of Life
During your four years of English classes you have already learnt a lot about the language and the people who speak it. Here are some facts about the British way of life.
In England many things are the other way round. On the continent people seldom speak about the weather. If they do, it usually means they have no other topics to discuss. In England, if you don't repeat the phrase "It's a nice day today, isn't it?" two hundred times a day people are surprised and think that you are very dull. On the continent Sunday papers appear on Monday; in England (the country is really hard to understand) they appear on Sunday. On the continent, some people like cats, others don't but in England cats are very special animals. Everyone loves them and takes care of them.
On the continent people are proud of the things they know. They try to show off their knowledge and often quote4 Greek and Latin writers. In England only those who don't know them or who haven't read them do it.
You can offend people on the continent in many ways, for example, if you laugh at them or make jokes about their life and work.
But the English accept everything with a sense of humor. You can offend them only if you tell them they have no sense of humor.
People on the continent either tell you the truth or lie, in England they hardly ever lie, but they don't tell you the truth either.
On Sundays on the continent even the poorest person puts on his best suit and tries to look nice and respectable. In England even the richest man dresses in some old clothes and doesn't shave.
Many continentals think life is a game; the English think cricket is a game. On the continent people have good food. In England people have good table manners.
После прочтения текста по методу INSERT обучающиеся должны ответить на следующие вопросы:
a) What facts did you know before?
b) What new information have you found in the text?
c) With what information do you disagree?
d) Are there any facts in the text you do not understand? About what do you want to get more information?
6. Синквейн – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:
– в первой строке называется тема (обычно это существительное);
– вторая строка – это описание темы в двух или трех словах (прилагательные);
– третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
– четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
– последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Данный прием ТРИЗ применим при работе над любой темой и на любом этапе обучения иностранному языку. Прием Сиквейн позволяет активизировать лексические навыки обучающихся и формировать навыки построения монологического высказывания.
Тема урока «My hobby» Стихотворение детей (как пример) 1. My hobby I like my hobby very much, 2. interesting, favourite, unique It`s interesting and favourite, 3. to collect, to read, to enjoy You can collect, and read, and write, 4. It depends on your tastes. It depends on your tastes. 5. leisure activities Spend your leisure activities all days. |
8. Кластеры
Прием «Кластеры» можно использовать на этапе рефлексии. Особенность данного приема в том, что вся информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается опорный конспект по заданной теме.
Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи обучающихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели [3].
Тема: «Free time». Здание: Ответить на вопрос «Чем люди занимаются в свободное время?». Задача: Составить кластеры к ответу на вопрос. How do people spend their free time? Give your thoughts… |
Вариант кластера
Примечание: на следующих этапах изучения темы можно возвращаться к созданным кластерам и дополнять их информацией.
Использование различных ТРИЗ технологий на современном уроке английского языка позволяет решить практические, развивающие и образовательные задачи, позволяет выстроить урок методически грамотно и добиться высоких результатов обучения [4].
Применение данных технологий не требуют специальных затрат на приобретение материально-технического оборудования. При работе с данными технологиями все зависит от творчества и желания учителя. ТРИЗ позволяет сделать урок более продуктивным, красочным и творческим.