С вступлением в век компьютерных технологий у человечества появилась возможность эффективной обработки и представления информации. По данным всемирного центра Интернет-статистики около полутора миллиарда людей, т.е. каждый четвертый житель планеты, использует информационно-компьютерные технологии (ИКТ) в образовательных, профессиональных, личных целях и при общении. Эти цифры свидетельствуют о том, что в современном мире уже практически невозможно полноценно осуществлять профессиональную и межличностную деятельность без информационно-компьютерных технологий. ИКТ создают новую глобальную среду, в которой будущему поколению предстоит выстраивать профессиональные отношения, позиционировать свои интересы и представлять себя. От того, насколько эффективно им это удастся, во многом и будет зависеть их личное благополучие и процветание всей страны. Именно поэтому в настоящее время большое значение придается информатизации системы школьного образования [1].
В отличие от традиционных методик, при использовании ИКТ ученик становится главным действующим лицом и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает лишь главным активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.
Наглядность на уроках в начальной школе является обучающим средством, помогает облегчить восприятие материала, является опорой для мыслительной и речевой деятельности.
По данным исследований психологов и педагогов, таких как Е.С. Полат, О.К. Филатов, Г.К. Селевко, люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат и 80% того, что они видят, слышат и делают одновременно. На основе этих данных можно сделать вывод, что применение интерактивных технологий, может во много раз улучшить качество знаний обучающихся [2].
В настоящее время одним из самых актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.
Интерактивная доска при обучении в начальной школе обладает особыми преимуществами. В программном обеспечении любой интерактивной доски имеются различные функции, с помощью которых можно продуктивно работать с любыми объектами на доске: перемещать, создавать анимацию, изменять и выделять наиболее значимые элементы, группировать, скрывать за шторкой, делать съемку экрана и видеозапись урока, клонировать уроки и их элементы, сохранять, изменять уроки и возвращаться к пройденному материалу.
Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для обучающихся начальных классов, для которых именно кинестетический способ восприятия информации является наиболее эффективным. Рассеянные ученики лучше воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Школьники работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображение. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают коммуникативные качества. В результате повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность учащихся. Создание на уроках и во внеурочной деятельности доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества поднимает авторитет детей среди одноклассников, помогает верить в себя [3].
Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, иллюстрации, аудио и видеоматериалы служат опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматический структур, совершенствования навыков чтения, контроля и самоконтроля знаний.
Кроме того, использование интерактивной доски позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала. Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы и возвращаясь к изученному материалу, а рисунки и тексты перемещать с одной страницы на другую. Очень удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при выполнении тестовых заданий и самостоятельных работ или в рамках обобщающего урока [4].
Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала. Работа с интерактивной доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность логической подачи материала при изучении нового материала и совершенствовании умений и навыков обучающихся. Необходимую информацию можно найти непосредственно в процессе работы с доской при возможности подключения к сети Интернет.
Таким образом, педагогические возможности электронной доски как средства обучения намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. На современном этапе интерактивная доска является эффективным и доступным способом обучения в начальной школе. Использование интерактивной доски с ее фактически безграничными возможностями делает уроки не только продуктивными, но и увлекательными как для учителя, так и для учеников.
Использование интерактивной доски позволяет включить всех обучающихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка [5].
Программное обеспечение интерактивных досок, основанных на разных технологиях, несмотря на имеющиеся похожие функции, отличается и далеко не совершенно. Однако на сегодняшний момент существует универсальная программа Smart Notebook, которая разработана для любой интерактивной доски [6].
Данная программа позволяет без лишних усилий и качественно предварительно подготовить материал, который будет использован учителем на интерактивной доске. Это единственная программа, которая имеет простой и удобный русскоязычный интерфейс и является «сценой», на которой подготовленные материалы учитель презентует ученикам.
Пример использования интерактивной доски на уроке русского языка (2 класс)
Пример использования интерактивной доски на уроке русского языка (4 класс)
В заключение, хочется отметить, что использование интерактивной доски на уроках и во внеурочной деятельности способствует развитию положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала.