«Трагедия жизни заключается не в том, что цель не достигнута.
Трагедия жизни заключается в отсутствии цели для достижения»
(Бенджамин Мейс)
Сегодня на уроке школьник должен не только решать задачи, но и освоить способы успешной жизни в обществе, то есть уметь ставить перед собой цель, планировать свои действия, прогнозировать их последствия.
Итак, мы видим, что важное место в структуре современного урока принадлежит этапу целеполагания, планируя урок, нужно идти не от содержания, а от цели. Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Целеполагание должно соответствовать планируемому результату.
Цели должны быть:
- · диагностируемые (должна быть возможности проверить, достигнута ли цель; критерии измеримости бывают качественные и количественные);
- · конкретные, понятные, точные (цель должна иметь точную формулировку);
- · осознанные;
- · описывающие желаемый результат;
- достижимые;
- побудительные (побуждать к действию);
- · гибкие (цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся) [2].
В поставленной цели должна проектироваться деятельность учителя и учащихся, кроме того в процессе целеполагания каждый ученик должен быть активным участником, это дает возможность научиться высказывать свое мнение, а также слушать и слышать другого, что необходимо для эффективного взаимодействия.
Цель необходимо обсудить и зафиксировать, потом выдвинуть задачи (как вариант через выполняемые действия: прочитать текст, составить конспект или таблицу, подготовить доклад и т.п.), которые также нужно записать. На последнем этапе урока нужно снова обратиться к этой записи и попросить учащихся проанализировать, определить, достигли ли они цели.
Важно, чтобы учащийся понял и принял цель как собственную, только в этом случае появится мотивация и целенаправленность его деятельности. Для того, чтобы цели учителя стали целями учащихся можно использовать следующие приемы целеполагания:
– тема – вопрос – план;
– работа над понятием;
– подводящая беседа;
– яркое пятно;
– группировка;
– исключение;
– домысливание;
– прием «знаю – не знаю»;
– проблемная ситуация [1].
Так как наша гимназия работает по УМК «Звёздный английский», то в своих примерах мы будем опираться на него.
Тема – вопрос – план
Тема урока предстает перед учащимися в виде вопроса, необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос, в процессе дети высказывают разные мнения и предположения. Например, задаем вопрос «Would you like to know about Chinese Opera? How can we do this? ». Ученики выдвигают свои предположения:
- · познакомиться с новой лексикой;
- · прочитать текст;
- · посмотреть презентацию и (или) видео;
- · послушать отрывок из китайской оперы и т.п.
Так учащиеся учатся формулировать способы достижения конкретных учебных целей.
Работа над понятием
Тема урока пишется на доске, перед учащимися ставится задача объяснить значение каждого слова в названии темы. Затем, от значения слова определяем цель урока. Например, тема «Singular and plural nouns», учащимся сначала нужно выяснить, что им уже известно (например, известно, что означает «noun»). Далее следуют вопросы:
Как вы думаете, что обозначают понятия «singular» и «plural»?
Знаете ли вы, что ни у каждого слова в английском языке есть единственное и множественное число?
Подводящая беседа
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на систематизацию известной информации, которая в результате сводится к тому, о чем ученики не могут рассказать в силу своей некомпетентности. Итак, возникает необходимость в дополнительных исследованиях. На этом этапе и ставится цель.
Например, тема урока «School day in England». Возможные варианты заданий:
• заполнить таблицу, вписывая информацию. Например,
|
English schools |
Lessons |
|
School subjects |
|
Uniform |
|
Breaks |
|
Food |
|
Clubs |
|
• выбрать из предложенных слов те, что описывают школу: GCSE, USSR, Science, Art, theatre, uniform, football, orchestra, team, break, canteen, etc.
• составить схему, например,
Выясняем, все ли мы смогли осветить, заполнить, отметить. Исходя, из этого ставим цель урока.
Яркое пятно
Прием заключается в том, что среди большого количества однотипных слов одно выделено цветом, расположением или размером. Таким образом, при помощи зрительного восприятия внимание фокусируется на выделенном объекте. Например, тема урока «Degrees of Comparison of Adjectives», на доске выписаны прилагательные:
cheap, cheaper, the cheapest; clear, clearer, the clearest; GOOD – BETTER – THE BEST; cold, colder, the coldest; careless, more careless, the most careless; distant, more distant, the most distant; eager, more eager, the most eager; famous, more famous, the most famous; BAD – WORSE – THE WORST; formal, more formal, the most formal.
Ученики определяют причину обособленности и общности всего предложенного. Затем формулируется тема и цели урока.
Группировка
Например, тема урока «Gerund and Infinitive». Учащимся предлагаются словосочетания, которые необходимо разделить на группы: love watching, waste time trying, promise to return, made him pay, too cold to go, had better play, can run, would love to go и т.д. Изучение признаков, в основе классификации, и будет целью урока.
Исключение
К примеру, тема занятия «Plural Nouns». Детям предлагается ряд слов: cats, potatoes, boys, blogs, women, apples etc.
Учащимся нужно определить, что объединяет все эти слова, какое слово и по какому основанию является лишним?
Домысливание
В этом случае цели формулируются при помощи опорных глаголов. Например, тема урока «Natural Remedies», учащимся нужно сформулировать цель с помощью опорных глаголов: научиться, выяснить, узнать, уметь, сделать вывод и т.д.
Учащиеся, к примеру, предлагают изучить слова по теме, научиться использовать новые слова при составлении предложений, выяснить лечебные свойства домашних средства, узнать о природных средствах, уметь рассказать о способах лечения с помощью природных средств, сделать вывод «можем ли мы обойтись без лекарств?» и т.д.
Прием «Знаю …. Не знаю …»
Предъявляется тема урока, например, «Global warming», на доске чертится таблица из двух колонок:
Know |
Don’t know |
|
|
Учащиеся отмечают, что они уже знают по этой теме (например, определение и причины), указывают, что они хотели бы узнать (например, последствия, а также, что люди могут сделать, чтобы уменьшить влияние глобального потепления). Все записывается в соответствующую колонку, а в конце урока делается вывод о том, что из неизвестного удалось узнать на уроке.
Проблемная ситуация
Перед учениками в начале урока ставится такой проблемный вопрос, на который они не смогут сразу ответить. Ответ на него и станет целью урока.
Например, при изучении темы «Art Styles» в 6 классе предлагаются портреты художников, интересные факты из жизни, репродукции картин. В ходе беседы определяется цель урока.
Представленные приемы помогают учащимся сформулировать цели урока, повысить мотивацию, сделать урок эффективным, а также будут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.