Полный текст статьи
Печать

В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения. При переходе из дошкольного в школьное образовательное учреждение кардинально изменяется образ жизни ребенка, его деятельность и социальное окружение. Ускорение темпа жизни, введение различных образовательных инноваций, повышение учебных требований часто приводит к росту напряженности, тревожности, нарушениям успеваемости, поведения и межличностного взаимодействия, т.е. к появлению школьной дезадаптации детей. Несвоевременное распознавание характера и природы различных проявлений школьной дезадаптации, отсутствие специальных профилактических и коррекционных программ приводит не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения.

Проблему готовности к обучению, школьную дезадаптацию рассматривали многие российские и зарубежные ученые, методисты, педагоги-исследователи: Т.А. Дорофеева, Л.С. Иванова, Л.В. Замулина,  Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Л.Ф. Попова, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Т.Д. Молодцова, В.Т. Горецкий, В.В. Давыдов, А. Керн, С. Штребел, Д.Б. Эльконин и др. Исследования зарубежных ученых отличается от российской точки зрения. Зарубежные исследования в основном направлены на разработку тестов на выявление уровню готовности к школьному обучению, а в работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе [1; 2].

Рассмотрим различные дефиниции понятия «школьная дезадаптация».  Т.Д. Молодцова рассматривает школьную дезадаптацию, как результат внутренней или внешней и, нередко, комплексной дегармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, которая проявляется во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности с окружающими его людьми. Школьная дезадаптация – это сложное социально-личностное явление, являющееся результатом нарушенного взаимодействия личности школьника и среды, такое определение дают Н.М. Иовчук и А.А. Севернов. А вот Петровский А.В под школьной дезадаптацией определял «неприспособление строений и функций индивида к условиям школьной  среды». Состояние внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается «в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека» – такое определение школьной дезадаптации дает К. Роджерс. Рассмотрев различные определения можно сказать, что школьная дезадаптация – «школьная неприспособленность» – различные затруднения, нарушения, отклонения, возникающие у первоклассника в его школьной жизни. В формировании и развитии школьной дезадаптации играет роль окружение младшего школьника и такие факторы, как медицинский, психологический и социально-средовой.

В настоящее время выделяется три основных компонента проявления школьной дезадаптации:

1. Когнитивный компонент школьной дезадаптации выражается в неуспешности в обучении по учебным программам, соответствующим возрасту ребенка (хроническая неуспеваемость, отрывочность и недостаточность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков).

2. Эмоционально-оценочный и личностный компонент школьной дезадаптации проявляется в виде постоянных нарушениях эмоционально-личностного отношения к учебным предметам, обучению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с дальнейшей учебой.

3. Поведенческий компонент школьной дезадаптации характеризуется систематически повторяющимися нарушениями поведения в процессе обучения и в школьной среде (конфликтность, агрессивность и т.п.) [3].

У большинства младших школьников, имеющих школьную дезадаптацию, могут быть прослежены все три приведенных компонента. Возможно преобладание среди проявлений школьной дезадаптации того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапов личностного развития, а с другой – от причин, лежащих в основе формирования школьной дезадаптации.

Почти все ученые, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют особое место произвольности. Трудность её заключается в том, что с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны – слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе. Отечественные и  зарубежные исследователи сходятся во мнении о необходимости проводить тщательный отбор детей в школу. В качестве обязательного условия правильной организации профилактической работы рекомендовано проведение тщательной диспансеризации и психолого-педагогического обследования детей за год до поступления в школу. Диагностика отклонений в развитии детей осуществляется специальными комиссиями.

Успешность обучения первоклассников зависит от уровня сформированности  аспектов речевого и психомоторного развития.  Развитие всех сторон развития младших школьников  находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. Рассмотрим аспекты речевого и психомоторного развития  младших школьников и представим их на рисунке 1.

Аспекты развития  младших школьников включают в себя речевое  развитие и психомоторное. Речевое развитие состоит из сформированности звукопроизносительной строй речи;     грамматический строй речи (развитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения); лексический строй речи (расширяется словарный запас); связная речь (развитие монологической и диалогической речи); фонематический слух (способен различать звуки в словах, может соотнести звук со знаком и изобразить этот звук, понимает смысл слова).

Психомоторное развитие  младших школьников состоит из развития мелкой моторики. 

Рисунок 1 – Аспекты речевого и психомоторного развития младших школьников 

Это развитие – готовность руки к письму; координация пальцев рук; сформированности эмоционально-волевой  сферы; развития высших психических функций (мышление, память, восприятие, внимание – все психические процессы должны соответствовать возрастным особенностям детей).

В младшем школьном возрасте происходит смена ведущей деятельности мотивационной сферы от игровой к учебной. Учебная деятельность включает интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка в норме должен быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умения общаться с людьми, ролевое поведение. Нарушения в развитии речевого и психомоторных процессов  у младших школьников приводят к недостаточному уровню сформированности интеллектуальной готовности к школьному обучению. Недостаточная сформированность одного или нескольких компонентов речевого и психомоторных развития способствует возникновению различных проблем школьной  дезадаптации. Рассмотрим проблемы школьной дезадаптации, представленные на рисунке 2.

При этом появляется важность учета следующих важных проблем школьной дезадаптации в аспекте речевого и психомоторного развития  младших школьников. К ним относятся следующие проблемы:

1. Неуспешность младшего школьника в обучении по учебным программам, соответствующим возможностям ребенка, включая такие признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество и т.д. Этот параметр можно рассматривать как когнитивный компонент школьной дезадаптации у младших школьников.

2. Нарушения эмоционально-личностного отношения к учебным предметам и обучению в целом, к учителям. Это проблема проявляется  как равнодушное безучастное, пассивно-негативное, протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отклонения к обучению (эмоционально-оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации).

3. Систематически повторяющиеся нарушения поведения в школьном обучении и в школьной среде. Такая проблема характеризуется неконтактностью и пассивно-отказными реакциями, включая полный отказ от посещения школы; стойкое антидисциплинарное поведение, включая активное противопоставление себя соученикам, учителям, демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, случаи школьного вандализма (поведенческий компонент школьной дезадаптации). 

Рисунок 2 - Проблемы школьной дезадаптации в аспекте речевого и психомоторного развития первоклассников 

4. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками проявляется в  агрессии, отчужденности, повышенной возбудимости и конфликтности.

5.Нарушения во взаимоотношениях с учителями, нарушения дисциплины и неподчинение школьным нормам.

6. Личностные нарушения проявляются в таких проявлениях, как чувство собственной неполноценности, упрямство, страхи, сверхчувствительность, лживость, уединенность, угрюмость.

7. Неадекватная самооценка. При высокой самооценке - стремление к лидерству, обидчивость, высокий уровень притязаний одновременно с неуверенностью в себе, уклонение от трудностей. При низкой самооценке: нерешительность, конформизм, безынициативность, несамостоятельность[2; 4].

Как правило, при развитой одной из проблем школьной дезадаптации все эти компоненты четко выражены. Однако следует учитывать и возрастные особенности формирования школьной дезадаптации. Каждый из этих этапов личностного развития вносит свои черты в динамику ее становления, поэтому требует специфических для каждого возрастного периода приемов диагностики и коррекции. преобладание того или иного компонента в проявлениях школьной дезадаптации зависит еще и от ее причин.

Важным компонентом готовности к школе является речевая готовность. Несформированность речевой деятельности в младшем школьном возрасте закономерно приводит к нарушениям чтения и письма. Недостаточный уровень речевой готовности обусловливает стойкие и выраженные затруднения при усвоении учебного материала, а также недоразвитие регулирующей и коммуникативной функций речи. Для предупреждения и раннего выявления школьной дезадаптации нужно изучить всесторонне аспект готовности младшего школьника до поступления в школу.