Полный текст статьи
Печать

Проблемы младших школьников, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и шумные, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти младшие школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудобны учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь младшего школьника, то можно говорить о существующей системе начального общего образования как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми.

Многие педагоги, психологи и врачи М.И. Буянов, Н.Н. Заваденко, В.П. Кащенко, В. Клайн, В.В. Ковалев, Г. Крайг, Р. Кэмпбелл, В.В. Лебединский, Д. Любар, Э. Лязар, А.С. Спиваковская, Г.Е. Сухарева, М.И. Чистякова, Ю.С. Шевченко, Л.Я. Ясюкова и другие занимались этой проблемой. Большинство исследователей пытались выделить общие черты личности и поведения сверхактивного младшего школьника, установить их природу и разработать способы психолого-педагогической коррекции. В современной психолого-педагогической науке и практике младших школьников с повышенной двигательной активностью, низкой произвольностью внимания называют гиперактивными, а совокупность симптомов сверхактивности – синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Наиболее обобщенную характеристику гиперактивности приводит американский психолог В. Клайн, выделивший четыре ее основных блока: сверхактивность, разбросанность, импульсивность, повышенная возбудимость. Учеными предложены методики психолого-педагогической коррекции описанного синдрома. Например, М.И. Чистяковой предложен курс психогимнастики для сверхактивных младших школьников, а один из известных зарубежных ученых Д. Любар, занимаясь этой проблемой, акцентировал внимание на психотерапии, которая в значительной степени может помочь учащимся с синдромом гиперактивности [6].

В последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных младших школьников становится все более актуальной и обсуждаемой. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных младших школьников было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30 % учащихся. Этот процент гиперактивных детей в классе постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции этого гиперактивного младшего школьника не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям младшего школьника. Несмотря на научную изученность этой проблемы, существующие методы работы с гиперактивным поведением младших школьников младшего школьного возраста имеют недостаточно комплексный характер. Учителям начальных классов необходимо вести коррекционную работу с гиперактивными детьми на протяжении  всего процесса обучения и воспитания в начальной школе.

Гиперактивность – в переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы [5]. Гиперактивность у младших школьников проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развитию младшего школьника невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, чрезмерной подвижностью.

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у младших школьников, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у младшего школьника уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у младших школьников и у детей в старшем дошкольном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки. От младших школьников требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях их длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. В период адаптации первоклассников родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных учащихся.

1. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

2. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

3. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

4. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

5. Не может играть тихо, спокойно.

6. Болтливый.

7. Часто мешает другим, пристает к окружающим.

8. Часто теряет вещи.

9. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Между тем, диагноз гиперактивности первоклассников считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех перечисленных выше симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные школьники  отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и к будущей или настоящей учебной деятельности.

Возможно, для решения этой непростой проблемы будет лучше обратиться за помощью к специалисту. Ведь часто в семье, где растет гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнее напряжение, образуется замкнутый круг, из которого родителям и самому младшему школьнику с каждым годом труднее выбраться. Улучшение состояния младшего школьника с гиперактивностью зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от позитивного, уравновешенного и последовательного отношения к нему. Близким младшего школьника требуется разъяснить его проблемы, чтобы он понял: его поступки не являются умышленными, и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии управлять возникающими сложными ситуациями. Причем хорошо понимать, что происходит с ребенком, все без исключения члены семьи, должны придерживаться единой тактики его воспитания.

В воспитании младшего школьника с гиперактивностью родителям необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с педантичностью, жесткостью и наказаниями – с другой. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его здоровых сверстников. Необходимо избегать переутомления младшего школьника, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости в места массовых скоплений людей – рынки, гипермаркеты, шумные компании. Во время игр со сверстниками желательно ограничивать такого ребенка лишь одним партнером. Гиперактивному младшему школьнику как воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования. Родителям и учителю такого первоклассника важно не жалеть усилий на то, чтобы сформировать у младшего школьника навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки [1].

Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для младшего школьника необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей должен заглядывать в комнату младшего школьника, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Через каждые 15–20 минут важно разрешать ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.

Каждый раз такому школьнику следует давать не более 1–2 инструкций, которые должны носить конкретный характер. Эффективный способ напоминания для младших школьников с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации – это развешивание в этой комнате специальных листов-памяток. Родителям ребенка с гиперактивностью следует выбрать два наиболее важных дела в течение дня, которые он сможет успешно выполнить. После этого написать напоминания об этих делах на бумажных листах. Эти листы вывешиваются на специальной «доске объявлений» в комнате младшего школьника или, как вариант, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной, но и образной форме, т.е. можно сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, «Помой посуду» – изображение тарелки). После выполнения соответствующего поручения учащийся должен сделать на листе специальную пометку. Еще один способ воспитания навыков самоорганизации – применение цветовой маркировки. Например, если для занятий по разным школьным предметам завести тетради определенных цветов (зеленые по природоведению, красные по математике, синие по письму), то в дальнейшем их легче находить. Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее пройденному учебному материалу. Для наведения порядка в комнате первоклассника с гиперактивностью также могут помочь цветовые обозначения: ящикам письменного стола присвоить красный цвет, ящикам для одежды – синий, для игрушек – желтый. Значительная по площади и хорошо заметная цветовая маркировка, которая дополнена рисунками или наклейками, соответствующими содержимому ящика, позволяет успешно решить поставленную задачу определенной работы с таким школьником.

Также его важно учить уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми. Правила поведения, которые предлагаются ребенку с гиперактивностью, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему очень важно объяснить, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательных для младшего школьника занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимой игры). Родителям такого ребенка следует обсуждать с ним его поведение и высказывать замечания спокойно и доброжелательно. При необходимости изменить поведение младшего школьника важно выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени. Для развития тонкой моторики и общей организации движений полезно включать гиперактивных младших школьников в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ. Но не в занятия силовой борьбой, боксом – т.к. они потенциально такие дети травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению [5].

Учитель таких младших школьников должен посоветовать родителям детей с гиперактивностью призвать им на помощь специалистов и постараться вместе установить контакт с. другими школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, об эффективных методах работы с такими учениками. Нежелание учителя вникать в эту проблему – тревожный сигнал! Если судьба свела младшего школьника с таким педагогом, который с ходу зачисляет его в неуспевающие или невоспитуемые или перекладывает все воспитательные задачи на родителей, родителям не стоит испытывать чувство вины или опускать руки. Каждый ребенок имеет право на уважительное и психологически грамотное отношение к себе, не говоря уже о праве на среднее образование! От учителя таких младших школьников по возможности требуется игнорирование их вызывающих поступков и постоянное поощрение их хорошего поведения. Важен выбор оптимального места для первоклассника с гиперактивностью в классе – в центре напротив доски и недалеко от стола учителя. У такого младшего школьника должна быть возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений. Задания на уроках учителю следует предлагать постепенно, рассчитанные на определенные временные интервалы. Если такому ученику необходимо выполнить объемное задание, то оно должно предлагаться ему в виде последовательных частей, а учителю периодически контролировать ход работы над каждой из них, внося требуемые коррективы. Учителю желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока он не будет уверен, что его поняли все такие дети. Чтобы удерживать внимание гиперактивных младших школьников, учитель может договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он использует всякий раз, когда ученик отвлекается и выключается из работы. В классном коллективе учитель должен добиваться повышения у младшего школьника с гиперактивностью самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Ему важно определить сильные стороны личности младшего школьника и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей [2].

Учеными и практиками разработаны определенные требования, которых должны придерживаться учителя начальных классов при работе с гиперактивными детьми.

1. Изменение окружения: изучите психологические особенности младшего школьника с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами учителя в центре класса (группы), прямо у доски; измените режим урока (занятия) с включением физкультминуток; разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса ; предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к Вам за помощью в случае затруднения; направляйте энергию гиперактивного младшего школьника в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

2. Создание положительной мотивации на успех: введите знаковую систему оценивания; чаще хвалите гиперактивного младшего школьника; расписание уроков (занятий) должно быть постоянным; избегайте завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребенку; вводите элементы проблемного обучения на уроке (занятии); используйте на уроке элементы игры и соревнования; давайте задания в соответствии со способностями младшего школьника; большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них; создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе (группе) по некоторым областям знаний; научите младшего школьника компенсировать нарушенные функции за счет сохранных; игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные; стройте процесс обучения на положительных эмоциях; помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

3.Коррекция негативных форм поведения: способствуйте угасанию агрессии; обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения; регулируйте взаимоотношения гиперактивного младшего школьника с одноклассниками (одногруппниками) [4].

4. Регулирование ожиданий: объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния младшего школьника зависит не только от медицинской и психолого-педагогической коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к гиперактивному учащемуся.

Итак, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок не может самостоятельно справиться со своими проблемами. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения младшего школьника, а скорее ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и не медикаментозных методов, к которым относятся психологические и педагогические коррекционные [6] программы.