Полный текст статьи
Печать

Реалии современного общества таковы, что стремительно меняющиеся события (политические, экономические, технические и пр.) требуют от человечества адекватной оценки и максимальной мобильности для сохранения здоровья, мира и цивилизации в целом. Здесь не обойтись без определения понятия «процесс человеческой адаптации». Отметим, что понятие «адаптация» (от латинского – «приспособление») рассматривается в данной статье как механизм социализации человека в определенной социальной среде.

Проблеме успешной адаптации, как естественному приспособлению к новым условиям (пассивное проявление адаптации) и мотивированному включению в предлагаемые обстоятельства (адаптация активная) уделялось достаточное количество научных исследований. В трудах отечественных и зарубежных ученых процесс адаптации рассматривался в зависимости от физиологических оснований (И.П. Павлов), как защитное приспособление (Т. Шибутани) как активное изменение человеком самой среды (С.Д.  Артемов, А.Н.  Розенберг, А.Л.  Журалев, Б.Ф.  Ломов, М.И.  Дьяченко, Л.А.  Кандыбовича, А.А.  Налчаджяна, В.И.  Ковалева, Н.А.  Сырниковой, Ш.А. Надирашвили, Г.А. Горошидзе, В.В. Селиванов и др.) [1].

Говоря об успешности процесса адаптации первоклассников, целесообразно отметить важность создания безопасной образовательной среды для учащихся и их родителей, которые в наименьшей степени испытывают необходимость квалифицированного психолого-педагогического сопровождения. Именно здесь гарантом результата выступает школа, как надежный социальный институт, возлагающий на себя ответственность за качество образования учащихся без нанесения вреда их физическому и психическому здоровью.

Как показала практика, ряд трудностей, с которыми сталкивается современная школа, обусловлена зависимостью между сформировавшимся «характером ценностных ориентаций» семьи и преобладающим «типом адаптационного поведения» ее членов. По мнению Е.В. Витенберга, «у детей и родителей, ориентированных на:

– проявление и развитие своих способностей, доминирует установка на активно-преобразовательное взаимодействие с социальной средой;

– материальное благополучие – избирательность и «целевая ограниченность социальной активности»;

– комфорт – приспособительное поведение» [2].

М.И. Скубий условно выделяет два последовательных этапа адаптационного процесса: 1) «внутреннюю активность «для себя»; 2) «внешнюю активность «для других» [3, с. 27]. Иными словами,  активность «внутренняя» является предпосылкой «внешней» активности. С.Д. Артемов (1970) уточняет, что повышению внешней активности субъектов будет способствовать определенная степень свободы действия, через организацию которой можно целенаправленно влиять непосредственно на среду [4].

Основываясь на данном положении, и опираясь на труды В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова (1990), В.С. Немченко (1969), Э.С. Чугуевой (1985), в которых доказано, что успешная адаптация личности обеспечивается ее творческой активностью, был разработан экспериментальный проект «Семейная мастерская Фарватория инициатив».

«Фарватория инициатив» – это территория безопасности взаимо- и со-действия учителей-родителей-учащихся, ориентированная на личностное развитие каждого в процессе организации семейного со-творчества при сопровождении учителя.

Перспективной линией экспериментального проекта стали этапы личностного развития в новой социально-образовательной среде, представленные на рисунке 1. 

Рисунок 1 – Этапы личностного развития тандема ученик-родитель 

Настоящий проект является первой ступень (платформой) построения сложной системы взаимодействия школы и семьи и рассчитан на один год.

Актуальность проекта обусловлена признанием того, что именно семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов образовательной среды, который определяет успешность/неуспешность не только образовательного процесса, но и общества в целом. Активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы является необходимым условием организации психологически безопасной образовательной среды, которая будет способствовать актуализации субъектной позиции младших школьников, развитию их внутренней «самости» в условиях совместной творческой детско-родительской деятельности. Кроме того, работа мастерской направлена на стимулирование познавательного интереса первоклассников, укрепление детско-родительских отношений.

Для реализации идеи проекта за основу выбрана «семейная мастерская» как стартовая платформа для осуществления всесторонней поддержки первоклассника в процессе приобретения им новой социальной роли.

Цель проекта: создание творческой семейной мастерской «Фарватория инициатив», основанной на совместной творческой деятельности субъектов образовательного процесса (родители, дети, учителя).

Задачи проекта:

- пропаганда активного участия родителей в образовательной жизни первоклассника ;

- создание комфортной атмосферы сотрудничества семьи и школы как условие успешной адаптации первоклассников;

- развитие творческой инициативы детей и родителей как способ стимулирования положительной мотивации у первоклассников.

Проект рассчитан на учащихся 1-го класса и их родителей. Реализация проекта предусматривает три этапа, схематически представленных на рисунке 2. 

Рисунок 2 – Этапы реализации проекта «Фарватория инициатив» 

На I этапе – подготовительном – формируется инициативная команда из числа учителей, заинтересованных родителей, привлеченных социальных партнеров (студентов, страшеклассников-волонтеров); разрабатывается план мероприятий семейной мастерской «Фарватория инициатив» для совместной деятельности родителей и их детей; осуществляется подготовка необходимых методических материалов; проводится стартовое анкетирование детей и родителей с целью выявления интересов и склонностей; изучается социальный паспорт класса.

Сроки проведения первого этапа – август-сентябрь текущего учебного года.

II этап – основной (реализуется на четырех уровнях):

1    уровень «Наш новый статус». Цель: обеспечение психологического безопасного включения взрослых и детей в новую социально-образовательную среду, получение информации об образовательном учреждении. Проведение совместных мероприятий, например:

-     «Школьный огонёк». Цель мероприятия: познакомить родителей и их детей-первоклассников между собой в форме совместной неформальной встречи. Проведение разнообразных игр на знакомство, чаепитие (по желанию), составление карты «ожиданий» от совместной деятельности.

-     Квест (игра по станциям) «Знакомство с образовательным пространством школы». Цель: в игровой форме познакомить первоклассников и их родителей с территорией образовательной организации. «Станции» – это основные и необходимые пункты безопасной образовательной среды. К ним относятся: стадион, библиотека, столовая, медицинский пункт, санузлы, актовый зал, кабинеты (учебный, директора, музыки и т.д.); назначение каждой из «станций»; правила поведения в школе; маршрут по территории образовательной организации; маршрут «дом-школа-дом». Для безопасности и эргономичности проведения квеста разрабатываются маршрутные листы передвижения для игровых команд определенных особым образом (случайным выбором или по интересам) по 6–8 человек (родитель-ребенок). Итог квеста: совместное схематическое составление карты «Территория безопасности моей школы» и памятки для родителей и их детей.

2    уровень «Включение». Цель: планирование режима дня в соответствии с меняющимися временными отрезками занятости (учебной нагрузки и совместного/индивидуального семейного досуга). На данном этапе целесообразно провести совместное мероприятие (родители-дети-учитель) «Групповой проект “Создание навигационной карты семейных будней”». Организация данного мероприятия обусловлена привлечением внимания всех участников образовательного пространства к общей и личностной занятости всех членов семьи для перспективного планирования (минимум на полгода) основных семейных и школьных/классных мероприятий. Кроме того, каждый из участников группового проекта получит опыт работы над проектом (теоретический и практический) для дальнейшего его совершенствования.

3    уровень «Мы умеем». Цель: реализация творческого потенциала взрослых и детей; подготовка и проведение семейных мастер-классов. Предполагается включение родителей и детей в совместное творчество через создание семейных проектов, тематику которых выбирают сами участники. Примерные темы: «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейные достижения», «Рекорды нашей семьи», «Наша гордость», «Семейные истории», «Шедевры семейного искусства», «Наши руки не для скуки», «Интеллектуальная семейная вечеринка», «Семейная династия» и т.д. Направления интересов не ограничивается: от рукоделия (кулинария, шитье, техническое творчество и пр.) до профессиональных умений. По возможности все проекты демонстрируются на совместных встречах и по желанию участников реализуются в виде мастер-классов для обмена положительным семейным опытом. Кроме того, все проекты (по желанию участников и/или коллегиальному выбору) могут участвовать в Конкурсах регионального и федерального уровня, в т.ч. посвященных «Дню семьи».

4    уровень «Наши достижения». Цель: самостоятельная подготовка и совместное проведение творческого мероприятия. Завершением основного этапа проекта может стать коллективное мероприятие «Фестиваль творческих инициатив». Продукт семейного творчества важно визуализировать, дать возможность авторам объяснить технологию, трудозатраты и степень участия каждого для сторонних зрителей, иными словами получить общественную оценку семейному творчеству. В рамках фестиваля можно организовать выставки, ярмарки, мастер-классы, концерты, видео-показы, показы мод и прочих результатов семейной проектной со-творческой деятельности.

Прохождение каждого уровня предполагает овладение родителями и детьми определённым рядом компетенций, позволяющих выйти на качественно иной уровень в системе отношений «Взрослый ↔ Ребёнок», что способствует активному развитию внутренней позиции младшего школьника, его психологически безопасному включению в новую социально-образовательную среду.

 III этап – итоговый. Цель: анализ результатов совместной деятельности (по количественному и качественному критериям), исследование динамики учебной мотивации первоклассников и особенностей их адаптации к школьному обучению. Итоги данного этапа позволят наметить перспективу мероприятий для проектирования следующих этапов личностного роста учащихся и их родителей для закрепления полученного результата.

Таким образом, предполагаемые конечные результаты экспериментального проекта «Фарватория инициатив»:

-     успешная адаптация первоклассников;

-     развитие педагогической компетентности родителей;

-     развитие субъектной позиции у первоклассников;

-     создание базы семейных проектов.

Реализация проекта по адаптации к школе с привлечением родителей возможна на одном конкретном 1-ом классе, на параллели первых классов, в любой заинтересованной образовательной организации общего образования.

Универсальность проекта, на наш взгляд, состоит в его доступности и обоснованности, поскольку вхождение в новые социальные роли ребенок-ученик и родитель-партнер школы происходит одномоментно и с учетом личностных интересов всех участников образовательного процесса, что, в свою очередь предопределяет возможность развития в соответствии со своим жизненным потенциалом и сохранением психологического комфорта.