Полный текст статьи
Печать

  В последнее время практически во всех высших учебных заведениях все больше внимания уделяется внедрению новейших инновационных технологий в образовательный процесс. Образовательные организации МВД России не остались в стороне от этих нововведений. Одним из методов инновационных технологий является использование информационных средств обучения в процессе подготовки кадров для органов внутренних дел. В настоящее время много преобразований происходит в педагогической деятельности, особенно в высших учебных заведениях. Меняются задачи и методы обучения, индивидуализизируется системный подход к преподаванию различных дисциплин, уделяется большое внимание к профессиональной, узкоспециализированной подготовке молодых сотрудников [1]. В связи с этими переменами возросла роль информационно-коммуникативных средств и в системе образования МВД России, которые делают более эффективной самостоятельную работу обучающихся. В обучениикаким-либо двигательным навыкам и умениям по дисциплине «Физическая подготовка» на наш взгляд также можно внедрить информационные средства обучения. Особо успешно это можно использовать при обучении сложно-координационных двигательных действиях – боевых приемов борьбы.  

  Боевой прием борьбы – это сложное координационное двигательное действие, поэтому и процесс обучения ему также довольно сложен по своей структуре и содержанию.

Чтобы обучить боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России рабочей программой предусматривается несколько этапов обучения:  

Овладение техникой боевых приемов борьбы можно разделить на несколько этапов обучения:

1) создание начального представления о приеме или действии;

2) разучиванию способа его рационального выполнения;

3) совершенствование боевых приемов борьбы в условиях применения сотрудниками полиции физической силы.

На каждом этапе овладения боевыми приемами борьбы решаются свои специфические задачи. При поэтапном разучивании действий (приемов) они сначала осваиваются на уровне представления, затем умения и, наконец, навыка. На каждом уровне степень владения действием характеризуется рядом признаков.

Создание начального представления заключается в том, чтобы:

  • сформировать смысловое и образное представление о способе выполнения действия (приема);
  • понять основы техники действия и особенности его исполнения;
  • создать двигательное представление основных элементов действия (приема);
  • добиться целостного выполнения действия (приема) в общих чертах.

На этапе разучивания техники:

  • уточняется представление действия (приема) в основе и во всех его главных деталях;
  • формируется целостное двигательное представление о составляющем действии (прием) в пространстве (направлении, форме, траектории, амплитуде), во времени (темпе и частоте), в динамике (характере прикладываемых усилий) и ритме в целом;
  • устраняются значительные искажения в технике действия, сопутствующие (лишние) движения;
  • достигается правильное осознанное выполнение действия (приема) в целом в стандартных условиях.

На этапе совершенствования:

  • устраняются незначительные ошибки в технике действия (приема), особенно в его основе;
  • достигается стабильность выполнения действия
  • -доводятся до необходимой степени совершенства характерные особенности способа выполнения действия;
  • тренируется выполнение действия (приема) в различных условиях и обстоятельствах, характерных для практической деятельности сотрудников полиции, связанных с применением физической силы [2].

  С целью более точного и углубленного изучения техники владения боевыми приемами борьбы на наш взгляд необходимо разделить (разрезать) на части (фазы), элементы (детали) какой-либо прием. Чтобы более точно разделить какое–либо двигательное действие (прием), необходимо использовать высококачественные фото и видео камеры, которые имеют возможность фотографировать и снимать несколько кадров в секунду.

Прием борьбы схематично можно «разрезать» на элементы и представить в виде последовательно выполняемых движений. Рассмотрим один из примеров. Мы сфотографировали по элементам (разрезали на части), к примеру, выполнение загиба руки за спину «нырком» (Фото 1). 

 

Фото 1. Загиб руки за спину нырком 

В практике, обучение технике боевым приемам борьбы разделяют на фазы (элементы). Таким образом, при таком фазовом расчленении целостного действия на несколько операций смысловая и двигательная структура действия не нарушается. Его освоение происходит от деталей к частям, которые собираются «блоками», образуя операцию, которая в свою очередь является составляющей фазой технического действия в целом. Объединение усвоенных компонентов действия происходит легко, поскольку между смыслом каждой из частей нет противоречий. Более того, усвоение целостного действия невозможно, если хотя бы одна из частей не усвоена. Например, не изучив частей фазы подготовки к выведению из равновесия (стойка, захват, передвижение) и приступив сразу к изучению составляющих частей второй операции ее правильного исполнения добиться невозможно, или же при не освоении позы для приложения сил бросания овладение самим броском или приемом затягивается на неопределенное время.

  Используя компьютерную программу ISPRING SUITE, мы насытили ее оболочку необходимым учебным материалом (фотографии и рисунки) с описанием каждого двигательного элемента загиба руки за спину «нырком».  Теперь мы вывели все элементы обучения технике загиба руки за спину «нырком» на монитор телевизора (планшета, смартфона) и можем проводить обучение, используя монитор не только преподавателем или специалистом в данной области, но и самостоятельно.  Обучающиеся могут посредством неоднократного просмотра техники каждого элемента, сопровождающейся последовательным описанием каждой фазы (элемента) изучать тот или иной удар, захват, обхват, бросок, защитные действия в самостоятельном режиме. Также данный метод позволит не только изучать технику выполнения какого-либо двигательного действия, но и разбирать характерные ошибки при его обучении. 

Использование интерактивных средств в образовательных организациях МВД России позволит эффективно управлять образовательным процессом, создаст объективные условия для полноценного самостоятельного усвоения учебного материала. Применение данных технологий в профессиональной подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел позволит повысить качество обучения, развить творческие способности, научить самостоятельно мыслить и работать с учебным и учебно-методическим материалом.