Главной целью физической подготовки в органах внутренних дел являются формирование высокого уровня физической и психологической готовности сотрудников органов внутренних дел, характеризующихся совокупностью грамотных и правомерных действий выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.
В статье рассмотрены вопросы формирования профессионально-важных качеств, необходимых сотрудникам ОВД, курсантам и слушателям в образовательных учреждениях системы МВД России.
В органах внутренних дел Российской Федерации сложилась и функционирует система, методологического подхода, который основан на многообразии сложных приемов, слабо зарекомендовавших на практике, зачастую неэффективных, и не всегда отвечающим требованиям личной безопасности сотрудников, в ситуации силового единоборства при активном сопротивлении правонарушителей.
Ряд ведущих специалистов, такие как - В.А. Спиридонов, В.П. Волков, А.А. Харлампиев - определили необходимость построения обучения и внедрения реальных ситуаций защиты и нападения, задержания в учебный процесс. А.А. Харлампиев указывал эффективность в выполнении приемов, зависит от конкретных обстоятельств, складывающихся в момент их применения, от степени подготовленности сотрудника, а также от знания им разного рода ухищрений, уловок, применяемым преступниками. Определенную ценность представляют данные рекомендации, которые можно использовать при обучении боевых приемов борьбы, такие как: преследование, активная оборона, внезапность, отвлечение вызова, встречная борьба, разведка и маневрирование. Эти формы и методы тактики применения боевых приемов борьбы можно целесообразно использовать при разработке модельных ситуаций при котором они реально бы работали в различных ситуациях силового задержания. Об этом говорят и работающие практические сотрудники ОВД, и оперативные сводки о количестве погибших и травмированных сотрудниках.
Физическая подготовка сотрудников ОВД становится предметом все большего числа научных исследований (Ю.Ф. Подлипняк, В.И. Лавров и др.) Это связано с изменениями, происходящими в обществе, а также с условиями осложнения оперативной обстановки. Авторы указывали на практическую направленность боевых приемов борьбы, наиболее рациональные и целесообразные способы физического воздействия по отношению к правонарушителю с целью пресечения его противоправных действий.
Основная часть учебного времени в образовательных организациях МВД России уделяется разделу боевых приемов борьбы, комплексной подготовке на двигательную выносливость, развитию силы и скоростно-силовых и координационной способностей. В этой связи актуальной становится проблема упорядочивания содержания учебного материала с выделением наиболее доступных и применимых приемов в практической деятельности. Для этого нужно отобрать наиболее эффективные (так называемые рабочие) приемы и их комбинации и отрабатывать их на протяжении гораздо более длительного времени, что способствует созданию более устойчивого навыка. Также необходимо развитие психологической готовности к схватке, т.к. торможение активных действий может вызвать состояние временного оцепления, ступор с застыванием на месте. Необходимо развивать тактическую грамотность, своевременность, быстроту и гибкость боевого мышления, для чего проводить рукопашные поединки, спарринги в различных форматах.
Нельзя говорить о достаточном уровне владения слушателями и курсантами приемами самозащиты без проверки его в спаррингах по упрощенным правилам. Этот момент очень важен, поскольку позволяет обучаемым осмысливать свои действия, учит чувствовать партнера, видеть правильную дистанцию и наконец, что позволит, с минимальным стрессом привыкнуть к состоянию реальной схватки, убрать такие негативные проявления как скованность и страх.
Любой вид деятельности требует соответствующих двигательных навыков и особой физической подготовки. Помимо формирования специфических двигательных навыков, особое внимание необходимо уделять и психологической подготовке. Психологический фон и окружающие параметры влияют на качество выполнения способа действия. То есть необходимо чёткое соответствие состава действий, которым обучен сотрудник, способности действовать в условиях реальной схватки (задержание, самозащита) на фоне страха за свою жизнь. В профессиональной физической подготовке сотрудников ОВД чрезвычайно важно сочетание рационального способа действий и психологической устойчивости.
Таким образом, при использовании боевых приемов борьбы для задержания и обезвреживания правонарушителей, нельзя обойти вниманием такую проблему, как психологическая подготовка сотрудника.
Любая ситуация (патрулирование, преследование правонарушителя, задержание, конвоирование и т.д.) требует от сотрудника ОВД исключительно быстрой перестройки деятельности на фоне возникшего эмоционального напряжения. Она предъявляет самые высокие требования к эмоционально-волевым качествам личности, ее установкам, умению мобилизоваться на адекватное отражение постоянно меняющихся условий и осуществлять реализацию принятия решений. Подготовка сотрудников к силовому единоборству с правонарушителями. Важным условием такой подготовки является отработка реальных ситуаций задержания, обезвреживания правонарушителей и спарринг. Такие нюансы подготовки не только позволяют сформировать определенные двигательные навыки, но и создают предпосылки для развития психических качеств, необходимых сотруднику полиции при выполнении им служебных обязанностей.
Формирование состояния высокой профессиональной готовности сотрудника непосредственно перед началом задержания. Она зависит в целом от руководствующего состава ОВД в ходе инструктажа личного состава и проигрывания с ними ситуаций предстоящих действий, в ходе общения с ними, при приготовлении к выполнению должностных обязанностей, а также путем реализации сотрудником своих сил и возможностей перед началом действий.
Основная часть учебного времени также нужно уделять: комплексной подготовке на двигательную выносливость, развитию силы, скоростно-силовых и координационной способностей.
При подборе средств развития профессионально-важных волевых черт характера у курсантов (слушателей) следует руководствоваться тем, что наиболее смело и решительно борются со специфическими трудностями (опасностью, необходимостью принимать быстрые и ответственные решения и т. д.) представители тех видов спорта, которые характеризуются: непрерывностью и быстротой изменения условий деятельности, а также различными (по системе, характеру) элементами реальной и условной опасности. К этому в большей степени относятся представители единоборств; такие как бокс, самбо и дзюдо, карате и т. д. Таким образом, для формирования у обучаемых смелости и решительности необходимо использовать упражнения, содержащие элементы риска, новизны и опасности:
- бег под крутую горку с преодолением препятствий;
- прыжки, соскоки с гимнастических снарядов и препятствий специализированной полосы;
- ходьба и бег с закрытыми глазами; игра в регби на коленях (борцовский ковер или татами) по упрощенным правилам с включением силовых элементов;
- вольные схватки и спарринги с сильным противником;
- преодоление специализированной полосы препятствий в усложненных условиях (пожар, использование взрывпакетов или дымовых завес, нападение противника, в противогазе и др.).
Формированию выдержки и самообладания способствуют упражнения, побуждающие действовать точно и оперативно в условиях физических нагрузок и нервно-психических напряжений:
- бег по пересеченной местности в сложных метеорологических условиях;
- преодоление специализированной полосы препятствий в среднем темпе (ЧСС 130—150 уд./мин);
- выполнение упражнений с элементами состязательности; соревнования в марш-броске;
- боевые приемы борьбы, выполняемые занимающимися на фоне утомления;
- выполнение бросков за определенное количество времени;
- выполнение максимального количества ударов руками в прыжке вверх на месте.
Основными методическими приемами развития у обучаемых смелости и решительности, выдержки и самообладания являются:
- изменение в большую сторону времени, отводимого на выполнение упражнения, и увеличение количества повторений;
- усложнение условий выполнения упражнений, увеличение с голени опасности;
- предъявление преподавателем категорических требований к курсантам при выполнении ими опасных упражнений;
- рациональное количество повторений при обязательном ускорении их успешного выполнения.
Профессионально важные психомоторные способности - объем внимания, быстрота мышления, скорость восприятия и переработки информации - воспитываются и совершенствуются в результате прикладной двигательной деятельности, требующей их проявления.
Рецензент: доцент кафедры физической