Полный текст статьи
Печать

Дисциплина огневая подготовка занимает одно из ведущих мест в федеральном государственном образовательном стандарте системы учебных заведений МВД России и является спецификой вузов данной направленности. С четвертого семестра второго курса обучения у курсантов Нижегородской академии (НА) МВД России начинаются занятия по огневой подготовке. С началом знакомства с боевым оружием и выполнением подготовительных учебных упражнений появляются и проявляются первые ошибки, страхи, неуверенность. Проанализируем их подробнее, но не в ракурсе теоретического раздела огневой подготовки, практических навыков и умений, а через призму психологического отношения курсанта к выполнению прицельного выстрела. Почему на начальном этапе обучения приемам и правилам стрельбы и на первых учебных стрельбах при выполнении подготовительных, нескоростных упражнений присутствуют тремор рук, учащенное сердцебиение, страх, тревога, сомнение, неуверенность, ожидание выстрела и в конечном итоге – неточное попадание, как следствие и результат всего перечисленного выше? Как научиться справляться с этой проблемой?

Перед тем как ответить на поставленные вопросы, следует обратить внимание, что специалисты выделяют несколько уровней психологической подготовленности стрелка.  Психологическая дисциплина на первом уровне – это способность концентрироваться только на своем действии и полностью исключать все остальное. На втором уровне – это способность мыслить только позитивно и управлять каждым этапом процесса производства выстрела. На третьем уровне психологическая дисциплина – это глубоко укоренившееся чувство уверенности в том, что сотрудник, вне всяких сомнений, сможет точно повторить (или даже превзойти) свое лучшее действие, совершенное перед этим. Это внутреннее чувство уверенности в своей способности произвести правильную серию выстрелов; в конечном счете – это абсолютная, не подвергаемая никаким сомнениям вера в способность победить самого себя [3].

По нашему мнению, для того, чтобы справиться со своими страхами и волнениями, курсанту следует достичь, как минимум, второго уровня психологической подготовленности, при котором он контролирует все процессы и эмоции, связанные с производством выстрела. Но, не смотря на то, что это всего лишь второй этап подготовленности, выделенный в теории и подтвержденный практикой, достичь его порой бывает очень сложно.

Как отмечается в исследованиях Л.М. Вайнштейна и А.Я. Корхома, физические нагрузки при производстве выстрела не так велики, как, например, в легкой атлетике или плавании. При выполнении прицельного выстрела основная нагрузка ложится на работу центральной нервной системы. Авторами также отмечено, что недостаточный уровень эмоциональной устойчивости нередко становится причиной неудачного выполнения упражнения. Важнейшим требованием при производстве выстрела является умение показать высокий результат за ограниченное время в экстремальных условиях вследствие чего проявляются различные помехи и отрицательные факторы: дерганье спускового крючка, отсутствие контроля за прицельным приспособлением, неплотное удержание оружия, ожидание выстрела, боязнь отрицательного результата, чрезмерное стремление показать отличный результат.

Вернемся к поставленным перед нами вопросам. Почему у курсантов на начальном этапе практического освоения дисциплины «Огневая подготовка» присутствуют страх перед оружием, сомнение и неуверенность при производстве выстрела?

Неуверенность и страх присутствуют потому, что курсанты 2-3 курса еще не обладают серьезными практическими навыками и умениями применения оружия, имеется в виду и недостаточное (примерно 2 академических часа в неделю) количество занятий по дисциплине «Огневая подготовка» и отсутствие опыта несения службы с табельным оружием (ПМ). Каждый момент соприкосновения с оружием, в какой-либо степени вызывает стресс, не из-за боязни курсантами ответственности в случае нарушения мер безопасности, очевидно, что на эмоциональном уровне они сами себе внушают неуверенность. При выполнении учебных упражнений, на огневом рубеже часто возникают тремор рук и влажные ладони не от того, что мышцы устали находиться в таком положении (физическая нагрузка в этот момент отсутствует), а часто от волнения и внутреннего психологического стресса. Это  происходит по причине личных негативных установок стрелка,  его внешне ничем не обоснованных страхов и противоречий. Чтобы справиться с данной проблемой, изначально следует разобраться в самом себе, так как   страхи, тревоги и волнения, прежде всего, присутствуют в нашем сознании, и как результат  проявляются в физиологической неуверенности. В этом случае необходимо задать себе позитивную установку, внушить уверенность в правильности выполняемых действий [1,2].

Как уже было сказано выше, анализируемая проблема относится к психологическому аспекту производства выстрела, а все, что относится к специфике человеческого сознания, имеет определенную закономерность.

В процессе исследования нами проведено анкетирование, в котором приняли участие 55 курсантов 3 «Б» курса Нижегородской академии МВД России. Анкета состояла из 17-ти вопросов и позволила выделить самые распространенные причины неуверенности в своих действиях и волнения при обращении с оружием и боеприпасами, а также рекомендовать способы их преодоления.

На предложенный в анкете вопрос: «В чем причина волнения и неуверенности при производстве прицельного выстрела?» респонденты из числа курсантов ответили следующим образом:

  • 44 % боятся получить отрицательную оценку
  • 24% боятся отдачи (движение оружия назад после выстрела)
  • 20% утверждают, что само оружие и боеприпасы внушают им страх
  • 8% испытывают волнение и страх, потому что стрельба в человека противоречит их религиозным убеждениям
  • 4% по внутренним убеждениям являются пацифистами и не готовы к применению оружия

 Если курсант начинает зацикливаться на выстреле и думать только о возможных промахах и неудачах, то с большой долей вероятности результат будет отрицательным. Чтобы отвлечь негативные мысли во время выполнения учебного упражнения и не вздрагивать от каждого выстрела, произведенного коллегами, необходимо абстрагироваться. Существуют рекомендации производить при стрельбе двузначный счет цифр про себя, например, 22, 23, 24 и т.д., это помогает «отключить голову», поймать ритм упражнения, исключить мысли о возможном промахе и успокаивает стреляющего, следовательно, внутреннее волнение уменьшается и у стрелка больше шансов успешно контролировать ситуацию и выполнить задание.

На заданный в анкете вопрос: «Как Вы справляетесь с волнением во время прицеливания и производства выстрела?» ответы респондентов из числа курсантов распределились следующим образом:

  • 25% перед входом в тир психологически настраивают себя и никакого волнения в момент выполнения упражнения не испытывают;
  • 22% несколько раз делают глубокий вдох и выдох, чтобы успокоиться и стабилизировать дыхание;
  • 21% изначально не испытывают волнения;
  • 18% во время прицеливания производят счет цифр, по ним ориентируясь на время;
  • 14% делают разминочные физические упражнения и настраиваются при производстве выстрела «вхолостую».

Для отработки практических навыков правильной изготовки, хвата и удержания оружия, прицеливания, контроля дыхания, плавной обработки спускового крючка курсанты Нижегородской академии МВД России используют электронный компьютерный тренажер беспулевой стрельбы СКАТТ. Тренажер укомплектован беспроводным оптическим датчиком, вызволяющим имитировать дистанцию стрельбы из пистолета Макарова (ПМ) до 25 метров. На СКАТТе курсанты поэтапно отрабатывают компоненты производства прицельного выстрела, и, что самое главное, визуально (на разноцветной графической схеме) контролируют и психологически осознают достигнутый результат выполнения упражнения. Исходя из конечной отметки выстрела, на экране монитора происходит поэтапный анализ и исправление допущенных ошибок и неточностей (рис. 1).

Тренажер СКАТТ и боевой тир значительно отличающиеся друг от друга учебные места, при этом выполнение беспулевой стрельбы с уверенностью можно назвать подводящим, тренировочным упражнением. С помощью СКАТТа курсанты, начинающие изучать практические приемы и правила стрельбы из ПМ, психологически и физиологически привыкают к оружию, его свойствам и особенностям. Следовательно, тренажер способствует более уверенному поведению  на огневом рубеже в боевом тире, на стрельбище или полигоне. Мнение курсантов по использованию тренажера «СКАТТ» в основной массе опрошенных положительно.

На вопрос: «Считаете ли Вы, что беспулевая стрельба с использованием тренажера «СКАТТ» помогает подвести курсантов к стрельбе в боевом тире и улучшить понимание процесса выстрела?» 86% опрошенных ответили – «да».

Также на вопрос: «Помогло ли Вам лично использование тренажера «СКАТТ» при практической стрельбе из ПМ?» 72 % из числа опрошенных ответили положительно. 


Рисунок 1 – использование тренажёра СКАТТ 

Еще одним поводящим тренажером является «Арабский коридор», который представляет собой анфиладу комнат с заданной практической ситуацией оказания вооруженным правонарушителем сопротивления сотруднику полиции. В каждой комнате смоделирована одна конкретная ситуация, для решения которой курсант (пара или группа курсантов) за короткий промежуток времени должны принять правомерное решение о применении оружия, учитывая тактику и порядок взаимодействия в составе наряда полиции.

Следует выделить плюсы и минусы данного тренажера. К плюсам можно отнести то, что во время решения смоделированной ситуации по применению оружия отрабатывается работа в паре (группе), совершенствуется взаимодействие с напарником, происходит слаживание движений и реагирование на подаваемые команды. Что же касается минусов, то первые 2-3 минуты они совсем не заметны, но впоследствии,  испытуемый начинает полностью осознавать, что плач, крики и выстрелы всего лишь имитация. Курсант привыкает к виртуальной реальности, воспринимает ситуацию на тренажере как игру и уже не боится выстрелов и криков, совершенно не пугается появления новых противников, потому что точно знает, что пуля правонарушителя в него не попадет, осколки стекла и кирпича не ударят, и он в любом случае победит в противоборстве. «Арабский коридор», безусловно, вводит в стрессовую ситуацию, но на короткий промежуток времени, данный тренажер в большей степени подходит для отработки тактики взаимодействия между сотрудниками полиции.

По результатам анкетирования курсантов:

  • 43% ответили, что в первые минуты выполнения упражнения на тренажере «Арабский коридор» им казалось, что они находятся в реальной ситуации боевого контакта (обмена выстрелами с правонарушителем);
  • 48% утверждали, что уже на 1-ой минуте выполнения упражнения перестали вздрагивать от выстрелов и бояться внезапного появления противника;
  • 35% отметили, что в результате выполнения данного упражнения научились быстро анализировать окружающую обстановку, реагировать на выстрелы правонарушителя;
  • 34% научились тактически правильно передвигаться и удерживать оружие;
  • 28% отработали способы взаимодействия с напарником (в группе);
  • 1% ответили, что не научились ничему.

Таким образом, важнейшим фактором успешной работы курсантов, является их психофизическая подготовка, цель которой -  формирование у стрелка такого психического и физиологического состояния, которое будет способствовать достижению поставленной цели. Для совершенствования психофизической подготовки необходимо сочетание, внутреннего контроля, уверенности в своих действиях, способности абстрагироваться от стрессовых ситуаций и, конечно, практическая отработка навыков стрельбы. Следовательно, правильный и успешных выстрел может быть произведен при наличии и взаимосвязи двух элементов: практических навыков и умений курсанта в обращении с оружием и его психологической готовности. 

Рецензент: начальник кафедры огневой подготовки, кандидат педагогических наук, доцент Лукутин Анатолий Анатольевич.