Мини-футбол уверенно завоевывает популярность, как в нашей стране, так и за ее рубежом. Тем не менее, проблем в развитии данной игры в России еще немало. Одной из главных проблем является повышение качества учебно-тренировочной работы в командах, исходя из тенденций развития зального футбола, а также необходимости внедрения передового опыта подготовки игроков в деятельность тренерского состава различных клубов.
В последнее время заметно проявляется тенденция к интенсификации игры, что выражается в непрерывной подвижности игроков на площадке, в повышении скорости передвижения и выполнения приемов с мячом, в улучшении игры без мяча, в более напряженной борьбе каждого мини-футболиста в любом игровом эпизоде. Эта тенденция обусловлена самой спецификой мини-футбола, который предъявляет высокие требования к двигательной и функциональной подготовленности каждого игрока.
Актуальность данного исследования заключается в том, что, зачастую, соперники имеют одинаковый уровень технико-тактической и физической подготовленности, поэтому определяющим является наличие «домашних заготовок», которые включают в себя розыгрыш угловых, штрафных и свободных ударов. Отсюда, возникает объективная необходимость во внедрении в учебно-тренировочный процесс упражнений, направленных на реализацию стандартных положений, тем более что в каждой игре они встречаются в большом количестве. В данной работе рассматриваются команды любительского уровня, участвующие в чемпионате города Нижнего Новгорода по мини-футболу.
Новизна исследования состоит в том, что в данной работе предпринята попытка, использовать упражнения, направленные на повышение эффективности выполнения стандартных положений мини-футболистами, в учебно-тренировочном процессе команды любительского уровня. Подбор упражнений осуществлялся с учетом специфики данной игры и уровня подготовленности команды.
Перед исследованием была поставлена цель,заключающаясявразработке иприменении комплекса упражнений, направленных наповышение эффективности выполнения стандартных положений мини-футболистами команды «Накта-Кредит».
Проведенный теоретический анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, позволил сделать ряд выводов:
- Тактика является основным содержанием деятельности мини-футболистов во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической, технической и морально-волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.
- Умение правильно решать задачи нейтрализации соперника и успешно использовать свои возможности в атаке и в обороне характеризует тактическую зрелость команды в целом. Какие бы тактические установки на матч ни делал тренер, они осуществляются действиями отдельных мини-футболистов.
- Тактическая подготовка мини-футболистов состоит из теоретической и практической подготовки. Теоретическая подготовка включает в себя знания правил игры, основных систем и их вариантов, овладение индивидуальными средствами тактики, знания о влиянии на тактику различных факторов. Практическая подготовка включает в себя обучение и совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий, развитие творческих способностей игроков.
- Мини-футбольные команды должны располагать широким арсеналом домашних заготовок, то есть наигранных комбинаций розыгрыша стандартных положений. Наибольшую угрозу представляют: розыгрыш углового удара, штрафные и свободные удары, выполняемые вблизи штрафной площади, а в некоторых случаях ввод мяча из аута. В игре равных по силе команд стандартные положения являются определяющими результат игры.
Для обоснования целесообразности внедрения в учебно-тренировочный процесс предлагаемых рекомендаций нами былпроведенпедагогический эксперимент,суть которогозаключалась во внедрении разработанных методических рекомендаций в ход учебно-тренировочного процесса исследуемой команды. Для получения достоверной информации сравнивались следующие показатели одной и той же команды: разница забитых и пропущенных мячей, а также количество эффективно выполненных стандартных положений исследуемой командой в чемпионатах 2015-2016 и 2016-2017гг. Эксперимент состоял из нескольких этапов.
Подготовительный этап: в данный период проводился теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.
Этап непосредственного проведения эксперимента: на данном этапе проводилась констатирующая часть исследования, направленная на выявление разницы забитых и пропущенных мячей, а также эффективности выполнения штрафных, свободных и угловых ударов в ходе чемпионата 2015-2016 и формирующая часть эксперимента, заключающаяся во внедрении методических рекомендаций по реализации стандартных положений в учебно-тренировочный процесс команды «Накта-Кредит».
Аналитический этап обработки экспериментальных данных: в заключительной части эксперимента, проводился статистический анализ данных и рассматривался вопрос, касающийся эффективности предлагаемых мер.
Исследование проводилось на базе мини-футбольной команды «Накта-Кредит» в период чемпионатов города по мини-футболу в 2015-2016 и 2016-2017гг.
Обсуждение полученных данных. Изучение эффективности выполнения стандартных положений игроками мини-футбольной командой на констатирующем этапе исследования, показал, что реализация угловых, свободных, штрафных ударов составляет 28,6% от общего числа забитых мячей. Самый низкий процент реализации - розыгрыш угловых ударов (6,2%), свободных ударов (8,9%), штрафных ударов (13,5%) (см. рис.1).
Рисунок 1. Эффективность выполнения стандартных положений (%)
Сопоставление результатов чемпионата 2015-2016гг. по показателям забитых и пропущенных мячей показало отрицательную разницу (-7).
Рисунок 2. Итоговая разница забитых и пропущенных мячей в чемпионате 2015-2016 гг.
Данные, полученные на констатирующем этапе исследования, показали, что стандартные положения игроками мини-футбольной команды «Накта-Кредит», успешно реализуются крайне редко, что и стало основанием для проведения формирующего этапа эксперимента.
Для проведения формирующей части исследования были разработаны методические рекомендации, направленные на повышение эффективности выполнения стандартных положений: розыгрыша угловых, штрафных и свободных ударов. Данные рекомендации были использованы в ходе учебно-тренировочного процесса команды «Накта-Кредит» начиная с сентября 2016 года.
Проведенный на заключительном этапе анализ результатов, полученных в ходе констатирующего и формирующего этапов эксперимента, показал, что эффективность выполнения стандартных положений выросла на 15,4%, что, как мы считаем, является результатом использования предлагаемых наработок. В частности, реализация угловых ударов увеличилась с 6,2% до 8,6%, штрафных с 13,5% до 15,4%, свободных с 8,9% до 15,3%.разница забитых и пропущенных мячей значительно улучшилась (с - 7 до 22). Стоит отметить, что состав команды и уровень соревнований не изменялся (см. рис. 3 и 4).
Рисунок 3. Эффективность выполнения стандартных положений командой «Накта-Кредит» в чемпионатах
Рисунок 4. Разница забитых и пропущенных мячей в чемпионатах 2015-2016гг. и 2016-2017гг.
В заключении хотелось бы отметить, поскольку в соревновательных играх тактическая деятельность мини-футболистов состоит в постоянном решении оперативных задач, возникающих в процессе взаимодействия с партнером по команде и противником, совершенствование тактического мастерства рассматривают и как процесс, направленный на формирование способности эффективно применять технические приемы для обеспечения победы над соперником на фоне непрерывно изменяющихся игровых условий. При этом тактическая подготовка не сводится только к обучению знаниям по тактике: только теоретическое изучение всех возможных тактических действий не гарантирует их высокой эффективности в игре.
Особое место в тактической подготовке, занимают розыгрыши угловых, штрафных и свободных ударов. Однако в командах любительского уровня данному аспекту подготовки уделяется недостаточно времени, так как на этом уровне значение стандартных положений недооценивается, хотя иногда они решают исход матча. Исходя из доказанной необходимости повышения эффективности розыгрыша стандартных положений, были разработаны рекомендации по розыгрышу угловых, штрафных, свободных ударов. Применение предложенных рекомендаций в ходе учебно-тренировочного процесса изучаемой команды, привело к повышению результативности выполняемых стандартных положений, а как следствие к улучшению показателей соревновательной деятельности.
Таким образом, задачи исследования можно считать решенными, цель достигнутой, гипотезу доказанной.
Рецензент: доцент кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук Ворончихин Дмитрий Владимирович.