Полный текст статьи
Печать

Не требует доказательства, что большинство современных видов спорта сложились в качестве специфических элементов физической культуры. В состав физической культуры входят виды спорта, основанные на активной двигательной деятельности, достижения в которых определяются непосредственно уровнем физических возможностей человека.

Спорт, по сравнению с другими компонентами физической культуры, предоставляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека в той или иной спортивной специализации.

Несомненно, «внешней» целью каждого спортсмена является достижение им наиболее высокого спортивного результата, который может выражаться как в достижении результата в общепринятых критериях (времени, расстояния, веса) так и в факте физической победы либо выигрыша на том или ином соревновании. Через достижение этой цели достигаются и более существенные результаты - совершенствование человеческих качеств, способностей.

К специфическим функциям спорта можно отнести то, что он служит фактором достижения высших показателей, в совершенствовании определенных человеческих способностей. Он также выступает фактором максимальной реализации возможностей развития этих способностей, преодоления кажущихся «пределов» на этом пути. Этот фактор спорта вытекает из сути самой спортивном деятельности - систематической подготовки к состязаниям и участия в них, а также в обеспечении всей совокупности специальных условий ее организации. Здесь предполагается система состязаний с нарастающим уровнем конкуренции, система специальных поощрении, подрастающих по мере роста достижений, и т. п.

Ряд общих функций физической культуры получает свое специфическое выражение именно в спорте высших достижений. Зафиксированные рекорды, разнообразные высшие достижения выступают в роле своеобразного эталона макси­мального развития определенных человеческих способностей, служат критерием, по которому судят о возможной степени их совершенства. Эту функцию традиционно именуют «специфической эталонной функцией спорта».

Достижения все больших спортивных отражают уровень прогресса физической культуры в обществе, а в какой-то мере и уровень прогресса культуры в целом. Спорт имеет, поэтому немалое престижное значение и в то же время играет существенную роль в международном культурном обмене.

Традиционно специфические функции спорта выражены в различных разделах спортивного движения - «спорте высших достижений» и «массовом спорте». Спорт высших достижений ориентирован непосредственно на достижение абсолютных результатов, включая достижения международного, всечеловеческого масштаба. Именно в этом направлении спортивного движения в полной мере выражена роль спорта как деятельности, преодолевающей кажущиеся «пределы» человеческих возможностей.

Массовый спорт обеспечивает вовлечение как можно большего количества людей в занятия спортивной деятельностью. В качестве одной из основных задач массовой физической культуры является повышение и сохранение общей физической подготовленности.

Из общего числа людей, вовлеченных в массовое спортивное движение, в сферу спорта высших достижений переходит сравнительно небольшая часть. Далеко не каждый наделен спортивной одаренностью, позволяющей подняться на уровень абсолютных достижений в спорте, но каждый при соответствующих условиях может получить пользу, став участником массового спортивного движения. В качестве авангарда спортивного движения спорт высших достижений играет ведущую роль по отношению к остальной практике спорта: намечает очередные рубежи достижений, проторяет к ним пути, вооружает массовую практику передовым опытом. Вместе с тем он самым существенным образом зависит от массовой спортивной практики: развивается на ее основе, вырастает из нее.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дано понятие студенческого спорта: «…студенческий спорт – часть спорта, направленная на физическое развитие и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях…» [1].

Особенностями этого компонента физической культуры выступает, во-первых, доступность, т.е. создание условий для регулярных занятий спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Это реализуется на элективном курсе основного учебного отделения или во время учебно-тренировочных занятий в спортивном отделении. Во-вторых, это возможность тренироваться в свободное от учебных академических занятий время как самостоятельно, так и в вузовских спортивных секциях (группах). В-третьих, это возможность систематически участвовать в разнообразных спортивных соревнованиях по избранным видам спорта.

Так на факультете физической культуры и спорта Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского функционирует 12 спортивных секций видов спорта:

  • бадминтон,
  • баскетбол,
  • волейбол,
  • мини-футбол,
  • настольный теннис,
  • легкая атлетика,
  • лыжный спорт,
  • пауэрлифтинг,
  • плавание,
  • радиоспорт,
  • силовое троеборье и гиревой спорт,
  • шашки.

В настоящее время в вузе учатся 174 студента, имеющих высокие спортивные звания. А в частности: заслуженные мастера спорта России - 11 человек (художественная гимнастика, футбол, легкая атлетика, лыжные гонки, самбо, бокс, спортивное ориентирование), мастера спорта международного класса - 17 человек (художественная гимнастика, морское многоборье, спортивная акробатика, конькобежный спорт, конный спорт, плавание, спортивное ориентирование, легкая атлетика, лыжные гонки, бадминтон) и мастера спорта – 146 человек. Каждому студенту-спортсмену созданы благоприятные условия для тренировок и дальнейшего спортивного роста.