Полный текст статьи
Печать

Профессиональная подготовка сотрудников ОВД является актуальным предметом обсуждения не только на научно-практических конференциях в образовательных организациях МВД России, а становится предметом глубокого и детального теоретического и практического осмысления рассматриваемой проблемы специалистами данной области. Данный факт свидетельствует о том, что в теории и особенно на практике возникают некоторые трудности в указанном направлении.

Анализ и оценка учебных планов и программ по дисциплине “Физическая подготовка” показали, что успешность освоения обучающимися знаний, навыков, умений, предусмотренные ими, в значительной степени определяется процессом личностного самовоспитания обучающихся.

В условиях нехватки времени процесс обучения курсанта должен иметь направленность на профессиональную подготовленность курсантов и слушателей. Это означает, что одним из основных требований подготовки специалиста является целенаправленный образовательный процесс, ориентированный на формирование у курсантов и слушателей навыков, связанных с характером предстоящей профессиональной деятельности [1, 2, 3, 4, 5].

Специалисты кафедры физической подготовки имеют целью своей воспитательно-обучающей деятельности обеспечение как физической, так и психической готовности курсантов и слушателей к будущей профессиональной деятельности. Профессиональная психофизическая готовность включает в себя профессиональную работоспособность, наличие необходимых физических и функциональных возможностей организма для эффективной деятельности по выполнению служебно-боевых задач, в том числе в экстремальных ситуациях и в быстро меняющихся внешних условиях, соответствующий уровень заинтересованности и нацеленности обучающихся на положительный результат и профессионально важные качества личности.

Профессиональное формирование личности курсантов и слушателей в рамках физической подготовки необходимо обозначить как системный, многоуровневый процесс. Говоря о подготовке личности курсантов и слушателей к успешному выполнению служебно-боевых задач профессиональной деятельности, необходимо выделить следующие аспекты вышеуказанного процесса:

  • самостоятельная работа личности по направлению совершенствования профессионально-значимых качеств, в том числе самовоспитание личности;
  • устойчивая направленность личности, которая определяется непрерывностью развития и деятельности личности;
  • корректировка сформированных и воспитание необходимых качеств личности;
  • в результативности связей личности с внешней средой.

При этом новая стратегия профессиональной подготовки курсантов должна заключаться не только в специально организованных занятиях по физической подготовке, а также самостоятельной, осознанной и активной двигательной деятельности в целях эффективной психофизической адаптации к сложившимся социально-правовым условиям современной жизни. [2].

В соответствии с учебными планами и программами изучение дисциплины «Физическая подготовка» курсантами и слушателями осуществляется в течение всего периода обучения в вузе. В целях контроля за воспитательно-обучающей работой преподавателей, а также оценки уровня освоения курсантами учебного материала учебный курс сопровождается принятием зачетов и экзаменов. Тем не менее, как показывает практика проведения итоговой аттестации слушателей по рассматриваемой дисциплине, число слушателей, которые испытывают затруднения в ее прохождении, значительно. [3].

В целях преодоления такой ситуации предлагается уделять особое внимание вопросам методики и организации самостоятельной физической подготовки курсантов и слушателей вузов системы МВД.

Самостоятельная физическая подготовка – сложный, целенаправленный процесс, одна из форм профессиональной подготовки курсантов и слушателей, осуществляемая обучающимися индивидуально, но при должной педагогической поддержке во внеаудиторное время, направленная на развитие и совершенствование физических профессионально значимых качеств.

В процессе самостоятельной физической подготовки курсанты и слушатели развивают самостоятельность в познавательной деятельности и способность самостоятельно применять имеющиеся знания, навыки, умения, педагогические технологии в учении и практической деятельности.

Одним из неотъемлемых признаков процесса самостоятельной физической подготовки является целенаправленность. Перед началом занятий необходимо четко сформулировать цели и задачи работы. Во избежание нерациональной траты времени, цель должны быть сформулирована четко. Определяющая роль здесь отводится преподавателю, так как от того, насколько установленная цель замотивирует обучающихся, зависит эффективность работы.

Планирование самостоятельной работы курсантами и слушателями по совершенствованию психофизической профессиональной готовности определяется прохождением ряда этапов саморазвития личности при обязательном консультационном участии педагога.

Самостоятельная физическая подготовка является одной из форм педагогической деятельности, следовательно, ее организация должна строиться на основе определенных принципов педагогики.

Анализ определения понятия «самостоятельная физическая подготовка» показывает, что одним из определяющих принципов организации дополнительных занятий является то, что, хотя педагог и не участвует непосредственно в данном процессе, но его роль в какой-то степени является определяющей, поскольку консультация с педагогом является одним из ключевых этапов рассматриваемого процесса. Формирование первоначальных двигательных умений и навыков, в том числе при выполнении боевых приемов борьбы, курсантов должно проходить под руководством преподавателя в целях недопущения закрепления ошибок в технике выполнения упражнений. Формирование же и совершенствование физических качеств более целесообразным видится перенести на самостоятельную работу [1, 2, 3, 4, 5].

Помимо обязательного обеспечения участия педагога в процессе самостоятельной физической подготовки обучающихся одним из определяющих принципов организации данных мероприятий является планомерность и умеренность в распределении и увеличении физических нагрузок.

С принципом планомерности и умеренности в распределении и увеличении физических нагрузок связан принцип преемственности видов нагрузки. То есть в процессе занятий происходит постепенный переход от простых к более сложным видам занятий.

Принцип факультативности находит свое проявление в том, что самостоятельная физическая подготовка служит решению дополнительных задач по развитию и совершенствованию у курсантов и слушателей профессионально значимых качеств.

Преподавателю при организации самостоятельной подготовки необходимо внимательно и дифференцированно подходить к каждому обучающемуся, учитывая его индивидуальные психические и физические особенности, которые определяют быстроту, полноту усвоения материала. В процессе тренировок педагогу следует обращать отдельное внимание на не справляющихся обучающихся с тем, чтобы адаптировать под них программу тренировок. Помимо этого, важно обеспечить и поддерживать интерес и мотивацию успешно справляющихся обучающихся. В целях этого задания, предлагаемые преподавателем, должны отличаться соответствующим уровнем сложности, новизной, нестандартностью.

Говоря о соотношении основной (предусмотренной учебным планом) нагрузки и дополнительной (в рамках самостоятельной подготовки) нагрузки, отмечаем, что вначале их объемы находятся в отношении равенства. Постепенно объем дополнительной нагрузки увеличивается и соотношение данных категорий можно представить как 1:6.

Структурно систему самостоятельной физической подготовки курсантов и   слушателей можно обозначить как единство трех этапов: подготовительного, рабочего и контрольного.

В ходе подготовительного этапа на лекционных и практических занятиях у курсантов и слушателей создаются мотивационные установки на необходимость самостоятельной работы, обеспечивается обучение формам, методам, средствам самоконтроля, видам самостоятельной работы.

Рабочий этап заключается непосредственно в самостоятельной психофизической подготовке курсантов и слушателей. В ходе данного этапа необходимо обеспечить консультирование обучающихся с преподавателем.

Цель контрольного этапа состоит в определении эффективности самостоятельной работы обучающихся. В рамках данного этапа целесообразно проводить контрольные испытания, по результатам которых будут вноситься коррективы в программа самостоятельной подготовки.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что в условиях постоянного возрастания требований к профессиональной физической подготовке сотрудников ОВД, работа курсантов и слушателей по поддержанию и совершенствованию приобретенных на аудиторных занятиях по физической подготовке знаний, навыков, умений является важной составляющей профессионального формирования личности обучающихся.

Необходимо подчеркнуть, что при организации самостоятельной работы курсантов и слушателей по физической подготовке перед преподавателем стоит ответственная задача по ознакомлению обучающихся с основными принципами самообучения, формами, видами упражнений по повышению профессиональной физической подготовленности, а также с методами распределения нагрузки и контроля за физическим состоянием организма.

Таким образом, занятия по физической подготовке специалистов вузов системы МВД, предусмотренные учебными планами и программами, необходимо дополнять организованными самостоятельными занятиями обучающихся во внеучебное время.

 

Рецензент: заместитель начальника кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук Волков Александр Николаевич.