Профессионализм - умение выполнить поставленную задачу в короткий срок и качественно, не допуская при этом ошибок, которые могут стоить жизни напарнику или гражданским лицам. Ориентируясь в сложной обстановке, сотрудник полиции сегодня, для правильного принятия решения на выстрел должен четко представлять всю важность единственно правильного решения как в рамках законности, так и со стороны тактически грамотных действий по отношению к преступнику.
Различные ситуации, которыми богата повседневная жизнь преподносит нам все более и более изощренные модели поведения в нестандартных ситуациях, качественное проведение занятий по стрельбе из пистолета не гарантирует эффективного применения оружия на службе. Дело в том, что мишень в тире статична и не отвечает огнем на команду «Стой полиция, буду стрелять». Эмоциональный фон при отработке специальных упражнений с погружением обучаемых в атмосферу реального огневого контакта ставит слушателей в полную зависимость от его психологической готовности к применению оружия во время выполнения упражнения обучаемый самостоятельно выводит себя на совершенно другой эмоцинальный уровень, каждый раз проживая ситуацию, он вырабатывает алгоритм правильных действий. Со временем эти действия закрепляются на подсознательном уровне.
При проведении эксперимента с курсантами было предложено самостоятельно оценить ситуацию и принять решение на выстрел. В первой галереи тира ситуационная задача не предполагала применение огнестрельного оружия, тем не менее 5% курсантов - извлекли оружие из кобуры, 15% курсантов - привели оружие в боевую готовность дослав патрон в патронник, и 5% курсантов - произвели 1 и более выстрелов по мишеням без обозначения уровня опасности (то есть условно не правомерно).
Во второй галереи необходимо было обезвредить 2-х преступников максимально быстро и точно. Так как они вели стрельбу по сотруднику (красный уровень опасности) и его напарнику (оранжевый уровень опасности). После чего необходимо предупредить третьего преступника (желтый уровень опасности) о намерении применить оружие если он попытается сблизиться или воспользоваться оружием своего подельника, обезвреженного сотрудником полиции. Так как первоначально предполагалось, что преступник ведет стрельбу по сотруднику, то в первую очередь ему необходимо сместится с линии атаки, одновременно с разворотом к цели, принять решение на выстрел, выбрать положение и направление для стрельбы. Необходимо не только быстро поразить источник опасности, но и оценить положение непричастных лиц, чтобы гражданские не оказались на линии огня, учитывая пробивную способность пули.
Если не поражаемое лицо находится перед преступником, то смещаться необходимо в противоположную сторону от гражданского, если за преступником, то в ту же сторону где находится гражданский. Данный элемент отрабатывается вначале втроем (каждый выполняет роль преступника, гражданского и полицейского по очереди), затем добавляется еще один гражданский, теперь необходимость более качественной оценки и выбора направления для стрельбы возрастает, с каждым следующим добавленным гражданским эмоциональная нагрузка на полицейского увеличивается многократно.
Для отработки этого элемента используем лазерную вставку в ПМ, что позволяет видеть отметку выстрела на телах преступника или гражданских, если произошла чудовищная ошибка и полицейский поразил не причастное лицо. Отрабатывая раз за разом смоделированные различные ситуации с молниеносным принятием решения на выстрел сотрудник в конце концов начинает выполнять все действия автоматически и правильно, из огромного количества решаемых задач он выходит победителем, теперь его опыт позволяет в любой ситуации выполнить один из нескольких алгоритмов и этот алгоритм будет выполняться на подсознании, а значит времени на выполнение определенных действий связанных с применением огнестрельного оружия будет потрачено куда меньше.
Использование тренажеров беспулевой стрельбы осуществляется в несколько этапов.
Тренажер СКАТ. Первоначально выполняем статическую стрельбу, нарабатываем четкий вынос оружия и выстрел с использованием прицельного приспособления, добиваемся того, чтобы все линии образовывали клубок наименьшего диаметра, после чего увеличиваем скорость обработки спускового крючка, тем самым уменьшая время на выстрел (также следим за размером клубка). После того как добились выполнения выстрела в момент выноса оружия в крайнюю точку, переходим к следующему этапу, вынос оружия, точка на цели, щелчок, здесь выстрел производим за одно проведение через цель, клубок полностью отсутствует. Ну и последний этап, когда мы совсем не используем прицельное приспособление, внутренний сигнал на применение оружия, выбор точки на цели, вынос, выстрел ( в дальнейшем необходимо работать в движении, с переносом огня по двум и более целей, по движущейся мишени, если позволяет оборудование тира)
Тренажер РУБИН. Медленная стрельба также как на СКАТЕ, потом скорость, затем без выцеливания. Кроме статических мишеней используем поворотные и качающие в различных сочетаниях, позже добавляем не поражаемые цели и в заключении стрельба ведется по указанным напарником целям. В конце используем оборудование с обратной связью с электоразрядом при получении ранения. Болевой эффект заставляет более быстро принимать решения на уход с линии огня и поражение преступника.
Общий недостаток обоих тренажеров, что необходимо каждый раз взводить курок, что в свою очередь сильно отвлекает.
Теперь, что касается неприцельной стрельбы, ведение огня в ограниченное время из неудобных положений, когда на использование прицельного приспособления просто нет времени, вспомним старые фильмы, стрельба от бедра (оружие кольт или наган), ведь с того времени в применении огнестрельного оружия практически ничего не изменилось, даже стало немного проще - нет необходимости взводить курок, а использование хвата двумя руками позволяет быстро остановить оружие в любой необходимой точке и произвести выстрел. Каждый из нас при необходимости может быстро указать на любую точку вокруг себя даже не особо об этом задумываясь, а все потому что указывающий перст, а именно так назван указательный палец не даст ошибиться, единственная проблема с точностью может возникнуть из-за рассогласования зрительного восприятия с мышечной памятью. Эта ошибка достаточно легко устраняется, вынося палец в сторону поражаемой цели, я мысленно рисую точку, в которую должен попасть, потом замерев смотрю вдоль указательного пальца и делаю отметку выстрела, если попал обязательно похвалю себя, если нет двигаю не запястьем, а всем корпусом до пояса и совмещаю с точкой, в которую производил выстрел, только после этого подтягиваю руки ближе к груди. Большинству необходимо выполнить это упражнение 20-30 раз и прогресс будет виден, некоторым намного больше, но у всех обязательно наступает момент, когда, не задумываясь вынося указательный палец, а вместе с ним оружие я поражаю цель именно в ту точку в которую бросил беглый взгляд, на этом и основана интуитивная стрельба. В последствии начинаю выносить руку с оружием в точку выстрела с полностью убранным свободным ходом спускового крючка, но без выстрела, с остановкой в крайнем положении и контролем прицельного приспособления. Потом выполняю все тоже самое с выстрелом и контролирую положение мушки после выстрела добиваясь нахождения мушки в зоне предполагаемой точки на цели.
После отработки всех этих упражнений переходим на стрельбу боевым патроном, отработанные интуитивные двигательные навыки Вас не подведут.
Рецензент: начальник кафедры огневой подготовки, кандидат педагогических наук, доцент Лукутин Анатолий Анатольевич.