Полный текст статьи
Печать

В 1930 год ЦИК СССР принял поистине историческое решение в области физической культуры и спорта в стране, а также вывел доктрину, по которой спорт и спортивные достижения нации признавались первоочередной и главенствующей задачей.

11 марта 1931 года на очередном заседании Совета физической культуры и спорта СССР был рассмотрен и утвержден комплекс физических упражнений, который стал носить название «Готов к труду и обороне СССР». Спустя год был объявлен всесоюзный конкурс на эскиз значка главного, и уже тогда почетного, «физкультурного ордена» страны. Победил в данном конкурсе пятнадцатилетний Г. Тактаров. Его эскиз значка и был утвержден как окончательный.

Борьба за главный спортивный орден страны вывела в спорт высоких достижений таких именитых спортсменов, как братья Знаменские, Мария Шаманова и др. Нормативы ГТО одними из первых сдали известнейшие люди страны: шахтер Алексей Стаханов, балерина Галина Уланова, Георгий Сперанский, Андрей Колмогоров.

24 марта 2014 на заседании совета по развитию спорта президент Российской Федерации Владимир Путин подписал распоряжение, основной сутью которого было возрождение норм ГТО, благодаря которым «выросло не одно поколение здоровых и активных людей и целая плеяда именитых спортсменов». Старое название решили не изменять, как дань великим спортивным традициям СССР.

Основные цели и приоритетные задачи ГТО:

  • рост числа граждан РФ, регулярно занимающихся физкультурой;
  • увеличение средней продолжительности жизни и уровень спортивной подготовки населения;
  • «привитие привычки» у граждан в постоянных занятиях спортом и в физических нагрузках;
  • всесторонний личностный рост и привитие духа патриотизма;
  • разработка новейших программ по физическому воспитанию и систем детско-юношеского спорта в образовательных учреждениях РФ.

Основной и определяющей задачей введения норм ГТО является полная и всеохватывающая система подготовки, которая охватит все возрастные группы населения Российской Федерации.

Основные принципы комплекса «Готов к труду и обороне»:

  • добровольность;
  • общедоступность комплексов тренировок для всех граждан страны;
  • налаженная система медико-санитарного контроля;
  • принятие во внимание национальных, культурных, религиозных традиций и особенностей.

В зависимости от конечного результата при сдаче нормативов ГТО, по примеру СССР, можно было получить отличительный знак с аббревиатурой ГТО. Но, в СССР существовало лишь два вида отличительных знаков ГТО – серебряный и золотой, а при современной системе появился еще один вид – бронзовый, что все более делает систему вручения значков ГТО схожей с Олимпийской. Более того, значки приобрели совершенно новый дизайн и стилистику. Также для граждан, которые не сдали норму ГТО с первого раза был разработан отличительный знак «Участник».

Хочется сказать, что сдача норм ГТО высшего достоинства, носила лишь полупрофессиональный характер. К примеру, многократный олимпийский чемпион, известный борец А. Карелин рассказывал о том, что он становился обладателем лишь второго по значимости значка – серебряного, из-за того, что ему тяжело давались такие дисциплины как метание гранаты и подтягивание на перекладине.

По прогнозам экспертов и спортивных журналистов, к 2020 году, число граждан, которые выполнят требования норм ГТО достигнет более двадцати процентов от всего числа лиц занимающихся спортивной физкультурой на постоянной основе.

Ввод норм ГТО разделен на четыре стадии:

1) Организационно – экспериментальная стадия с марта до сентября 2014 года. Изучение и анализ групп всех возрастов для конкретизирования и уточнения нормативов и разработка регулирующей нормативной правовой базы.

2) Апробационная стадия с сентября 2014 по август 2015 года. Ввод режима сдачи норм ГТО на всех уровнях территориального деления РФ.

3) Внедренческая стадия с сентября 2015 по декабрь 2016 года. Сдача нормативов ГТО во всех организациях, апробация среди работающих и пожилых граждан.

4) Реализационная стадия с января 2017 года. Ввод режима сдачи нормативов ГТО во все возрастные категории.

Список испытаний для сдачи норм ГТО:

  • челночный бег 3×10 м;
  • бег 30, 60, 100 м;
  • бег 1000; 1500; 2000; 2500; 3000 м;
  • прыжок в длину с места, тройной прыжок в длину с места и прыжок в длину с разбега;
  • подтягивание на низкой (из виса лежа) и высокой (из виса) перекладинах;
  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
  • поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту;
  • наклон вперёд из положения стоя на полу или гимнастической скамье;
  • метание спортивного снаряда в цель и на дальность;
  • рывок гири 16 кг;
  • плавание 10, 15, 25, 50 м;
  • бег на лыжах или кросс по пересеченной местности 1, 2, 3, 5, 10 км;
  • стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия из положения сидя и положения стоя,
  • туристический поход с проверкой туристических навыков.

Президент РФ В.В. Путин предложил, чтобы результаты сдачи нормативов комплекса ГТО должны быть внесены в школьный аттестат о получении среднего (полного) общего образования, а также должны учитываться при поступлении в ВУЗы, но это предложение вызвало большой общественный резонанс. Многие сетуют на то, что ежегодно в Российской Федерации все большее число школьников освобождается от уроков физической культуры и от нагрузок, связанных с физическими упражнениями по состоянию здоровья.

Во времена СССР сдача комплекса нормативов ГТО никоим образом не оказывала влияния на дальнейшие перспективы учащихся. Однако, нынешние школьники, сдавшие на «золотой» и «серебряный» норматив комплекса ГТО могут рассчитывать на 1 дополнительный балл при сдаче Единого государственного экзамена начиная с 2015 года. Об этом сообщило Министерство образования и науки РФ, которое опубликовало порядок начисления дополнительных баллов при сдаче экзаменов в ВУЗы РФ.

Одним из основополагающих принципов новой системы комплекса должна стать добровольность ее выполнения. Однако до сих пор не ясно, способна ли современная система ГТО спастись от участи «обязаловок», учитывая современные реалии национальной политики нашей страны, направленной на чрезмерную подчиненность всех ведомств централизованной системе государственной власти.

В своем недавнем интервью вице-премьер Виталий Мутко сделал акцент на то, что система сдачи норм ГТО не должна прививаться как обязательная и никоим образом нельзя подводить занятия по физической подготовке под выполнение нормативов ГТО.

По моему мнению, совершенствование норм ГТО и введение их повсеместно невозможно без привлечения общественных организаций и лишь «наблюдательной» роли государства, а не курирование данного вопросами министерствами спорта и образования и науки.

Идеальным вариантом развития спорта в Российской Федерации было бы принятие доктрины, сущностью которой было бы оздоровление нации и приобщение масс к спорту, а не копирование системы ГТО у предшествующего государства.

В этой доктрине должны быть отражены все существенные проблемы российского спорта и методики преподавания физической культуры в рамках российской школы и системы высшего образования в РФ.

Одной из главных проблем, несомненно, является рост числа освобожденных от физической подготовки школьников в связи с несоответствием школьной программы подготовки и возможностями здоровья данных школьников. Как правило, в каждой школе преподавание физической подготовки ведется лишь по строго определенной и единой программе, не способной в должной мере удовлетворить способностям всех обучающихся в силу физиологических особенностей и состояния здоровья. Приоритетным путем решения данной проблемы, на мой взгляд, является разработка альтернативных программ и методик преподавания в рамках школьной и вузовской программы обучения, в которых будут отражены конкретные физические упражнения для обучающихся с особенностями здоровья, не позволяющим им обучаться по основной программе.

Считаю, что правильная реализация комплекса и реализация его с привлечением общественных организаций и объединений должны способствовать повышению эффективности использования физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии нашей страны, укреплении здоровья и качества жизни граждан России, всестороннему развитию личности, формированию необходимости граждан в самосовершенствовании, воспитанию гражданственности и необходимости вести здоровый образ жизни. 

Рецензент: доцент кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук Ворончихин Дмитрий Владимирович.