Полный текст статьи
Печать

В последнее время большое внимание в России уделяется возрождению здорового поколения и рассматривается учеными, писателями, докторами, а также политиками. В цифровой век на первое место вместо занятий физической активности пришел интернет. С его необъятными возможностями люди уверены в том, что нет необходимости в работе над своими функциональными возможностями. Например, можно купить тренажер, который прикрепляется к телу на ночь и проблема решена, он за вас будет работать над вашей фигурой. Но знающий человек скажет, что работа над своей физической подготовкой трудна и кропотлива, высоко энергозатратна и напрямую связанна с конкретными чертами характера, психической составляющей и убеждениями. Поэтому будь то студент или курсант, для работы должна быть мотивация и обязательно проводиться в коллективе единомышленников, которым и является учебное заведение МВД России.

Правительство Российской Федерации возвращается к истокам возрождения здоровой нации и поэтому был принят Указ Президента РФ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 24.03.2014 г. № 172 для дальнейшего улучшения государственной политики в сфере физической спорта и культуры, для создания эффективной системы физического воспитания, которая направленная на развитие человеческого потенциала и укрепление общего здоровья населения. И в 2014 году 1 сентября в России вводится в действие комплекс ГТО [9].

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) – это нормативная основа и полноценная программная физического воспитания населения страны, которая нацелена на развитие массового спорта и оздоровление нации.

На сегодняшний день комплекс ГТО на стадии возрождении – теперь у него новая форма и новые условия. Внедрение данного комплекса имеет следующие задачи и цели:

  • увеличение эффективности применения возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, всестороннем и гармоничном развитии личности, обеспечение преемственности и воспитании патриотизма в осуществлении физического воспитания населения;
  • рост числа граждан, которые будут систематически заниматься спортом и физической культурой в России;
  • подъем уровня продолжительности жизни и физической подготовленности граждан РФ;
  • воспитание у населения осознанной потребности в систематических занятиях спорта и физической культурой, ведении здорового образа жизни и физическом самосовершенствовании;
  • увеличение общего уровня знаний населения о средствах, формах и методах организации самостоятельных занятий с использованием современных информационных технологий;
  • обновление системы физического воспитания и системы развития массового, студенческого, школьного и детско-юношеского спорта в учебных заведениях, а также увеличение количества спортивных клубов.
  • ВФСК предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение разными возрастными группами (от 6 до 70+ лет) населения РФ (возрастные группы) установленные нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса по трем уровням трудности, отвечающим бронзовому, серебряному и золотому знакам отличия ВФСК и базируется на следующих принципах [2]:
  • доступность и добровольность;
  • личностно ориентированная и оздоровительная направленность;
  • обязательный медицинский контроль;
  • учет национальных традиций и региональных особенностей.

ГТО включает в себя следующих главные разделы:

  • виды испытаний (тесты), которые позволяют определить степень развития прикладных двигательных умений, навыков и физических качеств (делятся на испытания по выбору и обязательные). А также нормативы, которые позволяют оценить гармоничность и разносторонность развития главных физических качеств и прикладных двигательных навыков, умений согласно с возрастными и половыми особенностями развития человека
  • в области спорта и физической культуры требования к оценке уровню умений и знаний;
  • к недельному двигательному режиму рекомендации.

Тенденция снижения физических нагрузок, которые испытываются современным человеком в процессе его жизни, объективно затрудняет выявление психических и физических качеств, зависящие от уровня успешности профессиональной деятельности и профессиональной пригодности. Все более увеличилось влияние на профессиональную деятельность физической подготовленности. Следовательно, отсюда возникает потребность и надобность в теоретическом обосновании взаимосвязи профессиональной пригодности и физической подготовленности курсантов, в том числе и слушателей, образовательных учреждений МВД России. Одним из важнейших положений указанной проблемы является определение степени соответствия между объективными требованиями, которые предъявляются к профессионально значимым физическим качествам курсантов учебных заведений МВД России, и успешностью их профессиональной деятельности.

Отталкиваясь от поставленного вопроса, перечислим основные требования к физической подготовке к курсантам учебных заведений МВД России:

  • вырабатывание их психологической и физической подготовленности к успешному выполнению оперативно-служебных мероприятий, применение физической силы, боевых приемов борьбы и при пресечении противоправных действий использование специальных средств, а также в процессе служебной деятельности обеспечение их высокой работоспособности;
  • подготовка к длительному ускоренному передвижению по местности с преследованием правонарушителей;
  • усвоение системы практических навыков, умений личной безопасности и самозащиты в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности;
  • вырабатывание необходимых профессионально-психологических и интеллектуальных качеств личности (настойчивость, самообладание, смелость, внимание, бдительность, самодисциплина, гуманность, решительность и другие);
  • развитие у курсантов сознательной потребности в занятиях всеми прикладными видами спорта и физическими упражнениями;
  • развитие у них волевых и физических качеств, укрепление общего состояния здоровья;
  • практическое принятия участия курсантов в спортивных состязаниях спортивно-массовых мероприятиях и в работе спортивных секций.

В основе взаимосвязи профессиональной и физической подготовки лежит явление переноса двигательных навыков и физических качеств на профессиональную деятельность. Это основывается на единстве ведущих уровней функциональных систем и преимущественных режимов их функционирования, которые развиваются с помощью физической подготовки необходимых для профессиональной деятельности.

По постановлению Правительства РФ «Об утверждении положения о всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» от 11 июня 2014 г. № 540, Министерством обороны РФ по согласованию с Министерством спорта РФ утверждается порядок проведения и организации тестирования лиц, которые подлежат призыву на военную службу и лиц, которые обучаются в подведомственных ему образовательных учреждениях.

Сейчас курсанты и служащие МВД все возможными способами мотивированы для прохождения нормативов ГТО на высокие результаты. Кроме того, что они заинтересованы в своей физической подготовке для профпригодности на службе, существуют следующие поощрения:

  • курсантам имеющим золотой знак отличия комплекса ГТО получения повышенной государственной академической стипендии;
  • по физической готовности были введены высшие уровни. Служащий, который достиг таких уровней, будет получать денежное поощрение в процентном соотношении от своего жалования;
  • по выполнению государственных нормативов комплекса ГТО бесплатная подготовка, которая проходит в физкультурно-спортивных клубах для их членов, а также сдачи государственных нормативов комплекса ГТО с помощью тестов в центрах тестирования комплекса ГТО;
  • в дальнейшем при наличии золотого знака отличия ГТО курсанту уже на службе будет предоставляться дополнительный отпуск.

Таким образом, роль ГТО в жизни курсантов учебных заведений МВД России достаточно велика. На сегодняшний день это актуальный вопрос, прежде всего, для формирования у будущих сотрудников органов внутренних дел и всего молодого поколения страны положительного отношения к физической культуре и спорту, а значит, и воспитания высоких моральных качеств, честности и порядочности, стойкости и преданности своему делу, высоко сознательного отношения к выполнению своих обязанностей перед обществом. Тем более что проблема физического воспитания и спорта в нашей стране еще никогда не стояла так остро, как сегодня. 

Рецензент: доцент кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук Ворончихин Дмитрий Владимирович.