Полный текст статьи
Печать

Сложившаяся социально-экономическая, политическая, экологическая обстановка в российском обществе инициирует поиск и внедрение прогрессивных технологий, мобильных организационных форм, разработку принципов обучения и воспитания с учетом сложившихся реалий, определение действенных способов индивидуального подхода к курсантам, как будущим специалистам органов внутренних дел. Исследователи отмечают [6], что приоритетная цель современного образования – формирование физически, духовно и социально здоровой личности, устойчивой к неблагоприятным факторам социализации, находящейся в поиске постоянного конструктивного начала и ориентированной на просоциальную витальную и ментальную стратегию, как в общеобразовательных школах, так и в образовательных организациях высшего профессионального образования. Помимо обучающей, воспитывающей и развивающей функций, образовательные организации высшего профессионального образования системы МВД обеспечивает  профессионально-личностному становлению и формированию у курсантов положительной мотивационно-ценностной ориентации на предстоящую службу в органах внутренних дел. Это говорит о том, что в современных условиях возрастает многофункциональность образования.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [5] проходит этап реформирование физического воспитания в образовательных организациях профессионального образования, целью которого является улучшение физической подготовки  лиц, проходящих военную и специальную службу. Следовательно, создание и внедрение в образовательный процесс технологий физического воспитания, направленных на развитие физической культуры личности, имеет большое социальное значение. Система образовательных организаций высшего профессионального образования ОВД принимает активное участие в решении задач по охране здоровья молодежи, развивает мотивы, потребности в здоровье, как психофизиологический фундамент успешной деятельности будущего сотрудника органов внутренних дел.

Физическое здоровье, укрепляющее гомеостаз и все функциональные системы организма, это условие и основа для инициации креативности личности. От установки курсантов  формировать и сохранять направленность на здоровьесохранение и здоровьепреумножение зависит и в последующем их образ жизни.

В настоящее время, на современном этапе развития общества, наметилась ощутимая тенденция к переходу от унифицированного образования к личностно-ориентированному, учитывающему уровень здоровья подрастающей молодежи [2]. Новый образовательный вектор трансформирует фокус внимания с формированием компетенций на целостное развитие личности, на инициацию ценностного отношения к здоровью, когда здоровье констатируется как ценность не только для самого индивида, но и для социума в целом. Социальный заказ общества - воспитание здорового человека с физической, духовной и социальной точек зрения. На этом фоне все более очевидным становится факт осознания того, что сохранение здоровья подрастающего поколения только с помощью медицинских работников - задача невыполнимая. Медицина сегодня - это, прежде всего, помощь уже заболевшему человеку, профилактическая функция пока не стала приоритетной в этой области. Сегодня сам человек должен заботиться о сохранении своего духовного, физического и социального благополучия. Это возможно при формировании саногенного мышления, обновленного сознания, кардинальной трансформации взглядов на проблему здравостроения и здравосохранения.

Здоровье - это одна из сущностных характеристик человека. Оно детерминирует, насколько человек устойчив к жизненным катаклизмам, проблемам биологического и социального свойства. Укрепляя духовный, физический, социальный статус, курсант успешно реализуется в будущей профессиональной деятельности, укрепляет свой биологический и социальный иммунитет, приобретает самодостаточность и социальную зрелость. Повысить ресурсы жизнедеятельности человека возможно развивая и воспитывая здоровьеориентированную направленность курсанта, формируя у него отношение к здоровью как высшей духовной, психической и физической ценности. Это возможно осуществить, реализуя научно-обоснованные социально-экономические, медико-биологические, экологические, психологические, педагогические, эвохомологические меры, направленные на повышение качества жизнедеятельности человека в трансформирующихся условиях внешней среды.

В настоящее время важным аспектом подготовки к службе в органах внутренних дел  является забота о приобретении курсантами новых знаний, умений и навыков [3]. Концентрация внимания на познавательном аспекте развития личности не случайна. Она связана с тем, что усложнение всех сфер социальной деятельности предполагают более высокую квалификацию каждого будущего специалиста органов внутренних дел. И поэтому мы очень настойчиво убеждаем курсантов, что их главная задача — приобретать знания и осваивать профессию. Иными словами, готовя юношей и девушек к службе в органах внутренних дел, мы настойчиво формируем в них осознания ответственности за себя и за окружающий мир.

Таким образом, у нас есть основание утверждать, что юноши и девушки по окончанию обучения ведомственного вуза готовы реализовывать свои здоровьесохраняющие и здоровьеукрепляющие функции, своим личным примером демонстрируя полноценную здоровьеориентированную направленность. 

Рецензент: доцент кафедры физической подготовки, кандидат педагогических наук Ворончихин Дмитрий Владимирович.