Полный текст статьи
Печать

Политический интерес Соединенных Штатов Америки  к странам Центральной Азии возникает после распада Советского союза. Особенно стоит обратить внимание на 5 стран, которые обрели независимость в 1991 г.: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

В 1997 г. советник президента США по вопросам национальной безопасности высказался, что Америка намеренно проникает в страны Центральной Азии. Многие историки отметили, что главной целью политического присутствия США в Центральной Азии являлось сдерживание Китая, который в ближайшее время мог занять место главного оппонента США [1]. Кроме намерения сдерживания своих оппонентов на международной арене, Америка имеет и другие значительные цели в странах Центральной Азии. Необходимо ознакомиться со свойствами данной территории, чтобы выявить политические цели и интересы США.

Характерная особенность региона:

  1. все страны Центральной Азии входили в состав Советского Союза, т.е. испытывали влияние советской культуры, политики и экономики;
  2. после 1991 г. все государства и регионы стали суверенными;
  3. основной религией для населения является ислам;
  4. все республики богаты природными ресурсами, такими как золото и запасы урана, нефти (Узбекистан занимает 4-е место в мире по запасам золота);
  5. слабо развитая демократия, в трех государствах правительство не изменялось более 20 лет (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан).

Почти все главы пяти государств на региональных саммитах подчеркнули общность истории и традиции, географического происхождения, культуры и экономики региона. Таким образом, команда киргизских ученых пришла к выводу, что  Центральная Азия сумела развить именно свое цивилизационное пространство [2].

Не смотря на общность региона, пять стран Центральной Азии имеют разный уровень транзита и находятся совершенно на разных этапах экономического развития. Значительно и стабильно развивается экономическая сфера Казахстана в отличие от Узбекистана, у которого модернизация экономики идет очень медленно. Остальные три государства, так же как и Узбекистан, не способны развиваться без внешней поддержки [3].

На сегодняшний день США являются  одним из важнейших акторов международных отношений,  которые способны оказывать влияние на политические и экономические процессы мирового масштаба.

Например, М. Ашимбаев, известный казахстанский эксперт, говорил, что сотрудничество США со странами региона является важным фактором развития Центральной Азии и обеспечения региональной безопасности. США совместно с различными международными финансовыми организациями поддерживает усилия центральноазиатских государств в сфере региональной интеграции, а также в  региональном взаимодействии в области торговли, транспорта, энергетики и т. д. [4].

Фактор американского присутствия играет огромную роль во внутренней политике стран Центральной Азии. Внедрение США в политическую, экономическую, военную сферу стран региона влечет за собой государственный дисбаланс среди стран Центральной Азии и внутриполитические конфликты.

В целом, интерес сотрудничества Соединенных Штатов со странами Центральной Азии обусловлен следующими факторами:

1. Географический фактор. Выгодное расположение Центральной Азии в центре евразийского континента: имея давление в странах Центральной Азии, США могут оказать влияние на их соседей - Россию и Китай;

2. Природные ресурсы. Обеспечение энергетической безопасности является одним из важнейших аспектов американской внешней политики. В этой сфере у США проявляется интерес к резервам нефти и газа в Центральной Азии. Подтверждением этому являются контакты США, направленные на сотрудничество в области энергетики. Как известно, основным направлением американских инвестиций является нефтяной сектор казахстанской экономики. Например, в 2006 г. министр энергетики США С. Бодман отметил, что Соединенные Штаты намерены увеличить объем инвестиций в экономику Казахстана.

Одним из главных событий в области энергетического сотрудничества явился визит в феврале 2007 г. делегации Государственного департамента США во главе с помощником госсекретаря США по вопросам экономики, энергетики и бизнеса Д. Салливаном. Данная встреча была с главой Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК Б. Измухамбетовым. В ходе собрания были обсуждены вопросы, которые касались экспортных потоков из Казахстана. Особое внимание уделялось потенциалу транскаспийского нефти - и газопровода, который может стать новым экспортным направлением из Казахстана. В сфере энергетического сотрудничества с Казахстаном Америка поддерживает прокладку трубопроводов из данной области в обход России, тем самым ограничивая монопольные права России на европейском нефтяном и газовом рынке [5].

3. Сфера безопасности. В первую очередь, политика США в Центральной Азии направлена на борьбу с терроризмом и обеспечения безопасности пяти странам. Для защиты региона Америка размещает свои военные резервы на территории Центральной Азии. После cобытий  11 сентября 2001 г. США расположили военные базы на территории Киргизии и Узбекистана в ходе операции "Несокрушимая свобода". В свою очередь, Казахстан поддержал действия США по борьбе с терроризмом, а именно предоставил воздушный коридор для американских самолетов. Кроме этого, в 2003 г. Казахстаном был направлен инженерно-саперный отряд в Ирак. Данный отряд обезвредил свыше 4 млн. взрывчатых веществ. Все эти действия укрепили связи Центральной Азии и США в области обеспечения безопасности, борьбы с терроризмом и военного сотрудничества [6].

Стоит отметить, что в январе 2006 г. между Казахстаном и НАТО был подписан «Индивидуальный план действий партнерства», который станет определяющим документом в развитии отношений Казахстана и США [7].

Однако, бывший президент Киргизии Аскар Акаев имеет противоположное мнение о военном присутствии США в Центральной Азии. В своем интервью РИА "Новости" он заявил, что Правительство США преследовали несколько целей — помимо борьбы терроризмом, Америка собиралась закрепиться в стратегически важном регионе. В 2001 г. большинство руководителей мировых держав поддержали призыв Джорджа Буша о формировании международной антитеррористической коалиции, поскольку след от этого теракта был во всем мире. Но дальнейшие американские действия показали, что у США было много своих целей, и они вовсе не собирались уничтожать международных террористов везде и всюду. Америка могла и оказать поддержку террористическим организациям в своих геостратегических целях [8]. На самом деле, большинство политологов давно говорили о том, что Центральная Азия является плацдармом для США.

Для США данная сфера интересов не является легкой целью, так как военному присутствию Америки в регионе нужно избегать вовлечения в сферу внутренней безопасности стран Центральной Азии.

4. Продвижение и развитие демократии. Этот фактор является важной составной частью внешнеполитической стратегии США. США, после распада Советского союза была одной из первых стран, которая  признала суверенитет стран Центральной Азии. В дальнейшем Америка помогала данному региону поддерживать независимость государств, тем самым ослабляя давление России. США были разработаны специальные проекты по продвижению демократии в центральноазиатском регионе. Эти проекты можно подразделить на следующие виды:

— проекты развития политической системы государства;

— проекты моделирования государственной системы управления;

— проекты развития социального и политического аспекта в обществе;

— проекты в сфере образования [9].

Томас Грэм, управляющий директор Kissinger Associates, объясняет такой немалый интерес США к странам Центральной Азии, ссылаясь на старые политические интересы  Америки в данном регионе — обеспечение независимости в некоторых странах, то есть не позволять одной стране доминировать над ними и сделать свободный доступ к глобальной экономике. Ведь доминируя в странах Центральной Азии, США могли бы самостоятельно управлять газо — и нефтепроводами, не учитывая экономические интересы других стран.

Таким образом, на современном этапе политика США в отношении Центральной Азии определяется такими факторами, как обеспечение географических интересов и энергетической безопасности США, сотрудничество в сфере безопасности и борьбы с терроризмом, а также продвижение идеалов западной демократии.

В начале XXI века Америка установило своё экономическое, политическое и военное влияние в странах данного региона.

Интересы США в Центральной Азии, в первую очередь, вызваны стратегически выгодным расположением этой области между Россией, Китаем и Исламскими государствами. Помимо «привлекательного» расположения, Центральная Азия богата природными ресурсами. В соответствии с этими интересами основной вектор политики США в регионе направлен на снижение экономического и политического присутствия России и Китая в странах Центральной Азии и создание условий, обеспечивающих невозможность возобновления своего влияния. Второй компонент этого вектора вытекает из «Большой геополитической игры» США, то есть создать и обеспечить условия экономического и политического влияния на Китай и Иран.

Несмотря на то, что иногда сфера интересов США расширяется, Центральная Азия не имеет особого значения для Соединенных Штатов. Она так и останется для Америки невосприимчивой к их влиянию и ценностям, и развитию демократии. Возможность тесного сотрудничества США со странами Центральной Азии рассматривается экспертами только при смене руководства в данном регионе.


Научный руководитель:
Солсоев Иван Николаевич, старший преподаватель кафедры востоковедения и регионоведения АТР Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск.