Полный текст статьи
Печать

В развитие темы, рассмотренной нами в предыдущей статье, в данном исследовании затронуты некоторые аспекты воспитания у современных студентов юридических вузов чувства патриотизма в ходе изучения дисциплины «Наследственное право». Авторами сделан вывод, что современному обществу нужны такие личности, которые не равнодушны к судьбе отечества, способны широко и гибко мыслить, понимать, что личный интерес должен быть взаимосвязан с интересами государства и общества. Именно поэтому российское образование должно воспитывать патриотов своей страны, творческих личностей, критично мыслящих и духовно-развитых.

Ключевые слова: патриотизм, студенты, наследственное право, духовно-нравственные качества личности.

 

На современном этапе преподавания, в том числе юридических дисциплин, целями и задачами воспитания обучающихся являются следующие:

- воспитание высоконравственных, духовно развитых и физически здоровых личностей - граждан и патриотов России, способных к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения;

- формирование у студентов социальных компетентностей, нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей; создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации личности.

Кроме того, стоит отметить, что воспитательная деятельность в вузе должна быть направлена на формирование у студентов таких важнейших личностных качеств, как трудолюбие, организованность, дисциплинированность и ответственность[1].

Нет и не может быть высшей школы без воспитания, без стремления помочь обучающемуся стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству[2].

На наш взгляд, организационная структура воспитания и обучения едина. Л. Н. Толстой говорил, что и воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно[3].

Воспитание патриотизма – важнейшее качество личности гражданина своей страны, поэтому оно приобретает особую актуальность в условиях функционирования высшей школы. Патриотизм как важнейшее духовное достояние личности, по сути, является одной из самых значимых ценностей, свойственным разным сферам жизни социума[4].

Понятие патриотизма многоаспектно. Оно включает духовный, нравственный, социальный, культурный, исторический, правовой и другие компоненты, что, несомненно, влияет не только на воспитательный, но и образовательный процесс, и, следовательно, должно распространяться на обучение юридическим дисциплинам.

Во многих педагогических сочинениях В.А. Сухомлинского отчётливо видна ориентация на воспитание духовности, человечности[5]. Развитие духовности имеет первостепенное значение для студенческой молодёжи, в условиях, когда всё большее распространение получают исключительно материальные ценности: ориентация на материальный достаток, хорошие возможности для отдыха и развлечений, престиж, признание и восхищение окружающих и т.п.[6]. Бездуховность и отсутствие высоких идеалов ведут к преступности, алкоголизму, наркомании и суициду.

Именно поэтому в наши дни необходимо воспитывать чувство патриотизма у студентов, поскольку интерес к патриотическому воспитанию спал: студенты-выпускники не желают служить в армии, происходит смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов, разрушение идеологии и т.д. Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, имущественное неравенство населения, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации, что затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений[7]. Данные явления, в том числе, связаны с происходящими в обществе процессами.

На сегодняшний день делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота-носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины. В современных условиях патриотическое воспитание должно рассматриваться как формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли[8].

В прошлый период развития нашей страны патриотизм рассматривался как государственный приоритет. В современный период, в условиях демократического общества и рыночных отношений, патриотическое воспитание направлено как на государственные интересы, так и на соблюдение частных демократических свобод и интересов. 

Для воспитания в современных студентах гражданско-патриотических качеств, необходимо вести поиск методов гармоничного развития подрастающего поколения[9]. Одним из них, по мнению авторов статьи, является формирование патриотического самоощущения и способности к оптимальной самореализации подрастающего поколения через интерес к составлению своей родословной. Немецкий писатель XVIII-XIX вв. Иоганн Пауль Фридрих Рихтер писал, что «счастлив тот, кто может проследить свою родословную, одного предка за другими, и облечь седое время покровом юности»[10].

Знание своей родословной, наличие в доме качественно оформленной Родословной книги – передаваемой из поколения в поколение исторической хроники рода – свидетельствуют о высоком культурном уровне человека. Составление Родословной позволяет постигать жизненный опыт родственных людей, живших столетия назад, почувствовать себя частью их бытия, ощутить собственную «сопричастность» к истории, выявить схожие черты характера, идентичные профессиональные интересы или даже подобные жизненные сценарии[11].

Итак, можно сделать вывод, что патриотизм включает в себя знания об исторических корнях своей семьи. В данной статье авторы предлагают своё видение изучение влияния составления родословной своей семьи на формирование основ патриотизма.

Так, в ходе изучения студентами-юристами дисциплины «Наследственное право», ими рассматривается вопрос об очередности принятия наследственного имущества по закону. Студентам предлагалось написать биографических очерки по теме взаимосвязи их личности и рода, а также причастности к истории Отечества. Одним из итогов творческой работы стало создание очерка о своей прабабушке автором статьи, студенткой юридического факультета Коми республиканской академии государственной службы и управления Карповой Марины:

Хочу рассказать вам о своей прабабушке, Василевской Наталье Михайловне. В нашей семье по линии Василевских ведется родовая книга и называется она "Сказания о роде Василевских". Часть 9 этой книги посвящена моей прабабушке Василевской Наталье Михайловне. Василевские - нетитулованный российский дворянский род. Дворяне Василевские уже в 1700-1762 годах владели имениями в Центрально-Черноземном регионе.

 В нашей семье имеется герб Василевского, который внесен в часть 13 "Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи", стр.30.

Моя прабабушка была младшей дочерью торговца Василевского Михаила Васильевича. Трагедию раскулачивания ей пришлось пережить 18 лет. В самом расцвете сил, с радужными мечтами о светлом будущем, она попадает в безжалостную сталинскую "мясорубку".

Благодаря своей молодости, она смогла приспособиться к новым условиям, понимая, что этого не сделать, шансов на выживание практически нет. После долгой дороги из Курска она прибыла в переселенческих вагонах в Коми край. Людей, числом до двухсот, морозным февральским днем высадили на небольшой заснеженной поляне, окруженной непроходимым вековым лесом, и сказали: "Стройте себе барак. Это будет ваш дом". Бедные люди с детьми на руках, голодные, за два дня сколотили это подобие жилища, где можно было спрятаться от холода. Люди были одеты очень легко. Среди этих людей было много крымских татар в красивых шелковых нарядах. Умирали каждый день по 20 человек. Через неделю их почти никого не осталось. Моя прабабушка Наталья наблюдая за этим попросилась на курсы медсестер. Начальник поселения в просьбе отказал, но взял нянькой к своим детям в город Сыктывкар.

 Прабабушка быстро выучила коми язык. Вскоре она встретила Фалалеева Мирона Никаноровича, за которого вышла замуж. Это мой прадедушка. Работал Мирон в охранной системе, имел знакомство среди местного начальства, поэтому сумел сделать Наталье документы как свободной гражданке и получил возможность официально с ней расписаться.

 Во время войны мой прадедушка был призван в армию, но воевал недолго, получил тяжелое ранение и был комиссован. Осколок остановился рядом с сердцем. С ним он проходил до конца жизни. Семья жила в селе Айкино. У моей прабабушки было 9 детей. Они держали большое хозяйство: корову, кур, поросят, огород. Моя прабабушка очень хорошо шила, у нее была своя швейная машинка, она обшивала всю семью, родственников, соседей. Сама она работала на железной дороге стрелочницей. К работе относилась очень добросовестно, за что неоднократно получала награды. Как мать-героиня, получила орден. Детей своих любила, но была очень строга. По вечерам собирала всю семью и в слух читала книги. Являлась лучшим чтецом в районе. Даже мужа Мирона пристрастила к чтению.

В жизни Натальи Михайловны был случай чуть не стоивший ей жизни. Этот случай связан с ее работой. Дав машинисту "Задний ход", переведя стрелку, она остановилась на рельсах, глубоко задумавшись и забыв про движущийся состав. Машинист заметил ее, когда поезд приблизился к ней вплотную и дал сигнал. Наталью толкнул вагон, но она падая успела лечь между рельсами. Рабочие видели, как она упала на рельсы и решили, что та погибла. Тогда они стали кричать машинисту, что он задавил человека. Поезд проехал, а Наталья встает и говорит: "Я еще жива".

Умерла Наталья Михайловна в 1971 году, муж пережил ее на 5 лет. Реабилитирована моя прабабушка 29 февраля 2000 года.

Подводя итог, хотелось бы вспомнить слова Д.С. Лихачева, который говорил, что огромное значение имеет семья и средняя школа, дополнительное – высшее образование.

Воспитание патриотизма у обучающихся в высшей школе приобретает на сегодняшний день особую актуальность. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, одной из самых значимых ценностей.

Модернизация воспитательной работы в юридическом вузе, на наш взгляд, должна ставить своей целью возрождение и привитие у студентов патриотизма как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, формирование и развитие у обучающихся активных социально-значимых качеств, способностей проявить их в созидательном процессе в интересах общества, вуза, семьи, а также в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением стабильности общества и его безопасности[12]. Для реализации происходящих преобразований в жизни современного общества нужны такие личности, которые не равнодушны к судьбе Отечества, способны широко, гибко и масштабно мыслить, взаимодействовать с другими людьми.