Полный текст статьи
Печать

В соответствии с педагогическим принципом культуросообразности и в контексте культурологического подхода к образованию, формирование личностной культуры обучающихся выступает важной целью профессиональной подготовки. Реалии и тенденции социально-экономического развития российского общества, в частности, становление конкурентных отношений как одной из ключевых характеристик общественных (в том числе, трудовых) отношений обусловливают актуальность включения культуры конкурентных взаимодействий в содержание формируемой у будущих специалистов профессиональной культуры. Поскольку указанная задача является относительно новой для отечественной системы высшего образования, представляется важным исследование актуального состояния проблемы – прежде всего, на основе определения эффективности развития культуры конкурентных взаимодействий у студентов при отсутствии специально создаваемых для этого педагогических условий. Проведение соответствующего мониторинга составило цель нашего исследования.

При организации мониторинга мы базировались на следующих основных положениях относительно сущности, структуры и содержания, критериев и уровней сформированности культуры конкурентных взаимодействий [1,2, 3]:

1. Учитывая сущность и виды конкуренции, с одной стороны, и личностной культуры, с другой стороны, под культурой конкурентных взаимодействий  правомерно понимать качество личности, базирующееся на интериоризированной системе культурно-экономических  ценностных ориентаций и установок, сформированных знаниях, освоенных способах поведения, общения и деятельности, и позволяющее специалисту эффективно участвовать в сопернических и сотруднических взаимоотношениях, связанных с достижением экономических целей, ориентируясь на использование рациональных и этически приемлемых средств.

 2. Структурно-содержательно культура конкурентных взаимодействий представлена следующими компонентами с соответствующим наполнением:

– аксиологическим, предполагающим ориентацию личности на общечеловеческие гуманистические ценности, в том числе, ценности сотрудничества и честного соперничества, индивидуальности и самосовершенствования, профессиональной и социальной ответственности; установки на нравственный выбор целей и средств конкуренции;

– когнитивным, включающим систему знаний и представлений в области нравственных, юридических, экономических основ конкуренции;

– рефлексивным, связанным со способностью анализировать, оценивать и корректировать собственные цели, средства, методы конкурентных взаимодействий в соответствии с нравственными, юридическими и экономическими индикаторами эффективности деятельности;

– коммуникативным, предполагающим способность специалиста к сотрудничеству в условиях конкуренции, к эффективному использованию вербальных и невербальных средств общения, в том числе, в стрессовых условиях, адекватно конкурентным ситуациям;

– деятельностным, включающим способности находить, проектировать, реализовать эффективные средства  методы конкурентных взаимодействий, а также самопрезентационные умения.

3. Оценка сформированности культуры конкурентных взаимодействий осуществляется в соответствии с критериями, содержание которых обусловлено как содержанием вышеприведенных структурных компонентов, так и сущностью функций культуры. Исходя из этого, система критериев  сформированности культуры конкурентных взаимодействий включает:

– ценностно–ориентационные, свидетельствующие об усвоении и использовании личностью этических норм при определении личных целей, выборе средств и способов осуществления конкурентных взаимодействий. Критериальными показателями выступают: выбор гуманистических ценностей (в том числе, ценностей развития общества, профессии и личности, собственной индивидуальности) как ориентиров при определении целей и средств конкуренции; рациональное предпочтение сотрудничества соперничеству, коллективных интересов узко-индивидуальным;

– познавательно-информационные, характеризующие освоение и реализацию личностью системы этических, юридических и экономических знаний о целях и способах конкуренции. Критериальными показателями являются: объем и глубина, осознанность и применимость знаний, а также понимание важности их применения в условиях конкуренции;

– регулятивные, описывающие направленность личности на рефлексию и коррекцию собственных целей, средств и методов конкуренции. Критериальными показателями являются следующие: осуществление рефлексивных действий, связанных с анализом моральных, юридических и экономических характеристик собственных целей, средств и методов конкуренции; изменение собственных целей, средств и методов конкуренции в случае их несоответствия этическим, юридическим или экономическим требованиям; адекватная самооценка как субъекта конкуренции;

– семиотические, характеризующие наличие у личности арсенала эффективных средств и способов взаимодействия в условиях конкуренции. Критериальными показателями выступают: рациональность выбора и эффективность применения целей, методов и способов конкуренции и коммуникации; вежливость и самообладание при взаимодействии с конкурентами, способность договориться, прийти к консенсусу; грамотность и убедительность публичных выступлений;

– креативные, иллюстрирующие достижение личностью целей конкурентного взаимодействия, приобретение конкурентных преимуществ. Критериальными показателями являются: благоприятный имидж и эффективная самопрезентация; использование эффективных, морально, юридически и экономически оправданных средств и методов конкурентных взаимодействий; самообразование.

Заметим, что, исходя из содержания компонентов и критериев, культуру конкурентных взаимодействий  можно считать системной социально-профессиональной компетенцией специалиста (в частности, спортивного педагога), обеспечивающей ему достижение личностных и  профессиональных целей (трудоустройство/карьера, профессиональное совершенствование, изменение социальной/профессиональной позиции, статуса и пр.) морально оправданными и экономически рациональными средствами и методами.

4. Определение уровня сформированности культуры конкурентных взаимодействий осуществляется посредством тестирования, анкетирования, экспертной оценки на основе дифференцированного оценивания всех критериальных показателей; при этом для каждого показателя используется пятибалльная шкала (от –1 балла до +3 баллов):

– 1 балл           – проявляется (наблюдается, демонстрируется) качество,  противоположное оцениваемому показателю,

0 баллов          – показатель отсутствует, не проявляется,

+ 1 балл           – показатель выражен слабо, проявляется редко и случайным образом,

+ 2 балла – показатель не устойчив, проявляется в ситуациях определенного контекста (целевого, операционального, ценностного и пр.),

+ 3 балла         – показатель устойчив, проявляется во всех случаях, ситуациях.

Уровень культуры конкурентных взаимодействий по отдельным критериям определяется путем суммирования баллов,  полученных при оценивании критериальных показателей с опорой на закон нормального распределения [4]. Критериальные интервалы суммарных баллов,  как и количественные характеристики уровней, таким образом, зависят от  количества оцениваемых показателей по конкретному критерию. В исследовании использованы пять интегрированных уровней культуры конкурентных взаимодействий:

– отрицательный уровень ([-19, 0) баллов) – условно определен как антикультура и образуется как сумма отрицательных баллов по всем критериям (максимально негативный тип культуры конкурентных взаимодействий), либо как сумма отрицательных и положительных баллов по разным критериям;

– нулевой ([0] баллов) – образуется как сумма нулевых баллов по всем критериям («культурный вакуум»), либо как сумма отрицательных и положительных баллов по разным критериям;

– низкий ((0-19] баллов) – характеризуется либо низкими уровнями по всем критериям, либо существенным доминированием одного критерия над остальными;

– средний ((19-38] баллов) – характеризуется либо средними уровнями по всем критериям, либо доминированием нескольких критериев над остальными;

– высокий  ((38-57] баллов) – характеризуется либо высокими уровнями по всем критериям, либо незначительным «отставанием» одного – двух  критериев.

5. С точки зрения уровней развития отдельных компонентов культуры конкурентных взаимодействий, а также выраженности отдельных критериальных показателей в рамках одной группы критериев, правомерно выделение следующих форм культуры конкурентных взаимодействий:

– гармоничная, характеризующаяся относительно одинаковым развитием всех структурных компонентов (соответственно, отрицательным, нулевым, низким, средним или высоким уровнями);

– дисгармоничная (диссонансная), характеризующаяся  либо доминированием (более высоким уровнем сформированности) одного или нескольких компонентов при более низких значениях остальных компонентов (критериальный диссонанс), либо несоответствием, несогласованностью нравственных, юридических и экономических составляющих культуры конкурентных взаимодействий с доминированием одного или двух векторов (когнитивный диссонанс).

С учетом вышеприведенных положений было организовано констатирующее исследование, направленное на определение уровней и форм культуры конкурентных взаимодействий, доминирующих у обучающихся разных курсов, и являющихся результатом  обучения и воспитания при  традиционном построении образовательного процесса в вузе. Контингент испытуемых составили студенты Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, обучающиеся по направлениям «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности»: 1 курс – 58 чел., 2 курс – 60 чел., 3 курс – 62 чел., 4 курс – 56 чел.

В констатирующем исследовании использовался комплекс диагностических методов, включающий  опрос и тестирование, экспертную оценку и самооценку. Ввиду ограниченности объема статьи, мы не имеем возможности подробно охарактеризовать диагностический инструментарий; ознакомиться с ним можно в диссертационном исследовании И.В. Лебедевой.  Отметим только, что параметрами экспертной оценки, проводимой по результатам контент-анализа проективной, целеполагательной, ценностноориентационной, рефлексивной, практической деятельности студентов, служили сами критериальные показатели; экспертами выступали специально подготовленные для этой цели преподаватели. Методом опроса оценивался первый познавательно-информационный критериальный показатель; опрос включал вопросы в области нравственных, культурных,  правовых,  экономических, маркетинговых, коммуникативных, информационных основ конкуренции. Глубина, прочность и интегрированность знаний определялись по специально разработанной оценочной шкале.

Результаты проведенного констатирующего исследования позволили определить динамику формирования культуры конкурентных взаимодействий у студентов (таблица  1).

Таблица 1

Динамика формирования  у студентов культуры конкурентных взаимодействий в процессе обучения

Уровень культуры конкурентных взаимодействий

Количество испытуемых (%)

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Отрицательный

18,4

15,1

14,7

12,5

Нулевой

22,2

21,5

21,6

21,9

Низкий

37,7

38,7

41,8

41,1

Средний

17,4

17,7

13,4

15,5

Высокий

4,3

7,0

8,5

9,7

Форма культуры конкурентных взаимодействий

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Гармоничная

32,8

32,7

25,9

25,2

Диссонансная

67,2

67,3

74,1

74,8

 

        Можно видеть, что на всех курсах обучения у студентов доминирующими являются  нулевой и низкий уровни сформированности  и диссонансная форма культуры конкурентных взаимодействий. Для оценки достоверности различий использовались методы математической статистики [4]. При этом, если по уровням отмечается тенденция, пусть и статистически не значимая (Р>0,05),  к увеличению количества респондентов с высоким и уменьшения – отрицательным уровнем культуры конкурентных взаимодействий, то по формам картина обратная: обнаружено систематическое увеличение (Р>0,05) доли испытуемых с дисгармоничными формами культуры конкурентных взаимодействий. Таким образом, в процессе обучения нарастает дисгармония в содержании культуры конкурентных взаимодействий: как критериальная, так и контекстная. Формирование, своего рода, антиценностей конкуренции препятствует и росту числа студентов с позитивными  (средним, высоким) уровнями культуры конкурентных взаимодействий.

Недостаточное количество студентов, характеризующихся положительными, а именно, средним и высоким, уровнями культуры конкурентных взаимодействий обусловливает необходимость специальной педагогической работы по ее формированию  с учетом индивидуально-психологических особенностей личности [5]. А анализ специфики  выявленных диссонансов в развитии культуры конкурентных взаимодействий позволяет на индивидуально-дифференцированной основе определить ведущие направления педагогических воздействий. В частности, критериальные диссонансы в содержании и уровнях культуры конкурентных взаимодействий характеризовались превалированием когнитивного компонента над всеми остальными, а наименее сформированными оказались аксиологический и рефлексивный компоненты. Контекстные диссонансы отличались большей выраженностью экономических ценностных ориентиров конкуренции над нравственными и, в отдельных случаях, правовыми.        

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленной педагогической работы по формированию у студентов культуры конкурентных взаимодействий. Такая работа, на наш взгляд, предполагает создание педагогических условий, обеспечивающих, в частности, целесообразно широкое внедрение в образовательную практику рекомендаций, предложенных и экспериментально обоснованных И.В. Лебедевой, С.А. Хазовой [2, 6]. При этом следует учитывать специфику разных видов профессиональной деятельности и, следовательно, конкурентных взаимодействий в различных профессиональных сообществах.  Эти особенности, отражаясь в содержании профессионального образования, требуют специальной деятельности, направленной на экстраполяцию существующих в науке и практике методических и практических разработок в условия конкретной образовательной среды.