Полный текст статьи
Печать

Технико-тактическая подготовка обеспечивает успех спортивной деятельности во многих видах спорта, но особенно она актуальна для спортивных игр и единоборств. Особенностью поведения спортсменов в игровых видах спорта является  командная направленность действий всех игроков, их согласованность и точность при решении тактической задачи, применение разнообразных комбинаций, целесообразных для конкретной игровой ситуации, что и обеспечивает результативность спортивного поединка. Эффективность, качество применяемых и выполняемых технико-тактических действий обеспечивается развитым тактическим мышлением спортсменов [1,2,3,4].

Тактическое мышление в структуре технико-тактической подготовки спортсменов занимает особое место, так как определяет уровень профессионального развития спортсмена и команды в целом. Скорость тактического мышления, гибкость, способность к быстрому восприятию и пониманию игровой ситуации, ее доминирующих предпочтений или наоборот практически безысходных ситуаций, возможной  переориентации ситуации с неудобной на более выгодную свидетельствует о профессионализме спортсменов, всегда предоставляя им конкурентные преимущества перед соперником. Таким образом, виды спорта с большим объемом технико-тактических действий предъявляют высокие требования к развитию тактического мышления спортсменов, как профессионально значимого качества.

Формирование тактического мышления спортсменов должно осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий и носить организованный целенаправленный характер [2, 3]. Для того, чтобы в процессе игры на спортивной площадке действия игроков носили слаженный характер, осуществлялось эффективное выполнение командных технико-тактических комбинаций, необходимо изначально осуществлять обучение тактике на теоретических занятиях, развивать как индивидуальные мыслительные способности спортсменов, так и умения работать в команде, мыслить коллективно, предвидеть возможные действия соперника, соперников, разрабатывать технико-тактические действия с учетом технико-тактической подготовленности соперника [1,2,3].

Эффективность развития тактического мышления обеспечивается, с нашей точки зрения, сопряженным обучением техническим действиям и тактическим операциям. Это повышает качество выполнения технико-тактических комбинаций, формирует опыт реализации технико-тактических действий в игровой ситуации: сначала в условиях тренировочного процесса, а затем и в реальных условиях игровой соревновательной деятельности. Однако, спортивные специалисты, подчеркивая важность тактической подготовки спортсменов, констатируя необходимость усвоения тактических знаний и владения тактическими действиями и целыми комбинациями, недооценивают роли развитого тактического мышления и его вклада в создание новых оригинальных и непредсказуемых тактических комбинаций.

Развитие тактического мышления у спортсменов непосредственно связано с такими мыслительными операциями, как гибкость, дивергентность,  оригинальность, непредсказуемость предлагаемых решений, которые являются характеристиками творческого мышления  и обеспечивают конкурентные преимущества игроков в соревновательной деятельности [2, 4]. В связи с пониманием значимости развития тактического мышления спортсменов и его роли и вклада в профессиональное становление игроков нами была проведена экспериментальная работа по его развитию.

В экспериментальной работе, направленной на развитие тактического мышления у баскетболистов, приняли участие спортсмены двух учебно-тренировочных групп. Спортсмены данной квалификации владеют определённым арсеналом технических и тактических действий и приемов, имели опыт игровых действий, соответствующий уровню их спортивной подготовки.

Для оценки уровня развития тактического мышления использовался коэффициент целесообразности тактических действий (КЦТД), который определяется отношением суммы примененных и успешно выполненных тактических действий к общей сумме действий, применение которых обусловливает всю тактическую деятельность баскетболиста в процессе игры [1].

Экспертная оценка позволила определить значение коэффициента целесообразности тактических действий (КЦТД) у спортсменов обеих команд. При этом общий  объем тактических действий составил 45 действий, КЦТД  в одной группе составил 28,84%, а в другой 28,05%, что позволяет утверждать, что спортсмены статистически значимо не различаются по уровню подготовки [5, 6]. Это позволило произвольно выбрать контрольную и экспериментальную группы. (Заметим, что поскольку спортсмены уже владели определенной технико-тактической базой и применяли имеющиеся тактические комбинации в игре, то мы сочли более корректным использование термина «развитие» тактического мышления).

Контрольная группа тренировалась согласно традиционной системе подготовки спортсменов данного уровня. В экспериментальной же группе учебно-тренировочный процесс строился таким образом, чтобы целенаправленно развивать тактическое мышление у спортсменов. Теоретической основой разработки экспериментальной методики послужили научные труды М.Я. Виленского, С.Н. Бегидовой, С.А. Хазовой [2,3,7,8]. На их основе была разработана специальная программа, которая предусматривала дополнительные теоретические занятия по разбору и изучению игровых комбинаций, решению тактических задач с учетом амплуа игрока. На тренировочных занятиях спортсменам предлагались игровые ситуации с различными взаимодействиями игроков: произвольное нападение, нападение при равном и неравном соотношении защитников и нападающих, «быстрый прорыв», нападение через центрового, взаимодействие по типу «тройки», «скрестного выхода», «малой восьмерки» и др. [2, 9]

Педагогический эксперимент длился в течение 6 месяцев (в рамках одного макроцикла годичной подготовки). В нем участвовало 68 спортсменов-баскетболистов, учебно-тренировочные занятия  проходили в режиме 4 раза в неделю по 2 часа.  Процесс развития тактического мышления у спортсменов – баскетболистов носил поэтапный характер и включал:

  1. Теоретические занятия, на которых спортсмены изучали индивидуальные тактические действия, командные тактические действия, игровые комбинации. При этом учитывались индивидуально-психологические особенности игроков, что позволяло дифференцированно подходить к подбору заданий для развития индивидуального тактического мышления [8].
  2. Теоретические занятия, направленные на обучение спортсменов решению тактических задач. Предлагаемые тактические задачи способствовали развитию  самостоятельности, гибкости, дивергентности мышления. На начальном этапе решения тактических задач время поиска решения не ограничивалось, постепенно по мере усложнения задач и овладения способами их решения, время уменьшалось.
  3. Практические занятия были направлены на реализацию  тактических действий и комбинаций в сочетании с техническими приемами в специально создаваемых игровых ситуациях. Внимание уделялось скорости выполнения технико-тактических действий, выбору эффективных приемов игры в соответствии со сложившейся ситуацией, оперативности принимаемых.
    1. Непосредственно игровая деятельность как тренировочная, так и соревновательная. Оценивалась целесообразность применения или, наоборот, не применения игроком индивидуальных и групповых тактических действий в защите и нападении.

На теоретических занятиях предлагаемые тактические задачи носили более сложный характер: спортсмены знакомились с алгоритмом творческого решения тактических задач [2,3], искали самостоятельные варианты применения наиболее эффективных технико-тактических действий. При выборе решения тактической задачи спортсмены должны были учитывать: систему, по которой играет команда; время владения мячом; время, оставшееся до конца игры; счет встречи на данный момент и др.

При решении тактической задачи на теоретических занятиях можно было наблюдать следующие варианты: тактическая задача решена быстро и правильно, т.е. выбран наиболее эффективный способ достижения цели; тактическая задача решена быстро, но не правильно, выбранный путь не эффективен и нецелесообразен для предложенной игровой ситуации; тактическая задача решена верно, найден оригинальный способ достижения цели, но игроку потребовалось много времени для нахождения нужного решения; последний вариант – тактическая задача решалась неоправданно долго, верный вариант не найден. Наиболее оптимальный вариант, который обеспечивает успех в игровой ситуации – это когда верный  вариант решения тактической задачи найден быстро и также быстро произведено само действие. Добиться этого можно только при сопряженном воздействии мышления и действия, что отрабатывалось в учебной игровой деятельности с учетом индивидуальных особенностей спортсменов по усвоению изучаемого теоретического материала и потенциальных возможностей их реализации [8,9,10].

Теоретические знания проверялись в конкретной игровой ситуации. В частности, предлагаемые спортсменами варианты решения тактических задач в сочетании с необходимыми техническими действиями отрабатывались на тренировочных занятиях, а также применялись в соревновательных играх. Технико-тактические действия в баскетболе носят коллективный характер, а это требует от игроков слаженных действий, знаний индивидуальных особенностей каждого игрока и способности предвидеть возможные варианты решения тактической комбинации каждым из спортсменов, что позволяет моделировать игровые действия на несколько ходов вперед. Игровая деятельность в сочетании со способностью решения тактической задачи не только развивает тактическое мышление спортсмена, но и формирует опыт решения и реализации в действии технико-тактических задач [2,7,10].

Оценку технико-тактических действий игроков осуществляла группа экспертов из специалистов по баскетболу (тренеры, методисты, судьи). Объективность оценки игровых действий спортсменов проверялась посредством сравнения результатов синхронной записи трех наблюдателей.

В конце педагогического эксперимента наблюдение за технико-тактической деятельностью спортсменов, оценка эффективности принимаемых баскетболистами тактических решений в контрольной и экспериментальной группах позволили рассчитать индивидуальные и средние показатели КЦТД.

В контрольной группе за данный период времени КЦТД увеличился незначительно с 28,84% до 29, 17% (рис.1). 

 
Рис. 1. Средние показатели КЦТД у спортсменов-баскетболистов контрольной и экспериментальной групп.

В экспериментальной группе произошли существенные статистически значимые изменения в показателе эффективности тактических действий у спортсменов как в индивидуальных, так и в групповых действиях. КЦТД увеличился с 28,05 % до 53, 75%, полученный прирост показателя статистически достоверен (Р ˂ 0,05) и является результатом проделанной экспериментальной работы. Спортсмены научились предвидеть исход своих действий, корректно выходить из сложных ситуаций, самостоятельно принимать решения, анализировать свои действия, экстраполировать учебные тактические задачи в реальную игровую ситуацию. У  спортсменов контрольной группы коэффициент эффективности тактических действий практически не изменился,  выбор целесообразных  тактических действий из имеющегося арсенала  чаще не приводит к обыгрыванию соперников, действия часто неслаженные,  допускаются  грубые ошибки как тактического, так и технического характера. В игре в основном реализуются наигранные технико-тактические комбинации, которые  не всегда соответствуют действиям предпринимаемым соперниками.

Полученные в экспериментальной работе результаты позволяют констатировать:

  1. Тактическое мышление занимает важное место в структуре подготовки спортсменов-баскетболистов, что требует создания специальных условий для его развития.
  2. Решение тактических задач разного уровня сложности, самостоятельный поиск нахождения оптимального варианта выхода из предложенной проблемной ситуации, контроль за ходом решения задачи  и своевременная его коррекция  повышают эффективность процесса развития тактического мышления спортсменов.
  3. Характер тактических задач, уровень их сложности должны соответствовать квалификации,  возрасту и индивидуальным особенностям спортсменов.
  4. Создание игровых технико-тактических ситуаций  позволяет спортсменам экстраполировать сформированные теоретические паттерны в конкретные практические действия.

Проведённое исследование показало, что развитию тактического мышления следует уделять серьезное внимание в структуре подготовке спортсменов. Успешность выступления на соревнованиях, достижение спортивных побед во многом определяется уровнем развития тактического мышления спортсменов, их способностью быстро и эффективно находить решения в сложных игровых ситуация. Наработка арсенала технико-тактических комбинаций, несомненно, важна, но они должны служить базой для развития способностей к самостоятельному принятию тактических решений в сложных игровых ситуациях. Сформированный опыт творческого тактического мышленияспособствует созданию новых комбинационных схем, разыгрыванию новых тактических комбинаций с учетом реальных возможностей игроков команды и слабых сторон в игре соперника.

Развитие тактического мышления должно занять достойное место в подготовке спортсменов игровых видов спорта, поскольку по мере роста профессионализма спортсменов именно способность к разработке и реализации в игре новых технико-тактических комбинаций обеспечивает команде успех в соревновательной деятельности.