Полный текст статьи
Печать

Общепсихологический практикум – практическая дисциплина, необходимая для подготовки будущих психологов к диагностическому направлению профессиональной деятельности. Целью ее изучения–овладение основными методами психологического исследования, применяемыми в практической деятельности психолога, формирование профессиональных умений и навыков работы с психодиагностическим инструментарием [1].

В ходе изучения данной дисциплины студенты знакомятся с понятиями «методология», «метод», «психологическая методика», основными методами исследования (эксперимент, наблюдение, опросниковые методы, анализ продуктов деятельности), и их классификациями, процедурой проведения и оформления, процедурой составления и оформления психолого-педагогической рекомендаций [1]. При организации курса «Общепсихологический практикум» используются различные инновационные образовательные технологии. Обозначим некоторые из них:

1) Познавательная игра «Борьба знатоков» (рекомендуется применять на первом занятии). Краткое содержание: игра состоит из ряда туров – теоретического (оценивается знание методов исследования) и практического (анализ ситуаций на предмет верного определения метода исследования). Возможности: оценка первичных знаний студента, последующее построение учебного процесса с учетом индивидуальных возможностей и подготовленности учащихся.

2) Блиц-опрос (рекомендуется применять в начале занятия). Краткое содержание:постановка вопросов по темам, необходимым для изучения нового материала (например, при изучении темы «Наблюдение за темпераментом учащихся на уроке» необходимо актуализировать знания по теме «Темперамент»). Возможности: актуализация знаний по теме, активизация учащихся.

3) Презентация-демонстрация без элементов задания (рекомендуется применять при изучении нового материала). Краткое содержание:мультимедийная презентация с базовым информационным аспектом (определения понятий, структура протоколов исследования, требования к их оформлению, информация о технологиях наблюдения за вниманием, темпераментом и интеллектуальными способностями ученика, особенности написания психолого-педагогических рекомендаций и т.д.). Возможности: стимулируют познавательную активность учащихся, позволяют облегчить процесс запоминания.

4) Презентация-демонстрация с элементами задания (рекомендуется применять во время проведения занятий комбинированного типа). Краткое содержание:мультимедийная презентация с базовым информационным аспектом (информация о методах, их классификациях, особенностях проведения и оформления и т.д.) и элементами задания (встроенные в содержание презентации задания и задачи на определение понятий, характеристик методов, определение видов и т.д.). Возможности: стимулируют познавательную активность учащихся, позволяют облегчить процесс запоминания.

5) Элементы кейс-метода (рекомендуется для закрепления материала). Краткое содержание:демонстрация учащимся тематического видео-фрагмента с последующей проработкой его содержания. Возможности: облегчают запоминание, стимулирует познавательную активность, позволяют закрепить материал.

6) Моделирование ситуации и их анализ (рекомендуется для отработки практических навыков). Краткое содержание:студенты в паре моделируют учебную ситуацию, по итогам моделирования осуществляется анализ и оформление материалов. Возможности: стимулируют познавательную активность учащихся, позволяет построить «модель» учебного процесса, закрепить знания по построению диагностической ситуации, по наблюдению за вниманием, темпераментом, интеллектуальными способностями.

7) Игра «Я – эксперт» (рекомендуется применять по теме «Анализ продуктов деятельности как метод психологического исследования»). Краткое содержание:студентами осуществляется анализ продуктов деятельности детей. Обсуждение результатов. Возможности: позволяют на практике закрепить знания по теме.

8) Игра «Я – практик» (рекомендуется применять по теме «Психолого-педагогическая рекомендация»). Краткое содержание:студентами раздаются ситуации для ознакомления, предлагается их проанализировать, обозначить особенности ребенка, выявить проблему и предложить рекомендации родителям или воспитателям ребенка по оптимизации его развития. Обсуждение результатов. Возможности: позволяют на практике закрепить знания по теме.

9) Компьютерная самодиагностика (рекомендуется применять по теме «Эксперимент как метод психологического исследования»). Краткое содержание: студенты осуществляют изучение особенностей своей личности в ходе online прохождения психодиагностических тестов. Возможности: расширение знаний о собственной личности, обучение применению психодиагностического online тестирования, закрепление знаний по теме.

10) Онлайн-тест в системе Инфо-ВУЗ (рекомендуется применять по итогам изучения курса).Краткое содержание: студенты проходят тестирование на образовательной платформе вуза, обсуждаются результаты и ошибки. Возможности: позволяет оперативно осуществить контроль знаний (% освоения материала выдается сразу после тестирования).

11) Метод «Анализ конкретных ситуаций» (рекомендуется применять по итогам изучения курса). Краткое содержание: студенты решают задачи, предложенные педагогом (анализ ситуации, подбор метода, оценка воздействия и т.д.). Возможности: позволяет осуществить оценку готовности студентов к практической деятельности в области диагностики и сформированность их компетенций.

В заключение отметим, что обучение будущих психологов в рамках курса «Общепсихологический практикум» с учетом обозначенных нами технологий позволяет формировать у них необходимый для практической деятельности пакет знаний и компетенций, осуществлять эффективную подготовку к будущей профессиональной деятельности.