Физическое воспитание студентов в контексте оптимизации профессиональной подготовки бакалавров

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ольховская Е. Б. Физическое воспитание студентов в контексте оптимизации профессиональной подготовки бакалавров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970025.htm.
Аннотация. Статья рассматривает реализацию педагогического проектирования физического воспитания студентов для успешного формирования прикладных компетенций с целью оптимизации вузовской подготовки бакалавров средствами физкультурно-спортивной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ольховская Елена Борисовна,кандидат педагогических наук, доценткафедры физического воспитания ФГАОУВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет»,г.Екатеринбургzotmfk@yandex.ru

Физическое воспитание студентов в контекстеоптимизации профессиональной подготовки бакалавров

Аннотация.Статья рассматривает реализацию педагогического проектирования физического воспитания студентов для успешного формирования прикладных компетенций с целью оптимизации вузовской подготовки бакалавровсредствами физкультурноспортивной деятельности.Ключевые слова:физическое воспитание, педагогическое проектирование, двигательная активность, социально и профессионально важные качества.

Многоуровневая (бакалавриат и магистратура) система современного высшего образования направлена на подготовку специалистов, способных принимать нестандартные решения, воспроизводить не только готовые технологии, но и творчески их перерабатывать и создавать авторские. Бакалавры должны обладать фундаментальными знаниями по выбранному направлению высшего образования, способностью применить эти знания в постоянно меняющейся профессиональной деятельности, готовностью продолжить дальнейшее образование. Необходимо, что бы и физическое воспитание студентов было направлено на достижение обозначенных целей,а физическая культура решала не только здоровьесберегающие задачи, но и профессионально образовательные[4, 5].

Сегодня необходимо осуществлять проектирование педагогической деятельности преподавателя и предвидение результатов ее преобразования, что даст возможность повыситькачествоподготовки выпускников вузов [1].В современной педагогике нет единой трактовки понятия «педагогическое проектирование». В нашейработепод педагогическим проектированием мы пониманием целенаправленную деятельность педагога физической культуры по созданию проекта образовательного процесса, что включает в себя замысел будущего процесса обучения, воплощенный в виде модели и реализующей ее технологии: цель, задачи, содержание обучения, организация деятельности субъектов образовательного процесса, управление деятельностью, контроль и коррекция.

Основная идея нашейработы–научная организация физкультурноспортивной деятельности студентов с целью оптимизации формирования прикладных компетенций черезуспешное воспитание профессионально и социально важных качеств. Несмотря на модернизацию высшего профессионального образования, в учебных планах подготовки педагогов профессионального обучения не уделяется достаточного внимания реализации практикоориентированных методик, которые позволят уже в процессе обучения студентов применять компетенции на практике.Дисциплина «Прикладная физическая культура» в отличие от большинства дисциплин современной вузовской подготовки является практикоориентированной и состоит только из практических занятий в объеме 328 часов. Так же проект предусматривает реализацию дополнительных самостоятельных и факультативных занятийв секциях и спортивных клубах, участие студентов в спортивномассовых и соревновательных мероприятиях. Данные условияпозволятуже в процессе обучения при реализации физкультурноспортивной деятельности проявлять необходимые компетенции на практике,оцениваяуровень их сформированности, что актуализирует необходимость дальнейшего совершенствования и саморазвития студента[4, 5].

В основу проекта по организации физического воспитания студентов вуза легли результаты теоретического исследования возможностей физкультурноспортивной деятельности в профессиональноприкладной подготовке студентов профессиональнопедагогического вуза. Перечислим основные полученные положения.Профессия педагога профессионального обучения является одной из самых сложных по сравнению с большинством профессий, требующих высшего педагогического образования. По существу, преподавательмастер–это и высококвалифицированный рабочий по нескольким смежным профессиям, и педагог с высшим педагогическим образованием, и специалист, имеющий высшее отраслевое образование (инженерное, технологическое, аграрное ит.д.). Педагогу профессионального обучения приходится работать с определенным контингентом учащихся. Это, как правило, дети из неблагополучных семей с низкими материальным доходом и маргинальными социальными установками, часто с отсутствием мотивации к образованию, имеющие слабые знания, педагогически запущенные. Установление педагогического взаимодействия с учащимися является основной задачей педагога. Педагогическое общение должно создать условия для успешного обучения, воспитания и развития социально и профессионально значимых качеств учащихся, а часто и для коррекции качеств, формирование которых было упущено[2].Следовательно, физическое воспитание студентов на этапе профессиональной подготовкидолжнобыть направлена на решение двух основных задач:

1)сохранение, укрепление здоровья и оптимальное развитие психофизических качеств;2)достижение готовности бакалавра к успешной профессиональной деятельности через формирование у него необходимых компетенций посредством оптимизации развития профессионально важных качеств в физкультурноспортивной деятельности. Актуальность первой задачи остро определяет то, что на фоне низкой двигательной активности и неправильного образа жизни ухудшается здоровье молодого поколения россиян. Различные статистические исследования убедительно показывают, что количество практически здоровых выпускников российской школы колеблется от 13 до 18%. В связи с этим проблема здоровьесбережения студенческой молодежи сегодня является основополагающей в организации профессиональнообразовательного процесса в вузах страны[6].Однако образовательный процесс по физической культуре в вузе в настоящий моментобладает недостаточной оздоровительной эффективностью, т.к. удовлетворяет двигательный режим студентов только на четверть. Поэтому необходимо вводить дополнительные занятияв спортивных секция и клубах, мотивировать студентов к участию в спортивных соревнованиях и фестивалях различного уровня[3,4].

В рамках профессиональной подготовки студентов достаточно актуальной становится и вторая задача. В рамках реализации компетентностного подхода, физкультурноспортивная деятельность бакалавровдолжна оптимизировать формирование компетентности будущих специалистов, способствовать эффективному профессиональному становлению студентов.Только в таком случае результаты физического воспитания студентов признаются значимыми за пределами системы образования, а так же проявятся в готовности действовать в различных проблемных ситуациях[3, 6].Таким образом, основной целью педагогического проектирования физического воспитания будущих педагогов профессионального образования является создание условий для повышения двигательной активности студентов с целью укрепления их здоровья и для успешногоформированияпрофессиональных компетенций, через воспитание профессионально и социально важных качеств будущих бакалавров в физкультурноспортивной деятельности. Логическая структура педагогического проектирования по организации физического воспитания бакалавров в нашейработе сводится к трехэтапному алгоритму:

Iэтап–Здоровьесберегающая физическая культура(1, 2 семестры).Основные задачи этапа:оптимизация режима двигательной активности; формирование осознания ценности здоровья в жизнедеятельности будущих бакалавров, умения осуществления самоконтроля в процессе занятий физической культурой и спортом, готовности ведения здорового образа жизни.Образовательные технологии этапа: лекции и семинары по дисциплине «Физическая культура»; практические занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура» с преимущественным использованием метода регламентированных упражнений; научнопрактические конференции круглые столы, научные семинары, диспуты, различные конкурсы в рамках традиционных ежегодных Дней научного творчествамолодежи РГППУ направленные на решение задач первого этапа проекта. Оценочные средства:функциональное тестирование студентов (проба Ромберга, проба Штанге, тест Руфье); тестирование двигательной подготовленности (методика В.И.Ляха).IIэтап–Профессиональнонаправленная физическая культура(3, 4 семестры).Основные задачи этапа: осознание возможностей физической культуры и спорта в повышении профессиональной компетентности и профессиональной конкурентоспособности бакалавра; формирование социально и профессионально важных качеств (СПВК)будущих педагогов профессионального обучения в физкультурноспортивной деятельности.Образовательные технологии этапа: практические занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура» с преимущественным использованием игрового и соревновательного методов; учебнотренировочные занятия в спортивных секциях по индивидуальной траектории воспитания психофизических качеств и формирования СПВК; спортивные соревнования в рамках ежегодной Спартакиады РГППУ.Оценочные средства:тестирование двигательной подготовленности (методика В.И.Ляха); текущий контроль формирования СПВК в физкультурноспортивной деятельности по разработанномув ходе исследования мониторингу.IIIэтап–Профессиональноприкладная физическая подготовка(ППФП)будущего педагога профессионального обучения(5, 6 семестры).Основные задачи этапа: формирование СПВК будущих педагогов профессионального обучения в физкультурноспортивной деятельности; формирование у студентов владения методикой самооценки формированияСПВК в физкультурноспортивной деятельности; Образовательные технологии этапа: практические занятия по дисциплине «Прикладная физическая культура» с преимущественным использованием соревновательного метода; учебнотренировочные занятия в спортивных секциях по индивидуальной траектории воспитания психофизических качеств и формирования СПВК; спортивные соревнования в рамках ежегодной Спартакиады РГППУ, внешние спортивные соревнования и фестивали всех уровней.Оценочные средства: текущий контроль формирования СПВК в физкультурноспортивной деятельности по разработанному в ходе исследования мониторингу.Проектирование образовательного процесса по физическому воспитанию студентов с целью оптимизации профессиональной подготовки будет эффективным только при осуществлении постоянного рефлексивного компонента, т.е. реализации в образовательном процессе мониторинга формирования СПВК в физкультурноспортивной деятельности. Мониторинг выполняет информационную роль и будет являться элементом управленияи коррекцииобразовательного процесса по физическому воспитанию студентов[2, 4]. Реализация мониторинга профессионального становления студентов заключается в решении следующих задач: 1) по результатам изученияпрофессиограммы будущей профессиональной деятельности бакалавровподобрать научно обоснованные формы, средства и методы физического воспитания;2) выявить СПВК, формирование которых может осуществляться в процессе реализациифизкультурноспортивной деятельности;3) создание группы экспертов, подбор методов оценки, разработка методики определения уровня сформированности СПВК будущих педагогов профессионального обучения.Выводы:Осуществление педагогического проектирования как вида профессиональной деятельности позволит педагогу научно обоснованно подойти к организации образовательного процесса по физическому воспитанию бакалавров. Представленный в статье проект физического воспитания бакалавров учитывает основные положения педагогического проектирования: системность, алгоритмичность, оптимальность. Включенность основных субъектов образовательного процесса (не только преподавателя, но и студентов) во все этапы представленного проекта основана на реализации деятельностного подхода. Активность студента как субъекта физкультурноспортивной деятельности –это интегральное качество личности, позволяющее осуществлять свободное целеполагание в деятельности, обусловленное самоуправляемой мотивацией, умением оперировать способами деятельности и совершать их конструктивную коррекцию в изменяющихся условиях; инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач, рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений, возникающих в ней. Разработанная нами методика организации физического воспитания в сочетании с мониторингом формирования СПВК в физкультурноспортивной деятельности будут способствовать успешной профессиональноприкладной подготовке бакалавров.

Ссылки на источники1.АфанасьевВ.В., ЕрмолаеваС.С. Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе // Теория и практика общественного развития. –2012. –№2. –С. 128130.2.Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография. –Екатеринбург, 2011. –345 с.3.ОльховскаяЕ.Б. Профессиональноприкладная подготовка бакалавра средствами физкультурноспортивной деятельности // Приволжский научный вестник. –2015. –№ 2. –С.113118.4.ОльховскаяЕ.Б. СапегинаТ.А. Профессиональнообразовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография –Екатеринбург, 2008 г. –103 с. 5.ОльховскаяЕ.Б., СапегинаТ.А.Профессиональноприкладная физическая подготовка студентов профессиональнопедагогического вуза: учеб.метод. пособие.–Екатеринбург, 2013. –103 с.6.СапегинаТ.А., ОльховскаяЕ.Б. Предупреждение девиантного поведения студентов средствами физкультурноспортивной деятельности // Научнометодический электронный журнал Концепт. –2015. –Т. 13. –С. 23162320.