Роль аудиторской деятельности в аграрном секторе
Выпуск:
ART 970046
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Миннигалеева
В.
З. Роль аудиторской деятельности в аграрном секторе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
156–160. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970046.htm.
Аннотация. В статье обосновывается необходимость организации аудиторской службы в аграрном секторе. Укрепление статуса предприятия аграрного сектора как самостоятельного хозяйствующего субъекта в новых условиях требует принципиально новых подходов к осуществлению контроля за его деятельностью. В частности, следует постепенно упразднить малоэффективные ведомственные контрольно-ревизионные службы и создать независимые аудиторские службы.
Текст статьи
Миннигалеева Венера Завидовна,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Казанского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Казань avlyakulova_kki@mail.ru
Роль аудиторской деятельностив аграрном секторе
Аннотация. В статье обосновывается необходимость организации аудиторской службы в аграрном секторе. Укрепление статуса предприятия аграрного сектора как самостоятельного хозяйствующего субъекта в новых условиях требует принципиально новых подходов к осуществлению контроля за его деятельностью. В частности, следует постепенно упразднить малоэффективные ведомственные контрольноревизионные службы и создать независимые аудиторские службы.Ключевые слова:аудиторская служба, аграрный сектор, ревизия, финансовая отчетность.
Укрепление статуса предприятия аграрного сектора как самостоятельного хозяйствующего субъекта в новых условиях требует принципиально новых подходов к осуществлению контроля за его деятельностью. В частности, следует постепенно упразднить малоэффективные ведомственные контрольноревизионные службы и создать независимые аудиторские службы.В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле не возникала. Его заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, сосредоточенная на поисках упущений и злоупотреблений в финансовохозяйственной деятельности организаций, нахождении и наказании виновных.Как показало проведенноеисследование, отдел аудита Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан занимается не только аудиторскими проверками предприятий аграрного сектора, но и контролирует деятельность ревизионных комиссий в организациях сельского хозяйства РТ. Ревизии должны были проводиться в 1071 организации, а фактически проведены в 530. На многих предприятиях ревизии не проводились по 2—3 года. Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие документа, регламентирующего деятельность ревизионных комиссий в сельскохозяйственных организациях. В связи с этим нами разработано и предложено примерное Положение о ревизионной комиссии сельскохозяйственного формирования. Исследуя предпосылки создания аудиторской службы, ученые (например, В.В. Нитецкий) отмечают, что первой из них является изменение формы собственности, организационноправовой основы и структуры управления народным хозяйством.Другой предпосылкой создания аудиторской службы является процесс разгосударствления экономики. В условиях рынка и реальной конкуренции вмешательство государственных органов в финансовую деятельность организаций ограничено. С приобретением же их реальными собственниками —акционерами или частными владельцами —в обществе появились субъекты, непосредственно заинтересованные в законности и, что важно, эффективности финансовой деятельности предприятий, достоверности учета и отчетности [1].Нельзя не согласиться с Д.Н. Письменной, что необходимость обособления аудита в аграрном секторе обусловливается следующими особенностями:—использованием земли как главного средства производства, организационнотехнологической основы взаимосвязи всех отраслей и сфер агропромышленного комплекса;—особенностями организационноправовых форм хозяйствования, которые обусловливают введение и функционирование специфических систем нормативноправового и нормативнотехнологического регулирования хозяйственной деятельности (земельное законодательство, ветеринарный устав, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, особые государственные акты по приватизации объектов агропромышленного комплекса и др.);—спецификой регулирования хозяйственной деятельности в агропромышленном комплексе, обусловившей обособление бухгалтерского учета, о чем свидетельствуют специальные стандарты бухгалтерского учета для сельскохозяйственных предприятий и объединений сельхозхимии, сельхозтехники, межхозяйственных строительных предприятий и объединений и др.;
—спецификой учредительных документов и внутрихозяйственных регламентов деятельности экономических субъектов аграрного сектора;—спецификой чрезвычайно емкой нормативно технологической базы осуществления хозяйственных операций на экономических субъектах агропромышленного комплекса;—спецификой отношений с государством по ценовому паритету, налогообложению, формированию федерального и регионального фондов продовольствия, кредитованию программ социального развития села [2].В современных условиях в аграрном секторе аудиторская деятельность должна выполнять несколько задач:—установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законным и нормативным актам, действующим в РФ путем независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно расчетной документации, налоговых деклараций о доходах;—анализ финансовохозяйственной деятельности; оценка активов и пассивов экономического субъекта;—экспертиза постановки бухгалтерского учета и финансовой отчетности для определения их соответствия действующим нормативным актам, правовому статусу и учредительным документам, отраслевым и организационным особенностям организации;—консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского, ветеринарного и хозяйственного законодательства РФ, отраслевых нормативных актов хозяйственной деятельности, разработки и соблюдения учетной политики организации. Исследования показывают, что в организациях, которые не прошли аудиторскую проверку, увеличивается риск нарушений бухгалтерского и налогового законодательства. В период перехода к рынку в сельскохозяйственных предприятиях сложилась ситуация, когда во многих из них ревизий и проверок не проводилось 5—6 лет, люди привыкли к бесконтрольности своих действий. Во многих организациях ухудшилось состояние работы служб, выполняющих учетнофинансовые функции.
Ежегодно растут размеры ущерба от хищений, недостач, приписок и других злоупотреблений, в неудовлетворительном состоянии учет и внутренний контроль на уровне предприятий и организаций, недостаточное профилактическое воздействие финансового контроля на устранение негативных явлений. Все это обусловливает необходимость реорганизации системы финансового контроля в аграрном секторе[3].В сельскохозяйственных организациях имеют место случаи банкротства, невыполненияими своих обязательств перед пайщиками, вкладчиками крупных хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательной ежегодной аудиторской проверке, но не осуществивших ее в отчетном году. В результате заинтересованные лица во многих случаях не могут получить информацию об истинных причинах спада объемов хозяйственной деятельности и не имеют достоверной информации о причинах банкротств сельскохозяйственных организаций.Создание аудиторской службы в аграрном секторе должно положить начало внедрению подлинно экономических принципов финансового контроля в сельском хозяйстве, основанных на договорных платных партнерских взаимоотношениях между аудиторами и проверяемыми ими сельскохозяйственными организациями, предприятиями.Аудиторская служба кроме подтверждения достоверности финансовой отчетности может оказывать сопутствующие аудиту услуги: —постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;—налоговое консультирование;—управленческое консультирование; —правовое консультирование;—экономическое и финансовое консультирование;—проведение маркетинговых исследований;—автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий [4]. Заверение достоверности финансовой отчетности и консультационная деятельность аудиторских фирм и аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, углубляет и расширяет финансовый контроль в негосударственном секторе. Так, к примеру, заверенная аудиторами финансовая отчетность является источником информации для принятия решений пользователями (инвесторами, кредиторами и т.д.) по различным операциям: выдача кредитов, вложения инвестиций и пр. Что касается консультационной деятельности аудиторов, то она помогает оптимизировать финансовый механизм организаций, систему контроля финансовых потоков, организацию и ведение бухгалтерского (финансового и управленческого) учета, налоговые базы и т.д. Аудиторы оказывают эти услуги в целях усиления контроля за деятельностью организаций негосударственного сектора, как со стороны государства, так и со стороны пользователей финансовой информации[5].Для качественного проведения аудиторских проверок в аудиторской практике применяются единые правила (стандарты) аудита. Они являются одним из важнейших инструментов регулирования аудиторской деятельности и способствуют повышению уровня единообразия аудиторской практики во всем мире. Оценивая значение стандартов, отечественные ученые и практики отмечают, что они:—обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;—содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;—помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;—создают общественный имидж профессии;—устраняют контроль со стороны государства;—помогают аудитору вести переговоры с клиентом;–обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса. Высокие темпы развития экономики, требования международных рынков капитала изменили ожидание клиентов аудиторских служб, пользователей отчетности, касающиеся не только перечня предоставляемых аудиторскими службами услуг, но и целей и содержания аудиторской деятельности, ее качества и практической пользы. Если раньше аудиторская деятельность была направлена большей частью на проверку достоверности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в соответствии с действующими в области учета нормативными актами, то теперь этого недостаточно. Пользователи финансовой отчетности надеются, что она позволит им получить основы для принятияэкономических решений, поэтому от аудиторских служб ожидают не только аудиторского заключения, но и своеобразной экспертизы бизнеса.Финансовоучетная информация, да и любая другая информация, служат для внутреннего аудита объектом для контроля в хозяйственной деятельности организации. Внутренний аудит оценивает методы производства на предмет экономичности, производительности и эффективности; организационную структуру предприятия. Все операции финансовохозяйственной деятельности контролируются внутреннимаудитом. Инструменты, которые применяются во внутреннем аудите: оценка системы внутреннего контроля; проверка и оценка внутренних финансовых и управленческих отчетов; анализ системы контроля, которая обеспечивает проведение политики кооперативных организаций; анализ финансовых планов.На предприятиях, в больших объединениях, в обществах возникает необходимость проведения внутреннего аудита, так как верхние звенья управления предприятием не могут в достаточной мере ежедневно контролировать деятельность низших управленческих структур и подразделений организации. От системы внутреннего контроля и организационной структуры; от объемов применяемых компьютерных систем для обработки информации; от компетентности персонала, который занимается внутренним контролированием, находится в зависимости эффективность внутреннего контроля. Насколько эффективнее будет функционировать система внутреннего контроля организации, настолько меньше затрат необходимо будет для проведения обязательной аудиторской проверки. Основными функциями внутреннего аудита являются:
проверка достаточности системы внутренних регламентов и процедур контроля;
проверка соблюдения расчетной дисциплины[5];
экспертиза правильности организации, методологии и техники ведения учета, достоверности бухгалтерской отчетности.Эффективная система внутреннего контроля позволяет руководству убедиться, что деятельности организации соответствует требованиям законодательства, директивнонормативным документам предприятия, инструкциям, принятой политике руководства. Таким образом, обеспечивается обратная связь с подразделениями и различными сферами деятельности. Аудит внутренний и внешний взаимосвязаны. Так как внутренний аудит —это особенный вид внутрихозяйственного контроля, который предусматривается внешним аудитом, значит и аудиторский риск, и масштабы внешней ревизии хозяйственных систем во многом определяются действенностьювнутреннего аудита. В следствииэтого мы видим, что возникает необходимостьразвитиякак внешнего, так и внутреннегоаудита в аграрном секторе.Аудитор собирает и представляет все необходимые справки государственным органам, бывает в курсе всех вопросов фискального характера.Даже если аудитор не входит в состав совета директоров, он все равно может присутствовать на совещаниях, консультироватьуправляющих предприятияпо вопросам повышения эффективности производства.Аудитор прослеживает, как развиваются социальные, политические, экономические, производственные тенденции, проводит анализ их воздействия на производственнофинансовую деятельность организации и своевременно информирует об этом компанию (организацию). Он следит за сохранностью имущества предприятия.Со временем, по мере расширения масштабов предприятий, с усложнением их хозяйственной деятельности характер внутреннегоаудита меняется. Когда на начальном этапе внутренний аудит сосредоточивал собственные старания на детализированных проверках, то с расширением систем регистрации и обработки данных, потребность в сплошном контроле документов сократилась, и особое вниманиевнутренний аудит стал уделять тому, как работают системы, и отвечают ли действия установленным процедурам.Далее внутреннийаудит стал развиваться не в сторону обычной фиксации отклонений установленных процедур, а все активнее вникать в данные системы и процедуры, давая им надлежащую оценку. Такая функция управления как внутренний аудит очень важна при соперничестве, конкуренции, конкурентной борьбе. Конкуренцию можно определить как процесс соперничества. К специфическим чертам конкуренции можно отнести: вопервых, низкий уровень соперничества, конкуренции, конкурентной борьбы; вовторых, несбалансированность ценовой политики организаций [3]. В целях обеспечения преимуществ в конкурентной борьбе организация организует учет, контроль и экономический анализ, оценивает и сопоставляет фактически полученный результат с поставленными задачами и целями организации. Степени влияния экономических процессов на формирование и развития конкурентной силы организации позволяет достоверность учета и анализа:
изменений фактор внутренней среды;
оценка факторов рыночной среды и анализа степени их влияния на экономическую деятельность организации;
анализ динамики развития конкурентной силы направления;
уровень формированияконкурентной силы организации;
степень развития конкурентной силы организации. Прогресс внутреннего аудита не остановился, и сегодня перед внутренним аудитом поставлены задачи интенсивного проникновения в функции менеджмента, организации деятельности предприятий, где от него ожидают не только информациио качестве управленческой деятельности, но и предложений по усовершенствованию[6]. Сказанное позволяет утверждать, что для повышения эффективности деятельности сельского хозяйства Республики Татарстан необходимо создание аудиторской организации, для чего имеются все основания.
Ссылки на источники1.Насретдинов,И.Т. Конкурентоспособность потребительской кооперации в современной экономической системе: монография Казань, 2010. 2.Сибгатуллина, И.А., Галимарданова, Н.М. Современное состояние и совершенствование учета и аудита денежных средств /И.А. Сибгатуллина, Н.М. Галимарданова // Направления совершенствования формирования учетноаналитической информации в условиях решения современных проблем национальной экономики. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т. –Казань.2014.С.1181193.Яхина, Л.Т. Теоретикометодологические аспекты аудита деятельности сельскохозяйственных организаций / Л.Т. Яхина // Научное обозрение. 2015. №10 –1. С. 246. –2484.Яхина,Л.Т. Организация и методика аудита сельскохозяйственных организаций// автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Казанский финансовоэкономический институт. Казань, 20035.Яхина, Л.Т. Внутренний аудит как функция управления /Л.Т. Яхина // Научное обозрение. 2016.№10.С.2562586.Яхина,Л.Т. Теоретикометодологические аспекты аудита деятельности сельскохозяйственных организаций /Л.Т. Яхина // Научное обозрение. 2015. №10 –1.С. 246248
Роль аудиторской деятельностив аграрном секторе
Аннотация. В статье обосновывается необходимость организации аудиторской службы в аграрном секторе. Укрепление статуса предприятия аграрного сектора как самостоятельного хозяйствующего субъекта в новых условиях требует принципиально новых подходов к осуществлению контроля за его деятельностью. В частности, следует постепенно упразднить малоэффективные ведомственные контрольноревизионные службы и создать независимые аудиторские службы.Ключевые слова:аудиторская служба, аграрный сектор, ревизия, финансовая отчетность.
Укрепление статуса предприятия аграрного сектора как самостоятельного хозяйствующего субъекта в новых условиях требует принципиально новых подходов к осуществлению контроля за его деятельностью. В частности, следует постепенно упразднить малоэффективные ведомственные контрольноревизионные службы и создать независимые аудиторские службы.В условиях плановой, централизованно управляемой экономики потребность в независимом финансовом контроле не возникала. Его заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля, сосредоточенная на поисках упущений и злоупотреблений в финансовохозяйственной деятельности организаций, нахождении и наказании виновных.Как показало проведенноеисследование, отдел аудита Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан занимается не только аудиторскими проверками предприятий аграрного сектора, но и контролирует деятельность ревизионных комиссий в организациях сельского хозяйства РТ. Ревизии должны были проводиться в 1071 организации, а фактически проведены в 530. На многих предприятиях ревизии не проводились по 2—3 года. Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие документа, регламентирующего деятельность ревизионных комиссий в сельскохозяйственных организациях. В связи с этим нами разработано и предложено примерное Положение о ревизионной комиссии сельскохозяйственного формирования. Исследуя предпосылки создания аудиторской службы, ученые (например, В.В. Нитецкий) отмечают, что первой из них является изменение формы собственности, организационноправовой основы и структуры управления народным хозяйством.Другой предпосылкой создания аудиторской службы является процесс разгосударствления экономики. В условиях рынка и реальной конкуренции вмешательство государственных органов в финансовую деятельность организаций ограничено. С приобретением же их реальными собственниками —акционерами или частными владельцами —в обществе появились субъекты, непосредственно заинтересованные в законности и, что важно, эффективности финансовой деятельности предприятий, достоверности учета и отчетности [1].Нельзя не согласиться с Д.Н. Письменной, что необходимость обособления аудита в аграрном секторе обусловливается следующими особенностями:—использованием земли как главного средства производства, организационнотехнологической основы взаимосвязи всех отраслей и сфер агропромышленного комплекса;—особенностями организационноправовых форм хозяйствования, которые обусловливают введение и функционирование специфических систем нормативноправового и нормативнотехнологического регулирования хозяйственной деятельности (земельное законодательство, ветеринарный устав, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, особые государственные акты по приватизации объектов агропромышленного комплекса и др.);—спецификой регулирования хозяйственной деятельности в агропромышленном комплексе, обусловившей обособление бухгалтерского учета, о чем свидетельствуют специальные стандарты бухгалтерского учета для сельскохозяйственных предприятий и объединений сельхозхимии, сельхозтехники, межхозяйственных строительных предприятий и объединений и др.;
—спецификой учредительных документов и внутрихозяйственных регламентов деятельности экономических субъектов аграрного сектора;—спецификой чрезвычайно емкой нормативно технологической базы осуществления хозяйственных операций на экономических субъектах агропромышленного комплекса;—спецификой отношений с государством по ценовому паритету, налогообложению, формированию федерального и регионального фондов продовольствия, кредитованию программ социального развития села [2].В современных условиях в аграрном секторе аудиторская деятельность должна выполнять несколько задач:—установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законным и нормативным актам, действующим в РФ путем независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно расчетной документации, налоговых деклараций о доходах;—анализ финансовохозяйственной деятельности; оценка активов и пассивов экономического субъекта;—экспертиза постановки бухгалтерского учета и финансовой отчетности для определения их соответствия действующим нормативным актам, правовому статусу и учредительным документам, отраслевым и организационным особенностям организации;—консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского, ветеринарного и хозяйственного законодательства РФ, отраслевых нормативных актов хозяйственной деятельности, разработки и соблюдения учетной политики организации. Исследования показывают, что в организациях, которые не прошли аудиторскую проверку, увеличивается риск нарушений бухгалтерского и налогового законодательства. В период перехода к рынку в сельскохозяйственных предприятиях сложилась ситуация, когда во многих из них ревизий и проверок не проводилось 5—6 лет, люди привыкли к бесконтрольности своих действий. Во многих организациях ухудшилось состояние работы служб, выполняющих учетнофинансовые функции.
Ежегодно растут размеры ущерба от хищений, недостач, приписок и других злоупотреблений, в неудовлетворительном состоянии учет и внутренний контроль на уровне предприятий и организаций, недостаточное профилактическое воздействие финансового контроля на устранение негативных явлений. Все это обусловливает необходимость реорганизации системы финансового контроля в аграрном секторе[3].В сельскохозяйственных организациях имеют место случаи банкротства, невыполненияими своих обязательств перед пайщиками, вкладчиками крупных хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательной ежегодной аудиторской проверке, но не осуществивших ее в отчетном году. В результате заинтересованные лица во многих случаях не могут получить информацию об истинных причинах спада объемов хозяйственной деятельности и не имеют достоверной информации о причинах банкротств сельскохозяйственных организаций.Создание аудиторской службы в аграрном секторе должно положить начало внедрению подлинно экономических принципов финансового контроля в сельском хозяйстве, основанных на договорных платных партнерских взаимоотношениях между аудиторами и проверяемыми ими сельскохозяйственными организациями, предприятиями.Аудиторская служба кроме подтверждения достоверности финансовой отчетности может оказывать сопутствующие аудиту услуги: —постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;—налоговое консультирование;—управленческое консультирование; —правовое консультирование;—экономическое и финансовое консультирование;—проведение маркетинговых исследований;—автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий [4]. Заверение достоверности финансовой отчетности и консультационная деятельность аудиторских фирм и аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, углубляет и расширяет финансовый контроль в негосударственном секторе. Так, к примеру, заверенная аудиторами финансовая отчетность является источником информации для принятия решений пользователями (инвесторами, кредиторами и т.д.) по различным операциям: выдача кредитов, вложения инвестиций и пр. Что касается консультационной деятельности аудиторов, то она помогает оптимизировать финансовый механизм организаций, систему контроля финансовых потоков, организацию и ведение бухгалтерского (финансового и управленческого) учета, налоговые базы и т.д. Аудиторы оказывают эти услуги в целях усиления контроля за деятельностью организаций негосударственного сектора, как со стороны государства, так и со стороны пользователей финансовой информации[5].Для качественного проведения аудиторских проверок в аудиторской практике применяются единые правила (стандарты) аудита. Они являются одним из важнейших инструментов регулирования аудиторской деятельности и способствуют повышению уровня единообразия аудиторской практики во всем мире. Оценивая значение стандартов, отечественные ученые и практики отмечают, что они:—обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;—содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;—помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;—создают общественный имидж профессии;—устраняют контроль со стороны государства;—помогают аудитору вести переговоры с клиентом;–обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса. Высокие темпы развития экономики, требования международных рынков капитала изменили ожидание клиентов аудиторских служб, пользователей отчетности, касающиеся не только перечня предоставляемых аудиторскими службами услуг, но и целей и содержания аудиторской деятельности, ее качества и практической пользы. Если раньше аудиторская деятельность была направлена большей частью на проверку достоверности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в соответствии с действующими в области учета нормативными актами, то теперь этого недостаточно. Пользователи финансовой отчетности надеются, что она позволит им получить основы для принятияэкономических решений, поэтому от аудиторских служб ожидают не только аудиторского заключения, но и своеобразной экспертизы бизнеса.Финансовоучетная информация, да и любая другая информация, служат для внутреннего аудита объектом для контроля в хозяйственной деятельности организации. Внутренний аудит оценивает методы производства на предмет экономичности, производительности и эффективности; организационную структуру предприятия. Все операции финансовохозяйственной деятельности контролируются внутреннимаудитом. Инструменты, которые применяются во внутреннем аудите: оценка системы внутреннего контроля; проверка и оценка внутренних финансовых и управленческих отчетов; анализ системы контроля, которая обеспечивает проведение политики кооперативных организаций; анализ финансовых планов.На предприятиях, в больших объединениях, в обществах возникает необходимость проведения внутреннего аудита, так как верхние звенья управления предприятием не могут в достаточной мере ежедневно контролировать деятельность низших управленческих структур и подразделений организации. От системы внутреннего контроля и организационной структуры; от объемов применяемых компьютерных систем для обработки информации; от компетентности персонала, который занимается внутренним контролированием, находится в зависимости эффективность внутреннего контроля. Насколько эффективнее будет функционировать система внутреннего контроля организации, настолько меньше затрат необходимо будет для проведения обязательной аудиторской проверки. Основными функциями внутреннего аудита являются:
проверка достаточности системы внутренних регламентов и процедур контроля;
проверка соблюдения расчетной дисциплины[5];
экспертиза правильности организации, методологии и техники ведения учета, достоверности бухгалтерской отчетности.Эффективная система внутреннего контроля позволяет руководству убедиться, что деятельности организации соответствует требованиям законодательства, директивнонормативным документам предприятия, инструкциям, принятой политике руководства. Таким образом, обеспечивается обратная связь с подразделениями и различными сферами деятельности. Аудит внутренний и внешний взаимосвязаны. Так как внутренний аудит —это особенный вид внутрихозяйственного контроля, который предусматривается внешним аудитом, значит и аудиторский риск, и масштабы внешней ревизии хозяйственных систем во многом определяются действенностьювнутреннего аудита. В следствииэтого мы видим, что возникает необходимостьразвитиякак внешнего, так и внутреннегоаудита в аграрном секторе.Аудитор собирает и представляет все необходимые справки государственным органам, бывает в курсе всех вопросов фискального характера.Даже если аудитор не входит в состав совета директоров, он все равно может присутствовать на совещаниях, консультироватьуправляющих предприятияпо вопросам повышения эффективности производства.Аудитор прослеживает, как развиваются социальные, политические, экономические, производственные тенденции, проводит анализ их воздействия на производственнофинансовую деятельность организации и своевременно информирует об этом компанию (организацию). Он следит за сохранностью имущества предприятия.Со временем, по мере расширения масштабов предприятий, с усложнением их хозяйственной деятельности характер внутреннегоаудита меняется. Когда на начальном этапе внутренний аудит сосредоточивал собственные старания на детализированных проверках, то с расширением систем регистрации и обработки данных, потребность в сплошном контроле документов сократилась, и особое вниманиевнутренний аудит стал уделять тому, как работают системы, и отвечают ли действия установленным процедурам.Далее внутреннийаудит стал развиваться не в сторону обычной фиксации отклонений установленных процедур, а все активнее вникать в данные системы и процедуры, давая им надлежащую оценку. Такая функция управления как внутренний аудит очень важна при соперничестве, конкуренции, конкурентной борьбе. Конкуренцию можно определить как процесс соперничества. К специфическим чертам конкуренции можно отнести: вопервых, низкий уровень соперничества, конкуренции, конкурентной борьбы; вовторых, несбалансированность ценовой политики организаций [3]. В целях обеспечения преимуществ в конкурентной борьбе организация организует учет, контроль и экономический анализ, оценивает и сопоставляет фактически полученный результат с поставленными задачами и целями организации. Степени влияния экономических процессов на формирование и развития конкурентной силы организации позволяет достоверность учета и анализа:
изменений фактор внутренней среды;
оценка факторов рыночной среды и анализа степени их влияния на экономическую деятельность организации;
анализ динамики развития конкурентной силы направления;
уровень формированияконкурентной силы организации;
степень развития конкурентной силы организации. Прогресс внутреннего аудита не остановился, и сегодня перед внутренним аудитом поставлены задачи интенсивного проникновения в функции менеджмента, организации деятельности предприятий, где от него ожидают не только информациио качестве управленческой деятельности, но и предложений по усовершенствованию[6]. Сказанное позволяет утверждать, что для повышения эффективности деятельности сельского хозяйства Республики Татарстан необходимо создание аудиторской организации, для чего имеются все основания.
Ссылки на источники1.Насретдинов,И.Т. Конкурентоспособность потребительской кооперации в современной экономической системе: монография Казань, 2010. 2.Сибгатуллина, И.А., Галимарданова, Н.М. Современное состояние и совершенствование учета и аудита денежных средств /И.А. Сибгатуллина, Н.М. Галимарданова // Направления совершенствования формирования учетноаналитической информации в условиях решения современных проблем национальной экономики. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т. –Казань.2014.С.1181193.Яхина, Л.Т. Теоретикометодологические аспекты аудита деятельности сельскохозяйственных организаций / Л.Т. Яхина // Научное обозрение. 2015. №10 –1. С. 246. –2484.Яхина,Л.Т. Организация и методика аудита сельскохозяйственных организаций// автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Казанский финансовоэкономический институт. Казань, 20035.Яхина, Л.Т. Внутренний аудит как функция управления /Л.Т. Яхина // Научное обозрение. 2016.№10.С.2562586.Яхина,Л.Т. Теоретикометодологические аспекты аудита деятельности сельскохозяйственных организаций /Л.Т. Яхина // Научное обозрение. 2015. №10 –1.С. 246248