Кризисные ограничения в развитии российской экономики: актуализация импортозамещения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко В. А., Демьянченко Н. В. Кризисные ограничения в развитии российской экономики: актуализация импортозамещения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 241–245. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970063.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные кризисные ограничения для развития национальной экономики, выступающие «катализатором» для осуществления плана антикризисных мер и реализации задачи импортозамещения для обеспечения национальной безопасности и баланса интересов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бондаренко Виктория Андреевна,доктор экономических наук, зав. кафедрой Маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ),доцент,г. РостовнаДонуb14v@yandex.ru

Демьянченко Наталья Васильевна, кандидатэкономических наук, доцент кафедры Менеджмента Краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Краснодарn.menedg333@yandex.ru

Кризисные ограничения в развитии российской экономики: актуализация импортозамещения

Аннотация.В статье рассмотрены основныекризисныеограничениядля развития национальной экономики, выступающие«катализатором»для осуществления плана антикризисных мер и реализации задачи импортозамещениядля обеспечения национальной безопасности и баланса интересов.Ключевые слова:импортозамещение, продовольственная безопасность, кризисные ограничения, внутренний рынок, продовольствие.

Мировой кризис, проявляющийся в большей или меньшей степени, повсеместно, негативно воздействует на функционирование российской экономики. Различные аналитические издания в РФ прогнозируют, что нижняя планкакризиса еще не пройдена, и, что «…кризис в российской экономике продлится 4‬5 лет, а пик проблем придется на 2017‬2018 гг.»[10]. Получается, что такие реалии накладывают определенные ограничения на покупательнуюспособность россиян, которая сократилась изза сниженияреальногоуровнядоходов. Не меньшие сложности характерны и для потенциала промышленного роста встране. Сложившая ситуация для России усугубляется введенными против нее и перманентно ужесточающимися санкциями. Все это предполагаетнахождение возможных путей сглаживания обострившихся проблем и выстраивания направлений по достижению национальных экономических интересов России и поиску точек роста за счет имеющихся и возможных к мобилизации ресурсов. Одной из наиболее значимых задач выступает в этом контексте осуществление импортозамещающей стратегии, в частности в плане наращивания поставок на внутренний рынок продовольствия, обеспечивающего безопасность в снабжениинаселения пищевыми ресурсами[3]. Известно, что приемлемымуровнем по самообеспечениюбазовых продовольственных позицийявляется 80% от общего объема поставок на внутренний рынок определенных видов пищевых ресурсов. В России для соблюдения данного нормативаосуществляетсяГосударственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг., принята к действиюДоктрина продовольственной безопасности государства[6]. Рядом исследователейактивно изучаются вопросыреализации импортозамещения продовольствия[1, 2, 5, 12], а управленцами на самом высоком уровне анонсируются задачи исценарии для реализации импортозамещающей стратегии[8]. Получается, что кризисные ограничения в развитии национальной экономической системы актуализируютрольимпортозамещения в наращивании потенциала экономики регионов РФ. Такие инициативы необходимы дляуспешного функционирования внутреннего рынка в санкционных реалиях[11, 12]. Как уже упоминалось, значимымпредставляется фактор самообеспеченияэкономики как гарантии устойчивостинациональной экономической системы к внешним воздействиям и возможности полноценно осуществлять собственные интересы на мировых рынках.

В ситуации введенных РФ контрсанкций российские сельхозтоваропроизводители могутнарастить объемы производства продовольствия и активизироватьпоставки продукции на отечественныйрынокс возможной перспективой далее к расширению географии поставок, например, не страны ‬партнеры по ЕАЭС или ряд государств БРИКС. Важно также поддерживать здоровую конкурентную среду для того, чтобы не наблюдалось снижения качества поставляемой продукции изза ограничения и запрета доступа на рынок ряду зарубежных участников. В условиях кризисных ограниченийпривлечение инвестиций крайне затруднено, аосуществляемаягосударством помощь направлена, в основном, на финансовыеорганизации, которые далее предлагают услугисельхозтоваропроизводителям[11].Такая схема тоже возможна и может быть оправдана рядом объективных причин, тем не менее, это повышает запросы на качество принимаемых организационноуправленческих решений. Широко известно, что уровень самообеспечения продуктами питания по ряду базовыхпродовольственных позиций за ряд лет в РФ был ниже установленных нормативов (приведенных в Доктрине продовольственной безопасности), но позерну, овощам, мясу птицы, свинине уже сейчас проявляетсяположительная динамика, хотя прирост, на данный момент,не достаточный. По другим продуктовым позициям пока видимых позитивных сдвиговне наблюдается.Это вновь предопределяет осуществлениевзвешенных организационноуправленческих решений для нормализации ситуации в этом вопросе. Представляется, что, несмотря на кризисные ограничения и определенные трудности, у агропромышленногосектора России, который призван обеспечить импортозамещение продовольствия, есть определенные возможности, которые могут быть реализованы в рамках грамотной управленческойполитики. Необходима консолидация усилий в экономической сфере помимо политическогоподтекста. А приоритетном порядкеследует оказывать консультационную помощь и реальнуюподдержкупроектам, которые уже располагают необходимыми ресурсами и могут поставлять на рынок качественную продукцию в обозримой перспективе.

В этом аспекте значимойпредставляется поддержка технологической модернизации и внедрения инноваций в сельскохозяйственном производстве за счет создания и поддержания активной деятельности на благо национальной экономики эффективных сельскохозяйственных кластеров[4, 14]. Получается, что, несмотря на влияние кризиса на экономику, объективные трудности в осуществлении политики импортозамещения сельскохозяйственной продукции, у России нет другого пути и, возможно, не будет другого шанса для восстановлениясобственного секторасельского хозяйства. Введенные и ужесточающиеся санкции, несущиев себе угрозу для сбалансированного развития и перспектив экономики Россиии формирующие ограничительные рубежи, несомненно, углубляют проявления кризисных явлений. Характеризуя прогнозируемые рядом исследователейпоследствия санкций для экономики России, следует отметить, чтобудут иметь негативное воздействие изза, в первую очередь, ограничений,которые накладываютсяна сотрудничество в наиболее важных для экономики РФ сферах, таких как: сектор высоких технологий, финансов и рядстратегических отраслей[9]. Отмечается, что введенное эмбарго на продажу высоких технологий, например, при освоении арктического шельфа, ограничит в пролонгированной перспективе поступления в госбюджет, которые моглибыть привлечены за счет экспорта энергоресурсов. Кроме того, существуют прогнозы МВФ, согласно которымВВП России сможет вырасти толькона 0,2%, что обосновываетсяснижением цен на нефть. В складывающихся реалиях инвестиционный климат в РФ уже ухудшился[9]и прогнозируетсяего дальнейшее ухудшение. Например, на основании обнародованногомненияэкспертов Счетной палаты России, делается заключение о том, чтороссийским предприятиям в сельском хозяйстве и пищевой промышленности не удастся заместить потребность в импортируемых продуктах в обозримой перспективе. Данная точка зрениямнение быласформулированаследующим образом: потенциал импортозамещения «лимитируется ограниченными возможностями имеющихся производственных мощностей в пищевой промышленности». В частности, подчеркивается, что доля импорта в общем объеме отдельных продовольственных товаров и используемого при их производстве сырья настолько высока, что ограничение поставок «может оказать негативное влияние на индекс потребительских цен на продовольственные товары»[13].Эта предполагаемая данность опосредует необходимость поиска новых поставщиков по тем направлениям, где относительно быстро и качественно не удастся нарастить необходимые объемы поставок для нужд внутреннегорынка. Известно, что многиезарубежныекомпании ужеприостановили планируемые к осуществлению совместные проектыили планируют их «заморозку» в ближайшем будущем. Например, французская компания «Total» остановила реализацию совместного с «ЛУКойлом» проекта по освоению трудноизвлекаемых углеводородов в Западной Сибири; а также оставилапокупку акций «НОВАТЭК», второго крупнейшего производителя природного газа в России. Другим примером проявления данной тенденции является изменение плановкомпании «Shell»по расширению сотрудничества с «Газпром нефтью» по добыче сланцевой нефти, а также изменение плановИтальянскойнефтеперерабатывающейкомпании«Saras»в частисозданияс «Роснефтью» СП по продаже нефти и нефтепродуктов[9].Согласно даннымВсемирногобанка, Россию ждетпродолжительная рецессия, посколькувлияние санкций и снижения цен на нефть сохранится, что спровоцирует продолжительную рецессию в России[8]. Далее, прогнозируется дальнейшее снижениецен на нефть и продолжение негативного воздействия санкций на российскую экономику, что в совокупности с сокращением реальных доходов ивысокой стоимости кредитов для потребителей и инвесторов приведет к негативным последствиям для национальнойэкономической системы. Предполагается, что эти данности приведут к дефициту бюджетаи сокращению инфраструктурных и социально ориентированных проектов в стране. С целью противодействия этим кризисным ограничениям Правительство РФ разработало и 27 января 2015 г. утвердило антикризисный план, который нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в условиях неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. Одной из его значимых составляющих, как уже упоминалось, выступает задачаимпортозамещения, в частности, по блоку продовольственных товаров. Следует указать, что присутствуетнесколько точек зрения на саму политику импортозамещения[1]. Первая состоит, прежде всего,в том, что необходимо просто нарастить объемы производства сельскохозяйственной продукции по необходимым к потреблению навнутреннем рынке позициям. Другойвзгляд заключаетсяо том, что необходимо стремиться нарастить экспортные объемы (что представляется мало реалистичным в сложившихся условиях), но интересно на стратегическую перспективу. Следует понимать, что важно непросто увеличивать объемы производства и поставок продукции на рынок, а совершенствовать технологии производстваи модернизировать модели переработки продукции. Такойпроцесс в условиях кризисных ограничений не просто запустить, поскольку, как упоминалось, необходимо вовлечение значительных инвестиций,которые трудно изыскивать. Резюмируя, отметим, что на позитивные изменения требуется время. Результаты от осуществления антикризисных мер проявляются постепенно. Представляется необходимым комбинировать усилия по наращиванию собственной продукции на внутренний рынок с поиском новых источников зарубежных поставок по тем категориям продовольствия, которые в краткосрочной и среднесрочной перспективе без потери качества продукции невозможно осуществить собственными силами.

Ссылки на источники1.Акимова Ю.А. Импортозамещение продовольственных товаров // Экономика и социум. 2014. № 4(13). [Электронный ресурс]. URL: http://www.iupr.ru/ekonomika_i_socium__4_13__2014/ / (дата обращения: 10.09.2015)2.Алтухов А.И. Импортозамещение в агропромышленном комплексе страны: проблемы и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/importozameschenievagroprodovolstvennomkompleksestranyproblemyiputiihresheniya (дата обращения: 14.09.2015).3.Бондаренко В.А., Костоглодов Д.Д., Емельяненко И.С. Маркетинговые решения в управлении конкурентоспособностью предприятий. Монография. Саарбрюккен. 2016. 160 с. 4.Бондаренко В.А., Гузенко Н.В. Кластерный подход в импортозамещении сельскохозяйственной продукции // Международные научные исследования. 2015. №3(24). С. 156158.5.Воронин Б.А.,Донник И.М. Агропродовольственный рынок России ‬проблемы импортозамещения // "Нивы Зауралья".2014, №9 (120). [Электронный ресурс]. URL: http://svetich.info/publikacii/agrarnoepravo/agroprodovolstvennyirynokrossiiproble.html (дата обращения: 10.09.2015).6.Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. 204 с. 7.Доклад об экономике России. №33. Группа Всемирного банка по перспективам развития мировой экономики Апрель 2015 г. С. 3438.8.Катасонов В., ТабаринцевРоманов С. Импортозамещение нужно начинать с выхода из ВТО // [Электронный ресурс]. URL:http://ruskline.ru/opp/2014/9/19/importozamewenie_nuzhno_nachinat_s_vyhoda_iz_vto/ (дата обращения: 26.07.2015)9.Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Евросоюзом // Вопросы экономики. 2014. №12.10.Кризис затянется на пятилетку ‬электронный ресурс ‬режим доступаhttps://www.gazeta.ru/business/2015/05/19/6694445.shtml дата обращения: 8.11.2016.11.Проблемы импортозамещения для аграриев [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand.ru/analytics/importozameschenieproblemysubsidirovaniyaagrariev(дата обращения: 10.09.2015)12.Суханова И.Ф., Лявина М.Ю. Импортозамещение как фактор роста региональной экономики // Вестн. Волгогр. гос. унта. Сер. 3, Экон. Экол. 2014. № 5 (28).С.27.13.Счетная палатаРФ.Заключение на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Москва, 2014.14.Фатеев, В.С. Кластеры, кластерный подход и его использование как инструмента регулирования развития национальной и региональной экономики / В.С. Фатеев // ВеснiкГродзенскагадзяржаўнагаунiверсiтэтаiмяЯнкi Купалы. Серыя 5. Эканомiка. Сацыялогiя. Бiялогiя. ‬2012. ‬№ 2 (131). ‬С. 40‬50.