Эмпирическое исследование интереса горожан к экологически чистым продуктам питания

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко В. А., Костоглодов Д. Д. Эмпирическое исследование интереса горожан к экологически чистым продуктам питания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 236–240. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970062.htm.
Аннотация. В статье приведены результаты исследования интереса потребителей к экологически чистым продуктам питания на примере колбасной продукции. Сделан вывод о необходимости повышения осведомленности потребителей о наличии в продаже таких изделий и об их положительных свойствах, так как, несмотря на проявившийся тренд к здоровому образу жизни, потребители не склонны к частому приобретению таких продуктов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бондаренко Виктория Андреевна,доктор экономических наук, зав. кафедрой Маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), доцент,г. РостовнаДонуb14v@yandex.ru

Костоглодов Дмитрий Дмитриевич,доктор экономических наук, профессор кафедры Маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. РостовнаДонуd.d.kostoglodov@yandex.ru

Эмпирическое исследование интереса горожанк экологически чисты продуктам питания

Аннотация.В статье приведенырезультаты исследования интереса потребителей к экологически чистым продуктам питанияна примере колбасной продукции. Сделан вывод о необходимости повышенияосведомленности потребителей о наличии в продаже таких изделий и об их положительных свойствах, так как, несмотря на проявившийся тренд к здоровому образу жизни, потребители не склонны к частому приобретению таких продуктов. Ключевые слова:исследование, потребители, экологически чистая колбаснаяпродукция, здоровый образ жизни, ценовая премия.

В современном мире, где меньше стало доли физического труда, в особенности в мегаполисах, людистремятся следить за своим здоровьем и вести правильный образ жизни, совершая пешие прогулки, пробежки, посещая фитнесцентры и бассейны. Не меньшее значение для правильного образа жизни имеет сбалансированное правильно подобранное питание.Это, по логикевещей, в свою очередь, вызывает интерес к экологически чистому продовольствию[1]. Даннаятенденция описывается в ряде научных работ[2, 3]. Этообстоятельство в плане интереса потребителей к экологически чистым продуктам имеет отношение и к различным«снэкам»[4]и к колбасной продукции, в целом[5]. В свою очередь, данная информация может быть интересна фирмам, осуществляющим «зеленое» производство и желающим поставлять данную продукцию на рынок. Исследование спроса на такую продукцию и осведомленности потребителей может иметь важное значение при планировании тактических и стратегических действий на рынке. Отметим, что в статье приведены основныерезультаты опроса жителей Ростовской области (опрос был проведен в мае –июне 2016 г.) в отношении их интереса к экологически чистым колбасным изделиям.Было опрошено 288 чел.[6]Респондентам нужно было указать свой возраст, пол и вид занятий. С респондентами обсуждались следующие вопросы, такие как:

осведомлен ли о наличии в продаже экологически чистой колбасной продукции;

из каких источников узнал о наличии в продаже экологически чистых колбасных изделий (наружная реклама;внутримагазинная реклама;телевизионная реклама;печатные источники;радио;интернет;узнал от знакомых («сарафанное радио»);случайно увидел продукт в магазине)

считает ли, что экологически чиста колбасная продукция: лучше обычной колбасы; хуже;такая же;

имеет ли опыт приобретения экологически чистой колбасной продукции;

как часто приобретаю колбасную продукцию: два в неделю;раз в неделю;раз в месяц; по праздникам;

мотивы приобретения:вкус;польза для здоровья (отсутствие вреда);экологичность;по личным убеждениям, бытовым и пищевым привычкам;

какую ценовую премию готовы платить за экологически чистую колбасную продукцию: не готовы к уплате ценовой премии;на 5 % больше цены обычной колбасы;10 % больше цены обычной колбасы;

где обычно приобретаютэкологически чистую колбасную продукцию: в специализированном магазине;на рынке;в обычном продуктовом магазине (по пути с работы, на работу);

какие фирмы, производящие данную колбасную продукцию, известны потребителю;

указать уровень дохода в пересчете на одного работающего членасемьи в месяц: 7–10 тыс. руб.;11–15 тыс. руб.;16–20 тыс. руб.;21–30 тыс. руб.;31–40 тыс. руб.;41–50 тыс. руб.;более 50 тыс. руб. стремитсяли респондент вести здоровый образ жизни: специальное питание (диеты); посещаете фитнесклуб;посещаете спортивную секцию, бассейн;совершаете регулярные пешие прогулки[6].Согласно представленным данным, в основном опрошены были учащиеся и работающие респонденты (более 88 %), которые могут быть отнесены кплатежеспособному сегменту. Часть учащихся одновременно работают, поэтому указали свой род деятельности в двух графах. В отношении осведомленности о наличии в продаже экологически чистой колбасной продукции полученные данные приведены на рисунке 1.

Рис.1. Распределение респондентов в Ростовской области по осведомленности о наличии в продаже экологически чистой колбасной продукции

Получается, что около48% респондентов осведомлены о существованииэкологически чистойколбасной продукции. Это говорит о среднем уровне осведомленности населения о данном товарном предложении. Респондентыв ходе эмпирического исследованиядали следующие сведения о каналах информации, из которыхони черпают сведения о товарах: наиболее информативным выступил такой источник, как «сарафанное радио» (36,8 % респондентов отметили его). На втором месте стоит интернет (12,5 %), тогда как различную рекламу указали порядка 7,0% опрошенных. Это свидетельствует о недостатке медийного коммуникационного продвижения экологически чистой колбасной продукции. В отношении выяснения мнений респондентов относительно того, лучше или нет экологически чиста колбасная продукция другой колбасной продукции оказалось, чтотолько 7,3 % опрошенных указали, что считают экологически чистую колбасную продукцию лучше другой колбасы. 11,5 % отметили, что, по их мнению, она хуже 020406080100120140160данетнет ответа1381482обычной колбасы. Остальные считают, что эта продукция по качеству такая же или они не осведомлены об этом и не задумывались над этим вопросом. В итоге, выходит, что респонденты полагают, что по вкусовым качествам такая продукция уступает традиционной, а ее заявленные свойства, такие как, например, безвредность и отсутствие добавок и ненатуральных красителей, могут не соответствовать действительности, что говорит о недоверии к рекламе, транслируемой в средствах массовой информации. Оказалось, что только 40 человек имеют личный опыт приобретения экологически чистойпродукции, это, практически в 2 раза больше, чем число респондентов, которые отмечали ее более высокое качество, по сравнению с обычной колбасой, что подтверждает тезис о том, что потребителей не устраивают вкусовые качества продукта. В отношении частоты приобретения / потребления экологически чистой колбасной продукции были получены следующие результаты (рис. 2).

Рис.2.Распределение ответов респондентов о частоте приобретения экологически чистой колбасной продукции

Эти данные следует интерпретировать с учетом того, что приобретают данную продукцию всего 40 человек из всех респондентов, то часть приобретают ее реже, чем раз в месяц. В отношении ответа «другое» большинство опрошенных имели ввиду, что не покупаютэтупродукцию. В ходе исследования были выявлены следующие мотивыпокупки экологически чистой колбасной продукции (рис.3).

15813149112020406080100120140160два раза в неделюраз в неделюраз в месяцпо праздникам другоенет ответаРис.3. Распределение ответов респондентов о частоте приобретения экологически чистойколбасной продукции

Интересно то, что более 13,2% опрошенных человек отметили вкус, возможную пользу для здоровья и большую экологичность. Указавшие «другое» подразумевали, что не употребляют в настоящий момент данную продукцию, так же как и респонденты, воздержавшиеся от ответа. В отношении готовности илинеготовности потребителейк уплате ценовой премии были получены следующие результаты (рис. 4).

Рис.4.Распределение ответов респондентов о готовности к уплате/ неуплате ценовой премии за приобретениеэкологически чистой колбасной продукции

Выходит,что порядка45 % респондентов однозначно не готовы к уплате ценовой премии, порядка 8,0 % опрошенных гипотетически готовы переплачивать 5 % и чуть более 1,0 % готовы к уплате ценовой премии в 10 %.При обработке ответов на вопрос о месте приобретения такой продукции получилось, что лидерами в качестве места приобретения стали обычные продуктовые магазины. Это еще раз демонстрирует недостаточный интерес к подобным продуктам на настоящем этапе и тот факт, что мало кто посещает специализированные магазины в поисках такихпродуктов питания. Потребители не смогли назвать, когото конкретного из числа товаропроизводителей, чья экологически чиста колбасная продукция им известна, что также свидетельствует о том, что потребители приобретают просто продукт, они слабо информированы и не испытывают приверженности к определенному производителю.020406080100120140вкуспольза для здоровья ( отсутствие вреда)более экологичнаяпо личным убеждениям, бытовым и пищевым привычкамдругоенет ответа151211121101281302333597020406080100120140не готовы к уплате ценовой премиина 5% боьше цены обычной колбасы10% больше цены обычной колбасыдругоенет ответаВозрастной диапазон опрошенных был следующим:84,7 % составили лица в возрасте от 16 до 20 лет, почти 12,0% пришлось на возрастную группу 21–30 лет; около 3,3% составили все остальные опрошенные. Следует указать, что опрошены были 83мужчин и 205 женщин. Это свидетельствует о том, что женщины более охотно участвуют в различного рода опросах и делятся информацией об образе жизни и совершаемых покупках. Уровень доходов в месяц опрошенных согласно данным эмпирического исследования находится в следующем диапазоне(рис. 5).

Рис.5.Распределение респондентов уровню доходов на одного работающего члена семьи

Выходит, что порядка 67,7 % респондентов имеют доход на одного работающего члена семьи, не превышающий 30 тыс. руб. в месяц. Тем не менее,предположительно они вполне могут приобретать колбасную продукцию на регулярной основе.Получается, что препятствием к приобретению такой продукции выступает не отсутствие платежеспособного спроса, а другие причины. В отношении стремления респондентов вести здоровый образ жизни были полученыследующие ответы (рис. 6).

Рис.6. Распределение ответов респондентов о стремлении вести здоровый образ жизни

Выходит, что только 6,6 % опрошенных не стремятся вести здоровый образ жизни. Все остальные заботятся о своем здоровье. В частности, 26,0 % респондентов употребляют специализированное питание.В целом, отметим, тренд на ведение здоровогообраз жизни предопределяет интерес к здоровому питанию. Следовательно, необходимо поднять осведомленность 0102030405060710 тыс.руб.1620 тыс.руб.3140 тыс.руб.более 50 тыс.руб.565044453032535020406080100120140160специальное питание(диеты)посещаете фитнесклубпосещаете спортивную секцю, бассейнсовершаете регулярные пешие прогулкидругоенет ответа7582481432019потребителей о наличии такого товарного предложения и представить данную продукцию в местах привычного совершения покупок.

Ссылки на источники1.Бондаренко В.А., Гузенко Н.В. Возможные пути активизации сбыта экологически чистой колбасной продукции // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 2. С. 371375.2.Костоглодов Д.Д., Бондаренко В.А., Гуськов А.И. Проблемы продовольственного обеспечения социума и развития экологического маркетинг // Практический маркетинг. 2014. № 1 (203). С. 312; 3.Костоглодов Д.Д., Бондаренко В.А., Гуськов А.И. Экологический маркетинг в развитии рынка органических продуктов питания в России: эволюция, современное состояние, перспективные тенденции (региональный аспект). РостовнаДону, 2014. 136 с. 4.Бондаренко В.А., Миргородская О.Н. Российский рынок снековой продукции: реалии и возможные перспективы // Экономика и предпринимательство. 2015. № 91 (621). С. 920923.5.Бондаренко В.А., Миргородская О.Н. Маркетинговое исследование покупательских предпочтений в приобретении колбасной продукции на современном этапе // Практический маркетинг. 2016. № 2 (228). С. 3135.6.Бондаренко В.А., Костоглодов Д.Д. Маркетинговое исследование в выявлении интереса к экологически чистым продуктам питания (на примере колбасной продукции) // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. №71(19). С. 5256.