Прогнозные оценки эффективности реализации государственных программ поддержки малого бизнеса в регионе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мезенцева Е. В. Прогнозные оценки эффективности реализации государственных программ поддержки малого бизнеса в регионе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 336–340. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970082.htm.
Аннотация. В статье установлены направления государственной поддержки и определена роль программного управления в решении проблем развития малого предпринимательства, выделены ключевые проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Южном федеральном округе, с опорой на статистические данные малого бизнеса представлен прогноз его развития на среднесрочную перспективу.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
МезенцеваЕкатерина Викторовна,кандидат экономических наук, зав. кафедрой социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г.Тихорецкekaterinamez@yandex.ru

Прогнозная оценка эффективности реализации государственных программ поддержки малого бизнеса в регионе

Аннотация.В статьеустановлены направления государственной поддержки и определена роль программного управления в решении проблем развития малого предпринимательства, выделены ключевые проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Южном федеральном округе, опираясь на статистические данные малого бизнеса представлен прогноз его развития на среднесрочную перспективу.

Ключевые слова:программное управление, малый бизнес, направления поддержки, прогнозирование.

Современное развитие общества характеризуется такими тенденциями, при которых государство в значительной степенистимулируетизменения в общественном сознании общества, формируетпозитивное отношение населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Активизированакомплексная поддержка развития малого и среднего бизнесана всех уровнях государственного управления, которая способствуетповышениюэкономического потенциала как региона, так и страны в целом.Одним из наиболее эффективных методов регулирования развития предпринимательства, особенно малого и среднего,остаетсяпрограммноцелевое управление, котороеявляется одним из самых доступных и понятных инструментов, позволяющих сконцентрировать ресурсы на достижении конкретных социально значимых целей. Восновесозданиятакогоподходалежитположениезакона«ОгосударственномпрогнозированииипрограммахсоциальноэкономическогоразвитияРоссийскойФедерации»[1].Комплексное решение задач развития малого и среднего предпринимательства программным методомэффективно осуществляется на региональном уровне, что позволяет обеспечить согласованность, своевременность, финансирование и полноту реализации решений, тем самым обеспечив эффективность использования средств и требуемый результат. Например, в Краснодарском крае особый акцент в подпрограмме «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 –2018 годы» государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"(Подпрограмма) сделан на финансовую поддержку предпринимательства региона. Это такие востребованные малым и средним бизнесом направления как возмещение части затрат, понесенных предпринимателями при уплате ими лизинговых платежей и первого взноса по договорам лизинга. Подпрограмма содержит 13 основных мероприятий по следующим направлениям: развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; информационная, правовая, консультационная поддержка и подготовка кадров для малого и среднего предпринимательства. Основная задача увеличение доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в общем обороте хозяйствующих субъектов Краснодарского края[2].Общий объем финансирования Подпрограммы за счет средств краевого бюджета составляет 900883,1 тыс. рублей, в том числе: 2014 год –144061,8 тыс. рублей; 2015 год –153606,3 тыс. рублей; 2016 год –189055,0 тыс. рублей; 2017 год –202205,0 тыс. рублей; 2018 год –211955,0 тыс. рублей.Применение программногометода в реализации данной программы обеспечит единство четко структурированной и сформулированной содержательной части программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы [2].Программный метод решения поставленных задач является важным инструментом повышения эффективности этой работы на всех уровнях, позволяет реализовывать комплексный процесс последовательных действий с оценкой результатов. Использование программногометода направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами, сочетание комплексного подхода с рациональным расходованием финансовых средств. Основными преимуществами программногометода в решении обозначенных проблем можно считать[3]: 1) комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволят учесть значительное число факторов, влияющих на её эффективность, и в рамках финансирования определить их приоритетность; 2) распределение полномочий и ответственности. В рамках Подпрограммы проводится четкое распределение полномочий, ответственности, что в целом позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий; 3) координацию решения проблем. В целях эффективного решения возникающих проблем, определяется координатор Подпрограммы; 4) обеспечение полного и своевременного финансирования. В Подпрограмме обозначается механизм и объем финансирования программных мероприятий, что позволит обеспечить полноту финансирования, своевременность оплаты реализованных мероприятий; 5) обозначение критериев оценки и социальноэкономических последствий решения проблемы. Целесообразность и преимущество использования программноцелевого метода обусловлены необходимостью достижения наиболее оптимальных качественных и количественных результатов в ходе реализации Подпрограммы при сохранении эффективности в выборе способов решения стоящих проблем. Опираясь на статистические показатели развития предпринимательства и стратегические цели реализуемых программ совершенно очевидно, что государственное содействие направлено на решение финансовых проблем субъектов предпринимательства, а среда его функционирования охвачена достаточно слабо[4].С нашей точки зрения программный подход должен включать в себя мероприятия по развитию благоприятной предпринимательской среды. К таким мероприятиям отнесем следующие.1 Обновление юридической базы для ведения предпринимательской деятельности.2 Создание системы экономической безопасности предпринимательства.3 Развитие инфраструктурных объектов бизнессреды включающих финансовокредитную поддержку (бизнесинкубаторы, технопарки, фонды, центры занятости), экспортную поддержку, общественные организации.4 Информационноконсультационная поддержка.5 Развитие гражданскоправового института патронажа с учетом новейшего положительного опыта модернизации законодательства.6 Развитие механизмов государственночастного партнерства.Следует сделать вывод, что в новых условиях развития инновационной экономики программное управление являетсяэффективным инструментом, обеспечивающим дальнейшее социальноэкономическое развитие региона. Использование программноцелевых методов государственного управления способствует устойчивому социальноэкономическому развитию регионав долгосрочной перспективе.

Представим прогноз развития малого бизнеса в южном федеральном округе. Прогнозирование осуществлено с помощью метода экстраполяции динамического ряда с учетом тенденций, выявленных в ходе проведенных исследований. В основе его лежит перенос тенденции существующих показателей рассматриваемого периода на ближайшую перспективу[5]. Корректныйподходкоценкеметодапрогнозированиявключаетнесколькоэтапов.Следуетвыделитьпятьважныхэтапов[5]:тщательное изучение природы исследуемого объекта или процесса для выбора адекватного метода прогнозирования;выделение двух групп среди доступных данных –для разработки прогнозов и для проверки полученных результатов;уточнение исходных данных с целью обнаружения ошибок;разработка прогнозов и оценка достоверности полученных результатов;использование (интерпретация) полученных результатов и выполнение, при необходимости, уточнения и дополнения прогнозов.Операцию экстраполяции можно представить ввиде рядов динамики, выровненных по аналитическим формулам: Y= a0+ a1t –линейная трендовая модель –уравнение по прямой. Здесь a0, a1—параметры, которые оцениваются из прогнозируемых данных. Метод экстраполяции дает надежные результаты на ближайшую перспективу прогнозирования. Хотя в действительности тенденция развития не остается неизменной, поэтому данные, получаемые путем экстраполяции ряда, следует рассматривать как вероятностные оценки.Расчет прогнозных показателей экстраполирован с учетом сложившихся благоприятных условий в настоящее время и неизменности ситуации в будущем. Прогноз выполнен при помощи программы MicrosoftExcel. Расчет параметров ряда динамики для определения прогнозных значений представлены в таблице 1.Таблица 1 Параметры ряда динамики прогнозируемых показателей

Показатель20102011201220132014Уравнение YЧисло малых предприятий135299147379151984155705160921Y=150258+5957tСредняя численность работников малых предприятий23,923,623,823,923,9Y=23,8+0,03tТоварооборот малых предприятий, млрд. руб.1325,21628,81819,61945,22136,0Y=1771+194tИнвестиции в основой капитал малых предприятий, млрд. руб.24,826,018,822,226,5Y=23,70,04tСальдированный финансовый результатсредних предприятий, млн. руб.1044011259176301404217246Y=141123+1640t

Прогнозирование рассматривается как необходимый элемент управления социальноэкономической системой, результат которого определяется реакцией предпринимателей на изменение внешней среды, что определяет направление их функционирования в будущем.Анализпрогнозных значений и наметившихся тенденций изменения основных показателей социальноэкономического развития малого предпринимательства дает основание сделать вывод о дальнейшем их росте (таблица 2). Таблица 2Среднесрочный прогноз развития малого бизнеса и его роливсоциальноэкономическом развитии ЮФО

Показатель2014Расчет2015Прогноз20162017201820192020Число малых предприятий, ед.160921186000191957197914203871209828215785Средняя численность работников малых предприятий, тыс.чел.23,924,024,024,124,124,124,2Товарооборот малых предприятий, млрд. руб.2136293431283321351537093903Инвестиции в основой капитал малых предприятий, млрд. руб.26,523,423,423,323,323,323,2Сальдированный финансовый результатсредних предприятий, млн. руб.17246239602560027239288793051832157

Так, например, к 2020 году увеличится численность занятых в малом бизнесе. Вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт по прогнозным значениям составит 3902,8 млрд.руб., что достигнет стратегических целей региона в области развития малого бизнеса.

Рис. 1.Среднесрочный прогноз числа малых предприятий и их товарооборота

в ЮФОy = 8005,8x 2E+07R² = 0,9016y = 258500x 5E+08R² = 0,9054050000010000001500000200000025000003000000350000040000004500000201320142015201620172018201920202021Число малых предприятий, ед.Товарооборот малых предприятий, млрд. руб.Линейная (Число малых предприятий, ед.)Линейная (Товарооборот малых предприятий, млрд. руб.)Учитывая, что реализация стратегии развития малого бизнеса в регионе отразится на следующих прогнозных значениях: числа малых предприятий, численности занятого населения в малом бизнесе, в том числе численности индивидуальных предпринимателей, увеличении товарооборота и сальдированного финансового результата. Таким образом, экономический эффект выразится в росте доли участия предпринимательского потенциала в валовом региональном продукте.

Ссылки на источники1.Мезенцева Е.В., Королюк Е.В. Программноцелевой подход к решению проблем развития предпринимательской среды региона // Экономика и предпринимательство. –2015. № 7. –С.441444.2.Федеральный закон РФ от 20 июля 1995 г. N 115ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического развития Российской Федерации"// СПС КонсултантПлюс.3.Российское агентство по поддержке малого предпринимательства. [Электронный ресурс] URL:http://www.siora.ru/ru/analytics(дата обращения 15.02.2016).4.Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края: [Электронный ресурс] URL:http://www.mbkuban.ru/pages/ekonomicheskiepokazateli.html(дата обращения 13.07.2015)5.АвторскийсайтITконсультанта Код доступа: http://ivanshamaev.ru/category/it/qlikview/ (дата обращения 28.09.2016).