Использование в частной методике подготовки водителей оперативно-транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, упражнения «Трогание с места на полноприводном автомобиле в условиях скользкой поверхности с экстренным разгоном»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулин Н. П., Николаев Н. О. Использование в частной методике подготовки водителей оперативно-транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, упражнения «Трогание с места на полноприводном автомобиле в условиях скользкой поверхности с экстренным разгоном» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 386–390. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970092.htm.
Аннотация. В статье рассматривается возможность формирования устойчивого навыка безопасного экстренного старта водителей оперативно-служебных автомашин при использовании устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов в рамках частной методики обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бакулин Николай Петрович,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования, ФГКУ Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России,г. Тюменьbakullin@mail.ru

Николаев Николай Олегович, доцент кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, мастер спорта СССР международного класса,г.Тюменьnn.snaiper86@mail.ru

Использование в частной методике подготовки водителей

оперативнотранспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов,

упражнения«Трогание сместа на полноприводном автомобиле в условиях скользкой поверхностис экстренным разгоном»

Аннотация.В статье рассматривается возможность формирования устойчивого навыка безопасного экстренного старта водителей оперативнослужебных автомашин при использовании устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналовв рамках частной методики обучения.Ключевые слова:автомобильная динамическая полоса препятствий, подготовка водителей, частная методика преподавания, безопасность дорожного движения, автодромная подготовка.

Анализ практической деятельностисотрудников МВД показал что, свыше 94,9% водителей при получении оперативной информации, требующей включения устройств подачи специальных световых и звуковых сигналов вынуждены были использовать трогание с места с последующим экстренным разгоном транспортного средства дросселированием двигателя до показателей высоких оборотов коленчатого вала. 99,8% сотрудников указывает, что при этом они испытывают отрицательные эмоции изза возможности попадания в сложную дорожнотранспортную ситуацию. 98,9% водителей имеют сложности с техникой быстрого эффективного трогания транспортного средства на скользкой поверхности на грани потери сцепления ведущих колес с дорожным полотном без пробуксовки с последующим динамичным разгоном с сохранением массы автомобиля в относительном покое без возникновения критических ситуаций сноса или заноса[1,2]. Именно по этойпричине возникла необходимость тренировки в условиях автодрома следующих технических приемов управления:Приемы выключения плавного сцепленияплавного дросселирования (Постоянный газработа педалью сцепления.Постоянное сцепление –незначительные перегазовки. Работа акселератором –работа сцеплением.)Дозированное дросселирование для поддержания уровня оптимальной тяги.Безопасная траектория ТС с соблюдением безопасной дистанции и интервала.Своевременное реагирование на угрозу сноса, заноса, вращения и коррекцией рулевым устройствомпри разгоне.

Выявлена необходимость совершенствования следующих качеств водителя:Развитие глазомера и уровня анципации, при предвосхищении положения других транспортных средств во времени и пространстве.Развития уровня скоординированности конечностей. Соотношение индивидуальных психофизиологических параметров водителя (умеренная праворукость, билатеральная ассиметрия, явное доминирование правой нижней конечности)Переключения когнитивных ресурсов внимания между аналоговым слежением (во время прокладывания траектории ТС) и дискретнымслежением (выключениявключения сцепления, переключения передачи т.д.)

В связи с использованием в частной методике динамических препятствийв условиях автодрома, обучаемый водитель вынужден вариативнообъединять отдельные частичные действия управления автомобиля, быстро ликвидировать нецелесообразные действия и сознательно под контролем зрения запоминать управляющие действия. Существующий большой объем повторений вариативных элементовуправления в условиях дефицита времени осуществляет передачу функций контроля действий суставномышечному чувству двигательного анализатора. Таким образом,благодаря большому объему повторений действийв результате использования автомобильной динамической полосы препятствий у водителяформируется устойчивый навык, что является высшей формой развития автоматизации действий по управлению транспортным средствоми повышает уровень координационных способностей водителя.

Целью частной методики рамках реализациипрограммы «Повышения квалификации водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» является формирование у сотрудников полиции, допущенных к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов системы практических умений и навыков а также профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в обеспечении безопасности дорожного движения соответствии с их должностными инструкциями.

Планируемые результаты освоения частной методики.Профессиональная автодромная подготовка сотрудников органов внутренних дел направлена на приобретение обучающимися следующих профессиональных компетенций:способность безопасно управлять оперативнослужебным транспортным средством на дорогах общего пользования с соблюдением этики водителя[3, 6];способность использовать в служебной деятельности технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств категории «В» ;способность уверенно владеть контраварийными приемами вождения служебным транспортном средством категории «В» оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; В результате повышения квалификации слушатели должнызнать:систему формирования профессиональной надежности водительского состава;

приемы управления транспортным средством, обеспечивающую безопасную эксплуатацию в разных условиях;

принципы контраварийных действий.Уметь:

управлять автомобилем в стандартных и экстремальных условиях движения[8];

уверено действовать в сложной дорожной обстановке и не допускать дорожнотранспортных происшествий;

Владеть:

приемами экстренного маневрирования приуправлении автомобилем в сложных ситуациях;

приемами экстренного торможения в оперативной ситуации;

приемами маневрирования оперативным транспортным средство в случае возникновения огневого контакта с правонарушителем; прогнозировать развитие дорожной ситуации для выбора наиболее безопасных контрдействий.приемами контраварийного управления автомобилем при различных дорожных условиях; приемами искусственной загрузки передней оси при экстренном маневрировании в оперативных условиях;приемами скоростного маневрирования передним ходом оперативного транспорта;приемами скоростного маневрирования задним ходом оперативного транспорта;приемами управления автомобилем в поворотах различных категорий;приемами построения сложных траекторий движения транспортного средства на ограниченной площади[7].Слушатель должен иметь опыт:управления автомобильным транспортом общего назначения категории «В» со стажем не менее 1 года.

Срок освоения частной методики.Срок освоения частной методики 28 часов в рамках Модуля 6.2 Мастерство управления транспортным средством категории «В»программы образовательной программы профессионального обучения «Повышение квалификации водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов»

ТрудоемкостьОбъем ежедневной автодромной учебной нагрузки обучающихся в день не может превышать 6 часов. В частной методике применяется принцип системности и последовательности, обучение производится от изучения владения простых приемов управлений оперативнослужебных средств до сложных[4, 5]. Учебный план структурирован по принципу реализации тем по очередности сложности с постоянным нарастанием факторов, осложняющих управление транспортным средством. Вподготовительном блоке изучаются общеразвивающие приемы управления оперативнослужебным транспортом, гарантирующие безаварийное управление. В базовом блоке изучаются основные приемы управления. В блоке Тактическая подготовка полицейского водителя к управлению оперативнослужебным автомобильным в особых условиях разучиваются действия профессиональной направленности. Преподавателем для реализации принципа системности и последовательности обучения производится выбор структуры изложения учебного материала в виде линейной структуры. Темы во время обучения прорабатываются один раз, без возврата к учебному материалу. Структура учебнотренировочного занятия состоит из трех частей: подготовительной (инструктаж, проверка автомашин), основной (отработка упражнений), заключительной (контрольное преодоления препятствия).Организационнопедагогические условия. Учебная деятельность обучающихся в рамках частной методики обучения предусматривает учебных занятий в виде практических выездных занятий.Реализация частной методики предусматривает компетентностный подход с использованием в образовательной деятельности организации системы МВД России сетевого принципа обучения. В реализации частной методики используются ресурсы организации, осуществляющей профессиональную деятельность по обучению водителей и переподготовке водителей.Для автодромной подготовки используется академический час продолжительностью 45 минут.Оценка качества освоения частной методики проводится в отношении:способности обучаемых к реализации в условиях закрытой автодромной подготовки и на дорогах общего пользования норм безаварийного управления оперативнослужебными транспортными средствами категории «В» оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналовОсновные материальнотехнические условия реализации частной методики.В наличии должно быть следующее оборудование: транспортные средства категории «В», оборудованные для управления в зимние и летние периоды;комплект переносных конусов высотой 250 мм;комплект переносных препятствий высотой 50мм длиной 1000 мм;комплект переносных вешек высотой 1500 мм. переносной знак СТАРТпереносной знак ФИНИШпереносной знак STOPкомплект водителя (домкрат, трос, ключ, знак аварийной остановки)устройство принудительной остановки ТСАвтодром должен иметь следующие инженерные сооружения.

Перекресток регулируемыйПерекресток нерегулируемыйПерекресток с круговым движениемИнженерное сооружение «подъем»Асфальтированную площадку 200*100 метров.Кольцевую автодорогу протяженностью 600900 метров.Таблица 1

№п/пТема занятияПреодоление препятствийНаименование инженерных сооруженийНаименование оборудования. 1.

Трогание с места на скользкой поверхности.



Индивидуальное на транспортном средстве.Инженерное сооружение «подъем» 3%8%.

ТС 2 шт.комплект;переносных конусов высотой 250 мм;переносной знак СТАРТ;переносной знак ФИНИШ;Переносной знак STOP.

Формирование приемов управления оперативнослужебным транспортным средством является длительным трудоемким и затратным процессом, требующим вложений материальноресурсной базы и личностных качеств таких как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие. Частная методика подготовлена на основе исследования нормативнометодических документов, учебнометодических пособий, образовательных программ профессионального обучения, методов обучения водительского состава

Нормативные документы для разработки частной методики автодромной подготовки в рамках реализацииобразовательной программы профессионального обучения «Повышение квалификации водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов».

Частная методика автодромной подготовки

разработана на основе следующих нормативных документов:Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 года № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов»;приказа Минобрнауки России от 18апреля 2013г. №292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;приказа МинобрнаукиРоссии от 26 декабря 2013 г. № 1408 “Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий”;методических рекомендаций по организации учебного процесса при реализации программ профессионального обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России, утвержденных ДГСК МВД России 25мая 2015года.

Упражнение. Трогание с места на скользкой поверхности.Цели: 1.Совершенствование навыков скоростного трогания и интенсивного торможения в условиях дорожного полотна с разным коэффициентом сцепления.2.Совершенствование навыков контроля «мышечным тонусом» организма реакции транспортного средства на крены, импульсы ускорения, импульсы торможения.3.Совершенствование навыков равномерного распределения веса автомобиля на колеса, контроль устойчивости автомобиля при маневре.Постановка задач: 1.Произвести проезд 2х кругов упражнения по 600 метров в максимально быстром режиме с преодолением 7 отрезковпути с приемом интенсивный разгон –интенсивное торможение на скользкой поверхности.2.Произвести трогание на транспортном средстве с остановкой на подъеме 35 градусов без: глушения двигателя в процессе управления, пробуксовки ведущих колес, скатывания транспортного средства более 15 сантиметров. 3.Произвести трогание на транспортном средстве с остановкой на подъеме 68 градусов без: глушения двигателя в процессе управления, продолжительной пробуксовки ведущих колес, скатывания транспортного средства более 15 сантиметров.Упражнения:1.Трогание с места по прямой.2.Трогание с места на подъеме 35%.3.Трогание с места на подъеме 68%.4.Трогание с места на подъеме 4% задним ходом.Динамика упражнения. Изменение места остановки транспортных средств влечет изменение дистанций разгона в диапазоне от 40 до 60 метров и от 90 до 10 метров что вызывает необходимость корректировки дросселирования, корректировки интенсивности торможения и построения траектории «автомобильпрепятствие». Изменение угла подъема вызывает необходимость отработки элементов интенсивного «троганияторможения» с изменяющимися величинами эксплуатации возможностей транспортного средства с изменением количества оборотов коленчатого вала двигателя и импульса, прилагаемого к педали торможения.

Разъяснение мер безопасности. 1.Слушателям доводится следующая информация. Автомобиль находится на дорожном полотне с гололедными явлениями (скользком дорожном полотне). Разгон производится интенсивный с минимальной пробуксовкой ведущих колес на первой или второй передаче с обязательным торможением двигателем перед обозначенной точкой остановки с плавным торможением рабочим тормозом на постоянной передаче и с последующим использования рабочего тормоза после выключения передачи. 2. Инженерное сооружение «Подъем» оснащено металлическимипредохранительными элементами для предотвращение перевертывания автомобиля. Во избежание неконтролируемой траектории скатывания (движения вперед) во время выполнения упражнения по преодолении подъема следует контролировать положение передних колес в положение «прямо». Для этого положение рук на рулевом колесе должно быть в положении «102», с постоянным удержанием левой рукой в закрытом хвате позиции «10» рулевого колеса при манипуляциях правой рукой с рычагом стояночного тормоза и рычагом коробки передач. Подготовка автомобиля. Автомобиль технически исправен. Автомобиль обут в зимние шипованные шины. Давление в шинах доведено передних колес до 2.5кгс/см 2, задних колес до 2.2кгс/см 2. Осуществляется визуальный контроль потеков рабочих жидкостей транспортного средства. Контроль уровня тормозной жидкости и сцепления производится через 10 поездок слушателей визуальным способом. Производится контроль работы стояночного тормозаСхема упражнения.Траектория движения имеет вид квадрата со сторонами движенияв длину 200 метров, в ширину 100 метров. Общая дистанция составляет 600 метров. Угол поворота составляет 90 градусов, что соответствует повороту пятой категории. Старт обозначен знаком «Старт», финиш обозначен знаком «Финиш». Таблица 2

№Наименованиедлинаскорость1Дистанция 150 метров1030 км/ч2Дистанция 250 метров1030 км/ч3Дистанция 3100 метров3040 км/ч4Дистанция 450 метров1030 км/ч5Дистанция 550 метров1030 км/ч6Дистанция 6200 метров3040 км/ч7Дистанция 7100 метров2040 км/читого

600 метров2030 км/ч

На дистанциях № 1,2,4,5 в процессе выполнения упражнения происходит увеличение (уменьшение) длины дистанции 4060 метров, на дистанции № 3 корректировка длины производится в пределах 90100 метров по инициативе преподавателя. Показ выполнения упражнения.Предварительный показ упражнения производит преподаватель в преодолении дистанции производством приема интенсивный разгон интенсивное торможение 50 метров, 100 метров, 200 метров. Места остановки обозначены конусами оранжевого цвета высотой 200 мм. места поворота обозначены конусами оранжевого цвета с двумя световозвращающими полосами.Показ выполнения упражнения «подъем» производится на фиксированном наклоне 3 градуса преподавателем. Следование к месту упражнения.Слушателю предоставлено право ознакомления с трассой путем пробной поездки на учебном автомобиле по его выбору (заднеприводном или переднеприводном). Тренировка в выполнении упражнения:Тренировка осуществляется на 2х автомашинах категории «В»посредством раздельного старта. Дозировка 3 повторения по 2 кругаВодитель осуществляет постановку транспортного средства возле знака «старт». Выставляет колеса в позицию прямо. По разрешающему взмаху световозвращающего жезла производит трогание с места ускорением прямо на скользкой поверхности. Выравнивает автомобиль. Производит интенсивное торможение возле конуса, стремясь как можно ближе подъехать к линии конуса бампером. Водителю разрешается осуществлять трогание с любыми способами (например): 1. Постоянный газработа педалью сцепления. 2. Постоянное сцепление –незначительные перегазовки. 3. Работа акселератором –работа сцеплением. Основные ошибки при тренировке. 1.Поворот руля перед троганием ТС и дросселирование с пробуксовкой ведущих колес вызывающее заглубление колес в условиях гололеда.2.Излишнее дросселирование вызывающее пробуксовку колес. 3.Резкое торможение перед конусом вызывающее частичную или полную блокировку колес с последующим наездом на линию СТОП.Трогание с места на подъеме 4%.Тренировка действий водителя по троганию оперативно служебного транспортного средства на скользкой поверхности на подъеме без пробуксовки.Условия выполнения: Водитель осуществляет постановку транспортного средства возле знака «старт». Выставляет колеса в позицию прямо. По разрешающему взмаху световозвращающего жезла производит плавное трогание с места на скользкой поверхности без пробуксовки ведущих колес. Производит остановку на подъеме. Включает стояночный тормоз. Выключает передачу. Удостоверяется в положении передних колес прямо. Производит включение передачи, выключение стояночного тормоза и выключая сцепления и дросселированием увеличивает тягу двигателя производит плавное трогание. Дозировка 3 повторения. После каждого круга контрольный конус смещается вверх по подъему, плавно увеличивая крутизну подъема трогания транспортного средства. Основные ошибки. 1.Излишнее дросселирование вызывающее пробуксовку колес. 2.Положение колес в момент трогания под углом.Трогание с места на подъеме 6% 8% вперед.Тренировка действий водителя по троганию оперативно служебного транспортного средства на скользкой поверхности на подъеме без пробуксовки.Водитель осуществляет постановку транспортного средства возле знака «старт». Выставляет колеса в позицию прямо. По разрешающему взмаху световозвращающего жезла производит плавное трогание с места на скользкой поверхности без пробуксовки ведущих колес. Производит остановку на подъеме. Включает стояночный тормоз. Выключает передачу. Удостоверяется в положении передних колес прямо. Производит включение передачи, выключение стояночного тормоза и выключая сцепления и дросселированием увеличивает тягу двигателя производит плавное трогание. Дозировка 3 повторения. После каждого круга контрольный конус смещается вверх по подъему, плавно увеличивая крутизну подъема трогания транспортного средства. Основные ошибки. 1.Излишнее дросселирование вызывающее пробуксовку колес. 2.Положение колес в момент трогания под углом.Трогание с места на подъеме 4% задним ходом. Дозировка: 2 повторения.Тренировка действий водителя по троганию оперативно служебного транспортного средства на скользкой поверхности на подъеме без пробуксовки задним ходом.Водитель осуществляет постановку транспортного средства возле знака «старт». Выставляет колеса в позицию прямо. Включает аварийную сигнализацию. По разрешающему взмаху световозвращающего жезла производит плавное трогание с места на скользкой поверхности без пробуксовки ведущих колес. Производит остановку на подъеме. Включает стояночный тормоз. Выключает передачу. Удостоверяется в положении прямых колес прямо. Производит включение передачи, выключение стояночного тормоза и выключая сцепления и дросселированием увеличивает тягу двигателя производит плавное трогание. После каждого круга контрольный конус смещается вверх по подъему, плавно увеличивая крутизну подъема трогания транспортного средства. Основные ошибки. 1.Излишнее дросселирование вызывающее пробуксовку колес. 2.Положение колес в момент трогания под углом.Дозировка упражнения 3 повторения по 2 круга. После проезда первого круга обучающегося производится перемена расположения конусов на 510 метров без изменения общей длины дистанции, что создает условия для усложнения выполнения упражнения, активизации внимания водителя, тренировки его координационных способностей. При трогании с места на подъем происходит перестановка конусов, что создает условия для изменения угла подъема, усложнения условий выполнения упражнений.При трогании с места на подъеме происходит перестановка конусов, что создает условия для изменения угла подъема, усложнения условий выполнения упражнений.Проверка выполнения контрольного задания: Ограничение по времени 3 мин.Слушатель осуществляет движение по маршруту движения «квадрат» с одновременным выполнением упражнения «Трогание на подъеме». Дозировка: 2 круга. Общее время суммируется по итогам выполнения 2х упражнений. Учитывается: наличие наездов на линии СТОП.Анализ занятия, основные ошибки:1.Излишнее дросселирование вызывающее пробуксовку колес. 2.Резкое торможение перед конусом вызывающее частичную или полную блокировку колес.

Таблица 3Таблица штрафных баллов

№НарушениеШтрафные баллы1Нарушение временного фактора выполнения упражнения20 баллов2Блокирование колес при торможении и выезд за пределы габаритного туннеля5 баллов3Остановка двигателя во время выполнения упражнения вследствие низкого числа оборотов коленчатого вала 20 баллов4.Блокирование колес при торможении и выезд за пределы линии остановки5 баллов5Скатывание автомобиля назад на инженерном сооружении «подъем» более 15 см.5 баллов

Упражнение считается выполненным, если обучаемый набрал не более 20 штрафных баллов. Обучаемый набравший более 20 баллов повторяет выполнение упражнения. Таблица 4Дистанция трассы и выполненные действия слушателем

№НаименованиеДистанция передним ходомДистанция задним ходомПовороты 5 категорииЭлемент трогание

Элемент торможение11 повторение 2 круга по 600 метров1200 м.

47822 повторение 2 круга по 600 метров1200 м

47833 повторение 2 круга по 600 метров1200 м

4784Подъем 35% 3повторения по кругу 100 метров300 м.

4225Подъем 68%3 повторения по кругу 100 метров300 м.

4226Подъем 4% (задний ход) 2 повторения по кругу 100 метров

200 м.4227Контрольное упражнениеДистанция 2 круга по 600 метров с элементом «подъем»

1200 м.

49108Итого отработано элементов за препятствие1.5400 м.200 м.283640

Общие выводы.1.Упражнение «Трогание с места на полноприводном автомобиле в условиях скользкой поверхностис экстренным разгоном» предназначено дляизменения уровня сформированности навыков маневрирования транспортным средством категории «В» у водителей в условиях автодрома. 1Расчет на 1 слушателя при группе в 10 экипажей

2.Изменение уровня сформированности маневрирования у водителей с стажем вождения до 3х лет

рассотрено в следующей таблице:2.Таблица 5

№Водительский стажУровень сформированности до упражненияУровень сформированности после упражнения1До 1 годаОбъединение отдельных частичных действий(сцеплениевключение передачиотпускание сцепления –дросселированиевыравнивание автомобиляпереключение передачи) в одно целостное действие. Запоминание последовательности действий. Управляющие движения выполняется сознательно и под контролем зрения. Движения носят разрозненный характер, доля лишнихи нецелесообразных движенийпроевышает 10%. При управлении сотрудник излишне напряжен, сильно сжимает рулевое колесо, неточно переключает рычаги управления, быстро утомляется. Отдельные движения объединяются в целостный двигательный акт, что является выражением формирующегося двигательногостереотипа. Уровень нецелесообразных движений уменьшен до 2%. Уменьшено психологическое напряжениепри управлении. Движения точные, но с зрительным контролем выполнения действий. Роль двигательного контроля –более 50%. Передача контроля суставномышечному чувству двигательного анализатора приобретает первостепенное значение. Выработка автоматизма навыков достигает 50%, происходит формирование двигательных навыков.

2.От 1 года до 3х летОтсутствуют нецелесообразныедвижения. Уменьшено напряжениепри управлении. Движения точные, с зрительным контролем выполнения действий. Роль двигательного контроля –более 50%. Выработка автоматизма навыков достигает 50%, происходит формирование двигательных навыков.

Автоматическое выполнение действий, без участия сознания, которое осуществляет только функцию контроля. Наблюдается вариативность навыка, использования навыка различными способами в изменяющихся условиях практической деятельности. Движения при управлении автомобилем уверенные и точные. Управление по дороге с сложными габаритными условиями, в условиях интенсивного скоростного движения не вызывают отрицательных эмоций.

Ссылки на источники1.Бакулин Н.П. Использование автомобильной динамической полосы препятствий в совершенствовании навыков управления оперативнослужебным автомобилем сотрудниками / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015. с 4553.2.Бакулин Н.П., Николаев Н.О. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «В» // научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. №.4. с.8185.3.Левитин К.М. Безопасность движения автомобилей в условиях ограниченной видимости. –М., 19864.Лубышева, Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] / Л. И. Лубышева. –М. : ИНФРА, 2004. 2Очень сильно зависит от психофизиологических индивидуальных особенностей организма, уровня первоначальной подготовки в автошколе, региональных особенностей автовождения и т.д.5.Никандров, В.В. Экспериментальная психология / В.В.Никандров. –изд. 2е, доп. –СПб.: Речь, 2007. –512 с. 6.Романов А.Н. Автотранспортная психология. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 224 с.7.Романов А.Н. Мастерство вождения М.: ЭКМОС, 2007. 320 с.8.Ротенберг Р.В. Основы надежности системы: водитель –автомобиль –дорога –среда. –М., 1996