Использование в частной методике подготовки водителей оперативно-транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, упражнения «Скоростное экстренное торможение на скользкой поверхности»
Выпуск:
ART 970126
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулин
Н.
П.,
Горлов
О.
Ю. Использование в частной методике подготовки водителей оперативно-транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, упражнения «Скоростное экстренное торможение на скользкой поверхности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
556–560. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970126.htm.
Аннотация. В статье рассматривается возможность формирования устойчивого навыка использования приема экстренного торможения у водителей оперативно-служебных автомашин, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, в рамках частной методики обучения.
Ключевые слова:
безопасность дорожного движения, подготовка водителей, автомобильная динамическая полоса препятствий, частная методика преподавания, автодромная подготовка
Текст статьи
Горлов Олег Юрьевич,заместитель начальника кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования, ФГКУ Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. г. ТюменьOleg12.69@yandex.ru
Бакулин Николай Петрович,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования, ФГКУ Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. г. Тюменьbakullin@mail.ru
Использование в частной методике подготовки водителей оперативнотранспортных средств,оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов,
упражнения«Скоростное экстренное торможение на скользкой поверхности»
Аннотация.В статье рассматривается возможность формирования устойчивого навыка использования приема экстренноготорможения у водителей оперативнослужебных автомашин,оборудованныхустройствамидля подачи специальных световых и звуковых сигналовв рамках частной методики обучения.Ключевые слова:автомобильная динамическая полоса препятствий, подготовка водителей, частная методика преподавания, безопасность дорожного движения, автодромная подготовка.
Анализ практической деятельностисотрудников МВД показал что, свыше 89,9% водителей при получении оперативной информации, требующей включения устройств подачи специальных световых и звуковых сигналов вынуждены были часто пользовать приемы экстренного торможения. 99,8% сотрудников указывает, что хотели бы в совершенстве владеть техникой и приемами торможения[1,2]. Именно по этой причине возникла необходимость тренировки в условиях автодрома следующих технических приемов управления:Приемыторможения при постоянное передаче,Приемыторможения двигателем с включением пониженных передач,Приемы пользования стояночным тормозом,Приемы ступенчатого торможения,Приемы торможения в воде, на скользской поверхности.
Выявлена необходимость совершенствования следующих качеств водителя:Развитие глазомера иуровня анципации, при предвосхищении положения других транспортных средств во времени и пространстве.Развития уровня скоординированности конечностей. Соотношение индивидуальных психофизиологических параметров водителя (умеренная праворукость, билатеральная ассиметрия, явное доминирование правой нижней конечности)
В связи с использованием в частной методике динамических препятствийв условиях автодрома, обучаемый водитель вынужден вариативнообъединять отдельные частичные действия управления автомобиляв единое действие, быстро ликвидировать нецелесообразные действия и сознательно под контролем зрения запоминать управляющие действия. Существующий большой объем повторений вариативных элементовуправления в условиях дефицита времени осуществляет передачуфункций контроля действий суставномышечному чувству двигательного анализатора. Таким образом,благодаря большому объему повторений действийв результате использования автомобильной динамической полосы препятствий у водителяформируется устойчивый навык,что является высшей формой развития автоматизации действий по управлению транспортным средствоми повышает уровень координационных способностей водителя.
Целью частной методики рамках реализациипрограммы «Повышения квалификации водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» является формирование у сотрудников полиции, допущенных к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов системы практических умений и навыков а также профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в обеспечении безопасности дорожного движения соответствии с их должностными инструкциями.
Планируемые результаты освоения частной методики.Профессиональная автодромная подготовка сотрудников органов внутренних дел направлена на приобретение обучающимися следующих профессиональных компетенций:способность безопасно управлять оперативнослужебным транспортным средством на дорогах общего пользования с соблюдением этики водителя[3, 6];способность использовать в служебной деятельности технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств категории «В» ;способность уверенно владеть контраварийными приемами вождения служебным транспортном средством категории «В» оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; В результате повышения квалификации слушатели должнызнать:систему формирования профессиональной надежности водительского состава;
приемы управления транспортным средством, обеспечивающую безопасную эксплуатацию в разных условиях;
принципы контраварийных действий.Уметь:
управлять автомобилем в стандартных и экстремальных условиях движения[8];
уверено действовать в сложной дорожной обстановке и не допускать дорожнотранспортных происшествий;
Владеть:
приемами экстренного маневрирования при управлении автомобилем в сложных ситуациях;
приемами экстренного торможения в оперативной ситуации;
приемами маневрирования оперативным транспортным средство в случае возникновения огневого контакта с правонарушителем; прогнозировать развитие дорожной ситуации для выбора наиболее безопасных контрдействий.приемами контраварийного управления автомобилем при различных дорожных условиях; приемами искусственной загрузки передней оси при экстренном маневрировании в оперативных условиях;приемами скоростного маневрирования передним ходом оперативного транспорта;приемами скоростного маневрирования задним ходом оперативного транспорта;приемами управления автомобилем в поворотах различных категорий;приемами построения сложных траекторий движения транспортного средства на ограниченной площади[7].
Срок освоениячастной методики.Срок освоения частной методики 28 часов в рамках Модуля 6.2 Мастерство управления транспортным средством категории «В»программы образовательной программы профессионального обучения «Повышение квалификации водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов»
ТрудоемкостьОбъем ежедневной автодромной учебной нагрузки обучающихся в день не может превышать 6 часов. В частной методике применяется принцип системности и последовательности, обучение производится от изучения владения простых приемов управлений оперативнослужебных средств до сложных[4, 5]. Учебный план структурирован по принципу реализации тем по очередности сложности с постоянным нарастанием факторов, осложняющих управление транспортным средством. В подготовительном блоке изучаются общеразвивающие приемы управления оперативнослужебным транспортом, гарантирующие безаварийное управление. В базовом блоке изучаются основные приемы управления. В блоке Тактическая подготовка полицейского водителя к управлению оперативнослужебным автомобильным в особых условиях разучиваются действия профессиональной направленности. Преподавателем для реализации принципа системности и последовательности обучения производится выбор структуры изложения учебного материала в виде линейной структуры. Темы во время обучения прорабатываются один раз, без возврата к учебному материалу. Структура учебнотренировочного занятия состоит из трех частей: подготовительной (инструктаж, проверка автомашин), основной (отработка упражнений), заключительной (контрольное преодоления препятствия).Организационнопедагогические условия. Учебная деятельность обучающихся в рамках частной методики обучения предусматривает учебныхзанятий в виде практических выездных занятий.Реализация частной методики предусматривает компетентностный подход с использованием в образовательной деятельности организации системы МВД России сетевого принципа обучения. В реализации частной методики используются ресурсы организации, осуществляющей профессиональную деятельность по обучению водителей и переподготовке водителей.Для автодромной подготовки используется академический час продолжительностью 45 минут.Оценка качества освоения частной методики проводится в отношении:способности обучаемых к реализации в условиях закрытой автодромной подготовки и на дорогах общего пользования норм безаварийного управления оперативнослужебными транспортными средствами категории «В» оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналовОсновные материальнотехнические условия реализации частной методики.В наличии должно быть следующее оборудование: транспортные средства категории «В», оборудованные для управления в зимние и летние периоды;комплект переносных конусов высотой 250 мм;комплект переносных препятствий высотой 50мм длиной 1000 мм;комплект переносных вешек высотой 1500 мм. переносной знак СТАРТпереносной знак ФИНИШпереносной знак STOPкомплект водителя (домкрат, трос, ключ, знак аварийной остановки)устройство принудительной остановки ТСТаблица 1Оборудование для выполнения упражнения
№п/пТема занятияПреодоление препятствийНаименование инженерных сооруженийНаименование оборудования. 1.Скоростное экстренное торможение на скользкой поверхности.
Индивидуальное на транспортном средстве.Асфальтированная площадка 200*100 метров.
ТС 2 шт.комплект;переносных конусов высотой 250 мм;переносной знак СТАРТ;переносной знак ФИНИШ;Переносной знак STOP.
Формирование приемов управления оперативнослужебным транспортным средством является длительным трудоемким и затратным процессом, требующим вложений материальноресурсной базы и личностных качеств таких как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие. Частная методика подготовлена на основе исследования нормативнометодических документов, учебнометодических пособий, образовательных программ профессионального обучения, методов обучения водительского состава
Нормативные документы для разработки частной методики автодромной подготовки в рамках реализацииобразовательной программы профессионального обучения «Повышение квалификации водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов».
Частная методика автодромной подготовки
разработана на основе следующих нормативных документов:Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 года № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов»;приказа Минобрнауки России от 18апреля 2013г. №292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;приказа Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 “Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий”;методических рекомендаций по организации учебного процесса при реализации программ профессионального обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России, утвержденных ДГСК МВД России 25мая 2015года.
Упражнение. Скоростное экстренное торможение на скользкой поверхности.Цели: 1.Совершенствование навыков торможения в условиях дорожного полотна с разным коэффициентом сцепления.2.Совершенствование навыков применения различных приемов торможенияПостановка задач:Произвести разгон автомобиля до скорости 2030 км/час., произвести торможение на дорожном полотне в тормозном створе 1016 метров, подъехав к линии остановке, обозначенной конусом. Произвести разгон автомобиля до скорости 4050 км/час., произвести торможение на дорожном полотне в тормозном створе 1720 метров, подъехав к линии остановке, обозначенной конусом. Упражнения.1.Торможение в створе 16, 14, 12, 10 метров со скоростью 2030 км/час 2.Торможение в створе 20, 19, 17, 15 метров со скоростью 4050 км/час3.Торможение в створе с неоднородным сцеплением дорожной поверхности со скоростью 2030 км в час.Динамика упражнения. Автомобиль движется с постоянной скоростью на 1 этапе 2030 км/час на 2 этапе 4050 км/час. Изменяется дистанция тормозного створа для увеличения (уменьшения) интенсивности торможения путем изменения усилий и времени импульсов, прилагаемых на тормозную педаль транспортного средства.Разъяснение мер безопасности: Слушателям доводится следующая информация. Автомобиль находится на дорожном полотне с гололедными явлениями (скользком дорожном полотне). Разгон производится с соблюдением безопасной дистанции в коридоре, обозначенном для разгона. После въезда в тормозной створ не допускать нажатия на тормозную педаль до полного блокирования всех колес приводящих автомобиль к неуправляемому заносу, сносу, скольжению[8].Подготовка автомобиля: На автомобиль установленызимние шипованные шины. До выезда проверяется на точке технического обслуживания осмотр автомобиля на предмет течи тормозной жидкости, трещин, вздутий тормозных шлангов. На автодром берется запас тормозной жидкости для каждого транспортного средства. Давление в шинах доведено передних колес до 2.2 кгс/см2, задних колес до 2.5 кгс/см2 во избежаниепровертывания шин на дисках. Осуществляется визуальный контроль потеков рабочих жидкостей транспортного средства. В обязательном порядке проводится проверка стеклоочистителей. Контроль уровня тормозной жидкости и сцепления производится через 4 поездки слушателей визуальным способом. Контроль за уровнем рабочей температуры производится на автодроме после каждой 10 поездки. Переднеприводная и заднеприводная автомашина семейства ВАЗ на зимних покрышках, не оборудованные системой антиблокировочного устройства. В гидропривод залита жидкость DOT4. Тормозная динамика автомашин средняя. Тормозные накладки имеют выбег от 35 до 65 тысяч км. Схема упражнения. Трасса представляет собой полосу разгона 200 метров тормозной створ 20 метров и зону безопасности 30 метров. На 3 этапе правая часть дороги представляет собой полосу с ледовым покрытием.Показ выполнения упражнения:Предварительный показ упражнения производит преподаватель в преодолении дистанции производством приема интенсивный разгон до 40 км/час –вход в тормозной створ –торможение ступенчатым способом с кратким импульсом нажатия на педаль тормоза.Перед выполнением данного упражнения в обязательном порядке проводится специальный инструктаж среди слушателей. Доводится следующая информация:Посадка водителя. Требование как можно плотнее прижаться к спинке автомобильного кресла с пристегиванием ремнем безопасности. Положение рук на рулевом колесе строго оговорено: закрытый хват, положение «102».Тренировка в выполнении упражнения: Отработать способы снижения скорости автомобиля при помощи переключения понижающих передач, сохранить управляемость оперативнослужебным автомобилем на всех этапах торможения с устойчивой траекторией, отработать торможение на дороге с неоднородным сцеплением.Приемлимые варианты торможения: торможение включением понижающих передач с перегазовкой, ступенчатое торможение, импульсное торможение, прерывистое торможение на участках с возможным резким переходомНеприемлимые варианты: торможение с постоянным усилием на педаль тормоза с блокированием колес транспортного средства, ввиду постоянного уменьшения тормозного створа, плавное торможение на постоянной передаче. Динамика упражнения. Изменение условий скоростного режима автомобиля в момент входа в тормозной створ, изменение дистанции тормозного створа упражнения с изменением условий воздействия на тормозную педаль. Увеличение сложности ситуации торможения с возрастанием психологического напряжения водителя. Выполнение упражнения производится в 3 этапа на относительно низких скоростях и на относительно средних скоростях. Выполнение упражнения на низких скоростях ведется всеми слушателями по алфавитному порядку по 4 повторения. Далее следует инструктаж о тактике действий торможения на средней скорости и выполнение упражнения на средней скорости. 1 этап. Водитель производит разгон транспортного средства до скорости 4060 км в час. Перед тормозным створом на дистанции 50 метров управляющими воздействиями на рычаг коробки передач производит переключение понижающих передач до передачи номер 2 и плавное торможение двигателем до скорости 2030 км/час. Включение передачи производится с задержкой на нейтральной позиции с перегазовкой и последующим включением передачи. Включение передач пропуском в данном случае возможно в случае аварийного экстренного торможения по необходимости предотвращения ДТП. Снизив скорость до 30 км в час, начинает торможение ступенчатым способом. Первый импульс торможения является тестирующим. Задача водителя в подаче импульсов на тормозные агрегаты транспортного средства до 3х раз в секунду с контролем усилия на педали тормоза Допустимо создавать эффект «плугаподгребания снежного покрова под заблокированные колеса» в конце ступени торможения на короткое время, не превышающее 0.1 0.3. сек. Водитель удерживает автомобиль на прямом курсе движения не допуская отклонения изза возникающих микрозаносов и сноса. Для этого он осуществляет «загрузку» передних колес и осуществляет корректировку курса рулевыми приспособлениями.2этап. Торможение в створе 20, 19, 18, 17 метров со скоростью 4050 км/часВодитель производит разгон транспортного средства до скорости 5060 км в час. Перед тормозным створом на дистанции 50 метров управляющими воздействиями на рычаг коробки передач производит переключение понижающих передач до передачи номер 3 (2) и плавное торможение двигателем до скорости 4050 км/час. Включение передачи производится с задержкой на нейтральной позиции с перегазовкой и последующим включением передачи. Включение передач пропуском в данном случае возможно в случае аварийного экстренного торможения по необходимости предотвращения ДТП. Снизив скорость до 4050 км в час, начинает торможение ступенчатым способом. Задача водителя в подаче импульсов на тормозные агрегаты транспортного средства до 3х раз в секунду с контролем усилияна педали тормоза Недопустимо создавать эффект полного блокирования колес. Водитель удерживает автомобиль на прямом курсе движения не допуская отклонения изза возникающих микрозаносов и сноса.3 этап Торможение в створе с неоднородным сцеплением со скоростью 2030 км в час.Подготовка трассы. Готовится габаритный коридор 3.5 метра шириной. Часть ширины габаритного коридора шириной 1,25 метра представляет собой поверхность с ярко выраженными условиями гололедных явлений. Задача слушателя разогнав автомобиль до требуемой скорости осуществить торможение на неоднородной поверхности не допуская его выезд за пределы габаритного коридора и знака финиш в конце тормозного створа. Проверка выполнения контрольного задания: Произвести разгон автомобиля до скорости 2030 км/час., произвести торможение на дорожном полотне в тормозном створе 10 метров, подъехав к линии остановке, обозначенной конусом на дистанцию не превышающую 30 см. от конуса. Произвести разгон автомобиля до скорости 4050 км/час., произвести торможение на дорожном полотне в тормозном створе 16 метров, подъехав к линии остановке, обозначенной конусом Анализ занятия, основные ошибки:Полное блокирование колес транспортного средства.Ошибка в расчете «скоростьдистанциятормозное усилие»Езда «накатом» для уменьшения скорости движения транспортного средства.
Таблица штрафных баллов
№НарушениеШтрафные баллы1Езда накатом10 баллов2Блокирование колес при торможении и выезд за пределы габаритного туннеля5 баллов3Начало торможения вне тормозного створа 20 баллов4.Блокирование колес при торможении и выезд за пределы линии остановки20 баллов5Длительное силовое удержание педали тормозов, вызывающее блокирование колес5 баллов
Упражнение считается выполненным, если обучаемый набрал не более 20 штрафных баллов. Обучаемый набравший более 20 баллов повторяет выполнение упражнения.
Таблица 2Дистанция трассы и выполненные действия слушателем
№наименованиеСкоростьДистанция постановки ТС на полосу разгонаДистанция разгонаТормозной створ.
Общая длина зоны торможения1Торможение в створе подход 12030 км/час.300 м200 м16 метров50 метров2Торможение в створе подход 22030 км/час.300 м200 м14 метров50 метров3Торможение в створе подход 32030 км/час.300 м200 м12 метров50 метров4Торможение в створе подход 42030 км/час.300 м200 м10 метров50 метров5Торможение в створе подход 54050 км/час300 м200 м20 метров50 метров6Торможение в створе подход 64050 км/час300 м200 м19 метров50 метров7Торможение в створе подход 74050 км/час300 м200 м17 метров50 метров8Торможение в створе подход 84050 км/час300 м200 м15 метров50 метров9Торможение в створе с неоднородным сцеплениемдорожной поверхности подход 94050 км/час300 м200 м20 метров50 метров10Контрольное упражнение торможение в створе 2030 км/час.300 м200 м10 метров50 метров11Контрольное упражнение торможение в створе 4050 км/час300 м200 м17 метров50 метров12ИтогоВсего 11 подходов торможения3000 метров постановка ТС к выполнению упражнения2200 метров разгон ТС для выполнения торможения170 метров расстояние непосредственного выполнения торможения550 метров проезда тормозного створа
Общие выводы.
1.Упражнение «Скоростное экстренное торможение на скользкой поверхности» предназначено дляизменения уровня сформированности навыков маневрирования транспортным средством категории «В» у водителей в условиях автодрома.
2.Изменение уровня сформированности маневрирования у водителей с стажем вождения до 3х лет
рассмотрено в следующей таблице:1
1Зависит от психофизиологических индивидуальных особенностей организма, уровня первоначальной подготовки в автошколе, региональных особенностей автовождения и т.д.Таблица 3Изменение уровня сформированности навыков
№Водительский стажУровень сформированности до упражненияУровень сформированности после упражнения1До 1 годаОбъединение отдельных частичных действий(сцеплениевключение передачиотпускание сцепления –дросселированиевыравнивание автомобиляпереключение передачи) в одно целостное действие. Запоминание последовательности действий. Управляющие движения выполняется сознательно и под контролем зрения. Движения носят разрозненный характер, доля лишнихи нецелесообразных движенийпроевышает 10%. При управлении сотрудник излишне напряжен, сильно сжимает рулевое колесо, неточно переключает рычаги управления, быстро утомляется. Отдельные движения объединяются в целостный двигательный акт, что является выражением формирующегося двигательного стереотипа. Уровень нецелесообразных движений уменьшен до 2%. Уменьшено психологическое напряжениепри управлении. Движения точные, но с зрительным контролем выполнения действий. Роль двигательного контроля –более 50%. Передача контроля суставномышечному чувству двигательного анализатора приобретает первостепенное значение. Выработка автоматизма навыков достигает 50%, происходит формирование двигательных навыков.
2.От 1 года до 3х летОтсутствуют нецелесообразныедвижения. Уменьшено напряжениепри управлении. Движения точные, с зрительным контролем выполнения действий. Роль двигательного контроля –более 50%. Выработка автоматизма навыков достигает 50%, происходит формирование двигательных навыков.
Автоматическое выполнение действий, без участия сознания, которое осуществляет только функцию контроля. Наблюдается вариативность навыка, использования навыка различными способами в изменяющихся условиях практической деятельности. Движения при управлении автомобилем уверенные и точные. Управлениепо дороге с сложными габаритными условиями, в условиях интенсивного скоростного движенияне вызывают отрицательных эмоций.
Ссылки на источники1.Бакулин Н.П. Использование автомобильной динамической полосы препятствий в совершенствовании навыков управления оперативнослужебным автомобилем сотрудниками / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015. с 4553.2.Бакулин Н.П., Николаев Н.О. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «В» // научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. №.4. с.8185.3.Левитин К.М. Безопасность движения автомобилей в условиях ограниченной видимости. –М., 19864.Лубышева, Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] / Л. И. Лубышева. –М. : ИНФРА, 2004.5.Никандров, В.В. Экспериментальная психология / В.В.Никандров. –изд. 2е, доп. –СПб.: Речь, 2007. –512 с. 6.Романов А.Н. Автотранспортная психология. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 224 с.7.Романов А.Н. Мастерство вождения М.: ЭКМОС, 2007. 320 с.8.Ротенберг Р.В. Основы надежности системы: водитель –автомобиль –дорога –среда. –М., 19969.
Бакулин Николай Петрович,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования, ФГКУ Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. г. Тюменьbakullin@mail.ru
Использование в частной методике подготовки водителей оперативнотранспортных средств,оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов,
упражнения«Скоростное экстренное торможение на скользкой поверхности»
Аннотация.В статье рассматривается возможность формирования устойчивого навыка использования приема экстренноготорможения у водителей оперативнослужебных автомашин,оборудованныхустройствамидля подачи специальных световых и звуковых сигналовв рамках частной методики обучения.Ключевые слова:автомобильная динамическая полоса препятствий, подготовка водителей, частная методика преподавания, безопасность дорожного движения, автодромная подготовка.
Анализ практической деятельностисотрудников МВД показал что, свыше 89,9% водителей при получении оперативной информации, требующей включения устройств подачи специальных световых и звуковых сигналов вынуждены были часто пользовать приемы экстренного торможения. 99,8% сотрудников указывает, что хотели бы в совершенстве владеть техникой и приемами торможения[1,2]. Именно по этой причине возникла необходимость тренировки в условиях автодрома следующих технических приемов управления:Приемыторможения при постоянное передаче,Приемыторможения двигателем с включением пониженных передач,Приемы пользования стояночным тормозом,Приемы ступенчатого торможения,Приемы торможения в воде, на скользской поверхности.
Выявлена необходимость совершенствования следующих качеств водителя:Развитие глазомера иуровня анципации, при предвосхищении положения других транспортных средств во времени и пространстве.Развития уровня скоординированности конечностей. Соотношение индивидуальных психофизиологических параметров водителя (умеренная праворукость, билатеральная ассиметрия, явное доминирование правой нижней конечности)
В связи с использованием в частной методике динамических препятствийв условиях автодрома, обучаемый водитель вынужден вариативнообъединять отдельные частичные действия управления автомобиляв единое действие, быстро ликвидировать нецелесообразные действия и сознательно под контролем зрения запоминать управляющие действия. Существующий большой объем повторений вариативных элементовуправления в условиях дефицита времени осуществляет передачуфункций контроля действий суставномышечному чувству двигательного анализатора. Таким образом,благодаря большому объему повторений действийв результате использования автомобильной динамической полосы препятствий у водителяформируется устойчивый навык,что является высшей формой развития автоматизации действий по управлению транспортным средствоми повышает уровень координационных способностей водителя.
Целью частной методики рамках реализациипрограммы «Повышения квалификации водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» является формирование у сотрудников полиции, допущенных к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов системы практических умений и навыков а также профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в обеспечении безопасности дорожного движения соответствии с их должностными инструкциями.
Планируемые результаты освоения частной методики.Профессиональная автодромная подготовка сотрудников органов внутренних дел направлена на приобретение обучающимися следующих профессиональных компетенций:способность безопасно управлять оперативнослужебным транспортным средством на дорогах общего пользования с соблюдением этики водителя[3, 6];способность использовать в служебной деятельности технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств категории «В» ;способность уверенно владеть контраварийными приемами вождения служебным транспортном средством категории «В» оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; В результате повышения квалификации слушатели должнызнать:систему формирования профессиональной надежности водительского состава;
приемы управления транспортным средством, обеспечивающую безопасную эксплуатацию в разных условиях;
принципы контраварийных действий.Уметь:
управлять автомобилем в стандартных и экстремальных условиях движения[8];
уверено действовать в сложной дорожной обстановке и не допускать дорожнотранспортных происшествий;
Владеть:
приемами экстренного маневрирования при управлении автомобилем в сложных ситуациях;
приемами экстренного торможения в оперативной ситуации;
приемами маневрирования оперативным транспортным средство в случае возникновения огневого контакта с правонарушителем; прогнозировать развитие дорожной ситуации для выбора наиболее безопасных контрдействий.приемами контраварийного управления автомобилем при различных дорожных условиях; приемами искусственной загрузки передней оси при экстренном маневрировании в оперативных условиях;приемами скоростного маневрирования передним ходом оперативного транспорта;приемами скоростного маневрирования задним ходом оперативного транспорта;приемами управления автомобилем в поворотах различных категорий;приемами построения сложных траекторий движения транспортного средства на ограниченной площади[7].
Срок освоениячастной методики.Срок освоения частной методики 28 часов в рамках Модуля 6.2 Мастерство управления транспортным средством категории «В»программы образовательной программы профессионального обучения «Повышение квалификации водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов»
ТрудоемкостьОбъем ежедневной автодромной учебной нагрузки обучающихся в день не может превышать 6 часов. В частной методике применяется принцип системности и последовательности, обучение производится от изучения владения простых приемов управлений оперативнослужебных средств до сложных[4, 5]. Учебный план структурирован по принципу реализации тем по очередности сложности с постоянным нарастанием факторов, осложняющих управление транспортным средством. В подготовительном блоке изучаются общеразвивающие приемы управления оперативнослужебным транспортом, гарантирующие безаварийное управление. В базовом блоке изучаются основные приемы управления. В блоке Тактическая подготовка полицейского водителя к управлению оперативнослужебным автомобильным в особых условиях разучиваются действия профессиональной направленности. Преподавателем для реализации принципа системности и последовательности обучения производится выбор структуры изложения учебного материала в виде линейной структуры. Темы во время обучения прорабатываются один раз, без возврата к учебному материалу. Структура учебнотренировочного занятия состоит из трех частей: подготовительной (инструктаж, проверка автомашин), основной (отработка упражнений), заключительной (контрольное преодоления препятствия).Организационнопедагогические условия. Учебная деятельность обучающихся в рамках частной методики обучения предусматривает учебныхзанятий в виде практических выездных занятий.Реализация частной методики предусматривает компетентностный подход с использованием в образовательной деятельности организации системы МВД России сетевого принципа обучения. В реализации частной методики используются ресурсы организации, осуществляющей профессиональную деятельность по обучению водителей и переподготовке водителей.Для автодромной подготовки используется академический час продолжительностью 45 минут.Оценка качества освоения частной методики проводится в отношении:способности обучаемых к реализации в условиях закрытой автодромной подготовки и на дорогах общего пользования норм безаварийного управления оперативнослужебными транспортными средствами категории «В» оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналовОсновные материальнотехнические условия реализации частной методики.В наличии должно быть следующее оборудование: транспортные средства категории «В», оборудованные для управления в зимние и летние периоды;комплект переносных конусов высотой 250 мм;комплект переносных препятствий высотой 50мм длиной 1000 мм;комплект переносных вешек высотой 1500 мм. переносной знак СТАРТпереносной знак ФИНИШпереносной знак STOPкомплект водителя (домкрат, трос, ключ, знак аварийной остановки)устройство принудительной остановки ТСТаблица 1Оборудование для выполнения упражнения
№п/пТема занятияПреодоление препятствийНаименование инженерных сооруженийНаименование оборудования. 1.Скоростное экстренное торможение на скользкой поверхности.
Индивидуальное на транспортном средстве.Асфальтированная площадка 200*100 метров.
ТС 2 шт.комплект;переносных конусов высотой 250 мм;переносной знак СТАРТ;переносной знак ФИНИШ;Переносной знак STOP.
Формирование приемов управления оперативнослужебным транспортным средством является длительным трудоемким и затратным процессом, требующим вложений материальноресурсной базы и личностных качеств таких как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие. Частная методика подготовлена на основе исследования нормативнометодических документов, учебнометодических пособий, образовательных программ профессионального обучения, методов обучения водительского состава
Нормативные документы для разработки частной методики автодромной подготовки в рамках реализацииобразовательной программы профессионального обучения «Повышение квалификации водителей к управлению транспортными средствами категории «В», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов».
Частная методика автодромной подготовки
разработана на основе следующих нормативных документов:Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 года № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов»;приказа Минобрнауки России от 18апреля 2013г. №292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;приказа Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 “Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий”;методических рекомендаций по организации учебного процесса при реализации программ профессионального обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России, утвержденных ДГСК МВД России 25мая 2015года.
Упражнение. Скоростное экстренное торможение на скользкой поверхности.Цели: 1.Совершенствование навыков торможения в условиях дорожного полотна с разным коэффициентом сцепления.2.Совершенствование навыков применения различных приемов торможенияПостановка задач:Произвести разгон автомобиля до скорости 2030 км/час., произвести торможение на дорожном полотне в тормозном створе 1016 метров, подъехав к линии остановке, обозначенной конусом. Произвести разгон автомобиля до скорости 4050 км/час., произвести торможение на дорожном полотне в тормозном створе 1720 метров, подъехав к линии остановке, обозначенной конусом. Упражнения.1.Торможение в створе 16, 14, 12, 10 метров со скоростью 2030 км/час 2.Торможение в створе 20, 19, 17, 15 метров со скоростью 4050 км/час3.Торможение в створе с неоднородным сцеплением дорожной поверхности со скоростью 2030 км в час.Динамика упражнения. Автомобиль движется с постоянной скоростью на 1 этапе 2030 км/час на 2 этапе 4050 км/час. Изменяется дистанция тормозного створа для увеличения (уменьшения) интенсивности торможения путем изменения усилий и времени импульсов, прилагаемых на тормозную педаль транспортного средства.Разъяснение мер безопасности: Слушателям доводится следующая информация. Автомобиль находится на дорожном полотне с гололедными явлениями (скользком дорожном полотне). Разгон производится с соблюдением безопасной дистанции в коридоре, обозначенном для разгона. После въезда в тормозной створ не допускать нажатия на тормозную педаль до полного блокирования всех колес приводящих автомобиль к неуправляемому заносу, сносу, скольжению[8].Подготовка автомобиля: На автомобиль установленызимние шипованные шины. До выезда проверяется на точке технического обслуживания осмотр автомобиля на предмет течи тормозной жидкости, трещин, вздутий тормозных шлангов. На автодром берется запас тормозной жидкости для каждого транспортного средства. Давление в шинах доведено передних колес до 2.2 кгс/см2, задних колес до 2.5 кгс/см2 во избежаниепровертывания шин на дисках. Осуществляется визуальный контроль потеков рабочих жидкостей транспортного средства. В обязательном порядке проводится проверка стеклоочистителей. Контроль уровня тормозной жидкости и сцепления производится через 4 поездки слушателей визуальным способом. Контроль за уровнем рабочей температуры производится на автодроме после каждой 10 поездки. Переднеприводная и заднеприводная автомашина семейства ВАЗ на зимних покрышках, не оборудованные системой антиблокировочного устройства. В гидропривод залита жидкость DOT4. Тормозная динамика автомашин средняя. Тормозные накладки имеют выбег от 35 до 65 тысяч км. Схема упражнения. Трасса представляет собой полосу разгона 200 метров тормозной створ 20 метров и зону безопасности 30 метров. На 3 этапе правая часть дороги представляет собой полосу с ледовым покрытием.Показ выполнения упражнения:Предварительный показ упражнения производит преподаватель в преодолении дистанции производством приема интенсивный разгон до 40 км/час –вход в тормозной створ –торможение ступенчатым способом с кратким импульсом нажатия на педаль тормоза.Перед выполнением данного упражнения в обязательном порядке проводится специальный инструктаж среди слушателей. Доводится следующая информация:Посадка водителя. Требование как можно плотнее прижаться к спинке автомобильного кресла с пристегиванием ремнем безопасности. Положение рук на рулевом колесе строго оговорено: закрытый хват, положение «102».Тренировка в выполнении упражнения: Отработать способы снижения скорости автомобиля при помощи переключения понижающих передач, сохранить управляемость оперативнослужебным автомобилем на всех этапах торможения с устойчивой траекторией, отработать торможение на дороге с неоднородным сцеплением.Приемлимые варианты торможения: торможение включением понижающих передач с перегазовкой, ступенчатое торможение, импульсное торможение, прерывистое торможение на участках с возможным резким переходомНеприемлимые варианты: торможение с постоянным усилием на педаль тормоза с блокированием колес транспортного средства, ввиду постоянного уменьшения тормозного створа, плавное торможение на постоянной передаче. Динамика упражнения. Изменение условий скоростного режима автомобиля в момент входа в тормозной створ, изменение дистанции тормозного створа упражнения с изменением условий воздействия на тормозную педаль. Увеличение сложности ситуации торможения с возрастанием психологического напряжения водителя. Выполнение упражнения производится в 3 этапа на относительно низких скоростях и на относительно средних скоростях. Выполнение упражнения на низких скоростях ведется всеми слушателями по алфавитному порядку по 4 повторения. Далее следует инструктаж о тактике действий торможения на средней скорости и выполнение упражнения на средней скорости. 1 этап. Водитель производит разгон транспортного средства до скорости 4060 км в час. Перед тормозным створом на дистанции 50 метров управляющими воздействиями на рычаг коробки передач производит переключение понижающих передач до передачи номер 2 и плавное торможение двигателем до скорости 2030 км/час. Включение передачи производится с задержкой на нейтральной позиции с перегазовкой и последующим включением передачи. Включение передач пропуском в данном случае возможно в случае аварийного экстренного торможения по необходимости предотвращения ДТП. Снизив скорость до 30 км в час, начинает торможение ступенчатым способом. Первый импульс торможения является тестирующим. Задача водителя в подаче импульсов на тормозные агрегаты транспортного средства до 3х раз в секунду с контролем усилия на педали тормоза Допустимо создавать эффект «плугаподгребания снежного покрова под заблокированные колеса» в конце ступени торможения на короткое время, не превышающее 0.1 0.3. сек. Водитель удерживает автомобиль на прямом курсе движения не допуская отклонения изза возникающих микрозаносов и сноса. Для этого он осуществляет «загрузку» передних колес и осуществляет корректировку курса рулевыми приспособлениями.2этап. Торможение в створе 20, 19, 18, 17 метров со скоростью 4050 км/часВодитель производит разгон транспортного средства до скорости 5060 км в час. Перед тормозным створом на дистанции 50 метров управляющими воздействиями на рычаг коробки передач производит переключение понижающих передач до передачи номер 3 (2) и плавное торможение двигателем до скорости 4050 км/час. Включение передачи производится с задержкой на нейтральной позиции с перегазовкой и последующим включением передачи. Включение передач пропуском в данном случае возможно в случае аварийного экстренного торможения по необходимости предотвращения ДТП. Снизив скорость до 4050 км в час, начинает торможение ступенчатым способом. Задача водителя в подаче импульсов на тормозные агрегаты транспортного средства до 3х раз в секунду с контролем усилияна педали тормоза Недопустимо создавать эффект полного блокирования колес. Водитель удерживает автомобиль на прямом курсе движения не допуская отклонения изза возникающих микрозаносов и сноса.3 этап Торможение в створе с неоднородным сцеплением со скоростью 2030 км в час.Подготовка трассы. Готовится габаритный коридор 3.5 метра шириной. Часть ширины габаритного коридора шириной 1,25 метра представляет собой поверхность с ярко выраженными условиями гололедных явлений. Задача слушателя разогнав автомобиль до требуемой скорости осуществить торможение на неоднородной поверхности не допуская его выезд за пределы габаритного коридора и знака финиш в конце тормозного створа. Проверка выполнения контрольного задания: Произвести разгон автомобиля до скорости 2030 км/час., произвести торможение на дорожном полотне в тормозном створе 10 метров, подъехав к линии остановке, обозначенной конусом на дистанцию не превышающую 30 см. от конуса. Произвести разгон автомобиля до скорости 4050 км/час., произвести торможение на дорожном полотне в тормозном створе 16 метров, подъехав к линии остановке, обозначенной конусом Анализ занятия, основные ошибки:Полное блокирование колес транспортного средства.Ошибка в расчете «скоростьдистанциятормозное усилие»Езда «накатом» для уменьшения скорости движения транспортного средства.
Таблица штрафных баллов
№НарушениеШтрафные баллы1Езда накатом10 баллов2Блокирование колес при торможении и выезд за пределы габаритного туннеля5 баллов3Начало торможения вне тормозного створа 20 баллов4.Блокирование колес при торможении и выезд за пределы линии остановки20 баллов5Длительное силовое удержание педали тормозов, вызывающее блокирование колес5 баллов
Упражнение считается выполненным, если обучаемый набрал не более 20 штрафных баллов. Обучаемый набравший более 20 баллов повторяет выполнение упражнения.
Таблица 2Дистанция трассы и выполненные действия слушателем
№наименованиеСкоростьДистанция постановки ТС на полосу разгонаДистанция разгонаТормозной створ.
Общая длина зоны торможения1Торможение в створе подход 12030 км/час.300 м200 м16 метров50 метров2Торможение в створе подход 22030 км/час.300 м200 м14 метров50 метров3Торможение в створе подход 32030 км/час.300 м200 м12 метров50 метров4Торможение в створе подход 42030 км/час.300 м200 м10 метров50 метров5Торможение в створе подход 54050 км/час300 м200 м20 метров50 метров6Торможение в створе подход 64050 км/час300 м200 м19 метров50 метров7Торможение в створе подход 74050 км/час300 м200 м17 метров50 метров8Торможение в створе подход 84050 км/час300 м200 м15 метров50 метров9Торможение в створе с неоднородным сцеплениемдорожной поверхности подход 94050 км/час300 м200 м20 метров50 метров10Контрольное упражнение торможение в створе 2030 км/час.300 м200 м10 метров50 метров11Контрольное упражнение торможение в створе 4050 км/час300 м200 м17 метров50 метров12ИтогоВсего 11 подходов торможения3000 метров постановка ТС к выполнению упражнения2200 метров разгон ТС для выполнения торможения170 метров расстояние непосредственного выполнения торможения550 метров проезда тормозного створа
Общие выводы.
1.Упражнение «Скоростное экстренное торможение на скользкой поверхности» предназначено дляизменения уровня сформированности навыков маневрирования транспортным средством категории «В» у водителей в условиях автодрома.
2.Изменение уровня сформированности маневрирования у водителей с стажем вождения до 3х лет
рассмотрено в следующей таблице:1
1Зависит от психофизиологических индивидуальных особенностей организма, уровня первоначальной подготовки в автошколе, региональных особенностей автовождения и т.д.Таблица 3Изменение уровня сформированности навыков
№Водительский стажУровень сформированности до упражненияУровень сформированности после упражнения1До 1 годаОбъединение отдельных частичных действий(сцеплениевключение передачиотпускание сцепления –дросселированиевыравнивание автомобиляпереключение передачи) в одно целостное действие. Запоминание последовательности действий. Управляющие движения выполняется сознательно и под контролем зрения. Движения носят разрозненный характер, доля лишнихи нецелесообразных движенийпроевышает 10%. При управлении сотрудник излишне напряжен, сильно сжимает рулевое колесо, неточно переключает рычаги управления, быстро утомляется. Отдельные движения объединяются в целостный двигательный акт, что является выражением формирующегося двигательного стереотипа. Уровень нецелесообразных движений уменьшен до 2%. Уменьшено психологическое напряжениепри управлении. Движения точные, но с зрительным контролем выполнения действий. Роль двигательного контроля –более 50%. Передача контроля суставномышечному чувству двигательного анализатора приобретает первостепенное значение. Выработка автоматизма навыков достигает 50%, происходит формирование двигательных навыков.
2.От 1 года до 3х летОтсутствуют нецелесообразныедвижения. Уменьшено напряжениепри управлении. Движения точные, с зрительным контролем выполнения действий. Роль двигательного контроля –более 50%. Выработка автоматизма навыков достигает 50%, происходит формирование двигательных навыков.
Автоматическое выполнение действий, без участия сознания, которое осуществляет только функцию контроля. Наблюдается вариативность навыка, использования навыка различными способами в изменяющихся условиях практической деятельности. Движения при управлении автомобилем уверенные и точные. Управлениепо дороге с сложными габаритными условиями, в условиях интенсивного скоростного движенияне вызывают отрицательных эмоций.
Ссылки на источники1.Бакулин Н.П. Использование автомобильной динамической полосы препятствий в совершенствовании навыков управления оперативнослужебным автомобилем сотрудниками / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015. с 4553.2.Бакулин Н.П., Николаев Н.О. Входное тестирование практических навыков водителей оперативных автомашин категории «В» // научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. №.4. с.8185.3.Левитин К.М. Безопасность движения автомобилей в условиях ограниченной видимости. –М., 19864.Лубышева, Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] / Л. И. Лубышева. –М. : ИНФРА, 2004.5.Никандров, В.В. Экспериментальная психология / В.В.Никандров. –изд. 2е, доп. –СПб.: Речь, 2007. –512 с. 6.Романов А.Н. Автотранспортная психология. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 224 с.7.Романов А.Н. Мастерство вождения М.: ЭКМОС, 2007. 320 с.8.Ротенберг Р.В. Основы надежности системы: водитель –автомобиль –дорога –среда. –М., 19969.