Художественный образ Флоренции в «Итальянских стихах» А. Блока

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Таньков Н. Н., Авдонина Л. Н. Художественный образ Флоренции в «Итальянских стихах» А. Блока // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 516–520. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970118.htm.
Аннотация. В статье представлено художественное изображение Флоренции в «Итальянских стихах» А. Блока. Поэт создает самый противоречивый образ Флоренции по сравнению с изображением других городов Италии. Культурное прошлое Флоренции связано с образом цветущего ириса и противопоставлено современной цивилизации, изображенной с помощью мотивов огня, смерти и музыки. Двойственность в изображении Флоренции отражает особенности блоковского мировоззрения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Авдонина Лионора Николаевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры «Романогерманская филология», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», г.Пензаlionora50@mail.ru

Таньков Николай Николаевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры«Романогерманская филология», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», г. Пензаtankovnn@gmail.com

Художественный образ Флоренции в «Итальянских стихах» А. Блока

Аннотация.В статье представлено художественное изображение Флоренцийв«Итальянских стихах» А. Блока. Поэт создает самый противоречивыйобраз Флоренции по сравнению с изображением других городов Италии. Культурное прошлое Флоренции связано с образом цветущего ириса и противопоставленосовременной цивилизации, изображенной с помощью мотивов огня, смерти и музыки. Двойственность в изображении Флоренции отражает особенности блоковского мировоззрения. Ключевые слова:А. Блок, образ Флоренции,сокровищница искусства, современная цивилизация, мотив цветения, мотивы огня,смерти и музыки, двойственность.

Летом 1909 года А. Блок путешествует по Италии ‬признанной сокровищнице мирового искусства и культуры. «Итальянские стихи» А. Блока можно назвать лирическим дневником этой поездки: поэт передает нам в художественной форме поблоковски неповторимое впечатление от посещения итальянских городов.

Художественное изображение Флоренции ‬самое противоречивоепо сравнению с изображением других городовИталии. В небольшом цикле под заголовком «Флоренция», состоящемиз семи стихотворений, создан образ современного поэту города на берегу мелководной Арно. Этот город, по мнению А. Блока, вероломно предалсвое великое историческое прошлое.Впоследствиив одном из очерковцикла «Молнии искусства» («Маски на улице»), над которым поэт работал в 19091920 годах, А. Блок так изложил свои впечатленияо Флоренции:«Днем здесь скука, пыль, вонь; но под вечер, когда зной, спадет,фонари горят тускло, народ покрывает всю площадь, и очертания современных зданий поглощаются ночью не мучат, здесь можно уютно потеряться в толпе, в криках продавцов и извозчиков, в звоне трамваев». Однако город «гуляющих офицеров, дам, проституток, торговцев», даже мертвецов, на которых никто не обращает внимание, это «все ‬маски, а маски ‬все они кроют под собою чтото иное». И поэт спрашивает сам себя: «А голубые ирисы в Кашинах ‬чьи это маски?». А. Блок уверен, что эти ирисы и есть маски великого прошлого ‬«голубые огни»,случайно залетевшиев «неподвижную полосу зноя и стремящиеся покинуть неприемлемую для них современность[1].Из история Флоренции известно, что на рубеже н. э. она была римской колонией и называлась Флорентинаот латинского florens 'цветущий, процветающий, счастливый'[2]. Ирис ‬главную «цветущую»достопримечательность Флоренции ‬обыгрывает А. Блок, уподобляя лик города цветам, которые во времена поэта в изобилии росли в флорентийском парке Кашины: Флоренция, ты ирис нежный;По ком томился я одинЛюбовью длинной, безнадежной,Весь день в пыли твоих Кашин? [3]С помощью перифразы образ цветущего города превращается в изящный, требующий бережного отношения организм и воспринимается как ′проявляющий любовь′ и ′отличающийся хрупкостью′. «Ирис нежный» напоминает поэту о величественной культуре прошлого:О, сладко вспомнить безнадежность:Мечтать и жить в твоей глуши;Уйти в твой древний зной и нежность

Своей стареющей души…[4]Искусство прошлого в современной Флоренции ‬это призрачное видение, о котором лирический герой может только с наслаждением мечтать: погрузитьсяв древность невозможно, и эта убийственнаябезнадежность омрачает душу. Современная Флоренция, символ европейской цивилизации, изображена в темных красках уже в первом стихотворении цикла. Используя риторическое обращение, А. Блокклеймит город огромным презрением:Умри, Флоренция, Иуда,Исчезни в сумрак вековой!Я в час любви тебя забуду,Вчас смерти буду не с тобой!

[5]С помощью библейского образа предателя Иуды, используя антономасию и глаголы повелительного наклонения умри, исчезни, поэтусиливает вероломство изменницы.Одновременно А. Блокупотребляет риторическое обращение Bella(в переводе с итальянского красавица ‬распространенное в Италии название Флоренции):О, Bella, смейся над собою,Уж не прекрасна больше ты!Гнилой морщиной гробовоюИскажены твои черты![5]Саркастически звучащее итальянское слово Bella,являясь контекстуальным антонимом русскому краткому прилагательному с отрицательной частицей не прекрасна, обозначает прошлое, возвышенное, но мнимое и преходящее, являясь романтическим отождествлением красоты и коварства.Олицетворением умирающей красоты современной Флоренции становится метафорический образ гнилой морщиной гробовою, ярко подчеркивающий смерть и тлениепрошлого величия. Образ утопающей в ирисах Флоренции втретьем стихотворении цикла А. Блока «Страстью длинной, безмятежной…»получает двойственное освещение. Повторяясь в перифразе, антонимические эпитеты дымныйи нежныйодновременно становятся и контекстуальными синонимами,приобретая переносное значение ′легкий, как дым′:Ирис дымный, ирис нежный, Благовония струя,

Переплыть велит все реки На воздушных парусах,Утонуть велит навекиВ тех вечерних небесах,И когда предамся зною,Голубой вечерний знойВ голубое голубоюУнесет меня волной… [6]Ирис ‬символ Флоренции ‬окрашен в голубой цвет романтической мечты и устремлен в бессмертие: в ближайшем контексте это подчеркивается с помощью символических образов вечернего высокого неба и голубойволнывечной реки жизни.Одновременно в ассоциациях и повторах контекста (в вечерних небесах, предамся зною, голубой вечерний зной) появляется другой план, который не исключает первогосимволического плана:′темный, как дым′.Романтическое звучание мотива цветения поддерживается с помощью сравнения прошлого величественной Флоренции и юности лирического героя:Но суждено нам разлучиться,И через дальние краяТвой дымныйирис будет сниться,Как юность ранняя моя.[6]В современном мире, лишенном романтики прошлого, символ Флоренцииирис получает художественное определение пыльный:Голубоватым дымомВечерний зной возносится…Дымится пыльный ирис,И легкой пеной пенитсяБокал Христовых Слез…[7]Однокоренной повтор дым ‬дымный ‬дымитсяв сочетании с эпитетом пыльныйусиливает тлеющее, темное начало в переносном значении глагола дымится. В четвертом стихотворении циклаА. Блока«Жгут раскаленные передается камни…» возникает мотив огня: Жгут раскаленные камниМой лихорадочный взгляд.Дымные ирисы в пламени,Словно сейчас улетят. О, безысходность печали,Знаю тебя наизусть!В черное небо ИталииЧерной душою гляжусь.[8]

Метафоризация огня оттеняет безысходность печали лирического героя, удрученного зловещим видом черного итальянского неба ‬так передается отношение поэта к современной Флоренции, которая, несмотря ни на что, «устремлена»ввечность высокой красоты(символический план глагола улететь).В последнем, седьмом стихотворении цикла, «Голубоватым дымом…» кольцевая композиция возвращает наск началу цикла.Флоренция остается изменницей «в венке спаленных роз»[9]‬этот метафорический образ погибшей красоты объединяет мотив цветения с мотивом огня. Умираетискусство прошлого,разрушаетсябезмолвиемунылого цветения Флоренции(А. Блок ст. «Под зноем флорентийской лени…»):

Молчат церковные ступени, Цветут нерадостно цветы.Так береги остаток чувства,Храни хоть творческую ложь:Лишь в легком челноке искусстваОт скуки мира уплывешь. [10]Таксовременная цивилизацияне понимаетзначения творческого вдохновения и нев состоянии его сохранить, она лишенавеличайшей способности мечтать о возвышенноми создавать произведения искусства. Олицетворением современной Флоренции для А. Блока становится метафора флорентийская лень, передающая всепоглощающее чувство безразличия жителей к великой культуре своего города.Изображение Флоренции связано с мотивом пения, который проявляется в дисгармонии звучания. В пятом стихотворении флорентийского цикла А. Блока «Окна ложные на небе черном…»встреча с Ней (синьорой или Флоренцией?)сопровождается, содной стороны, приятной мелодией, доставляющей удовольствие лирическому герою:Вот проходит она ‬вся в узорномИ с улыбкой на смуглом лице.А вино уж мутит мои взорыИ по жилам огнем разлилось…Что мнеспеть в этот вечер, синьора?

Что мне спеть, чтоб вам сладко спалось?[11]Условное поэтическое опьянение передает восхищение лирического героя неповторимым миром искусства Флоренции. Словосочетание сладко спалосьимеет символический план и отражаетнеподвижную, но величественнуюбезмятежность вечности, в которую погружена навсегда культура прошлого.

С другой стороны, звуки современного города раздражают лирического героя ‬в ст. А. Блока «Умри, Флоренция, Иуда…»читаем:«Хрипят твои автомобили», «Звенят в пыли велосипеды»[12]. Символический план глаголов хрипеть, звенеть′утратить творческое начало′ передает отношение поэта к немузыкальным явлениям действительности. Как отмечает Д. М. Поцепня, в статье «Молнии искусства» слово автомобиль имеет дополнительный символический план:«мысль о кощунстве и святотатстве техникипередвысоким и вечным» [13], который вполне соответствует осмыслению данного слова и в флорентийском цикле.Дисгармоническое звучание ночной Флоренции описывает А. Блок в ст.«Голубоватым дымом…»:

Пляши и пой на пире…Сведи с ума канцонойО преданной любви,И сделай ночь бессоннойИ струны оборви, И бей в свой бубен гулкий, Рыдания тая![14]На первый взгляд, «музыкальную» лексику можно разделить на две группы: пой, канцоной, струны ипляши,бей, бубен гулкий, рыдания, ‬однако даже стилистически нейтральная лексика в перспективе контекста получат неблагозвучность. С помощью глаголов повелительного наклонения пляши, пой, бей и сведив сочетании с существительным канцоной, оборвив сочетании с существительным струны, выразительной семантикой существительного рыданияпоэт подчеркивает стихийность музыкального звучания современного города как в прозе, так и в лирике [15].Темный лик Флоренции сочетается с мотивом смерти ‬в ст. «Умри, Флоренция, Иуда…»читаем: «Гнилой морщинкой гробовой / Искажены твои черты!», «И трупный запах роз церквах»[16]. Метафорический образ гнилой морщинкой гробовой ‬это образ современной цивилизации, предавшей забвению древнюю культуру и принесшей в жертву высокое искусство. Мотив цветения тесно переплетается с мотивом смерти, создавая метафорический образ трупный запах роз церквах, который олицетворяет греховное разрушение величественной красоты. Флоренция, итальянская красавица, мертва, она предала себя сама «всеевропейской желтой пыли»[17],где цветовое прилагательное желтыйобозначает цвет золота. Величественное прошлое Флоренции связано с личностями знаменитыхфлорентийцев. В ст. А. Блока «Умри, Флоренция, Иуда…»[18]антропонимы имеют культурологическую и энциклопедическую функции, подчеркивая значимость ушедшей эпохи с помощью разных художественных средств. Перифраза святой монахназывает:«Там, где святой монах сожжен». Эпитетпышныйимеет переносное значение′роскошный, богатый, влиятельный′и характеризует семейство Медичей, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции: «Ты пышных Медичей тревожишь».Метафора снился синий сонуказывает на пристрастие знаменитого итальянского живописца раннего Возрождения Фра Беато Анджелико к лазури и его страстную веру в силу искусства: «Беато снился синий сон!».Творчествокрупнейшего представителя искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи: «Где Леонардо сумрак ведал»‬связано с метафоройсумрак ведал, котораяпередает новую живописную технику, основанную на явлении рассеяния света в воздухе и возникновении дымки между зрителем и изображённым предметом.Подводя итоги, отметим, что художественное осмысление Флоренции в поэтике А. Блока представлено в сочетании мотивов цветения, огня, смерти, музыки. Художественный образ Флоренции основан на противопоставлении двух понятий: культура прошлого(творческий порыв)‬современная цивилизация(бездуховность). Как указывает Д. М. Поцепня, смыслэтогопротивостояния в осознании «сокровенной жизненной сущности культуры как созидательного духовного начала» [19]. Утратив духовную основу, культура, как считает А. Блок, превратилась в цивилизацию.Двойственность в изображении города отражает особенностьблоковского мировоззрения и определяет символическую многоплановостьхудожественного образаФлоренциив поэтике А. Блока.

Ссылки на источники

1.Блок А.А. Молнии искусства. Итальянские впечатления [Электронный ресурс] ‬Электрон. дан. ‬Lib.Ru / Классика: Блок Александр Александрович: Собрание сочинений. ‬Режим доступа: http://az.lib.ru/b/blok_a_a/ свободный. ‬Загл. с экрана.2.Словари и энциклопедии. ‬Режим доступа http://slovarslov.ru/slovar/geo/f/florentsija.html/свободный. ‬Загл. с экрана.3.Блок А.А. Собрание сочинений в шести томах. Том 2. Стихотворения и поэмы. 19071921. / Сост. и примеч. Вл. Орлова. ‬Л.: Худож. лит., 1980. ‬472 с.‬С. 122.4.Там же, С. 123.5.Там же, С. 122.6.Там же, С. 123.7.Там же, С. 124.8.Там же, С. 123.9.Там же, С. 125.10.Там же, С. 124.11.Там же.12.Там же, С. 122.13.Поцепня Д. М. Проза А. Блока. Стилистические проблемы. ‬Л.: Издво Ленинградского унта, 1976. ‬135 с.‬С. 111.14.Блок А.А. Собрание сочинений в шести томах. Том 2. Стихотворения и поэмы. 19071921. / Сост. и примеч. Вл. Орлова. ‬Л.: Худож. лит., 1980. ‬472 с.‬С.125.15.Поцепня Д. М. Проза А. Блока. Стилистические проблемы. ‬Л.: Издво Ленинградского унта, 1976. ‬135 с. ‬С. 112.16.Блок А.А. Собрание сочинений в шести томах. Том 2. Стихотворения и поэмы. 19071921. / Сост. и примеч. Вл. Орлова. ‬Л.: Худож. лит., 1980. ‬472 с.‬С. 122.17.Там же.18.Там же.19.Поцепня Д. М. Проза А. Блока. Стилистические проблемы. ‬Л.: Издво Ленинградского унта, 1976. ‬135 с. ‬С. 112.