Структура эмпатийной культуры будущих учителей
Выпуск:
ART 970137
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саламатина
Ю.
В. Структура эмпатийной культуры будущих учителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
611–615. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970137.htm.
Аннотация. В статье определена сущность понятий «эмпатия учителя», «эмпатийная культура учителя», проведен анализ данных понятий с различных точек зрения (педагогической и философской), а также подробно охарактеризованы основные компоненты эмпатийной культуры будущих учителей и их значение для успешной реализации профессиональной деятельности учителей.
Ключевые слова:
эмпатия, эмпатия учителя, эмпатийная культура будущих учителей, когнитивный компонет, эмоционально-деятельностный компонент, личностно-ценностный компонент
Текст статьи
Саламатина Юлия Валерьевна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»Kpn0886@mail.ru
Структура эмпатийнойкультуры будущих учителей
Аннотация.В статье определена сущность понятий «Эмпатия учителя»,«эмпатийная культура учителя», проведен анализ данных понятий с различных точек зрения (педагогической и философской), а также подробно охарактеризованы основныекомпонентыэмпатийной культуры будущих учителейи их значение для успешной реализации профессиональной деятельности учителей.Ключевые слова:эмпатия, эмпатия учителя, эмпатийная культура, когнитивный компонент, эмоциональнодеятельностный компонент, личностноценностный компонент.
Впедагогических исследованиях, посвященных роли эмпатии многие ученые рассматривают эмпатию как одну из составляющих педагогического процесса [1,5,6 и др.]. По мнению Г.Ф. Михальченко [5], эмпатиявходит в структуру педагогических способностей и создает особую эмоциональную атмосферу, способствующую гармоничному развитию и ученика и учителя.В исследованиях просматривается рассмотрение эмпатии в поведенческом аспекте. Так, А. Мехрабиан и Н. Эпштейнрассматривают эмпатию как основную личностную детерминанту помогающего поведения [по 7]. Эта позиция значима для данного исследования, так как определяет толерантное отношение как составляющая часть эмпатии.Вышеприведенные характеристики эмпатии позволяют говорить о ее личностной принадлежности, служащей своего рода субъективным ориентиром в поиске смысла своего и другого человека.Таким образом, проанализировав ряд исследований по проблеме формирования эмпатии у учителей, мы разделяем позиции ученых и под эмпатией учителяпонимаем профессионально значимое личностное качество, выражающееся в способности к сопереживанию, сочувствию и толерантности в профессиональной деятельности[8].Некоторые исследователи делают попытки конкретизировать эмпатиючерез раскрытие ее как качественной характеристики личности учителя.Следует отметить, что до начала 80х годов прошлого века термин «эмпатийнаякультура» почти не употреблялся в научной литературе. Объясняется это тем, что специфика формирования самого явления эмпатийной культуры не становилась предметом специальных исследований, а ее изучалась косвенно, в плане решения общих и специальных задач подготовки студентов к работе в школе.Лишь немногие исследователи [2,3 и др.] акцентируют внимание на эмпатийной культуре как феномене. Так, например, А.Н. Насифуллина [6], рассматривая процесс профессиональнопедагогического становления личности будущегоучителя, приходит к выводу о необходимости формирования его эмпатической культуры. Она предлагает ввести в программу педагогических вузов компонент: формирование эмпатической культуры личности, что, по ее мнению, существенно повлияет на оптимизацию процесса профессиональнопедагогического становления личности будущего учителя и повысит практические способности студентов решать проблемные задачи, связанные с формированием змпатической культуры личности школьника.Автор исследования выделяет три уровня (высокий, средний и низкий) эмпатической культуры личности педагога, дает им характеристику.По мнению А.Н. Насифуллиной [6], эмпатическая культура включает в себя элементы эмпатии, которые опираются на три критерия: 1) эмпатические качества; 2) педагогические способности, которые определяют эти качества; 3) педагогические умения и навыки формирования эмпатических качеств, которые необходимо развить у школьников.Обобщая позиции исследователей, подэмпатийной культурой будущих учителейследует пониматьвидего профессиональной культуры, в которой сочувствие, сопереживание и толерантность выступают основными ценностями профессиональной деятельности[8].Далее следует обратиться к структуре эмпатийной культуры будущих учителей.В своем исследовании М.Г. Маркина [4], рассматривая структуру эмпатийной культуры, определяет ее как единство трех компонентов: вербального, перцептивного, интеракционного, способствующих успешной реализации соответствующих функций общения студентов.При этом вербальныйкомпонент обеспечивает функционирование механизма передачиприема учебной информации. Его действие направлено на выравнивание имеющихся у субъекта искажений в восприятии, понимании и трактовке учебнопознавательной информации, достижение необходимого уровня развития культуры речи, навыков участия в диалоге и коллективной беседе.Второй компонентперцептивныйкурирует функционирование процессов, направленных на познание субъектом, как собственного внутреннего состояния, так и субъективной сферы сознания сверстников, вступающих с ним в непосредственное общение в условиях учебновоспитательного процесса. Его содержание проявляется в стремлении личности критически оценивать собственные и чужие мотивы, цели и установки поведения, адекватно определять суть социальных и ролевых позиций участников педагогического общения.Интеракционныйкомпонент обеспечивает функционирование механизма регуляции поведения обучающегося в условиях учебновоспитательных ситуаций общения. Содержание данного компонента находит свое выражение в потребности субъекта овладеть культурой межличностного взаимодействия, навыками осознанного конструирования, корректировки и оценки результатов собственной и чужой коммуникативной деятельности[4].В логике структурного анализа эмпатийной культуры Ф.А. Ахметшина [1] определяет ее как интегративное качество личности, в котором сфокусированы и синтезированы эмоциональный, когнитивный и деятельностный (поведенческий) компоненты межличностных отношений.Раскрывая особенности каждого компонента, автор отмечает, что эмоциональныйкомпонентвыражается в перцептивной способности эмоционально отзываться на переживания другого человека, ученика проявлением эмпатических качеств сочувствия и эмпатийной интуиции. Когнитивныйкомпонентопределяется гностической способностью распознавать мысли и чувства учащихся, предвидеть их ответы. Он включает в себя такие интегративные качества, как эмпатийную наблюдательность, эмпатийное слушание. Деятельностный(поведенческий) компонентвыражается в коммуникативной способности строить свои отношения с воспитанником, заранее предвидя его точку зрения и считаясь с его внутренней позицией. Деятельностная эмпатия включает в себя сотрудничество и содействие[1].Анализируя выше изложенное, мы пришли к необходимости объединить эмоциональные и деятельностные характеристики эмпатии в единое содержание эмоциональнодеятельностногокомпонента. Объясняется это тем, что будущий учитель проявляет эмоциональный отклик на переживания другого человека, ученика, родителя в деятельностной форме: коммуникативной толерантности, сотрудничестве, содействии, соучастии, сопереживании; адекватно, в соответствии с ситуацией выстраивая педагогическую позицию, собственное поведение и педагогические действия. Таким образом, мы определили структуру эмпатийной культуры будущего учителя, выделов в ней три компонента: когнитивный, эмоциональнодеятельностный, личностноценностный.Таблица 1Структура эмпатийной культуры будущих учителей
Все три компонента педагогической эмпатии находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. Отметим, что именно эта структура была нами взята за основу. Но, учитывая позиции исследователей [5,9и др.] и обозначенное определение, содержательное наполнение эмпатийной культуры, мы пришли к следующей структуре:когнитивный компонентвключает в себя совокупность знаний об эмпатийном взаимодействии субъектов образовательного процесса, на основе сочувствия, соучастия, содействия и толерантности;КомпонентПоказатели компонентаСодержательное наполнение показателейКогнитивныйСовокупность знаний об эмпатийномвзаимодействии субъектов образовательного процесса, на основе сочувствия, соучастия, содействия и толерантностиЗнания о феномене культуры; педагогической культуры; эмпатийной культуры; педагогической этики. Понимание места и роли эмпатийнойкультуры учителя в профессиональном становлении и педагогической деятельности. Понимание эмпатийной культуры как профессионально важного личностного качества учителя. Понимание эмпатийной культуры как способа самовыражения и миссии учителя. Этические нормы профессионального поведения, педагогического общения, культуры речи; речевое поведение учителяЭмоциональнодеятельностныйУмения эмоционально отзываться на переживания обучающегося, реализовывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействияУмения направленного наблюдения; контроля над собственным поведением; эмпатическое восприятие; культура внешнего вида; педагогический такт; психологическая устойчивость учителя; наблюдательность; эмпатийноеповедение; преодоление застенчивости; эмоциональная стабильность; способы эмпатийного поведения в трудных ситуациях. Уверенность и владение собой в ситуациях повышенного эмпатийного напряженияЛичностноценностныйНаправленность личности, проявляющаяся впринятии эмпатии как профессиональной ценности учителя, в стремлении к совершенствованию эмпатийного отношения в педагогической деятельностиПравила эмпатической безопасности; самопознание личности учителя; рефлексивное позиционирование и эмпатийная культура; моделирование прогрессивного развития эмпатийной культуры будущего учителя. Рефлексивная самоорганизация эмпатийной культурыэмоциональнодеятельностный компонентпроявляется в умениях эмоционально отзываться на переживания обучающегося, реализовывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействия;личностноценностныйкомпонентотражает направленность личности, проявляющаяся в принятии эмпатии как профессиональной ценности учителя, в стремлении к совершенствованию эмпатийного отношения в педагогической деятельности.Каждый компонент несет собственную смысловую нагрузку, играет роль в формировании и в целом эмпатийной культуры будущего учителя. Когнитивный компонент определяет совокупность знаний об эмпатийном взаимодействии субъектов образовательного процесса, на основе сочувствия, соучастия, содействия и толерантности. Эмоциональнодеятельностный, объединив в себе эмоциональные и деятельностные характеристики, состоит из умений эмоционально отзываться на переживания обучающегося, реализовывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействия. Личностноценностный включает направленность личности, проявляющуюся в принятии эмпатии как профессиональной ценности учителя,в стремлении к совершенствованию эмпатийного отношения в педагогической деятельности.
Ссылки на источники1.Ахметшина, Ф. А. Воспитание эмпатической культуры в вузе [Текст] / Ф. А. Ахметшина // Вестник ТИСБИ. 2002. №1. С. 119132.2.Кетова, Л. М. К вопросу о формировании ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе изучения дисциплины «мировая художественная культура» [Текст] / Л. М. Кетова // Педагогическое образование в России, Екатеринбург. 2010. С. 119124.3.Ковалевская, А. В. Проблема эмпатии в философии и психологической науке [Текст] / А. В. Ковалевская // Психология. 2001. №2. С. 1022.4.Маркина, М. Г. Специфика методов исследования: Роль женского образа в рекламе [Текст] / М. Г. Маркина // Реклама. М.: 2005. №6.5.Михальченко, Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию [Текст]: дис. …канд. псих. наук / Г.Ф. Михальченко. Гродно: ГГПИ, 1989. 182 с.6.Насифуллина, А. Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза [Текст]: дис. …канд. пед.наук / А. Н. Насифуллина. Казань: КГУ, 1994. 179 с.7.Психодиагностика толерантности личности [Текст] / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. 1е изд. М., 2008. 172 с.8.Саламатина, Ю.В. Формирование эмпатийной культуры будущих учителей: [монография]/ Ю.В. Саламатина; Мво образования и науки РФ, Урал.гос.экон.унт. Екатеринбург: [Издво Урал. Гос. Экон. Унта], 2016. 127с.9.Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология [Электронный ресурс] / В. В. Сериков. Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1943[25.11.2013].
Структура эмпатийнойкультуры будущих учителей
Аннотация.В статье определена сущность понятий «Эмпатия учителя»,«эмпатийная культура учителя», проведен анализ данных понятий с различных точек зрения (педагогической и философской), а также подробно охарактеризованы основныекомпонентыэмпатийной культуры будущих учителейи их значение для успешной реализации профессиональной деятельности учителей.Ключевые слова:эмпатия, эмпатия учителя, эмпатийная культура, когнитивный компонент, эмоциональнодеятельностный компонент, личностноценностный компонент.
Впедагогических исследованиях, посвященных роли эмпатии многие ученые рассматривают эмпатию как одну из составляющих педагогического процесса [1,5,6 и др.]. По мнению Г.Ф. Михальченко [5], эмпатиявходит в структуру педагогических способностей и создает особую эмоциональную атмосферу, способствующую гармоничному развитию и ученика и учителя.В исследованиях просматривается рассмотрение эмпатии в поведенческом аспекте. Так, А. Мехрабиан и Н. Эпштейнрассматривают эмпатию как основную личностную детерминанту помогающего поведения [по 7]. Эта позиция значима для данного исследования, так как определяет толерантное отношение как составляющая часть эмпатии.Вышеприведенные характеристики эмпатии позволяют говорить о ее личностной принадлежности, служащей своего рода субъективным ориентиром в поиске смысла своего и другого человека.Таким образом, проанализировав ряд исследований по проблеме формирования эмпатии у учителей, мы разделяем позиции ученых и под эмпатией учителяпонимаем профессионально значимое личностное качество, выражающееся в способности к сопереживанию, сочувствию и толерантности в профессиональной деятельности[8].Некоторые исследователи делают попытки конкретизировать эмпатиючерез раскрытие ее как качественной характеристики личности учителя.Следует отметить, что до начала 80х годов прошлого века термин «эмпатийнаякультура» почти не употреблялся в научной литературе. Объясняется это тем, что специфика формирования самого явления эмпатийной культуры не становилась предметом специальных исследований, а ее изучалась косвенно, в плане решения общих и специальных задач подготовки студентов к работе в школе.Лишь немногие исследователи [2,3 и др.] акцентируют внимание на эмпатийной культуре как феномене. Так, например, А.Н. Насифуллина [6], рассматривая процесс профессиональнопедагогического становления личности будущегоучителя, приходит к выводу о необходимости формирования его эмпатической культуры. Она предлагает ввести в программу педагогических вузов компонент: формирование эмпатической культуры личности, что, по ее мнению, существенно повлияет на оптимизацию процесса профессиональнопедагогического становления личности будущего учителя и повысит практические способности студентов решать проблемные задачи, связанные с формированием змпатической культуры личности школьника.Автор исследования выделяет три уровня (высокий, средний и низкий) эмпатической культуры личности педагога, дает им характеристику.По мнению А.Н. Насифуллиной [6], эмпатическая культура включает в себя элементы эмпатии, которые опираются на три критерия: 1) эмпатические качества; 2) педагогические способности, которые определяют эти качества; 3) педагогические умения и навыки формирования эмпатических качеств, которые необходимо развить у школьников.Обобщая позиции исследователей, подэмпатийной культурой будущих учителейследует пониматьвидего профессиональной культуры, в которой сочувствие, сопереживание и толерантность выступают основными ценностями профессиональной деятельности[8].Далее следует обратиться к структуре эмпатийной культуры будущих учителей.В своем исследовании М.Г. Маркина [4], рассматривая структуру эмпатийной культуры, определяет ее как единство трех компонентов: вербального, перцептивного, интеракционного, способствующих успешной реализации соответствующих функций общения студентов.При этом вербальныйкомпонент обеспечивает функционирование механизма передачиприема учебной информации. Его действие направлено на выравнивание имеющихся у субъекта искажений в восприятии, понимании и трактовке учебнопознавательной информации, достижение необходимого уровня развития культуры речи, навыков участия в диалоге и коллективной беседе.Второй компонентперцептивныйкурирует функционирование процессов, направленных на познание субъектом, как собственного внутреннего состояния, так и субъективной сферы сознания сверстников, вступающих с ним в непосредственное общение в условиях учебновоспитательного процесса. Его содержание проявляется в стремлении личности критически оценивать собственные и чужие мотивы, цели и установки поведения, адекватно определять суть социальных и ролевых позиций участников педагогического общения.Интеракционныйкомпонент обеспечивает функционирование механизма регуляции поведения обучающегося в условиях учебновоспитательных ситуаций общения. Содержание данного компонента находит свое выражение в потребности субъекта овладеть культурой межличностного взаимодействия, навыками осознанного конструирования, корректировки и оценки результатов собственной и чужой коммуникативной деятельности[4].В логике структурного анализа эмпатийной культуры Ф.А. Ахметшина [1] определяет ее как интегративное качество личности, в котором сфокусированы и синтезированы эмоциональный, когнитивный и деятельностный (поведенческий) компоненты межличностных отношений.Раскрывая особенности каждого компонента, автор отмечает, что эмоциональныйкомпонентвыражается в перцептивной способности эмоционально отзываться на переживания другого человека, ученика проявлением эмпатических качеств сочувствия и эмпатийной интуиции. Когнитивныйкомпонентопределяется гностической способностью распознавать мысли и чувства учащихся, предвидеть их ответы. Он включает в себя такие интегративные качества, как эмпатийную наблюдательность, эмпатийное слушание. Деятельностный(поведенческий) компонентвыражается в коммуникативной способности строить свои отношения с воспитанником, заранее предвидя его точку зрения и считаясь с его внутренней позицией. Деятельностная эмпатия включает в себя сотрудничество и содействие[1].Анализируя выше изложенное, мы пришли к необходимости объединить эмоциональные и деятельностные характеристики эмпатии в единое содержание эмоциональнодеятельностногокомпонента. Объясняется это тем, что будущий учитель проявляет эмоциональный отклик на переживания другого человека, ученика, родителя в деятельностной форме: коммуникативной толерантности, сотрудничестве, содействии, соучастии, сопереживании; адекватно, в соответствии с ситуацией выстраивая педагогическую позицию, собственное поведение и педагогические действия. Таким образом, мы определили структуру эмпатийной культуры будущего учителя, выделов в ней три компонента: когнитивный, эмоциональнодеятельностный, личностноценностный.Таблица 1Структура эмпатийной культуры будущих учителей
Все три компонента педагогической эмпатии находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. Отметим, что именно эта структура была нами взята за основу. Но, учитывая позиции исследователей [5,9и др.] и обозначенное определение, содержательное наполнение эмпатийной культуры, мы пришли к следующей структуре:когнитивный компонентвключает в себя совокупность знаний об эмпатийном взаимодействии субъектов образовательного процесса, на основе сочувствия, соучастия, содействия и толерантности;КомпонентПоказатели компонентаСодержательное наполнение показателейКогнитивныйСовокупность знаний об эмпатийномвзаимодействии субъектов образовательного процесса, на основе сочувствия, соучастия, содействия и толерантностиЗнания о феномене культуры; педагогической культуры; эмпатийной культуры; педагогической этики. Понимание места и роли эмпатийнойкультуры учителя в профессиональном становлении и педагогической деятельности. Понимание эмпатийной культуры как профессионально важного личностного качества учителя. Понимание эмпатийной культуры как способа самовыражения и миссии учителя. Этические нормы профессионального поведения, педагогического общения, культуры речи; речевое поведение учителяЭмоциональнодеятельностныйУмения эмоционально отзываться на переживания обучающегося, реализовывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействияУмения направленного наблюдения; контроля над собственным поведением; эмпатическое восприятие; культура внешнего вида; педагогический такт; психологическая устойчивость учителя; наблюдательность; эмпатийноеповедение; преодоление застенчивости; эмоциональная стабильность; способы эмпатийного поведения в трудных ситуациях. Уверенность и владение собой в ситуациях повышенного эмпатийного напряженияЛичностноценностныйНаправленность личности, проявляющаяся впринятии эмпатии как профессиональной ценности учителя, в стремлении к совершенствованию эмпатийного отношения в педагогической деятельностиПравила эмпатической безопасности; самопознание личности учителя; рефлексивное позиционирование и эмпатийная культура; моделирование прогрессивного развития эмпатийной культуры будущего учителя. Рефлексивная самоорганизация эмпатийной культурыэмоциональнодеятельностный компонентпроявляется в умениях эмоционально отзываться на переживания обучающегося, реализовывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействия;личностноценностныйкомпонентотражает направленность личности, проявляющаяся в принятии эмпатии как профессиональной ценности учителя, в стремлении к совершенствованию эмпатийного отношения в педагогической деятельности.Каждый компонент несет собственную смысловую нагрузку, играет роль в формировании и в целом эмпатийной культуры будущего учителя. Когнитивный компонент определяет совокупность знаний об эмпатийном взаимодействии субъектов образовательного процесса, на основе сочувствия, соучастия, содействия и толерантности. Эмоциональнодеятельностный, объединив в себе эмоциональные и деятельностные характеристики, состоит из умений эмоционально отзываться на переживания обучающегося, реализовывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействия. Личностноценностный включает направленность личности, проявляющуюся в принятии эмпатии как профессиональной ценности учителя,в стремлении к совершенствованию эмпатийного отношения в педагогической деятельности.
Ссылки на источники1.Ахметшина, Ф. А. Воспитание эмпатической культуры в вузе [Текст] / Ф. А. Ахметшина // Вестник ТИСБИ. 2002. №1. С. 119132.2.Кетова, Л. М. К вопросу о формировании ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе изучения дисциплины «мировая художественная культура» [Текст] / Л. М. Кетова // Педагогическое образование в России, Екатеринбург. 2010. С. 119124.3.Ковалевская, А. В. Проблема эмпатии в философии и психологической науке [Текст] / А. В. Ковалевская // Психология. 2001. №2. С. 1022.4.Маркина, М. Г. Специфика методов исследования: Роль женского образа в рекламе [Текст] / М. Г. Маркина // Реклама. М.: 2005. №6.5.Михальченко, Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию [Текст]: дис. …канд. псих. наук / Г.Ф. Михальченко. Гродно: ГГПИ, 1989. 182 с.6.Насифуллина, А. Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза [Текст]: дис. …канд. пед.наук / А. Н. Насифуллина. Казань: КГУ, 1994. 179 с.7.Психодиагностика толерантности личности [Текст] / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. 1е изд. М., 2008. 172 с.8.Саламатина, Ю.В. Формирование эмпатийной культуры будущих учителей: [монография]/ Ю.В. Саламатина; Мво образования и науки РФ, Урал.гос.экон.унт. Екатеринбург: [Издво Урал. Гос. Экон. Унта], 2016. 127с.9.Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология [Электронный ресурс] / В. В. Сериков. Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1943[25.11.2013].