Структура эмпатийной культуры будущих учителей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саламатина Ю. В. Структура эмпатийной культуры будущих учителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 611–615. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970137.htm.
Аннотация. В статье определена сущность понятий «эмпатия учителя», «эмпатийная культура учителя», проведен анализ данных понятий с различных точек зрения (педагогической и философской), а также подробно охарактеризованы основные компоненты эмпатийной культуры будущих учителей и их значение для успешной реализации профессиональной деятельности учителей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Саламатина Юлия Валерьевна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»Kpn0886@mail.ru

Структура эмпатийнойкультуры будущих учителей

Аннотация.В статье определена сущность понятий «Эмпатия учителя»,«эмпатийная культура учителя», проведен анализ данных понятий с различных точек зрения (педагогической и философской), а также подробно охарактеризованы основныекомпонентыэмпатийной культуры будущих учителейи их значение для успешной реализации профессиональной деятельности учителей.Ключевые слова:эмпатия, эмпатия учителя, эмпатийная культура, когнитивный компонент, эмоциональнодеятельностный компонент, личностноценностный компонент.

Впедагогических исследованиях, посвященных роли эмпатии многие ученые рассматривают эмпатию как одну из составляющих педагогического процесса [1,5,6 и др.]. По мнению Г.Ф. Михальченко [5], эмпатиявходит в структуру педагогических способностей и создает особую эмоциональную атмосферу, способствующую гармоничному развитию и ученика и учителя.В исследованиях просматривается рассмотрение эмпатии в поведенческом аспекте. Так, А. Мехрабиан и Н. Эпштейнрассматривают эмпатию как основную личностную детерминанту помогающего поведения [по 7]. Эта позиция значима для данного исследования, так как определяет толерантное отношение как составляющая часть эмпатии.Вышеприведенные характеристики эмпатии позволяют говорить о ее личностной принадлежности, служащей своего рода субъективным ориентиром в поиске смысла своего и другого человека.Таким образом, проанализировав ряд исследований по проблеме формирования эмпатии у учителей, мы разделяем позиции ученых и под эмпатией учителяпонимаем профессионально значимое личностное качество, выражающееся в способности к сопереживанию, сочувствию и толерантности в профессиональной деятельности[8].Некоторые исследователи делают попытки конкретизировать эмпатиючерез раскрытие ее как качественной характеристики личности учителя.Следует отметить, что до начала 80х годов прошлого века термин «эмпатийнаякультура» почти не употреблялся в научной литературе. Объясняется это тем, что специфика формирования самого явления эмпатийной культуры не становилась предметом специальных исследований, а ее изучалась косвенно, в плане решения общих и специальных задач подготовки студентов к работе в школе.Лишь немногие исследователи [2,3 и др.] акцентируют внимание на эмпатийной культуре как феномене. Так, например, А.Н. Насифуллина [6], рассматривая процесс профессиональнопедагогического становления личности будущегоучителя, приходит к выводу о необходимости формирования его эмпатической культуры. Она предлагает ввести в программу педагогических вузов компонент: формирование эмпатической культуры личности, что, по ее мнению, существенно повлияет на оптимизацию процесса профессиональнопедагогического становления личности будущего учителя и повысит практические способности студентов решать проблемные задачи, связанные с формированием змпатической культуры личности школьника.Автор исследования выделяет три уровня (высокий, средний и низкий) эмпатической культуры личности педагога, дает им характеристику.По мнению А.Н. Насифуллиной [6], эмпатическая культура включает в себя элементы эмпатии, которые опираются на три критерия: 1) эмпатические качества; 2) педагогические способности, которые определяют эти качества; 3) педагогические умения и навыки формирования эмпатических качеств, которые необходимо развить у школьников.Обобщая позиции исследователей, подэмпатийной культурой будущих учителейследует пониматьвидего профессиональной культуры, в которой сочувствие, сопереживание и толерантность выступают основными ценностями профессиональной деятельности[8].Далее следует обратиться к структуре эмпатийной культуры будущих учителей.В своем исследовании М.Г. Маркина [4], рассматривая структуру эмпатийной культуры, определяет ее как единство трех компонентов: вербального, перцептивного, интеракционного, способствующих успешной реализации соответствующих функций общения студентов.При этом вербальныйкомпонент обеспечивает функционирование механизма передачиприема учебной информации. Его действие направлено на выравнивание имеющихся у субъекта искажений в восприятии, понимании и трактовке учебнопознавательной информации, достижение необходимого уровня развития культуры речи, навыков участия в диалоге и коллективной беседе.Второй компонент‬перцептивный‬курирует функционирование процессов, направленных на познание субъектом, как собственного внутреннего состояния, так и субъективной сферы сознания сверстников, вступающих с ним в непосредственное общение в условиях учебновоспитательного процесса. Его содержание проявляется в стремлении личности критически оценивать собственные и чужие мотивы, цели и установки поведения, адекватно определять суть социальных и ролевых позиций участников педагогического общения.Интеракционныйкомпонент обеспечивает функционирование механизма регуляции поведения обучающегося в условиях учебновоспитательных ситуаций общения. Содержание данного компонента находит свое выражение в потребности субъекта овладеть культурой межличностного взаимодействия, навыками осознанного конструирования, корректировки и оценки результатов собственной и чужой коммуникативной деятельности[4].В логике структурного анализа эмпатийной культуры Ф.А. Ахметшина [1] определяет ее как интегративное качество личности, в котором сфокусированы и синтезированы эмоциональный, когнитивный и деятельностный (поведенческий) компоненты межличностных отношений.Раскрывая особенности каждого компонента, автор отмечает, что эмоциональныйкомпонентвыражается в перцептивной способности эмоционально отзываться на переживания другого человека, ученика проявлением эмпатических качеств ‬сочувствия и эмпатийной интуиции. Когнитивныйкомпонентопределяется гностической способностью распознавать мысли и чувства учащихся, предвидеть их ответы. Он включает в себя такие интегративные качества, как эмпатийную наблюдательность, эмпатийное слушание. Деятельностный(поведенческий) компонентвыражается в коммуникативной способности строить свои отношения с воспитанником, заранее предвидя его точку зрения и считаясь с его внутренней позицией. Деятельностная эмпатия включает в себя сотрудничество и содействие[1].Анализируя выше изложенное, мы пришли к необходимости объединить эмоциональные и деятельностные характеристики эмпатии в единое содержание эмоциональнодеятельностногокомпонента. Объясняется это тем, что будущий учитель проявляет эмоциональный отклик на переживания другого человека, ученика, родителя в деятельностной форме: коммуникативной толерантности, сотрудничестве, содействии, соучастии, сопереживании; адекватно, в соответствии с ситуацией выстраивая педагогическую позицию, собственное поведение и педагогические действия. Таким образом, мы определили структуру эмпатийной культуры будущего учителя, выделов в ней три компонента: когнитивный, эмоциональнодеятельностный, личностноценностный.Таблица 1Структура эмпатийной культуры будущих учителей



Все три компонента педагогической эмпатии находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. Отметим, что именно эта структура была нами взята за основу. Но, учитывая позиции исследователей [5,9и др.] и обозначенное определение, содержательное наполнение эмпатийной культуры, мы пришли к следующей структуре:когнитивный компонентвключает в себя совокупность знаний об эмпатийном взаимодействии субъектов образовательного процесса, на основе сочувствия, соучастия, содействия и толерантности;КомпонентПоказатели компонентаСодержательное наполнение показателейКогнитивныйСовокупность знаний об эмпатийномвзаимодействии субъектов образовательного процесса, на основе сочувствия, соучастия, содействия и толерантностиЗнания о феномене культуры; педагогической культуры; эмпатийной культуры; педагогической этики. Понимание места и роли эмпатийнойкультуры учителя в профессиональном становлении и педагогической деятельности. Понимание эмпатийной культуры как профессионально важного личностного качества учителя. Понимание эмпатийной культуры как способа самовыражения и миссии учителя. Этические нормы профессионального поведения, педагогического общения, культуры речи; речевое поведение учителяЭмоциональнодеятельностныйУмения эмоционально отзываться на переживания обучающегося, реализовывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействияУмения направленного наблюдения; контроля над собственным поведением; эмпатическое восприятие; культура внешнего вида; педагогический такт; психологическая устойчивость учителя; наблюдательность; эмпатийноеповедение; преодоление застенчивости; эмоциональная стабильность; способы эмпатийного поведения в трудных ситуациях. Уверенность и владение собой в ситуациях повышенного эмпатийного напряженияЛичностноценностныйНаправленность личности, проявляющаяся впринятии эмпатии как профессиональной ценности учителя, в стремлении к совершенствованию эмпатийного отношения в педагогической деятельностиПравила эмпатической безопасности; самопознание личности учителя; рефлексивное позиционирование и эмпатийная культура; моделирование прогрессивного развития эмпатийной культуры будущего учителя. Рефлексивная самоорганизация эмпатийной культурыэмоциональнодеятельностный компонентпроявляется в умениях эмоционально отзываться на переживания обучающегося, реализовывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействия;личностноценностныйкомпонентотражает направленность личности, проявляющаяся в принятии эмпатии как профессиональной ценности учителя, в стремлении к совершенствованию эмпатийного отношения в педагогической деятельности.Каждый компонент несет собственную смысловую нагрузку, играет роль в формировании и в целом эмпатийной культуры будущего учителя. Когнитивный компонент определяет совокупность знаний об эмпатийном взаимодействии субъектов образовательного процесса, на основе сочувствия, соучастия, содействия и толерантности. Эмоциональнодеятельностный, объединив в себе эмоциональные и деятельностные характеристики, состоит из умений эмоционально отзываться на переживания обучающегося, реализовывать адекватные способы поведения в соответствии с эмоциональным состоянием субъектов взаимодействия. Личностноценностный включает направленность личности, проявляющуюся в принятии эмпатии как профессиональной ценности учителя,в стремлении к совершенствованию эмпатийного отношения в педагогической деятельности.

Ссылки на источники1.Ахметшина, Ф. А. Воспитание эмпатической культуры в вузе [Текст] / Ф. А. Ахметшина // Вестник ТИСБИ. ‬2002. ‬№1. ‬С. 119132.2.Кетова, Л. М. К вопросу о формировании ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе изучения дисциплины «мировая художественная культура» [Текст] / Л. М. Кетова // Педагогическое образование в России, Екатеринбург. ‬2010. ‬С. 119124.3.Ковалевская, А. В. Проблема эмпатии в философии и психологической науке [Текст] / А. В. Ковалевская // Психология. ‬2001. ‬№2. ‬С. 1022.4.Маркина, М. Г. Специфика методов исследования: Роль женского образа в рекламе [Текст] / М. Г. Маркина // Реклама. ‬М.: 2005. ‬№6.5.Михальченко, Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию [Текст]: дис. …канд. псих. наук / Г.Ф. Михальченко. ‬Гродно: ГГПИ, 1989. ‬182 с.6.Насифуллина, А. Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза [Текст]: дис. …канд. пед.наук / А. Н. Насифуллина. ‬Казань: КГУ, 1994. ‬179 с.7.Психодиагностика толерантности личности [Текст] / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. ‬1е изд. ‬М., 2008. ‬172 с.8.Саламатина, Ю.В. Формирование эмпатийной культуры будущих учителей: [монография]/ Ю.В. Саламатина; Мво образования и науки РФ, Урал.гос.экон.унт. Екатеринбург: [Издво Урал. Гос. Экон. Унта], 2016. ‬127с.9.Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология [Электронный ресурс] / В. В. Сериков. Режим доступа: http://lll21.petrsu.ru/journal/atricle.php?id=1943‬[25.11.2013].