Особенности применения педагогических методов и методик во время обучения сотрудников ОВД России броскам

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Камнев Р. В., Плешивцев А. Ю. Особенности применения педагогических методов и методик во время обучения сотрудников ОВД России броскам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 651–655. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970145.htm.
Аннотация. Представленная работа посвящена изучению специфики обучения сотрудников ОВД России броскам. Также в работе представлены экспериментально апробированные авторским коллективом методики обучения сотрудников ОВД броскам на начальном этапе изучения двигательного действия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Камнев Роман Викторович,кандидат педагогических наук, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоградtaekvondoroman@mail.ru

Плешивцев Алексей Юрьевич,кандидат педагогических наук, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград

Особенности применения педагогических методов и методикво время обучения сотрудников ОВДРоссии броскам

Аннотация.Представленная работа посвящена изучению специфики обучения сотрудников ОВД России броскам. Так же в работе представлены, экспериментально апробированные авторским коллективом, методики обучения сотрудников ОВД броскам на начальном этапе изучения двигательного действия.Ключевые слова:методики обучения, начальный этап изучения двигательного действия, сотрудники ОВД России, броски.

Мнения, что броски занимают важное место в системе физической подготовки сотрудников ОВД, подтверждают многие специалисты в данной области.В своей научной работе В.А.Овчинников пишет, что ©…в служебнобоевой деятельности броски и сваливания могут служить средством задержания. Они являются, как правило, промежуточными приемами, обеспечивающими преимущество перед противником для проведения других приемов…ª[1].П.П.Михеев в учебном пособии ©Самозащита без оружияª пишет: ©…важное место в ближнем бою при задержании вооруженного и невооруженного преступника, отводится броскам. Болевым приемам и удушающим приемам. Великолепное владение техникой бросков дает возможность работнику ОВД уверенно чувствовать себя в ближнем бою. А успешное их проведение способствует полному подавлению противника. Также броски служат благоприятным условием для проведения болевых приемов лежа, которые являются основным из средств при проведении связывания…ª[2]. В учебнометодическом пособии подготовленное для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, сотрудников органов внутренних дел, встречается следующие описание направленности использования бросковой техники: ©…задержания противника сваливанием применяются при задержании правонарушителя, заведомо представляющего повышенную опасность. Обхваты и захваты для проведения сваливания выполняются неожиданно для задерживаемого или после нанесения ему упреждающих ударов…ª[3].

Проведя анкетирование сотрудников правоохранительных органов, представляющих различные подразделения, мы так же получили информацию о целесообразности обучения сотрудников полиции бросковой технике. Многие из опрошенных нами сотрудников утверждали, что именно благодаря знанию и умению примять бросковую технику на практике, им удалось провести задержание правонарушителя пытающегосянеожиданно совершить нападение.Из представленных данных можно сделать вывод, что обучение сотрудников правоохранительных органов броской технике целесообразно и необходимо, наряду с другими боевыми приемами борьбы. Большинство залов, где проходят практические занятия с сотрудниками правоохранительных органов по физической подготовке, не оснащены матами или иным амортизирующем покрытием, что в значительной степени усложняет процесс обучения бросковой технике или вообще исключает его. Одним из способов решения данной задачи, является формирование навыка применения бросковой технике в период обучения сотрудника правоохранительных органов в образовательных организациях системы МВД в качестве курсантов вуза или слушателей факультетов профессионального обучения. В обоих случаях обучение сотрудников правоохранительных органов лимитируется тематическими планами изучения дисциплины, в которых на изучение бросковой техники отводится ограниченное количество времени. Следовательно, в целях обучения сотрудников правоохранительных органов необходимо применять педагогические методы и частные методики обучения, позволяющие в кратчайшие сроки формировать навык выполнения двигательного действия. Современные методики обучения бросковой технике на начальном этапе широко представлены в практике подготовки спортсменовборцов различных стилей, но все они направлены на подготовку в условиях проведения большого объема тренировочных занятий, что не возможно реализовать в условиях дефицита времени при подготовке сотрудников правоохранительных органов. В связи с чем, использование на занятиях по физической подготовке борцовские методик без адаптации их к условиям практических занятий с сотрудниками правоохранительных органов не принесет желаемых результатов. На сегодняшний день большинство специалистов по борьбе рассматривают техническую и тактическую подготовку, как два связанных друг с другом процесса. Техника является основным инструментом, средством тактики, необходимым условием для решения тактических задач. В связи с этим, тактическое мастерство определяется тем техническим арсеналом, которым владеет борец. Чем выше и разнообразнее техническое мастерство борца, чем из большинства числа исходных положений он способен выполнить прием, тем легче ему выбрать благоприятный момент для атаки и тем разнообразнее его тактика [4]. Первой предпосылкой формирования технического мастерства является высокое качество начального обучения, исключающее необходимость коренного переучивания.Решая задачи технической подготовки, следует учитывать, что разучивание движения на небольшой скорости формирует правильную технику, но обучающийся не способен в последствии выполнить ее на максимальной скорости. Если же прием выполняется на максимальной скорости, то занимающийся не в состоянии распределить внимание между стремлением показать максимальную скорость и стремление выполнить ее правильно. Выход из этого противоречия состоит: а) в попеременном использовании обоих методических приемов, б) в выполнении на близкой к максимальной, но контролируемой скорости[4].Необходимо отметить, что любое двигательное действие всегда выполняется на основе имеющегося двигательного опыта. В связи с чем можно сделать вывод, что увеличение двигательного арсенала включающий различные упражнения из различных видов спорта, а так же спортивные и подвижные игры содействуют формированию техники бросков.Согласно работам Г.С.Туманяна (1985), к изучению нового движения следует приступать тогда, когда предыдущее движение доведено до уровня двигательного умения. А затем многократно и периодически возвращаться к нему. В свою очередь Л.П.Матвеев и А.Д.Новиков (1976) считают, что умение ‬это ©… степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи…ª[5]. Следовательно, только при возникновении у курсантов и слушателей стабильных результатов, характеризующих степень форсированности умений, можно приступать к изучению нового броскового действия. Считается, что изучение новых технических действий сопровождается формированием новых условнорефлекторных связей в центральной нервной системе. А для их формирования необходимы условия, при которых, как отмечено выше, необходимо многократное повторение одного и того же двигательного действия, а так же исключение из учебного занятия других упражнений направленных на обучение новым бросковым техникам. Благодаря такому подходу, возможно значительно повысить уровень концентрации на выполняемом действии.Г.С.Туманян начальный этап обучения в своих работах называет©этапом ознакомленияª, выделяя при этом его основную цель, как овладение основным механизмом разучиваемого движения. При этом Г.С.Туманян выделяют следующие педагогические задачи, которые необходимо решить на этапе обучения: исключить все добавочные раздражители, чтобы наиболее полно ограничить процессы иррадиации возбуждения; правильно определить содержание первого шага обучения как начального раздражителя [6]. Выделенные Г.С.Тумоняном задачи этапа ознакомления, успешно реализуется во время физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Для этого, в отличие от обще принятых в подготовке сотрудников правоохранительных органов методик, мы предлагаем на одном занятии многократно выполняются подводящие упражнения, элементы, части одного двигательного действия или прием целиком, без изучения или повторения иных боевых приемов борьбы. Т.е. обычно на одном занятии изучают один новый элемент и повторяют несколько приемов из ранее изученного арсенала, при этом прием выполняется в первый раз. На нашвзгляд, целесообразно уделять столько времени на изучение одного двигательного действия, пока оно не будет выполнено без глобальных ошибок, способных привести к травме или не возможности реализовать его в различных условиях. И только потом включать в одном занятии повторение изученных приемов. В среднем достичь выполнения броскового действия без видимых ошибок возможно за 23 занятия. Мы считаем, что более легкими для обучения и имеющими положительный перенос навыка, являются приемы бросковой техники выполняемые назад. Причиной этому служит отсутствие фазы поворота вокруг своей оси, во время чего теряется равновесие и начинающие обучение сотрудники правоохранительных органов формируют не правильный навык заваливания туловища назад. Так же при изучении бросков назад формируется навык выведения противник из равновесия и удержания своего устойчивого положения, в относительно облегченных условиях.При этом наряду с методами личного примера и показа, целесообразно использовать метод объяснения и его частные методики.Во время объяснения техники выполнения приема необходимо затрагивать не только внешние, т.е. видимые характеристики технического действия, но также и те внутренние (субъективные) ощущения, которые должны возникнуть при правильном его выполнении. Реализация подобного подхода возможна при использовании следующих методических приемов:‬учет и использование предварительного двигательного опыта;актуализации образных выражений, например: ©насторожись, как кашка перед прыжкомª [4]. С помощью актуализации возможно значительно повысить психологический настрой занимающегося для выполнения двигательного действия, а так же, основываясь на его предварительном визуальном опыте, сформировать образ и динамику броскового действия. Представленными выше методическими приемами достигается включение, при выполнении конкретного броскового приема, почти всех органов чувств, так как занимающийся должен не только слышать объяснение, но и прочувствовать его через двигательные, тактильные, зрительные и другие рецепторные системы.П.Ф.Лесгафт отмечал, что ©…физкультурное образование немыслимо без упражнений органов чувств…ª. Совершенствование их при решении упомянутых задач обучения необходимо. Поэтому следует выявить роль органов чувств в процессах обучения и становления техники, закономерности анализаторной деятельности. Эти направления являются классическими в отечественной науке. Так же в работах И.П.Павлова можно найти доказательства связей между мозгом и периферическими отделами анализаторов. П.К. Анохин сформулировал идею ©о ведущей афферентацииª о переключении ведущей роли в управлении движением с одного анализатора на другой и постепенном ©сужении афферентацииª [6]. При этом нельзя забывать, что основным по своему значению является двигательный анализатор, способный создать условия для запоминания пространственновременных характеристик приема, выполнение которого способствует реализации стратегических задач, а так же дальнейшее их воспроизведения в различных условиях. Это достигается при многократном повторении степени мышечного напряжения, скорости выполнения отдельных движений и т.д.Исходя из представленного материала, можно сделать вывод, что при обучении сотрудников ОВД России бросковым приемам, необходимо широко использовать частные методики обучения, учитывающие особенности профессиональной деятельности, а так же условия, в которых проходят практически занятия по физической подготовке.

Ссылки на источники1.Овчинников, В.А.

Физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : учеб.метод. пособие / В.А.Овчинников. ‬Волгоград : ВА МВД России, 2012. ‬208 с.2.Самозащита без оружия : учеб.метод. пособие / П.П.Михеев. ‬Брянск : Академия прикладного самбо. Смоленский государственный институт физической культуры и спорта, 1993. ‬133 с.3.Миленин, В.М.О.Ю.Уфимцев, Ю.Л.Дралло Первоначальная подготовка по боевым приемам борьбы : учебнометодическое пособие / В.М.Миленин, О.Ю.Уфимцев, Ю.Л.Драло. ‬Москва, 2000. ‬120 с.4.Коблев, Я.К.Базовая техника дзюдо в стойке / Я.К.Коблев,К.Д.Чермит, И.А.Письменский, Е.С.Волков. ‬Майкоп : республиканское издательскополиграфическое объединение ©Адыгеяª, 1994. ‬142 с.5.Матвеев,Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретикометодические аспекты спорта и профессиональноприкладных форм физической культуры) : учеб. для интов физ. культуры. ‬М.: Физкультура и спорт, 1991. ‬543 с, ил.6.Туманян,Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ‬М.: Издательский центр ©Академияª, 2006. ‬592 с.7.Радишевский, Е. Мое джиуджится / Е.Радишевский. ‬Донецк : нордПресс, 200. ‬392 с. 8.Славко А.Л.Некоторые аспекты правового воспитания курсантов вузов МВД в процессе занятий физической подготовкой/ А.Л. Славко. Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. №4. С. 5254.9.Косяченко В.И.Методика применения сбивающих факторов в профессиональноприкладной физической подготовке курсантов учебных заведений мвд россии/ диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волгоград, 2000.