Концепция реализации условий формирования информационно-технологической компетенции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Толоконников С. В. Концепция реализации условий формирования информационно-технологической компетенции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 771–775. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970169.htm.
Аннотация. Статья посвящена концепции реализации условий, способствующих благоприятному формированию информационно-технологической компетенции студента-экономиста. Рассматривается понятие «информатизация», «педагогическое условие». Изучается проблема эффективного использования современных информационных технологий в процессе формирования информационно-технологической компетенции студентов-экономистов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Толоконников Сергей Владимирович,старший преподаватель отделения СПО Елецкого филиала АНО ВО «Российский новый университет», г. Елецsergey.tolokonnikov@yandex.ru

Концепция реализации условий формирования информационнотехнологической компетенции

Аннотация. Статья посвящена концепции реализации условий, способствующих благоприятному формированию информационнотехнологической компетенции студентаэкономиста. Рассматривается понятие «информатизация», «педагогическое условие».Изучается проблемаэффективного использования современных информационных технологий в процессе формирования информационнотехнологической компетенции студентов экономистов.Ключевые слова:информационные технологии, информационнотехнологическая компетенция, педагогический процесс, реализация педагогических условий.

Информатизация общества является социально значимым процессом благодаря ускоряющемуся накоплению информации, достигшего с начала 90х годов прошлого столетия темпа ежегодного удвоения. Поэтому в качестве второй закономерности информатизации выделяется постоянно увеличивающееся накоплениеинформации в ускоренном темпе. В этих условиях потребители информации не в состоянии удовлетворить свои информационные потребности без качественно новых средств обработки, хранения и передачи информации. Одной из важнейших закономерностей информатизации является расширение и рост информационных потребностей личности и общества. Этот процесс происходит как по пути компьютерного накопления и поиска данных, так и по пути автоматизации научных исследований, генерирующих новое знание.В качестве значимого момента в успешном обучении информационным технологиям выступает необходимость выяснения ценностных ориентаций студентов и развития личности студента в процессе обучения информационным технологиям. В основе последних развитие личностных установок. Для этого предлагаются разные пути развития сознания будущих специалистов средствами психологопедагогического влияния через содержание, которое задает ориентиры для смыслопоисковой деятельности в логическом и интуитивном режимах. Данное содержание рассматривается как источник педагогического творчества, в основе которого не готовые рецепты поведения, а основы побуждений смысловой деятельности в целом для развития личности студента в процессе обучения информационным технологиям.В этой связи, в качестве основных категорий процесса социальноэкономической и психологопедагогической подготовки выступает содержание ценностных ориентаций и установок, которое определяет смысл образования и воспитания.Классик гуманистической психологииА.Маслоу доказывает, что любая методика учебы, которая опирается на изучение старого опыта, и делает попытку непосредственно применить прошлое к настоящему или старые решения к текущей ситуации, устаревшая. В настоящее время образование ни в коем случае нельзя рассматривать только как процесс усвоения знаний, наступило время определить ее как процесс становления характера, как процесс личностного развития личности студента в процессе обучения информационным технологиям. Такой подход способствует преодолению технократических тенденций в педагогическом мышлении, которые проявляются в однобокой ориентации на вооружение студентов знаниями, умениями, навыками без учета того, которое происходит при этом с личностью, ее внутренним миром, какое мотивационное ядро для развития личности студента в процессе обучения информационным технологиям [2].Гуманистическая методология образования определяет новые способы организации взаимодействия педагогической науки и вуза. Они обусловлены положениями, что образование не сводится к трансляции суммы знаний от преподавателя к студентам, поскольку в качестве доминирующего фактора, который определяет сущность учебы и воспитания, выступает деятельность ее субъектов, которые владеют иерархией личностных смыслов и способностью реализовать свой личностный потенциал.А. Маслоу отмечал прогрессивное течение в образовании, а именно учеба через искусство. Он формулирует следующие преимущества этого метода: "там, где отбрасываются строгие законы объективного, там появляются благоприятные условия для самого проявления, а, соответственно, благоприятная психотерапевтическая ситуация, благоприятная почва для роста". Он заявляет, что учеба через искусство проявляет себя одновременно и как разновидность терапии, и как техника роста. Учеба через искусство поднимает к свету качества человека, которые залегли в самих глубинных слоях психики, и помогает человеку возмужать и окрепнуть. Побуждает ее расти и учиться [1]Такой подход созвучен базовому принципу реформирования высшего образования в РФ, а именно активизации самостоятельности и творческой активности того, кто учится, и кто учит, который учится и совершенствует свой профессиональный уровень в течение всей жизни. Гуманистичность, профессиональная глубина и совершенство выступают в качестве содержательной стороны использования кредитномодульной системы для трансформации учебного процесса в технологию учебы. Методическая сторона этого новейшего образовательного процесса базируется на инновационных технологиях.На пути продвижения к европейскому просветительскому пространству Россия все упорнее работает над единственными требованиями, критериями и стандартами совета обеспечения надлежащих условий подготовки профессиональных кадров мирового уровня. Актуальной проблемой становится эффективное использование современных информационных технологий в процессе формирования информационнотехнологической компетенции личности студентов экономических факультетов Глобализация информационного и образовательного пространства вуза, широкое овладение компьютерными технологиями студентами, рост уровня информатизации ВУЗов требует нового подхода к проблемам безопасности несформированной личности в глобальной информационной среде.Углубляется процесс децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости; длится процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии. Взаимосвязь и взаимная обусловленность экономических, правовых, социальных, культурных и технологических факторов в становлении информационного общества оказывается в либерализации правил регуляции информационного и телекоммуникационного рынков, в технологической и организационной конвергенции, в изменениях в информационном законодательстве, повышении роли государственной регуляции и международного сотрудничества. Влияние информационного общества оказывается в масштабных изменениях культуры производства, бизнеса, организации работы, досуга, потребления, что предопределено возникновением новых видов деятельности, основанных на информационных технологиях.Для реализации модели формирования информационнотехнологической компетенции студентаэкономиста в образовательном пространстве вуза необходимы материальные, технические средства и оборудованные места (компьютерные кабинеты и т.д.). Учебноматериальная база, включающая новейшие образцы компьютерной техники и средств мультимедиа, обеспечивает возможность осуществлять образовательный процесс, научные исследования. Использование современных программноаппаратных средств в виде компьютеров, проекторов, новейших программ экономической направленности, максимально способствует формированию информационнотехнологической компетенции студента экономиста, в том числе: развивает мышление; моделирует деятельность по принятию решения, формирует умение самостоятельно принимать оптимальное решение либо несколько вариантов решения в сложных ситуациях; интегрированные программные пакеты позволяют оперативно проводить необходимые экономические расчеты; междисциплинарное взаимодействие при решении задач различных предметных областей формирует системное восприятие профессиональных задач [3].Применение компьютерных средств и технологий обеспечивает интенсификацию и интеллектуализацию этого процесса. Адекватность, гибкость, использования содержания, методов, форм, средств формирования информационнотехнологической компетенции. Деятельностный подход позволяет соединять формирующиеся теоретические знания студентов об информационнотехнологической компетенции будущего экономиста с их практическими потребностями, благодаря созданию таких педагогических условий, в которых студент активно применяет имеющиеся теоретические знания для решения практических задач. Планомерная оценка уровня сформированности информационнотехнологической компетенции студентаэкономиста в образовательном пространстве вуза способствует актуальному выявлению и последующему устранению недочетов в знаниях, определению типичных ошибок, их коррекции, формулированию причин появления ошибок и вариантов их устранения. Систематическую диагностику проводят преподаватели в процессе текущего и итогового контроля занятий студентов. Установление уровня сформированности информационнотехнологической компетенции студента экономиста осуществляется на основе анализа результатов проведенного анкетирования, тестирования, анализа выполненных в ходе практических, лабораторных занятий и самостоятельной работы заданий. Устанавливаются уровни знаний о информационнотехнологической компетенции специалиста в области экономики, сформированности уверенности в своих силах, системы ценностей и убеждений [5].Реализация модели формирования информационнотехнологической компетенции студента экономиста в образовательном пространстве вуза в ходе экспериментальной работы предполагает многомерную педагогическую оценку. Необходимо проводить комплексный анализ достижений студентов в единстве и многообразии всех аспектов его развития.Эффективное формирование информационнотехнологической компетенции студента экономиста в образовательном пространстве вуза возможно при соблюдении следующих педагогических условий: выявление межпредметных связей между экономическими, психологопедагогическими дисциплинами и дисциплиной информационные технологии; адекватность, гибкость, использования содержания, методов, форм, средств формирования информационнотехнологической компетенции; реализация разработанной программы формирования информационнотехнологической компетенции студентов экономистов; высокий уровень информационнотехнологической компетенции преподавателя [4].Реализация первого педагогического условия подразумевает выявление межпредметных связей между экономическими, психологопедагогическими дисциплинами и дисциплиной информационные технологии, осуществляется через непрерывное и постоянное совершенствование идеи формирования информационнотехнологической компетенции в целом и образовательного пространства как обязательного ее компонента в частности. На первых встречах со студентами в рамках реализации модели формирования информационнотехнологической компетенции студента экономиста в образовательном пространстве вуза, проводится беседа дискуссия о ценностях. Обсуждаются результаты проведенной на констатирующем этапе эксперимента диагностики ценностей текущей студенческой группы. Формируя мотивационный компонент информационнотехнологической компетенции, на протяжении всего педагогического эксперимента акцентируется внимание на связи конкретных инструментальных и терминальных ценностей с ценностью информационнотехнологической компетенции, а также прямой зависимости результатов достижения целей от проведенной самообразовательной деятельности.Второе педагогическое условие формирования информационнотехнологической компетенции студента экономиста в образовательном пространстве вуза предусматривает использование педагогами интерактивных компьютерных технологий для построения учебного взаимодействия студентов с преподавателем. При этом, наблюдается определенная зависимость: чем выше уровень интерактивности компьютерных средств обучения, тем больше возрастает деятельность студентов, снижается трудоемкость деятельности преподавателя и увеличивается разнообразие применения интерактивных компьютерных технологий. Преподаватель выступает не в обычной роли лектораинформатора, а скорее в роли консультантатренера, использующего для формирования информационнотехнологической компетенции студентов экономистов компьютерные технологии. Был проведен опрос студентов с помощью анкеты «Первокурсник о профессиональной мобильности экономиста». На вопрос, касающийся владения современными информационными технологиями лишь 38% респондентов ответили, что используют информационные технологии ежедневно. При этом информационныетехнологии используют в двух ключевых направлениях: при подготовке презентации, демонстрациях и моделировании; для повышения своей активности на учебных занятиях.Таким образом, была заложена необходимая основа для реализации второго педагогического условия при формировании информационнотехнологической компетенции студента экономиста в образовательном пространстве вуза посредством применения информационных технологий, предусматривающего использование преподавателями и студентами информационных технологий для построения учебного взаимодействия студента и преподавателя в процессе формирования информационнотехнологической компетенции студента экономиста. Под третьим педагогическим условием предполагается реализация разработанной программы формирования информационнотехнологической компетенции студентов экономистов. Для его реализации обеспечивается консультационная поддержка со стороны преподавателя, доступ студентов к обучающим материалам, как в локальной сети вуза, так и в сети интернет, а также возможность использования аппаратных и программных информационных технологий в процессе формирования данной компетенции студента экономиста.Четвертое педагогическое условие формирования информационнотехнологической компетенции студента экономиста вобразовательном пространстве вуза предусматривает высокий уровень информационнотехнологической компетенции преподавателя. При этом, преподаватель выступает не роли простого лектора, а скорее в роли компетентного специалиста в профессиональной области, использующего для формирования информационнотехнологической компетенции студентов экономистов информационные технологии. Модель формирования информационнотехнологической компетенцииреализовывалась в процессе изучения учебной дисциплины «Информатика».При изучении дисциплины «Информатика», студенты используют знания основ школьного курса информатики, владение методами поиска информации различного уровня с помощью информационных технологий, умение работать с компьютером. В тоже время дисциплина «Информатика» обобщает знания, полученные при изучении дисциплин профессионального цикла и необходима для последующего изучения дисциплин «Информационные системы в экономике», «Международные стандарты финансовой отчетности». При этом, согласно ФГОС ВПО, процесс изучения дисциплины «Информатика» направлен на формирование следующей обще профессиональной компетенции: выпускник способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационнокоммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК1).Особое внимание уделялось формированию информационнотехнологической компетенции студентов экономистов: работа с поисковыми системами, электронными библиотеками, информационносправочными порталами и другими образовательными ресурсами сети Интернет. Студенты изучали предложения и возможности образовательных учреждений дистанционного образования. Обучающиеся работали с программными средствами для организации дистанционного обучения, на примере пакетов прикладных программ MicrosoftOffice: MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftOutlook, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftAccess, MicrosoftProject. Спомощью этих программ студенты планировали свою деятельность, создавали проекты, отражающие индивидуальную самообразовательную траекторию обучения, а также методы и способы ее реализации посредством интерактивных компьютерных технологий.Дисциплина «Информатика» открывает возможности формирования информационнотехнологической компетенции, развивает образовательную мотивацию и коммуникацию, создает благоприятные условия для образовательной деятельности студентов, позволяя тем самым формировать все компоненты информационнотехнологической компетенции посредством информационных технологий.Таким образом, все вышеперечисленные педагогические условия эфективно влияют на успешное формирование информационнотехнологической компетенции, а так же позволяют определить компоненты ее формирования.

Ссылки на источники1.Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. А.М. Татлыбаевой.СПб.: Евразия, 1999.478 с. 2.Маслоу А. Экзистенциальная психология / А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс.Издательство: Институт общегуманитарных исследований. Инициатива.2005.160 с.3.Толоконников С.В. Теоретикометодологические особенности развития информационных технологий и их влияние на личность // Вопросы современной науки и практики. 2012. №2 (40). с. 1531594.Толоконников С. В. Формирование информационнотехнологической компетенции студента экономиста в образовательном пространстве вуза // Фундаментальные и прикладные научные исследования в XXI веке: материалы III Всероссийской научнопрактической конференции (Новосибирск, 12 октября 2015 г.). –Новосибирск: ООО ЦСРНИ, 2015. –C. 69785.Толоконников С.В., Колосова Л.А. Формирование информационнотехнологической компетенции личности студента экономического факультета в образовательном пространстве вуза // Инновации в образовании. 2013. №9. –с. 1619.