Дистанционное обучение

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мурашова А. Ю. Дистанционное обучение // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 861–865. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970187.htm.
Аннотация. В настоящее время компьютерные технологии играют большую роль в повседневной жизни человечества. Благодаря их развитию появилась возможность получить дополнительное образование и пройти курсы повышения квалификации без присутствия на занятиях. Данная статья посвящена технологии дистанционного обучения. В ней рассматриваются преимущества и недостатки дистанционного обучения, системы ДО, а также представлены результаты статистики использования этих систем.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мурашова Анастасия Юрьевна,преподавательпрофессиональных дисциплинЦентраколледжаприкладных квалификаций ФГБОУ ВОМичуринский ГАУ, г. Мичуринск, Тамбовская областьa.nastusha@mail.ru

Дистанционное обучение

Аннотация.В настоящее время компьютерные технологии играют большую роль в повседневной жизни человечества. Благодаряих развитиюпоявилась возможность получить дополнительное образование и пройти курсы повышения квалификации без присутствия на занятиях.Данная статья посвящена технологии дистанционного обучения. В ней рассматриваются преимущества и недостаткидистанционного обучения, системыДО, а также представлены результаты статистики использования этих систем. Ключевые слова:обучение, дистанционное обучение, система дистанционного обучения.

С развитием компьютерный сети –Интернет,дистанционное обучение становится с каждым годом более популярным. Дистанционная форма обучения особенно востребована среди тех, кто решил получить второе высшее образование или пройти курсы повышения квалификации. Ведь обучающимся учебных заведенийне обязательно ехать в другой город, чтобы получить образование. Все необходимые материалы для обучения они могут получить через такие ресурсы как электронная почта, официальный сайт учебного заведения, а также учебные сайты преподавателей.Что же такое дистанционное обучение[1]?Дистанционное обучение (далее по тексту ДО) –это взаимодействие преподавателя и обучающегося между собой на расстоянии, при этом учебному процессу присущи все компоненты –цели, методы, организационные формы, средства обучения, которые реализуются с помощью средств Интернеттехнологий или других технологий, предусматривающихинтерактивность процесса обучения.Из определения видно, что ведущимисредствамивДО являются самостоятельная форма обучения и информационные технологии. На основании этого можно сказать, что к основнымпреимуществамдистанционногообучения относятся гибкая и удобная форма обучения, которая позволяет обеспечить[2], [3]:экономию времени, так как не требуется кудато ехать;снижение затрат на проведение обучения, ведь отпадает необходимость в учебных кабинетах и лабораториях;возможность одновременного обучения большого количества студентов;повышение качества обучения за счет применения современных средств и технологий;свободный доступ к электронным библиотекам и базам знаний;обучающимсявозможностьсамостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;создание единых или отраслевых образовательных среди методик.Основнымиформамидистанционного обучения являютсячатзанятия, вебзанятия, телеконференции и телеприсутствие. Чатзанятия –это занятия, использующие чаттехнологии. Данные занятия проводятся синхронно, то есть преподаватели и обучающиеся имеют одновременный доступ к чату.Вебзанятия –это дистанционные лекции, лабораторные работы, конференции, практикумы,семинары,деловые игры и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью вебтехнологий. В вебзанятиях используются вебфорумы, которые проводятся асинхронно.Телеконференции –это занятия, которые проводятся на основе рассылки материалов с использованием электронной почты. Телеприсутствие –это новая и экспериментальная форма дистанционного обучения, основаннаяна базе созданияатмосферы присутствия. То есть у обучающихся создается ощущение личного присутствия в аудитории, хоть они находятся вне помещения учебного класса.При обучении с помощью ДОитоговый контроль может быть проведен очно или дистанционно, согласно Приказу Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2005 N 6862)[4].Абитуриентовпо дистанционной форме обучения,такжекак и на очное/заочное отделения,зачисляют в определенные группы. После зачисления обучающимся выдается расписание занятий и пароль для доступа в личный кабинет на учебном сайте, или они могут пройти регистрацию самостоятельно. При ДО у обучающихся нетиндивидуального расписания обучения,и они должныпридерживаться определенногографикадля изученияучебного материала.Обязательным условиемпри обучении является выполнение контрольных работ, курсовых работ и проектов, сдача зачетов и экзаменов. Обязательное присутствие всех обучающихся необходимо при сдаче государственных экзаменов и защите дипломных работ или проектов.Несмотря на достоинства, дистанционноеобучение имеет и недостатки[5]:отсутствие живогообщения между преподавателем иобучающимся, что не дает подобрать индивидуальный подход к способностям обучающегося;отсутствие или недостаточное количество практических занятий;необходим постоянныйдоступ к источникам информации, что зависит от наличия компьютера, выхода в сеть Интернет и других технических средств информатизации;необходимавыработкаособенной мотивации к получению знаний и умений, что ограниченно отсутствием постоянного контроля со стороны преподавателей;недостаточная проработка материалов обучающих программ и курсов, что связанос недостаточным количеством квалифицированных специалистов, работающихс системами ДО;полное отсутствие устной формы обучения, что очень сильно влияет на результатыобучения.В настоящее время разработанобольшое количество систем дистанционного обучения, которые позволяют автоматизировать учебный процесс. Любая система ДО(далее по тексту СДО)должна соответствовать следующим критериям[6]:кроссплатформенность

система дистанционного обучения не должна быть привязана к операционной системе или средекак на серверном оборудовании, так и на клиентских машин;качество технической поддержки

возможность поддержки в работоспособном, стабильном состоянииСДО, устранениеошибок и уязвимостей с помощьюспециалистов компанийразработчиковсистем ДО, а такжеспециалистов собственной службы поддержки организации;масштабируемость и расширяемость системе дистанционного обучения должна иметь возможность расширения круга обучаемых, добавленияпрограмм и курсов обучения;модульность –так как СДОпредставляютсобой набор модулей блоков учебного материала, то данные наборы должнысвободноиспользовать ив других курсах;наличие средств разработки контента –за счет встроенногоредактораучебного контентадолжнаупрощатьсяразработкакурсов и легковнедрятьсяв едином представлении образовательные материалы различного назначения;обеспечение доступа –для обучающихне должны существоватьпрепятствиядля доступа к учебной программе, связанных срасположением во времени и пространстве;мультимедийность в качестве контента должны использоваться текстовые, гипертекстовые, графическиефайлы, а такжеаудио, видео, gifи flashанимации, 3Dграфики различных форматов;перспективы развития платформы –для СДО постоянно должны разрабатыватьсяновые, улучшенные версии с поддержкой новых технологий, стандартов и средств;поддержка SCORM–данный стандартявляется международной основой обмена электронными курсами и его отсутствие в системе не позволитсоздавать переносимые курсы;система проверки знаний позволяет в режиме онлайн оценить знания обучающихся, то есть такая система должна включатьв себя тесты, контрольные и самостоятельные задания,и осуществлять контрольактивности на форумах;стабильность –система должна быть устойчива приразличных режимахработы и степени активности пользователей;стоимость –данный критерий включает в себя стоимостьсамой системы, затратына ее внедрение, разработку курсов и сопровождение;удобство использования –системСДОдолжна бытьудобнависпользовании, поскольку обучающиене станут пользоваться системой, которая может создатьтрудности при навигации;функциональность в системе должны присутствовать наборыфункций различного уровня, обеспечивающиеподдержку процесса обучения в полном объеме.Системы дистанционного обученияподразделяются на коммерческие и свободно распространяемые. Производителей и сообществ таких систем очень много[7]. Производители коммерческих СДО в основном предлагают готовые онлайнкурсы или услуги по их созданию, и при этом не предоставляют такие возможности как самостоятельную разработку, создание и администрирование курсов. К самым распространенным платным СДО относятся: IBMLotusWorkplaceCollaborativeLearning, OracleLearningManagement, WebTutor, "Прометей", "ДОЦЕНТ", LMSeLearningServer, RedClassи LearneXac.К свободно распространяемым (OpenSource) системам ДО можно отнести следующее: ATutor, Claroline, Dokeos, LAMS, Moodle, OLAT, OpenACS и Sakai. Ниже кратко описаны самые распространенные и используемые системы дистанционного обучения.IBM LotusWorkplaceCollaborativeLearning (LWCL) это уникальнаясистема,представляющая собой гибкую, масштабируемую и надежную систему управления традиционным и электронным обучением, ресурсами и учебными материалами. Данная система может применяться в крупных предприятиях, холдингах иучебных заведениях.Онаоснована на технологии J2EE и может устанавливаться на различных платформах. OracleLearningManagement (OLM) это корпоративная система управления обучением, представляющая собой интегрированное, эффективное, масштабируемое Интернетрешение для управленияпроцессамиобучения и повышения квалификации сотрудников, партнеров и клиентов. OLM поддерживает все виды деятельности по обучению: зачисление на курсы в аудиториях и онлайнкурсы,ведение всей истории обучения сотрудников, планирование и обеспечение ресурсов процесса обучения, проектирование курсов и программ обучения,учет финансирования. «Прометей»это коробочный вариант СДО. Производитель данной системы предлагает разработку системы обучения с учетом специфических требований предприятия, имеющаямодульную архитектуру, что позволяет масштабировать,модернизироватьи расширятьсистему по мере необходимости. «ДОЦЕНТ»

автоматизированная система дистанционного обучения, разработанная компанией «Униар». Данная системапредставляет собой комплекс высокоэффективных программнометодических средствдля проведения ДО,переподготовки и тестирования слушателей. Работа «ДОЦЕНТ»основанана Интернет/Интранет технологиях и современных методиках образования, включающихв себякомпьютерныеобучающиепрограммыи тестирующиесистемы. LMS eLearningServer–это программныйпродукт, в коробочном виде, позволяет создать собственный учебный центр в Интернет/Интранет и организовыватьполныециклыдистанционного обучения. В услуги LMS eLearningServerвходит: регистрация преподавателей, курсов и обучаемых в электронном деканате; формирование материалов курса, учебного плана, расписания занятий; проведение online лекций, семинаров, зачетов, тестирования, тренингов; осуществление общения обучаемых и преподавателей, посредством конференций, чатов, досок объявлений, а также создание библиотек и ведение различного рода статистики.Данная система обладаетмодульной архитектурой, открытымкодом, встроеннымисредстваминастройки и интеграции, что делает легко расширяемой. ATutorпредставляет собой систему управления контентом обучения, разработанной с целью обеспечения доступа и адаптации по желанию пользователя. Данную СДО пользователимогут инсталлировать или обновитьза несколько минут, а также разработатьсвои шаблоны оформления системы. Для преподавателей существуютвозможностибыстрогосоздания, сбораиструктурированиясодержанияучебного материала для проведения занятий в режиме онлайн. Сами обучающиеработают с гибкойи удобной средой дистанционного обучения. Claroline–это платформадляпостроения сайтов дистанционного обучения, котораябыласоздано в 2001 году в Бельгийском университете.Программный продукт может принять до 20000 учащихся. Данная СДОпозволяет создавать курсы, редактировать их, управлять ими.Атакже Clarolineвключает в себя генератор викторин, форумы, календарь, функцию разграничения доступа к документам, каталог ссылок, систему контроля за успехами обучаемого, модуль авторизации и многое другое.Dokeos–ПОс открытым исходным кодом для обучения, основанноена ветке (fork) Claroline (версии 1.4.2.). Система включает в себя весьстандартный набор функций аналогичного ПО: форумы, чаты, htmlдокументы и так далее. Dokeos,ольшую часть распространен среди корпоративных клиентов.Moodle

это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания хорошихобучающихкурсов. Этот программный продукт используется университетами, школами, компаниями и самими преподавателями. По своим возможностям Moodle является хорошим конкурентом коммерческими системами управления учебным процессом, и отличается от них особенностями легкой настройкипод каждого образовательного проекта, дополненнымив него новыми сервисами: интеграцияс другими информационными системами, новыесервисывспомогательныхфункцийи отчетами, готовые и совершенно новые дополнительные модули.Sakaiэтоонлайнсистемас полностью открытым исходным кодом, которая позволяеторганизоватьучебныйобразовательныйпроцесс. В отличие от большинства аналогов, даннаясистема полностью написана на языке Java, что делает ее надежной, кроссплатформенной и она поддерживает работу на разных базах данных, а также с MySQL иOracle.Проведя, небольшой опрос использования систем дистанционного обучения и проанализировав результаты, выяснилось (рисунок 1), что большая часть пользователей –преподавателей и учебные организации предпочитают использовать такой программный продукт ДО как Moodle.

Рис.1. Статистика использования систем дистанционного обучения

И не удивительно, что СДО Moodleна первом месте, так как большая часть пользователей и учебных организаций, внедряющие такие программные продукты, не имеют возможности приобрести полнофункциональные и дорогостоящие системы.Такие системы имеют не только высокую стоимость, но и необходимо продление лицензии на каждый учебный год с учетомколичествапользователей системы.В своей педагогической деятельности я использую систему дистанционного обучения Moodle. Данная система мне позволила создать не просто курсы для заочников, но они также оказались полезными для студентов очной формы обучения. Ведь существует человеческий фактор и обучающие не всегда могут постоянно посещать занятия в связи с болезнью, по семейным обстоятельствам и другим причинам. И как раз СДО позволяет им ознакомиться с материалом пропущенных занятий, а также повторить пройденный материал.В заключении хотелось бы сделать следующие выводы[6], [7]:технологии дистанционного обучения развиваются достаточно быстро, и на сегодняшний день созданобольшое количество различных программных продуктов для дистанционного обучения; MoodleПрометейSakaiДОЦЕНТDokeosIBMClarolineOracleLMS eLearning ServerATutor67%6%7%0%1%2%наряду с коммерческими проектами в области дистанционного обучения, большую частьпо созданию СДОзанимают бесплатные приложения, пользующиеся большим спросом в учебных заведениях;системы с открытым кодом позволяют решать те же задачи, что и коммерческие, но при этом у пользователей есть возможность модификациии адаптации используемойсистемы к своим потребностям и текущей образовательной ситуации;большинство систем с открытым кодом являются кроссплатформенными решениями и не привязаны ни к конкретных операционным системам, ни к конкретным Webбраузерам;проанализировавинформационныересурсыИнтернетаи результаты проведенного опроса можно сказать,что наибольший интерес среди OpenSource систем представляет Moodle. Основная отличительнаяособенность проекта Moodleзаключается втом, что существуетактивное международное сетевое сообщество разработчиков и пользователей, которые делятся опытом работы на платформе, обсуждают возникшие проблемы, обмениваются планами и результатами дальнейшего развития среды.Ссылки на источники1.Дистанционное обучение[Электронный ресурс]: Википедия –свободная энциклопедия. –Электрон.текст. дан. –Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki /Дистанционное_обучение, свободный.–[Дата обращения 14.03.2017].2.Как проводится дистанционное обучение [Электронный ресурс]: Электрон.текст. дан. –Режим доступа: http://www.kakprosto.ru/kak895014kakprovoditsyadistancionnoeobuchenie, свободный.–[Дата обращения 14.03.2017].3.Что такое дистанционное обучение? [Электронный ресурс]: Электрон.текст. дан. –Режим доступа: http://www.sciencedebate2008.com/chtotakoyedistantsionnoyeobucheniye/, свободный.–[Дата обращения 14.03.2017].4.Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137...[Электронный ресурс]: Электрон.текст. дан. –Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54824/, свободный.–[Дата обращения 14.03.2017].5.Дистанционное обучение –неизбежные минусы [Электронный ресурс]: Электрон.текст. дан. –Режим доступа: http://www.yourfreedom.ru/distancionnoeobrazovanierassmotrimvsepreimushhestvainedostatki/, свободный.–[Дата обращения 14.03.2017].6.Батаев А. В. Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире // Молодой ученый. —2015. —№17. —С. 433436.–[Дата обращения 15.03.2017]7.Выбор системы дистанционного обучения [Электронный ресурс]: Электрон.текст. дан. –Режим доступа: https://rakurs.spb.ru/, свободный. –[Дата обращения 13.03.2017].