Модель и алгоритм оценки профессиональной компетентности сотрудников полиции в области применения мер непосредственного принуждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Литвин Д. В. Модель и алгоритм оценки профессиональной компетентности сотрудников полиции в области применения мер непосредственного принуждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 891–895. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970193.htm.
Аннотация. В статье приводится модель и алгоритм оценки компетенции в области применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками ОВД по результатам освоения программы профессионального обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Литвин Дмитрий Владимирович,кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры огневой подготовкиФГКОУ ВО «Краснодарского университета МВД России», г. Краснодарd_litvin@mail.ru

Модель и алгоритм оценки профессиональной компетентностисотрудниковполиции в областиприменениямер непосредственного принуждения

Аннотация. В статьеприводится модельи алгоритмоценки компетенции в области применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками ОВД порезультатам освоения программы профессионального обучения.Ключевые слова. Профессиональная подготовка сотрудника полиции, профессиональные компетенции, применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, оценка профессиональной компетентности.

В соответствии с методическими рекомендациями по организации учебного процесса при реализации программ профессионального обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельностьи находящейся в ведении МВД России, обучение завершается итоговой аттестацией слушателей в форме квалификационного экзамена. Экзамен должен включать в обязательном порядке практические стрельбы из боевого оружия и боевые приемы борьбы[1]. Всоответствии с примерной программой профессионального обучения по профессии«Полицейский» второй этап итоговой аттестации –проверка у выпускников персонального уровня сформированности профессиональных умений, навыков, компетенций в форме выполнения комплексных практических заданий, аналогичных элементам игр и учений. Проанализировав существующие варианты реализации балльнорейтинговой системы оценки качества сформированных компетенций, авторский коллектив разработал положения для определения уровней сформированности компетенций.1. Успешность сдачи итогового испытания (экзамена, аттестации) определятся суммой набранных баллов из 100 возможных.2. Максимально возможная сумма баллов распределяется:2.1. Между теоретическим и практическим разделом испытаний в пропорции 25:75.2.2. Между составляющими компонентами компетенции в практической части испытаний (правовым, тактическим, техническим) –в равных долях по 25 баллов.3. Условием успешной сдачи испытаний является преодоление сотрудником порогового уровня, соответствующего базовому уровню готовности, как по теоретической части аттестации, так и по всем практическим составляющим компетенции. При получении неудовлетворительной оценки (по традиционной системе) по какомулибо разделу испытаний или компоненту компетенции сотруднику выставляется неудовлетворительная оценка, означающая, что он не преодолел пороговый уровень. 4. Получение неудовлетворительной оценки оговаривается также специальными условиями выполнения упражнений (проблемных задач, межотраслевых упражнений стрельб), например, нарушение мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, поражение фигуры «Гражданское лицо» и т. д.Устанавливаются следующие характеристики уровней сформированности компетенции (табл. 1).

Таблица 1Характеристика уровней сформированности компетенции в области правомерного, эффективного и безопасного применения мер непосредственного принуждения (физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия)

№ п/пУровни сформированности компетенцииДифференцированная оценкаХарактеристики уровня1.Нулевой(допороговый)«2»Компетенция не сформирована. Сотрудник некомпетентен, не готов к выполнению служебных обязанностей, связанных с применением ФС, СС, ОО. 2.Базовый(пороговый)«3»Обязательный для сотрудников, выпускников образовательных организаций. Сотрудник готов к выполнению служебных обязанностей, связанных с применением ФС, СС, ОО.Сотрудник верно трактует проблемную ситуацию в соответствии с ФЗ «О полиции», самостоятельно воспроизводит заложенные при обучении алгоритмы действий по применению ФС, СС, ОО и обеспечению безопасности.3.Продвинутый (сверхпороговый)«4»Необязательный. Превышение базовых характеристик уровня сформированности компетенции. Сотрудник уверенно «читает» ситуацию проблемной задачи. Свободно, без затруднений применяет примы борьбы, специальные средства, эффективно применяет огнестрельное оружие.4.Превосходный (сверхпороговый)«5»Необязательный. Максимально возможное проявление сформированной компетенции. Сотрудник управляет ситуацией в проблемной задаче, влияет на ход ее развития. Предвидит и предугадывает варианты противодействия. Может действовать не по алгоритму, но не менее эффективно. Явно выражено развитие тактического компонента компетенции.

Для оценки положительных уровней сформированности компетенций (базовый и выше) определяется нижний порог для составляющих ее компонентов. Это обусловлено необходимостью обеспечить объективную оценку уровня, избежать возможности набора испытуемым итогового количества баллов, компенсируя нулевой уровень в отдельных компонентах компетенции за счет других (табл. 2). Таблица 2Минимальная и максимальная границы баллов при определении уровня компетенции по составляющим ее компонентам, баллов

Границы положительных уровней сформированности компетенцииТеоретическая часть испытанийПрактическая часть испытанийПравовой компонентТактический компонентТехнический компонентМинимальное количество баллов для компонентов компетенции (60 баллов –базовый уровень)15151515Максимально возможное количество баллов (100 баллов –

превосходный уровень)25252525

Полученный диапазон баллов (от минимального 15 до максимального 25) распределяется между уровнями таким образом, чтобы по возможности получить равномерный интервал между ними (табл.3). Таблица 3Распределение диапазона баллов по уровням компетенции, баллов

№ п/пУровни сформированности компетенцииТеоретическая часть испытанийПрактическая часть испытанийПравовой компонентТактический компонентТехнический компонент1.Нулевой(допороговый) 15 15 15 152.Базовый уровень(пороговый)15–1815–1815–1815–183.Продвинутый уровень (сверхпороговый)19–219–2219–2219–224.Превосходный уровень(сверхпороговый)23–2523–2523–2523–25

В нашем случае таким диапазоном является 4 балла, за исключением превосходного уровня (3 балла).По оценке уровня сформированности отдельных компонентов компетенции в ходе практической части испытаний можно сделать ограниченные выводы относительно компетентности сотрудника в целостной деятельности. Они не имеют решающего значения (если не ниже порогового уровня в 15 баллов) и несут смысл слагаемых в копилку общего количества баллов. Таким образом мы подчеркиваем важность целостного характера контрольных действий и ее оценки. При оценке уровня сформированности компетенции, полученной по результатам испытаний, мы руководствуемся правилом соответствия минимального балла за компоненты итоговому уровню (табл. 4). Например, сотрудник получит оценку «хорошо», соответствующую продвинутому уровню, только если покажет знания (по теоретической части) и действия (по практической части) по каждому компоненту, оцененные не ниже 19 баллов. Таблица 4Модель оценки уровня сформированности компетенции,полученной по результатам теоретической и практической части испытаний, баллов

№ п/пДифференцированная оценкаТеоретическая часть испытанийПрактическая часть испытаний (сумма баллов за правовой, тактический и технический компоненты)Общая сумма баллов по итогам испытаний1.«Неудовлетворительно» (нулевой уровень) 1545602.«Удовлетворительно» (базовый уровень)15–1845–5660–75*3.«Хорошо» (продвинутый уровень)19–2257–6876–91*4.«Отлично»(превосходный уровень)23–2569–7592–100**при условии, что каждый компонент > 15 баллов.Алгоритм оценки компетенции. 1. Оценка теоретической части. Теоретическая часть испытаний, которая может проводиться в виде комплексного междисциплинарного экзамена (в рамках профессиональной служебной и физической подготовки –в виде тестирования и т. д.) оценивается комиссией по традиционной системе –от «неудовлетворительно» до «отлично». При этом эксперт может поощрить сотрудника баллами в рамках полученной оценки. Например, «хорошая четверка» –22 балла, «слабая четверка» –19 баллов и т. д. Таким образом полученная оценка переводится в баллы в соответствии с таблицей 4и заносится в ведомость. 2. Оценка практической части. Практическая часть испытаний проводится в виде ситуационных проблемных задач, межотраслевых упражнений стрельб и т. д. При разработке критериев оцениваемых действий эксперты руководствуются данными таблиц 24. Стоимость действий в баллах фиксируется в технологических оценочных картах упражнений (задач) таким образом, чтобы выполнение всех обязательных действий обеспечивало получение баллов, соответствующих базовому уровню компетенции. Отклонение стоимости действий в сторону превышения распределяется с учетом характеристик уровней сформированности компетенций в области правомерного, эффективного и безопасного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (табл.1). Сумма баллов, полученная сотрудником за правовой, тактический и технический компоненты также заносится в ведомость.3. Итоговая оценка складывается из оценок, полученных за теоретическую и практическую части испытаний. Уровень сформированности компетенции и дифференцированная оценка за испытание определяются в соответствии с таблицей 4. Пример оценки уровня сформированности компетенциив области правомерных, эффективных и безопасных действий по применению мер непосредственного принуждения показан в таблице 5. Испытуемый Иванов И.И. на теоретической части аттестации показал минимально необходимый для положительной оценки уровень знаний («слабая тройка» –15 баллов). При решении ситуационной проблемной задачи он оценивается экспертами по правовому, тактическому и техническому составляющим компетенции: 25, 19 и 15 баллов соответственно. Все компоненты более 15 баллов, сумма полученных баллов составила 74 балла, что соответствует базовому уровню сформированности компетенции и соответствует оценке «удовлетворительно».Таблица 5Пример оценки уровня сформированности компетенции

в области правомерных, эффективных и безопасных действий по применению мер непосредственного принуждения

№ п/пФ.И.О.Теоретическая часть испытанийПрактическая часть испытанийСумма баллови дифференцированная оценкаПравовой компонентТактический компонентТехнический компонент1.Иванов И.И.15баллов25 баллов

19 баллов15баллов74 балла«удовлетворительно»

Указанная процедура оценки профессиональной компетентности сотрудников полиции осуществляется в процессе итоговой аттестации выпускников факультета профессиональной подготовки Краснодарского университета МВД России.

Ссылки на источники1.Методические рекомендации по организации учебного процесса при реализации программ профессионального обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России. –М., 2015. –61 с.