Преодоление экстремизма средствами гуманитарного образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Василина Д. С., Уразметов Т. З. Преодоление экстремизма средствами гуманитарного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 986–990. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970212.htm.
Аннотация. Статья раскрывает важную проблему современного общества – глобальный характер конфликтности религиозных культур, игнорирование которой потенциально ведет к распространению терроризма и экстремизма. Одним из способов решения данной проблемы является достаточный уровень гуманитарного образования населения. Авторы считают, что просвещение в религиозной области необходимо вести повсеместно со светских и теологических позиций. Кроме того, в качестве важной составляющей данного процесса авторами рассматривается расширение мероприятий образовательных и общественных организаций, проводимых в рамках профилактики и предотвращения религиозного экстремизма.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Уразметов Тимур Закирович,кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социальноэкономических дисциплин ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г Уфаtykytak@yandex.ru

Василина Дарья Сергеевна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры культурологии и социальноэкономических дисциплин ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г Уфаvasis365@yandex.ru

Преодоление экстремизма средствамигуманитарного образования

Аннотация.Статья раскрывает важнуюпроблемусовременного общества глобальный характерконфликтности религиозных культур, игнорирование которойпотенциально ведет к распространениютерроризма и экстремизма. Одним изспособоврешения данной проблемыявляетсядостаточный уровень гуманитарного образования населения. Авторы считают, что просвещение в религиозной области необходимовести повсеместносо светских итеологических позиций. Кроме того, в качестве важной составляющей данного процесса авторами рассматриваетсярасширение мероприятий образовательных и общественных организаций, проводимыхв рамках профилактики и предотвращения религиозного экстремизма.

Ключевые слова:религия, духовность, христианская и мусульманская культуры, религиоведческие дисциплины, конфликтность религиозных культур, терроризм, экстремизм, гуманитарное образование, религиозный фактор.

Начало XXIвека можно назватьвременемпереосмыслениячеловечеством роли религии и значенияконфессиональногофактора в мировомобщественномразвитии.Это вызвано объективнымипричинами: отсутствиемсистемы общественно одобряемых гуманистических идеалов, идейнымплюрализмом (вседозволенностьюи снижениемпорога критичности в моральной оценке происходящего, частичной утратойсоциально значимых свойств личности и социальной группы, несогласованностьюмежду ценностями, нормами культуры и внутренним миром индивида. По сути, впоследние десятилетия в этом плане очевиденглубокий кризис(мир не становитсябезопасными добрым, разгораются войныи иные массовые конфликтына фоне политических, экономических, религиозных трансформаций современной цивилизации). Прийти к решению сложившихся проблем сложно, но выход известен‬мировое сообщество должнообрести духовность (возвышенные и благородные идеалы, поступки по совести и во имя благополучия страны, общего блага), а в России важно возродитьдуховныеценности. Большое влияние на этот процессоказывают христианская и мусульманская культуры, которые на протяжении столетий являются важнейшими каналами социализации и инкультурации для народов России. Это не случайно, ибо фундаментальные нравственные ценностисвойственны многим религиям, а не только христианству и исламу. В этом плане важныаксиологические идеи и концепции, заложенные в религиознофилософских доктринах Востока, которые становятся все более и более популярными и в Западном мире(буддизм, даосизм, конфуцианство)[11]. Практически все религии мира демонстрируют, что целью существования общества является духовный поиск гармонии личности и социума через культуру как систему гуманистических ценностей. Все это достаточно основательно должно закладываться в сознание молодежи именно в стенах учебных заведений страны, т.е. в процессе полученияобразования гражданамисовременного общества. Но всегда ли деятельность учебных заведенийспособнавыполнить эту задачу? Имея опыт преподавания религиоведческих дисциплин в высшей школе, позволим себе привестинекоторые примеры из практики. Пример первый. Попробуемузнатьу студентов, пришедших на первое занятие по религиоведению: «Что им известно о нетрадиционных религиях?».Здесь вероятно несколько сценариев развития. Вопервых, большинство опрошенных при выделениинетрадиционных религий будет отталкиваться в своих размышлениях от знаний о наиболее распространенных религиях, таких как христианство, ислам и буддизм. В этом случае последует указание на остальные религии как на нетрадиционные. Вовторых, перечень мировых религий (которых всего три)не до конца известен большинствустудентов. В эту группу, по их мнению, могут попастьиудаизм и индуизм, православие и католицизми т.п. Втретьих, в числе нетрадиционных религий могут оказаться достаточно известные религии (к примеру, называемые в религиоведении, новыми ‬саентология, Свидетели Иеговы и мормоны). Вчетвертых, кнетрадиционным религияммогут отнестикого угодно ‬баптистов, кришнаитов и даже йогов. Получается, что круг познаний вэтом вопросе узкийдаже относительно перечня религиозных организаций и групп. Можно предположить, что аналогичные знания имеют многие представители более зрелого возраста (в частности, родители и родственникиданных студентов), а, следовательно, и очень значительная часть общества. Пример второй. Попробуем узнать управославного или мусульманского обывателя, выходящего из культового здания: какова семиотикацерквиили мечети;по какому принципу расположены иконы или почему михраб находится именно в определенном месте; что означают заповеди блаженстваили пять столпов ислама. Далеко не каждый сможет ответить на данные вопросы, а ведь это ‬догматическая и культовая база религий. Представим, что мыотвелиэтих людейв сторону и рассказалиинтересные историина тему содержания вопросов, похожие на правду. Способнали такая беседасформироватьпредставления о религиозных основах? Вполне, только эти сведениямогутбыть далеки от реальности иискажены, посколькудалеко не каждый верующий разбирается в подобных вопросах. Получается, что знания многих верующих людей о религиозном комплексе минимальны и касаютсясимволики(например, нательногокреста, обрезания, полумесяца) и адресакультового сооружения. Истинными носителями этих знаний были и остаются представители духовенства. Они не только объединяютлюдей в храме, но и читаютмолитвы.Однако эти тексты на церковнославянском или арабском языкепонятны лишь малой части прихожан, асмысл совершаемых ими обрядовверующим до конца не известен. В силу сказанного, говорить обосознанном носительстве религиозных комплексов в сознании большинства верующих не имеет смысла. Поэтому достаточнолегко увлечь верующих инымипо отношению к православию или к суннизмуидеями, отвратить их от «веры отцов», затуманив разум «новыми» религиями. Эти мысли наталкивают на рассуждения о важной составляющей современной религиозной жизни ‬глобальном характере конфликтности религиозных культур.В «Концепции национальной безопасности РФ» указано: «условия для возникновения конфликтов создают этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция,приводящая к усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, и этносепаратизма. Опасность таких конфликтов, в первую очередь, связана с терроризмом и экстремизмом». Несмотря на частое использование термина «терроризм» в законодательстве и СМИвсех стран мира, законодатели до сих пор не пришли к его единому мнению. Исследуя и обобщая деяния и признаки составапреступлений террористической направленности, записанных в Уголовных кодексах государств ‬участников СНГ, В.П.Емельянов конструирует определение терроризма, близкое нам по содержанию: «это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какоголибо решения или отказ от него в интересах террористов»[3]. Экстремизм (от лат.extremus‬крайний) ‬приверженность в политике к крайним взглядам и мерам. Экстремизм порождают различные факторы: слом сложившихся социальных структур; обнищание массовых групп населения; экономический и социальный кризис, ухудшающий условия жизни большинства населения; ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение исполнительной дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; нарастание чувства ущемления национального достоинства [13]. Экстремизм опасен не только прямым разрушениемсоциальных объектов и ценностей, не только убийствами и террором, которые выступают для него основными формами реализации своей идеологической программы. Опаснее всего идеология экстремизма, которая направлена на искажение мировоззрения и ее серьезные психологические трансформации. Религиозныеэкстремистские идеиоказывают деструктивное воздействие на психику и сознаниелюдей, намеренно направляяихна агрессивные и насильственные действияи разрушениесуществующего социального порядка. При этом достаточно часторелигиозная оболочка является лишь удобной маскировкой для политического экстремизма и международного терроризма. Если религиозному экстремизму не оказывать должного противодействия, он может привести к разрушению всего мирового порядка. Идеальными, модельными способами снижения конфликтности религиозных культур является достаточный уровень гуманитарного образования населения и высокаястепень его социальной защиты (позволяет обществу избежать конфликтоввидуширокой доступности различных видов экономических и социальныхблаг). Однаковысокий уровень социальнойзащитысегодня доступен не во всехстранах: именно беглецы из очагов неблагополучия организуют новые очаги напряженности. Кроме того, мигранты из бедных стран ‬это носители консервативных культурных и религиозных моделей. Не случайно, что уже сейчас страны Запада / христианства объявляются причиной бед стран Востока / ислама самими же мигрантами.

Высокий уровень гуманитарного образования позволяет хорошо понимать механизмы процессов, происходящих в обществе. Следовательно, такое образование не позволит манипулировать сознанием, поведением и деятельностью его носителей, в том числе и религиозными лидерами. Такоеобразование дает людям систему представлений о процессах функционирования общества, путях развития культуры, законах социальной организации и т.д. Ее частью должно быть и повышение религиозной грамотности. Светское образование, включающее мощный гуманитарный блок и религиоведческий цикл, не должны быть отдельными «мирами»: возможно только системное их сосуществование и взаимосвязь(общегуманитарное светское образование представляетсянам,как единый комплекс ссистемойрелигиозногоцикла). В этой связи следует опираться на три взаимосвязанных момента:

1. Признание религиоведческого цикла как необходимого для освоения гуманитарного блока.

2. Отнесение религиозного образования к компетенции педагогики.

3. Рассмотрение религиоведенияв качестве обязательного гуманитарного модуля на всех уровнях образования.

Другими словами, религиоведение как наукадолжна статьполноценнойсоставнойчастьюсистемы общеобязательных знаний. Однако этот процесс сопряженс соблюдением следующих принципов:

принцип светскости(акт вероисповедания не является ни условием вступления в педагогическое взаимодействие, ни его обязательным элементом);

принцип предметности (необходимость наличия эксплицитной религиозной составляющей в учебной программе);

принцип интроцепции (религия может оказывать воспитательное воздействие на учащегосятолько в том случае, когда она отзывается в нем внутренним переживанием);

принцип интерсубъективности (устанавливает интерсубъективный характер религиозных истин в педагогическом взаимодействии, ориентирует на задачу понимания религии и на привлечение герменевтических методик)[5].Образование в наше время должно служить инструментом сглаживания противоречий. Знание природы конфликтов позволит выстоять народам в условиях эскалации национальной и религиозной ненависти и вражды. Однако, не имея целостных представлений о религии в системе других видов культуры, человек не в состоянии защититься перед лицом новых многочисленных «пророков» и «учителей», вовлекающих людейв конфликты. Исходя из этого, религиозное просвещение необходимо вести повсеместно, как со светских, так и с теологических позиций. Оно должно касаться не только высшей школы. Безусловно, база знаний в области религиоведения закладывается в стенах средних общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, колледжей и т.п.). Немалую роль в этом играет введение в основную образовательнуюпрограмму страны предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Предыстория этого новшества плачевна:почти девяносто лет в России проблематика религиозного образования не входила в поле педагогическихисследований(среди основных задач школы называлась задача воспитания убеждённых атеистов).Однако обращение школы и педагогической науки в XXIвеке к религиозной проблематике демонстрируетдемократические преобразования произошедшие в стране: религиозная жизнь уже не рассматриваетсяобществом как маргинальное явление, а общеобразовательныепрограммы стали нацелены на адаптациюличности к жизни во всем ее многообразии (в частности, в ЗаконеРФ «Обобразовании», ст. 9 указано, чтотребует вниманияподготовкашкольниковк встрече с феноменом религиозной веры в его социальных и личностных проявлениях, конфессиональном многообразии и многомерности). Можно констатировать, что в настоящее время сообщество педагогов Российской Федерациирешает ряд важныхвопросов и проблем:

преодолениепоследствий господства атеистическойидеологии, преобладаниекоторойне позволялопедагогическим коллективамвестирелигиозноепросвещение, а также рассматривать и изучать современные подходы в этой сфере;

обоснование теоретической и методологической базы преподавания религиоведческих дисциплин (на основе современногоуровняразвития научного знания и духовныхзапросовобщества);

изучениепроцессовстановления духовногосамосознания учащихся (чаще всего, этот вопрос остается чисто формальным полемдеятельностиобщеобразовательных учреждений). По мнению Ф.Н. Козырева, решение этих вопросов, а также рефлексиянад феноменом религиозной жизни и экстраполяциябогословского опыта в область светской науки, включениерелигии всодержаниеобразования позитивновлияетна усвоение учащимися гуманитарного знания в целом [5].Подтверждением этого служит факт, что нормативныедокументы последних лет и первые лица страны тесно связывают стратегические цели образования с преодолением духовного кризиса российского общества.

Так, в2009 г. Д.А.Медведев предложил провести в нескольких российских регионах эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и светской этики [10]. При этом предлагалось несколько вариантов преподавания данной дисциплины: а) основы культуры одной из традиционных религий региона России (православие, ислам, буддизм, иудаизм); б) история и основы культуры мировых религий, изучение многообразия российской религиозной жизни (общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны); в) основы этики для тех, кто не имеет определенных религиозных убеждений (дает возможность изучать основы светской этики). По данным Министерства образования Республики Башкортостан, выбор родителями модуля «Основ религиозной культуры и светской этики» распределяется следующим образом: основы православной культуры ‬1,8%, основы исламской культуры ‬3,6%, основы буддийской культуры и основы иудейской культуры ‬0%, основы мировых религий ‬22,2%, основы светской этики ‬72,4%1.Небольшой процентвыборамодуля, направленногона изучение преимущественно одной религии (к примеру, только христианства или только ислама), демонстрируеттенденцию населения республики к многонациональномуединству Российской Федерации. Родители (законные представители) четвероклассников убеждены, что если рассматривать общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны, то объем информации будет настолько огромен, что его не смогутусвоить школьники.На изучение светской этики ориентируются родители (законные представители) большинства учащихся, однако ее невозможно изучать в отрыве от любой религии. Поэтому можнопопытаться объединить все варианты(на усмотрение учителя можно акцентировать материал на любой описанный выше вариант преподавания дисциплины). Преподавать все эти предметы должны светские педагоги; тогда вся эта система сможет существоватьв конституционноми законномполе, избавляяобщество часто оправданных опасений. Однако это должны быть хорошие историки, знатоки культуры, искусстваи религии. Считаем, что преподавание и освоение основ религиозной культуры вносит свой вклад в гуманитаризацию образования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение подрастающего поколения в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях. Курс принимает непосредственное участие в профессиональной подготовке школьников, готовящихся к научной деятельности в области фундаментальных исследований, к работе впедагогической, правовой области, в сфере обслуживания, здравоохранения, культуры, искусства, журналистики [8, с.8]. Таким образом, полученные знания, будут полезны учащимся, которые в дальнейшем станут активными участникамиобщественной, политической и культурной жизни, связанных с гуманистическимсоставляющими бытия. Они понадобятся психологу, педагогу, артисту, бизнесмену и любому, кто много общается с людьми.Согласимся с мнением А.Е.Кулакова [6, с.12], что религиозный фактор в жизни народов мира важен, без знания и понимания разных религий просто невозможно составить себе полное представление об истории и культуре этих народов. Конечно, жизнь людей зависит не только от религиозных устремлений, но и от экономики, политики. Однако многие исторические события и процессы невидимыми нитями 1По данным на 2015 г. связаны с религией. Как можно понять историю России без знаний о православии? Почему историческая судьба Востока так резко отличается от судьбы европейских народов? Когда в недавние времена роль религии и церкви сознательно нивелировалась и негативно окрашивалась, историческая картина получалась скупой, одноцветной, мертвой. Таким образом, изучать религиозные культуры необходимо, чтобы адекватно и объективно восприниматьисторические процессы, многие составляющие которыхстанут гораздо яснее, обретут новый внутренний смысл. Нет сомнения, что религия ‬это важный фактор общественной жизни. Послезавершения во многомтрагического этапанашей истории, когда национальнорелигиозные устои русского и других народов страны были сознательно разрушены, россияне вынуждены заново самоопределятьсяв мире, выбиратьверу (необязательно религиозную), способыбытия. Сегодняшняя Россия ‬«распаханное поле», на котором можно посеять и вырастить немало духовных плодов, как полезных, так и вредных. Как обойтись без знаний [6, с.13]? В последние годы появилось большое количество миссионеров, задача которых ‬привлечь к своей вере и церкви максимальное количество новых последователей. Они обращаются на улицах, через средства массовой информации и всеми иными доступнымиспособами. Не совсем верно делать из них врагов, опасных для общества, но отрицать потенциальную опасность, значит совершать новые ошибки. Нечистые на руку лидерысект и неокультовмогут элементарно использовать «человеческий материал»для достижения неведомых нам целей. Последствия могут быть крайне тяжелыми, как дляотдельных людей, так и для общества в целом. Чтобы не давать возможности втянутьсебя в такую «игру», требуются высокий уровень духовнорелигиозной компетентности. Имея эти знания, человек будет понимать, зачем обращаются к его религиозным чувствам и к чему призывают [6, с.14]. Стоит напомнить, что вся мировая культура берет свое начало от культа (составная часть религии). Увидеть свет истины, познать глубинный смысл бытия позволяет искусство, т.е. произведения отечественных изападных мастеров, созданные по религиозным мотивамв рамкахгуманистической традиции, в том числе народная мудрость, копившаяся тысячелетиями и нашедшая свое образное воплощение в произведениях искусства. Обращаясь к притчам и преданиям, погружаясь в глубину веков, живописцы открывают завесу времени, доносят до нас тайны духовного творчества [9]. Религиозные образыпронизывают художественное творчество, придают ему глубину, смысл. Любой походв музей убедит в том, что даже для поверхностного понимания произведений искусства необходимо немало знать о религиях.В пользубольшойнеобходимости данного курса говорит и тот факт, что многие россияне стали свободно путешествовать по миру, в нашу страну приезжает множество гостей. Уважительное и деликатное отношение к обычаям любого народа, к последователям разных религий ‬признак высокой культуры человека и общества. Незнание обычаев и традиций не просто испортить путешествие. Итак, изучение основ религиозной культуры является необходимым в общеобразовательной школе как фактор духовного воспитания школьников. Социальный заказ, отраженный в последних нормативныхдокументах связанных с общеобразовательной школой, в которых в качестве основной задачи называется воспитание духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего народа и других народов, определяет духовное воспитание подрастающего поколения как приоритетное направление. Его актуальность обусловлена необходимостью преодоления не только социальноэкономического, но и духовного кризиса в российском обществе [12, с.150].Все сказанное выше характеризует особенности гуманитарного образования. Но что делать тем жителям страны, у которых получить его нет возможности? Существуют ли замещающие формы просвещения для людей различного возраста, гендерной и половой принадлежности? Безусловно. Возможно создание светских просветительских центров, аналогичных христианским воскресным школам и мусульманским мектебам, построенных на экуменических началах, но обязательно включающих максимально широкий спектр конфессиональных составляющих. Вусловиях активного, взвешенного и максимально объективного диалога, в котором на равных будут участвовать общественные светские, религиозные организации и государство,возможно создать почвудля создания здоровогопсихологического климатав обществе и постепенное повышение религиозной грамотности населенияэтому, безусловно, будет способствовать. Вопросы духовнонравственного, патриотического и религиозного воспитания в условиях новой России, даже преодолевшей тяжелейшие 90е годы XXвека, находятся лишь на стадии разработки и постоянного реформирования (оносвязано с ожиданием быстрого эффекта от нововведений). Непонимание того, что меры, направленные на изменение общественного сознания, отзываются эффектом не через год, а через поколение, и приводит к постоянному реформированию. Все прочие меры, предпринимаемые государством и обществом, ‬религиозное и патриотическое воспитание, образование и просвещение, культивирование толерантности ‬малоэффективны и в большей степени бесполезны (при условии опорына два вышеуказанных фактора). Данный аспект существования религиозной культуры в нашей стране, указывая на определенные отличия от других стран, в то же время свидетельствует о вхождении религиозной культуры России и мира в целом в глобализационный тупик.

Кроме того, сегодня в мире в целом снижается престиж гуманитарного образования и растет роль высокотехнологичных областей образования. Качественное гуманитарное образование становится уделом немногих ‬элиты. В российском образовании все, что не приносит прибыль сиюминутно, объявляется неэффективным и лишается серьезной поддержки государства. Получается весьма плачевная картина: в России и в мире растет число легко управляемых людей. Не удивительно, что отдельнойпроблемой современного общества являетсяопределение социальной базы религиозного экстремизма. Зауживание ее до маргиналов, протестной части интеллигенции, студентов и военных сегодня не оправдано. Нельзя забывать о бизнесменах, проигравших конкурентную борьбу или надеющихся ее выиграть. Это не просто часть социальной базы, но и источники финансирования. Притом, что основная масса боевой силы ‬молодежь, вычеркивать их этого перечня людей старшего поколения также нельзя. Так, например, определенная часть людей зрелого поколения, попавшего в новуюреальность 90х годов XXвека, стали наставниками и успешными вербовщиками молодежи. Сами экстремисты подчеркивают, что им нужны опытные и образованные люди. Любое, даже экстремистское в своей основе государство нуждается в инженерах, врачах, учителях и других высококвалифицированных специалистах. Идеологическая борьба и пропаганда требуют грамотных ораторов, которые должны иметь хорошее богословское, а в идеале ‬и светское гуманитарное образование. В конце концов, нужны медсестры, воспитатели, библиотекари и просто жены. Экстремизм в XXIвеке ‬это не просто группы фанатиков, ненавидящих существующий мир. Значительная часть современных экстремистских организаций имеют десятилетия опыта существования, продуманную идеологию, сложную структуру, отлаженные механизмы осуществления стратегии и тактики всех аспектов своей деятельности, хорошие знания о проблемах целых стран и регионов, четкие и в то же время динамичные цели, каналы информирования и средства распространения информации. Значит, относиться к таким организациям, как к собранию маргинализированного и оппозиционного населения нельзя. Все социальные слои, гендерные и возрастные группы являются сферой интересов, социальной базой и участниками экстремисткой деятельности. Все это наслаивается на характеристики молодежи как возрастной группы. Именно молодежь в возрасте до тридцати лет и является наиболее активной частью экстремистски настроенного населения. Здесь нигилизм по отношению ко многим сферам жизнедеятельности сочетается с молодостью, смелостью и безрассудностью, часто в силу отсутствия обремененности семьей и малого социального и профессионального / карьерного опыта. «Ориентация на риск. Значительная доля экстремистских акций в подростковомолодѐжной среде осуществляется по принципу: “Рискую, надеясь на выигрыш, а в случае неуспеха, надеюсь на безнаказанность”» [2, с. 249]. Неумение (в силу отсутствия опыта) преодолеть жизненные препятствия, непонимание основ функционирования общественных процессов, «препятствующих» жизненному и личностному успеху,озлобляют молодежь и заставляют искать виновников своих бед. «Некоторой группе молодежи практически постоянно свойственны агрессивные состояния, что вызвано спецификой обменных реакций в их организме. Диапазон проявлений этих состояний весьма широк ‬от конфликтности, хулиганства, стремления постоянно вести экстремальный образ жизни до участия в экстремистской деятельности» [4, с. 18].Бедность, демографический кризис, безработица, отсутствие жизненных перспектив ‬это причины, позволяющие все новым и новым религиозным группам привлекать адептов. Репрессии против религиозных экстремистов и террористов часто не помогают в борьбе против них, а, скорее, наоборот ‬усиливают, придавая лидерам и рядовым активистам ореол мучеников, давая им опыт «борьбы», аргументы в пользу «нечестия» государства и власти. Социальноэкономические трудности заставляют людей в условиях растущей религиозности обращать свои взоры на тех, кто открыто и жестко критикует сложившуюся в России имире общественнополитическую и социальноэкономическую ситуацию. Подобная критика сопряжена с «рецептами» избавления от проблем, как то: создание общества на основах религиозной «чистоты», в понимании экстремистов, апелляции к истокам простой, соответствующей религиозным идеалам жизни ранних мусульман, руководимых Мухаммедом и сахабами ‬сподвижниками Пророка. В условиях кажущейся неразрешимости социальноэкономических проблем на основе политики государства и, видя поддержку данной политики со стороны «традиционного» ислама, религиозно неграмотное население вовлекается в экстремистски и террористически настроенные группы, которые манипулируют озабоченностью подобными вопросами. Мероприятия, проводимые в рамках профилактики и предотвращения религиозного экстремизма как со стороны государства, так и со стороны образовательных и общественных организаций, связаны, прежде всего, с просветительской и образовательной деятельностью, проведением культурномассовых мероприятий, конференций, созданием военнопатриотических организаций. Данные меры имеют определенный эффект, привлекая внимание общества к проблеме, повышая уровень осведомленности населения о тех или иных сторонах религиозной жизни России и мира в целом. Однако полностью решить проблему такими мерами невозможно.Выходом из данной ситуации является только повышение социальной защищенности населения в целом и повышение качества гуманитарной образованности, о чем говорилось выше. Все остальные меры профилактики и борьбы с религиозным экстремизмом могут быть только вспомогательными инструментами и дополнять вышеуказанное. Не решая системных государственных проблем, власть пытается устранить их отдельные частные случаи и последствия, коими являются религиозный экстремизм и терроризм. Это делает неотвратимым разрастание религиозных проблем, несмотря на различные меры, предпринимаемые государством. Однако ни на уровне государства, ни на уровне общества, ни в религиозных общинах в частности понимание этого не сложилось. Так, осуществляя мониторинг публикаций РИНЦ, пришлось убедиться, что подавляющее большинство статей, связанных с профилактикой и противодействием экстремизму и терроризму являются обзорными, декларативными или программными. В них излагаются общие меры по взаимодействию с системой образования, просвещению, мониторингу, лозунги о необходимости воспитания толерантного отношения в обществе в целом и в молодежной среде в частности, необходимость конференций, круглых столов и т.п. И если у научного сообщества и людей, обладающих специальными познаниями, нет конкретного, практикоориентированного понимания того, какие меры и действия следует предпринимать, то невозможно говорить и об эффективной государственной политики в этой области. «Предусмотренные разработанными программами мероприятия не отличаются новизной, оригинальностью, креативным подходом. Достаточно традиционными и даже рутинными представляются уроки дружбы, фестивали национальных культур, мероприятия, пропагандирующие патриотизм» [1, с. 199].До тех пор пока не будет сформирована программа, содержащая не декларативные и общие направления, а конкретный комплекс мер и мероприятий (которые при этом уже будут проверены на практике на предмет эффективности) для каждого государственного ведомства или комплекса учреждений, будь то силовые структуры илииные социальные и государственные институты ‬говорить не то, что о победе, но даже о начале реальной борьбы с рассматриваемым явлением ‬демагогия. Действие такой программы должно быть экспериментально проверено. Это может быть региональный эксперимент, после окончания которого такая программа не должна вводится повсеместно без глубочайшего анализа и корректировки. Никакого эффекта в этой борьбе не будет, пока за разработку комплекса таких глубоко предметных и практикообоснованных программ не возьмутся максимально близкие к работе на «земле» опытные специалистыпрактики и эксперты по всей горизонтали государственных и общественных институтов. Необходимо менять сознание людей, а это, разумеется, задача не репрессивных органов, а государственной системы образования, воспитательной политики и СМИ. Это работа, которая связана с постепенной трансформацией сознания членов российского общества на протяжении целого поколения. Создается впечатление, что на государственном уровне понимания этого не сложилось. Ощущение того, что кадровые перестановки в высших эшелонах власти, принятие стратегий, новых законов и поправки к старым, приведут к желаемому эффекту в последующие за этим три‬пять лет, не оставляет государственных мужей. СМИ и PRслужбы силовых органов, широко освещая события, связанные с экстремизмом и терроризмом, часто лишь усугубляют ситуацию. Это происходит вследствие того, что население попросту запугивается такой информацией, кроме того разогревается почва для латентных конфликтов, когда люди начинают шарахаться хиджабов, бороды и традиционных национальных костюмов, когда религиозность в глазах обывателей становится синонимом экстремизма и терроризма. Это негативно действует и на имидж государственной власти и силовых структур, которые в глазах населения оказываются неспособными решить означенные проблемы. «Свой вклад в формирование подобного положения дел, а по сути, в реализацию конечной цели экстремистов и террористов ‬запугать общество, вносят те, кто больше других должен быть заинтересован в предупреждении и минимизации последствий проявления экстремизма и терроризма. Это, прежде всего, прессслужбы правоохранительных органов, которые своей информационнопропагандистской политикой внушают обществу, что преступность ‬нормальный информационный повод. Как следствие, большинство новостных блоков начинается исключительно с криминальных событий… Создается не соответствующее действительности впечатление, что государство и общество поголовно погрязли в… экстремизме и терроризме. По существу раскручивается алгоритм самоуничтожения государства, в основе которого лежит отсутствие позитивного восприятия действительности, утрата веры в справедливость, исчезновение надежды на лучшее будущее, падение доверия к власти. Закономерным итогом подобной политики являетсяневерие в способность правоохранительных органов обуздать преступность, как и неверие самим этим органам, несмотря на проведенные реформы и переименования»[7, с. 58‬59].Другой стороной проблемы участия государства и власти в борьбе с экстремизмом и терроризмом является фактическая безответственность лиц, контролирующих подобную деятельность в государственных структурах. Это также не прибавляет уверенности в видении мер по борьбе с экстремизмом. В данном положении государство должно взяться за очень сложную задачу ‬создание предметной практикоориентированной, а не декларативной по содержанию программы противодействия и профилактики религиозного экстремизма, содержащего конкретные мероприятия, а не только направления деятельности. Необходимо четкое установление строгих сроков введения в действие этой программы, конкретных сроков проведения мероприятий. Также необходима разработка критериев проверки эффективности таких программ, требования к проведению корректирующих действий в случае неисполнения параметров программы или проблем с их реализацией. Наконец, необходимо назначить ответственных государственных ведомств, учреждений и должностных лиц, а также параметры и меру ответственности за недолжное исполнение программ. Разумеется, в такой стране, как Россиятакие программы должны разрабатываться на уровне и с учетом особенностей регионов, которые имеют существенные отличия по социальноэкономическим, этноконфессиональным и иным параметрам. При этом данная программа априори должна быть цикличной или бессрочной, не может и не должна рассчитываться на пять‬десять лет, она должна поэтапно реализовываться с указаниемответственного за каждый этап илиподэтап ведомства→учреждения→должностного лица.

Ссылки на источники1.Апанасюк, Л.А. Традиции и инновации в профилактике экстремизма и ксенофобии в молодежной среде : социокультурный аспект [Текст] / Л.А. Апанасюк // Социальноэкономические явления и процессы. ‬2013. ‬№6 (52). ‬С. 199‬204. 2.Блясова, И.Ю. Комплексный подход в профилактике экстремизма в молодежной среде [Текст] / И. Ю. Блясова // Сборник конференций НИЦ Социосфера. ‬2013. ‬№ 31. ‬С. 248‬254. 3.Емельянов,В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовноправовое исследование [Текст] / В.П.Емельянов. ‬СанктПетербург: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. ‬291 с.

4.Зеленов, В.И. Роль социального педагога в профилактике экстремизма в молодежной среде [Текст] / В.И. Зеленов // Социальные отношения. ‬2014. ‬№3 (10). ‬С. 17‬19. 5.Козырев, Ф.Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе [Текст] / Ф.Н.Козырев // Автореферат дисс. 13.00.01общая педагогика, история педагогики и образования. СанктПетербург, 2006. 42 с.6.Кулаков, А.Е. Религии мира [Текст] / А.Е.Кулаков. Москва: ООО «Издво АСТ», 2003.‬428с.7.Михайлов, А.Г. Терроризм как следствие провалов в профилактике экстремизма и системных ошибок в организации правоохранительной деятельности [Текст] / А.Г. Михайлов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. ‬2014. ‬№ 2 (45). ‬С. 56‬61.8.Пушнова, Ю.Б. История мировых религий: крат. курс лекций [Текст] / Ю.Б.Пушнова. ‬Москва: Издво ВЛАДОСПРЕСС, 2005.‬168с.9.Сатарова, Л.А. Формирование духовной культуры учащихся средствами изобразительного искусства [Текст] / Л.А.Сатарова // Педагогика. 2004. №5. С.4650. 10.Стенографический отчёт о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей [Электронный ресурс] / Д.А.Медведев. Режим доступа: URL: http://президент.рф/transcripts/4863. Дата посещения: 18.03.2017.11.Торосян, Д.Р. Роль религиозного фактора, традиционных духовнонравственных ценностей в социализации российской молодежи в условиях глобализации [Текст] / Д.Р.Торосян // Автореферат дисс. 22.00.01. теория, история и методология социологии. ‬Москва, 2010. 24 с.12.Шитякова, Н.П. Теоретикометодологические основы и практика духовнонравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования: Монография [Текст] / Н.П.Шитякова. ‬Челябинск: ЧГПУ, 2004. ‬172 с.13.Экстремизм [Текст] // Политический словарь нашего времени / Под ред. В.В.Федорова. ‬Москва: Центр социального прогнозирования, 2006. ‬456 с.