Инклюзивное образование и физика

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семененко Н. М. Инклюзивное образование и физика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1011–1015. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970217.htm.
Аннотация. В статье рассматривается развитие обучающихся с ЗПР ( вариант 7.2) в системе образования. Формирование УУД смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных, познавательных, коммуникативных УУД. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию и истолковать явления природы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Семененко Надежда Михайловна,учитель физики, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25», г. Томск

Инклюзивное образование и физика

Аннотация.

В статье рассматривается развитиеобучающихся сЗПР(вариант7.2)в системе образования формирование универсальных учебных действий. Формирование УУД смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных, познавательных,коммуникативных УУД. Цель смыслового чтения –максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию и истолковать явления природы.Ключевые слова:информация,метапредметные результаты,,смысловое чтение,инклюзивное образование.

В настоящее времядетей, имеющих ограниченные возможностиздоровья, включают,в образовательный процесс обычной школы.Такой подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья называется инклюзивным образованием. Инклюзивное образование предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования –создать им для этого соответствующие условия.Важными коррекционными задачами курса физики для детей с ЗПР(вариант7.2)являются развитие у обучающихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация взаимосвязи их деятельности с речью, формирование приемов умственной работы: анализ исходных данных, планирование материала, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля.Обучающимся с задержкой психического развитияв первую очередь необходимо развивать образное мышление, использовать образные представления и предлагать выполнять те виды умственной деятельности, которые детям наиболее близки и понятны.Для этогонеобходимыразвивающиезадания.РаботоспособностьдетейспецкоррекцииЗПР(вариант7.2)зависит от характера выполняемыхзаданий.Онинемогутдолгососредотачиватьсяна выполнении мыслительных задач, чем активнее они включаются в работу, тем скорее утомляются. Главным источником развитияположительной мотивации является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается, как умение объяснять, истолковывать физические явления или процессы,наблюдаемые в природе или в повседневной жизни.Для тогочтобы обеспечить усвоение обучающимисяспецкоррекции ЗПР(вариант 7.2)необходимого минимума знаний и умений по физикеобучение должно быть направленно на развитие познавательной сферыличности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения).Особое внимание следует обратить на формирование знаний и умений, необходимых в практической деятельности.При организации занятийследует исходить из индивидуальных возможностей детей –задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. При работе с текстомследует использовать специальные задания:а) адаптированные вопросы для самостоятельной работы;б) таблицы с пропусками;в) составление вопросов к выделенным элементам текста и т.д.;г) найти объяснение поставленного опыта в тексте;д) привлекательные сюжеты, картинкиобразы, пробуждающие интерес.Данные задания помогаютсоздавать ситуацию успеха,развитиедо необходимого уровняпсихофизиологических функций,обеспечивающихучебнуюдеятельность:зрительногоанализа; пространственной, количественной и временной ориентации, координации в системе глазрука;Цель смыслового чтения—максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи, письменной речи,памяти, логики, мышления, эмоциональной сферы, чувств, интереса к учению, формирование общеучебныхумений и навыков,продуктивному обучению.Для учащихся с ЗПР, имеющих малый объем памяти, умение работать стекстомважно не только для успешного усвоения школьной программы, но и для последующего успешного обучения, подготовки к профессиональной деятельности.«Диффузия в газах».Внимательно прочитайте текст по теме «Диффузия в газах». После прочтения текста Вам необходимо ответить на вопросы, решить качественные задачи и выполнить экспериментальное задание

Слово диффузия происходит от латинского «diffusio»–распространение,растекание или «diffundere»–распространять.



Рис. 1.

Диффузия –процесс взаимного проникновения молекулодного вещества между молекуламидругого, приводящий к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объёму.













Рис. 2.

Примером диффузии в газах является распространениезапаха цветов,слезы изза нарезания лука, шлейф духов, который можно почувствовать в воздухе,дым костра распространяется на большие расстояния,быстрое распространениеобъясняется тем, что молекулы пахучего вещества проникают между молекулами воздуха, но запахраспространяется не мгновенно, а спустя некоторое время.

Рис. 3.

Промежутки между частицами в воздухе довольно большие, частицы двигаются хаотично, поэтому диффузия газообразных веществ,происходит достаточно быстро.

Рис. 4.

Движению молекул пахучего вещества в определенном направлении мешает движение молекул воздуха. Траектория движения каждой частицы газа представляет собой ломаную линию, т.к. при столкновениях она меняет направление и скорость движенияи через некоторое время часть молекул попадает в нос человеку, и он чувствует запах.

Рис. 5.

Явление диффузии показывает, что молекулы все время хаотично движутсяв различных направлениях. Такое движениеназывается молекулярным тепловым движением.Благодаря явлению диффузии нижний слой атмосферы –тропосфера –состоит из смеси газов: азота, кислорода, углекислого газа и паров воды.Деревья выделяют кислород и поглощают углекислый газ с помощью диффузии.Именно благодаря диффузии кислород из легких попадает в кровь, а из крови –в органы и ткани организма. Благодаря диффузии выдыхаемый нами углекислый газ не скапливается вокруг нас, а рассеивается в пространстве и смешивается с кислородом, поэтому мы можем длительное время спокойно дышать в закрытой комнате без ветра.Однако, время от времени все равно необходимо проветривать комнату и впускать свежий воздух, насыщенный кислородом, который опять же благодаря диффузии, быстро распространяется по всему объему комнаты.

Рис. 6.

Природный горючий газ, которым мы пользуемся дома, не имеет ни цвета, ни запаха. При утечке заметить его невозможно, за счет диффузии газ распространяется по всему помещению, образуя взрывоопасную смесь,поэтому на распределительных станциях газ смешивают с особым веществом, обладающим резким, неприятным запахом, который легко ощущается человеком.



Рис. 7.

Скорость протекания диффузии зависит от: агрегатного состояния вещества; массы молекул,температуры.Закон прохождения диффузии –чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия.Коррекционноразвивающее задание по теме «Диффузия в газах»Задания 1

1.Что такое диффузия?А.Явление проникновения молекул одного вещества между молекуламидругого.Б.Явление, при котором вещества смешиваются друг с другом.В.Явление, при котором вещества сами собой смешиваются друг с другом.2.В каком состоянии вещества диффузия протекаетнаиболее быстро?А. ГазообразномБ. ТвердомВ. Жидком3.Что доказывает процесс диффузии?А.что молекулы взаимодействуют между собойБ.что молекулы состоят из атомовВ. что молекулы непрерывно хаотично движутся4.Какой важный вывод можно сделать из явления диффузиио строениивещества?А. Молекулы всех веществ неподвижны.Б.Молекулы всех веществ непрерывно движутся.В. Все тела состоят из мельчайших частиц.5.Зависит ли диффузия от температуры?А.Чем выше температура, тем диффузия протекает быстрее.Б.Чем выше температура, тем диффузия протекает медленнее.В.Диффузия не зависит от температуры.Задания2.Выберите правильное утверждение.1.В одном конце школьного коридора начали красить пол. А. Если в коридоре сквозняк, запах распространяется медленнее.Б.Чем ниже температура, тем быстрее распространяется запах краски.В.Запах краски распространяется благодаря движению молекул.Г.Диффузия в твердых телах происходит быстрее, чем в воздухе.2.Таблица 1№УтверждениеДаНет1.Влияет ли диффузия на экологию

2.Запах березового веника в жаркой бане распространяется быстрее, чем впрохладной

3.При использовании фена волосы высыхают тем быстрее, чем теплее воздух

4.Зимой диффузияпроизойдет быстрее на чердаке.

5.Явление диффузии говорит о том, что молекулы неподвижны

6.Диффузия не имеет значения в жизни растений, только для жизни человека

7.Молекулы кислорода проникают во все клетки организма человека

Задания 3.1.Большинство клопов, божьи коровки, некоторые листоеды используют для своей защиты резкие запахи. Запах клопов отвратительный, а божьи коровки выделяют желтую пахучуюядовитую жидкость. Объясните передачу запахов.2.Природные горючие газы не имеют запаха. Поэтому с целью быстрейшего обнаружения опасных скоплений газа в помещениях в него примешивают пахучее вещество –одорант. Объясните, почему достаточно всего несколько граммов одоранта на тысячи кубических метров газа, чтобы придать ему запах3.Запахи,ощущаютсянабольшомрасстояниенемгновенно,а спустянекоторое время.Почему?

4.При ремонте дороги асфальт разогревают.Почему запахразогретогоасфальта ощущается издалека, а запахостывшего асфальтамынечувствуем?5.Почему во время пожара, спускаясь по лестнице, следует закрывать рот и нос влажным носовым платком?Задание 4. Наблюдение явления диффузии в газах.Опыт Сашаисследовал зависимость скорости распространения аромата духов в комнате от температуры: из одной части комнаты в другую аромат духов распространился за 20 с.,Сергей,разбрызгал духи околонастольной лампы, время –14 с.Сделайте выводо зависимости скорости диффузииитемпературы

Рис. 8.

Ссылки на источники1.Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах[Электронный ресурс]. URL:http://spishyuantoshki.ru/diffusia.html2.Урок "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах". 7й класс[Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/631623/3.Диффузия в газах , жидкостях и твердых телах[Электронный ресурс]. URL: http://structuresubstan.narod.ru/3.htm4.4.Диффузия в газах , жидкостях и твердых телах[Электронный ресурс]. URL:http://www.nado5.ru › Wikiучебник › Физика › 7 класс5.Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях /Серия Инклюзивное образование. –М.: МГППУ6.Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития: пособие для учителя. Издание второе. –М., 1997.