Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семененко Н. М. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 521–525. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96008.htm.
Аннотация. В статье рассматривается развитие личности в системе образования через формирование универсальных учебных действий (УУД). Формирование УУД смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию и истолковать явления природы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Семененко Надежда Михайловна,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25», г. Томск

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики

в условияхвведенияФГОС

Аннотация. В статьерассматриваетсяразвитие личностив системе образованиячерез формирование универсальных учебных действий (УУД).Формирование УУД смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.Цель смыслового чтения –максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию и истолковать явления природы.Ключевые слова:УУД,смысловое чтение,информация,метапредметные результаты.

По данныммеждународного исследования PISA(2000,2003,2006,2009г. г.), где оценивалась грамотность чтения, наши обучающиеся устойчиво демонстрируют результаты ниже средних международных показателей.В связи с этим Федеральные стандартывключают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента "овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами".

Выпускник основной школы должен научиться:ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;находить в тексте требуемуюинформацию;решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи, требующие полного и критического понимания текста;преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходитьот одного представления данных к другому;Формирование перечисленных умений связано с организацией в процессе обучения физике работы по текстам физического содержания.Тематика естественнонаучных текстов подбирается таким образом, чтобы их содержание соответствовало возрастным особенностям обучающихся и по возможностибыли связанны с реальными жизненными ситуациями. Обучающиесямогут работать с текстом как индивидуально, так и в парах или группах.

Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни.

Задания к ним могут проверять:понимание информации, имеющейся в тексте;понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.Цель смыслового чтения—максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.Владение навыками смыслового чтения способствует развитиюустной речи,письменной речи,продуктивному обучению. Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается, как умение объяснять, истолковывать мир Формирование умение работы с текстом невозможно представитьв отрыве от личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Приведу пример такого текстаи заданий к ниму, направленных на формирование умений работать с текстом.

Текст:« Вода»

Вода одно из самых распространённых веществ на нашей планете.Фалес утверждал –первоначалом всех вещей на земле является вода,из неё образуются все вещи.

Воду, полученную изсока, или молока, нельзя отличить от воды, полученнойпутем перегонки из морской воды. Молекулы воды одинаковы. Из таких молекул не может состоять никакоедругое вещество. Молекулы состоятиз еще более мелких частицатомов. Наименьшая частица воды

это молекула воды.Молекулаводы состоитиз трех атомов: одного атомакислородаи двух атомов водородав отличие от молекул кислорода, которые состоят из двух атомов кислорода. Вода может находиться в трех состояниях в твердом(лед),в жидком(вода),и газообразном(водяной пар).В различных состояниях вода обладает разными свойствами.Молекулы жидкости не расходятся на большиерасстояния, и жидкостьв обычных условияхсохраняет свой объем, но не сохраняет форму. Молекулы газа,(водяной пар)двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются,друг к другу заполняют весь сосуд.Газы не имеют собственной формы и постоянногообъема.В твердых телах(лед) притяжение между молекулами(атомами) еще больше, чем в жидкостях.В обычных условиях твердые тела сохраняют свою форму и объем.

В сутки человек должен потреблять около 3 литров воды. Но это не значит, что нужно обязательно выпить 15 стаканов жидкости. Вода содержится во всех продуктах питания. В хлебе её 40%, в мясе 75%, в рыбе 80%, а в овощах более 90%. Поэтому суточная норма вполне может ограничиваться двумя литрами воды.Задания, направленные на формирование умений, определяющихметапредметный результат ФГОСоснованныхнапознавательных УУДприработестекстом.Цель:формирование навыков смыслового чтения, умения выделения фрагмента текста, содержащего ответ на заданный вопрос.

ЗАДАНИЯ 1.Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.Развиваемпознавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,выявлять причины и следствия простых явлений;

Вкаком состоянии –твердом, жидком, газообразном –может находиться вода? 1)втвердом

2)влюбом3)вжидком4)вгазообразномВ составмолекулы воды входят: 1) два атома кислорода и один атом водорода,2) два атома водорода и два атома кислорода,3) один атом кислорода и один атом водорода,4)два атома водорода и один атом кислорода.Можно ли разделить на более мелкие частицы молекулу или атом?1)нельзя

12

32)можно

3)молекулу разделить можно, атом –нельзя,

4)молекулу разделить нельзя, а атом –можно.

Чем вызвано сохранение твердым телом своей формы?1)постоянным действием притяжения молекул.2)постоянным действием отталкивания молекул.3)непрерывным движениеммолекул.4)сильным взаимодействием молекул.

Как объяснить легкую сжимаемость газов?1)относительно большими промежутками

междумолекулами газов.2)притяжением молекул газа друг к другу.3)хаотичностью движения их молекул.4)большой скоростью их молекул.

Чем объясняется текучесть жидкости?1)быстрым движением молекул.2)относительно слабым притяжением молекул друг кдругу.3)сильным отталкиванием молекул друг от друга.4)среди ответов нет верного ответа.

В жидкостях частицы совершают колебания возле положения равновесия, сталкиваясь с соседними частицами. Время от времени частица совершает прыжок к другому положению равновесия. Какое свойство жидкостей можно объяснить таким характером движения частиц?1)малую сжимаемость2) текучесть3)давление на дно сосуда4)изменение объёма при нагревании

ЗАДАНИЯ 2.Работа с текстом: оценка информациии понимание прочитанного

Задание на развитие познавательныхУУД:решениеучебнопознавательной и практической задачивыбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Сосчитай, сколько в среднем стаканов воды выпивает человекза год (365 дней). Запиши число в ответе.Задание повышенного уровня сложности

В сосуде с водой растворили маленькую крупинку синейгуаши.Вода окрасилась синим цветом.

4567

892. Отольём немного окрашенной воды во второй сосуд и дольём в него чистой воды. Раствор в нём будет окрашен, но слабее.3. Из второго сосуда отольём раствор в третий сосуд и вновь дольём чистой воды.Раствор в третьем сосуде будет окрашен, нослабее, чем во втором.В водерастворили очень маленькую крупинку гуаши,и только часть её попала в третий сосуд.Из чего состояласама крупинка?Что подтверждает этот опыт?

При нагреваниижидкостирасширяются. Опыт, изображенный на рисунке 66, показывает, как изменяется уровень жидкости в колбе при нагревании сосуда с жидкостью пламенем горелки.Опыты показывают, что объем тела может изменяться: уменьшаться или увеличиваться. Чем можно объяснить способность тел изменять свой объем?

ЗАДАНИЯ 3.

«Вывод из текста»

Развиваемпознавательные УУД: формирование умений работы с информацией, интерпретации текста.обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,пояснять части графика или таблицы и составлять ее.

Развиваем познавательные УУД: умение осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, выбирать из перечня ряд необходимых объектов, умение создавать обобщения, устанавливать аналогии.Состояние вещества связано с характером расположения, взаимодействия и движения молекул.Основываясь наматериале текста, заполните таблицу.

Состояние веществаРасположение частицХарактер движенияВзаимодействиеСвойства

ГАЗ





ЖИДКОСТЬ



ТВЕРДОЕ ТЕЛО





10

11Нарисунке представлен график замерзания раствора поваренной соли в воде, в зависимости от процентного содержания в ней соли.“Прочитайте.график.

При какой концентрации раствора точка замерзания самая маленькая?

Какизменитсярасположение,взаимодействие, движениемолекул припереходевеществаизжидкоговтвердоесостояние?Какизменятсясвойствавещества?Дайтеразвернутыйобоснованныйписьменныйответнавопрос .

Задания на соответствие явлений, объектов, процессов..В пластиковую бутылку налили воду и поставили в морозильник. Вся вода замёрзла. Определите, как при этом изменились масса, объём и плотность воды, скорость частиц воды. Для каждой из величин определите характер изменения.ВОЗМОЖНЫЙ ХАРАКТЕРИЗМЕНЕНИЯ1)увеличивается2)уменьшается3)не изменяется

Запишите в таблицу цифры, соответствующие характеру изменения указанных величин.массаобъёмплотностьскорость частиц





ЗАДАНИЯ 4.Работа с деформированным текстом:преобразование и интерпретация информации Развиваем познавательные УУД:выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста),умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний,умение выделить описанное в тексте явление или его признаки.

Вставьтевтекст,пропущенныеслова:

Молекулывжидкостивосновном…..околоположенийравновесия.Посколькупритяжениемежду …...жидкостинетаквелико,тоонимогут…..менятьсвоеположение.Поэтомужидкости…...своюформуипринимаютформу…... Они…..., их…....перелитьизодногососудавдругой. Жидкость…. сжимается,таккакприэтоммолекулысближаютсянарасстояние,когда заметнопроявляется ….....

1) несохраняют2) трудно3) отталкивание4) сосуд

5)скачки6)текучи7) легко8) молекулы9) колебаться

По мнению учёных,смысловое чтение может стать основой развития ценностносмысловых личностных качеств обучающегося, надежнымобеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни, поскольку в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как 12131415источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта.

Ссылки на источники1.Асмолов А.Г.Формированиеуниверсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией. –М.:Просвещение,2010г.2.Асмолов А.Г Система заданий: пособие для учителя/под редакцией–М.:Просвещение, 2013. 2.Куропятник И.В.Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. –2012. № 63. Ковалева Г.С.. Логинова О.Б.Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 79 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. –М.: Просвещение, 2014. ––(Работаем по новым стандартам). 2014 г.4.http://nsportal.ru/.../smyslovoechtenieirabotastekstomvusloviyakhvvede.Смысловое чтение и работа с текстом в условиях ФГОС...