Медиаобразование педагогических работников в аспекте профессиональных стандартов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абрамовских Т. А. Медиаобразование педагогических работников в аспекте профессиональных стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1031–1035. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970221.htm.
Аннотация. В условиях введения профессиональных стандартов актуализируется роль и значение медиаобразования в системе дополнительного профессионального образования. Автор статьи пытается аргументировать острую необходимость повышения медиакомпетентности педагогических работников в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абрамовских Татьяна Александровна,ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», ст. преподаватель кафедры управления, экономики и права ЧИППКРО, аспирант кафедры журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ, г. Челябинскgdchiep@mail.ru

Медиаобразованиепедагогических работников в аспекте профессиональных стандартов

Аннотация.В условиях введения профессиональных стандартовактуализируетсяроль и значение медиаобразования в системе дополнительного профессионального образования. Автор статьи пытается аргументировать острую необходимость повышения медиакомпетентностипедагогических работников в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ключевые слова:медиа, медиаобразование, медиакомпетентность, профессиональная ИКТкомпетентность,профессиональный стандарт, программадополнительного профессионального образования.

Век информационнокоммуникационных технологийопределил появление новыхтенденций в системе образования. Однаиз такихтенденций –медиаобразование, призваннаяпомочь аудитории разного возраста лучше адаптироваться в утвердившемся медийном мире.Медиаобразование широко продвигается во всех сферах жизни и особенно значимо в педагогике на современном этапе развития общества.Во многих странах мира медиаобразование интегрировано в образовательный процесс. Это явление мы наблюдаем в современных школах Канады, Австралии, Великобритании и других стран. В 2008 году Европейский парламент принял Резолюцию о введении обязательного медиаобразования для школьников и учителей стран Европейского Союза. ВРоссии вконце второго десятилетия XXIвека меняются подходы, содержание, субъекты и технологии медиаобразования, подвергается трансформации сама концепция медийного образования. На международном форуме «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению», прошедшем в марте 2017 года в Москве, особое внимание было уделено проблемам системности управления медиаобразованием,медийноинформационной грамотности как ключевой компетенции современного педагога и медиаспециалиста. Новые возможности для развития медиаобразования в России открывают профессиональные стандарты педагогических работниковв системе общего образования.Определим понятийное поле рассматриваемой темы.

Согласно Трудовому кодексупрофессиональный стандарт–это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника–этоуровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника[1].«Термин «медиа» происходит от латинского «media» (средство) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК –средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет)»[2,С.33]. Исследованиям в области медиаобразования посвящены работы ученых: И.В.Вайсфельда, И.В.Жилавской, И.С.Левшиной, О.Ф.Нечай, С.Н.Пензина, Г.А.Поличко, С.И.Симаковой, А.В.Спичкина, И.А.Фатеевой, А.В.Федорова, Ю.Н.Усова, А.В.Шарикова и других. Представим ряд определений понятия: Ю.Н.Усов определяетмедиаобразование как процесс развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации [3], И.А.Фатеева предлагает словом «медиаобразование называть научнообразовательную область, предметом которой являются средства массовой информации и коммуникации в педагогическом аспекте их многообразных связей с миром, обществом и человеком»[4, С.11]. А С.Н.Пензин добавляет, что медиаобразование не может ограничиваться обучением аудитории грамотности, он включает в это понятиесинтез эстетических иэтических норм[5].Терминология российского медиаобразования была обобщена А.В.Федоровым на страницах журнала «Искусство и образование»: «Медиаобразование (media education) в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культурыобщения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью»[6].Обобщая разные подходы к определению понятия «медиаобразование», можно выделить основныемедиакомпетенции, которые обеспечивают человеку знание того, как:1.создавать медиатексты, сознавать,анализировать,и интерпретировать их;2.определять источники медиатекстов, их контекст, их интересы;3.интерпретировать моральные, этические и эстетическиеценности, распространяемые медиа;4.выбирать соответствующие медиа для создания своих собственных текстов и формированиясобственной заинтересованной аудитории; 5.получить возможность свободного доступа к медиадля их восприятия и для использования в своей деятельности.Обобщенный перечень медиакомпетенций, данный в исследованиях ученых –основателей отечественной школы медиаобразования, нашел свое отражение в требованиях профессиональных стандартов.Представим выборочно перечень ИКТкомпетенций, заложенных в современных профессиональных стандартах педагогических работников, которые являются обязательными требованиями к их квалификации[7,8]Таблица 1Характеристика профессиональной ИКТкомпетентности педагогических работников, регламентированная профессиональными стандартами (извлечение)

№п/пПрофессиональный стандартОТФ, ТФКомпетенции в рамках ТФ1Профессиональный стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)»Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Общепедагогическая Необходимые уменияВладеть ИКТкомпетентностями*:общепользовательская ИКТкомпетентность;общепедагогическая ИКТкомпетентность;предметнопедагогическая ИКТкомпетентность (отражающая профессиональную ИКТкомпетентность соответствующей области человеческой деятельности)(например:оценивание качества цифровых образовательных ресурсов функция. Обучение







Воспитательная деятельность(источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования; аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).

Необходимые умения:Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ

Модуль «Предметное обучение. Русский язык»Трудовые действия:1. Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»)2. Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)2.Профессиональный стандарт«Специалист в области воспитания»(социальный педагог, ст.вожатый, педагогорганизатор, воспитатель, педагогбиблиотекарь, тьюторОрганизационнопедагогическое обеспечение воспитательного процессаНеобходимые умения:Проводить мероприятия по развитию информационной культуры обучающихся, организовывать их информационную деятельность.Необходимые знания:Формы и методы воспитания у детей информационной культуры, организации их информационной деятельности

Организационнометодическое обеспечение воспитательной деятельностиНеобходимые умения:Осуществлять поиск и отбор актуальных информационных источников с целью методической поддержки воспитательной деятельности

Библиотечнопедагогическая деятельность в образовательной организации общего образования



Трудовые действия:Проведение занятий по формированию сознательного и ответственного информационного поведения обучающихсяРеализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации

Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культурыНеобходимые умения:Проводить занятия, направленные на освоение обучающимися методов поиска и критического анализа информацииНеобходимые знания:

Механизмы поиска информации в традиционной библиотечной и электронной средеПримерное содержание деятельности детских прессили медиацентров[9, С.336337]

Дополняя содержание таблицы, определим сущностную характеристикуИКТкомпетентности*,какквалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно[10].Краткий анализ стандартов, представленный в таблице1, указывает на необходимость специальной подготовки учителей, способных решать цели медиаобразования. Авторы педагогической энциклопедии определяют ключевые задачи формирования медиакомпетентности: «подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [11, С.555]. Практика работы с педагогами показывает актуальнуюпроблему развития медиаобразования:недостаточнаямедиакомпетентность руководителей образовательных организаций, учителейпредметников и других педагогических работников, осуществляющих процесс модернизации российской школы сегодня. «Для организации качественной работы в этом направлении необходимо, чтобы подобными знаниями и навыками анализа обладали все современные педагоги. То есть учительпредметник помимо глубоких знаний по учебной дисциплине должен обладать совокупностью «систематизированных медиазнаний, умений, ценностного отношения к медиаобразованию в целом, а также определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников в педагогическом процессе». А этому педагогов надо учить»[12, С.101]. Другими словами дальнейшее развитие медиаобразования связано с подготовкой и переподготовкой кадров,в том числе работающих сегодняв системе общего образованияпедагогических работников. Учреждениям, осуществляющим обучение по дополнительным профессиональным программам, необходимо использовать существующие подходы к организации непрофессионального медиаобразования,формируя таким образом компетенции, заложенные в профессиональных стандартах. Каково содержание таких программ?Начинаем с целеполагания.Находим цели медиаобразования у А.В.Федорова. В ходе исследовательских работ онпровел опрос большой группы российских и западных педагогов с целью ранжирования часто упоминаемых целей интересующей нас деятельности. Результаты опроса показывают в процентах количество голосов, «отданных» экспертами за тот или иной из предложенных им вариантов ответа:

развитие способностей аудитории к критическому мышлению, к критической автономии личности –84,27%;

развитие способностей аудитории к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов –68,88%;

подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе –61,89%;

обучение аудитории пониманию социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов –61,54%;

обучение аудитории декодированию медиатекстов (сообщений) –59,44%;

развитие коммуникативных способностей личности –57,34%;

развитие способностей аудитории к эстетическому восприятию, оценке, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов –54,90%;

обучение аудитории творческому самовыражению с помощью медиа –53,85%;

обучение аудитории умению идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапродукты (тексты) –50%;

обучение аудитории теории медиа и медиакультуры –47,90%;Обучение аудитории истории медиа и медиакультуры –37,76%[13].

Перечень данных целейориентируют нас на ключевые содержательные блоки программы и прогнозируемый результат обучения в соответствие с требованиями профессиональных стандартов,который должен восполнить отсутствие у педагогическогоработника достаточной медиакомпетентности.

Современная информация, передаваемая по каналам массмедиа, профессионально готовится специалистами в этой области и направлена на манипулирование сознанием потребителя информации с различными целями. Для получения необходимой информации пользователю приходится ее «вытягивать»(по принципу pullmedia) в большом информационном потоке.Культура осмысленной продуктивной работы с информацией в интернете формируется впериод обучения в образовательной организации.Успешность наших детей, сформированные нравственные принципы, их гражданская позицияво многом будут определяться уровнем медиакомпетенцийпедагогов, которые в рамках требований профессиональных стандартов становятся обязательным элементом общей профессиональной культуры учителя.

Ссылки на источники1.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197ФЗ Режим доступа: consultant.ru2.Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. 2000. № 2. С. 3338.3.Усов Ю.Н. Медиаобразование в России (на материале экранных искусств). Доклад на российскобританском семинаре по медиаобразованию. М., 1995. 18 с.4.Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск: Издво Челябинск. гос. унта, 2007. 270 с.5.Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Издво Воронеж. унта, 1987. 176 с.6.Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Издво Кучма, 2004. С. 30–317.ПриказМинистерства труда и социальной защиты РФот 18 октября 2013г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"Режим доступа: consultant.ru8.ПриказМинистерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406) Режим доступа:consultant.ru9.Абрамовских Т.А. Медиаобразование как условие реализации требований профессиональных стандартов по формированию медиакомпетенций педагогических работников образовательных организаций// Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогической сфере: Сб. трудов международного форума « Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению». Москва, 1617 марта 2017г./ Под ред. И.В.Жилавской, И.А. Фатеевой. –Москва: МГПУ, 2017.464с.10.ЯмбургЕ.А.Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога.

М.: Просвещение, 2014.175с. 11.Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т., Т.2. МЯ / Ред.В. В. Давыдов. –М. : Большая Российская энциклопедия, 19931999 . –С. 555.12.Симакова,С.И. Формирование медиабезопасной среды –актуальное направление в системе образования // Высшее образование дляXXIвека:XIIМеждународная научная конференция. Москва, 35 декабря 2015г.: Доклады и материалы. Круглый стол «Современные тенденции медиаобразования»/отв. ред. О.Е.Коханая –М. : Издво Моск. гуманит. унта, 2015. –С.98101.13.Федоров А.В. Медиаобразованиеи медиаграмотность. Таганрог: Издво Кучма, 2004. С. 30–31.