Ресурсы воспитательной работы в профориентации современного школьника

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Королькова Ю. В., Рябченко Н. Н. Ресурсы воспитательной работы в профориентации современного школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1061–1065. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970227.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в условиях дошкольных образовательных организаций и современной общеобразовательной школы. Авторы рассматривают принципы реализации профориентационной работы, предлагают формы и подходы воспитательной работы в контексте профориентации. В заключение даются рекомендации по оптимизации процесса профориентационной работы в образовательных учреждениях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Королькова Юлия Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитательной работы, дополнительного образования и технологии, ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования», г.Ставропольkoroleklandysh@yandex.ru

Рябченко Наталья Николаевна,кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания исторических и филологических дисциплин,ГБО ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставропольnatascha.nazarenko@yandex.ru

Ресурсы воспитательной работы в профориентации современного школьника

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в условиях дошкольных образовательных организаций и современной общеобразовательной школы.Авторы рассматривают принципы реализации профориентационной работы, предлагают формы и подходы воспитательной работыв контексте профориентации. В заключении работы даются рекомендации по оптимизации процесса профориентационной работы в образовательных учреждениях.Ключевые слова: профориентация; принципы, методы, формы профориентационной работы, игры профориентационной направленности.

Учительпредметник, стоя перед классом с пультом проектора, суказкойили учебником и рассуждая даже о самых удивительных открытиях науки, всегда помнит о категориях «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться», составляющих базу планируемых предметных результатовосвоения основной образовательной программы. Классный руководитель, вовлекая детей в диспут или социально значимую деятельность, моделируя игровые ситуации или досуговую «мозаику», руководствуется планом воспитательнойработы, внеурочной деятельности, Программой воспитания и социализации обучающихся и критериями оценки её эффективности. Но при этом каждый ли педагог, заботясь о соответствии современным образовательным тенденциям и требованиям к оформлению документации, задумывается о том, что перед ним, через кого ежедневно проходят сотни детских событий, заслуг, улыбок, промахов, ожиданий,–сейчас находятся те, кто совсем скоро, возможно, тоже будут учитьили лечить, спасать компьютерные системы от вирусов, а планету –от экологических бедствий,руководить организацией, родным городом, краем,страной?

Подготовка к осознанному выбору профессии и занятости (профориентация) требует самого пристального внимания в образовательной среде всех уровней, ведь она предопределяет будущее каждой личности, а в целом –благополучие семей, регионов и государства. Это, разумеется, не утверждение о главенствепрофессиональной принадлежности в определении счастья и смысла жизни, однако сложно опровергнуть тот факт, что самореализация человека через развитие и воплощение своих способностей, интересов, творчества, через общественное признание результатов его деятельности есть прямой путь, как минимум –дополняющий состояние духовного и социального благополучия. К.Д.Ушинский сформулировал этот тезискак нельзя лучше: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Основная образовательная программа отражает современное понимание профориентационной работы с молодёжью в условиях российской экономики и являет собой некий задел для подготовки профессионально мобильного специалистауниверсала. Ведь рыночные отношения и «подвижность» рынка нацеливают сегодня не столько на единственный и окончательный выбор конкретной профессиикаждым индивидом, сколько на развитие универсальных качеств, которые обеспечат возможность безболезненно менять квалификацию и сферу занятости, обучаться новым видам труда, прогнозировать и планировать, строить партнёрские отношения, нести ответственность за своё профессиональное решение. Не такой ли именно смысл заложен в структуру метапредметных результатовосвоения основной образовательной программы и сами универсальные учебные действия–регулятивные, познавательные, коммуникативные –в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом?Дать однозначное определение обозначеннойсоциальной ситуации как положительной или отрицательной непросто: с одной стороны, это может спровоцировать нанесение некоего урона для престижа и подготовки по профессиям, масштаб, глубина, квалификация в которых требуют целых десятилетий кропотливой работы над совершенствованием себя как профессионала(врач, учёный, геофизик и ряд др.); с другой –это своего рода психологический «иммунитет»молодого человека перед лицом нестабильности и экономических перемен, обеспеченный готовностью постоянно учиться, действовать и пробовать себя в новом качестве. В этом случае ни возрастающая интенсивность, ни усиливающаяся напряжённость, ни потребность в выносливости и ответственности не должны стать препятствием для уверенной самореализации работника.

Формат восприятия и отношения детей, подростков, юношества к потенциальным профессиям также изменился. Представители так называемого поколения «Z», детиориентированы на практическую значимость происходящих процессов, в том числе познавательных: «почемучки» в двадцать первом веке сменились «зачемучками». Равно как и лозунг отечественной системы обучения и профессиональной подготовки–«образование на всю жизнь» –уступил место подходу «образование –черезвсю жизнь»… Задолгодо перехода учеников в 9 классв общеобразовательной организации необходимо создать такую воспитательную среду, где будет действовать системапродуктивнойпрофориентации, которая позволит сформировать у подростков потребность в профессиональном самоопределении с учётом набора их жизненных ценностей, желаний, способностей, а также социокультурной и общественноэкономической обстановки в регионе проживания. В этом серьёзном предприятиипризван принимать участие весь коллектив школы, однако априори основная функциональная нагрузка возлагается на классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе. Помощь в реализации профориентационных мероприятий могут оказать социальные педагоги, педагогиорганизаторы и вожатые, психологи, учителятехнологи, педагогибиблиотекари. Профессиональная ориентация школьников является многоплановым комплексом мер по просвещению, воспитанию, проведению психодиагностических и консультационных процедур, направленных на формирование положительного отношения к труду, знания многообразия и содержания профессиональной деятельности, на соотнесение требований, предъявляемых профессией, с индивидуальными качествами и свойствами взрослеющего человека. На этом основании закономерно очерчиваются социальный, экономический, психологопедагогический, медикофизиологический аспекты профориентации. При анализе множества определений и характеристик профориентации можно заметить, что наиболее часто составляющими (направлениями) этого процесса называют профессиональное просвещение(информация), профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональную адаптацию, профессиональное воспитание.

Методыпрофориентационной работы объединяются в четыре группы (предложил Н.С.Пряжников): 1) информационносправочные, просветительские методы(профессиограммы, профессиональная реклама и агитация, учебные фильмы, ярмарки профессий и пр.); 2)методы профессиональной психодиагностики(беседыинтервью, опросники, наблюдения, сбор косвенной информации, профессиональные пробы и пр.); 3) методы моральноэмоциональной поддержки(тренинги, игры, праздники труда); 4)методы помощи в конкретном выборе и принятии решения(построение последовательности действий)[5, с. 8].Планируя и реализуя систему воспитательных мероприятий по профориентации, необходимо исходить их следующих принципов:

систематичности и преемственности. Работа начинается не вдруг, когда любому старшекласснику предстоит определяться с выбором, какому труду посвятить себя после последнего звонка, а заблаговременно, пронизывая и связывая все ступени школьного обучения (а ещё эффективнее –с дошкольной ступени);

учёта индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода. Профориентация не может быть унифицированной по формам и содержанию в разных классах, весь её ход должен определяться как возрастными, так и личностными особенностями детей, их склонностями, темпераментом, знаниевой базой и т.д.;

оптимального сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы. Использование разных по степени активной включённости и количеству участников форм позволит донести нужную информацию (публичные выступления), увидеть уровень сформированности коммуникативной культуры и навыков построения стратегии партнёрского взаимодействия (работа в команде), детальнее ознакомиться с миром увлечений, склонностей ребёнка, чтобы, ориентируясь на него, выстраивать дальнейшую личностноориентированную профориентационную траекторию;

социального партнёрства(школа, семья, профессиональныеучебные заведения, профцентры, службы занятости, общественные организации и пр.). В школе, даже столь увлекательно и методически грамотноповествующей о полном спектре профессий, дети видят «в действии» профессию педагогическую. Взаимодействие с различными профессиональными и общественными кругами привнесёт в профориентационную работу с детьми практический смысл. Из этого принципа логично выстраивается ещё один: принцип практической значимости и связи с общественными реалиями.Подразумевается построение педагогической (просветительской, агитационной, консультативной) работы исходя из кадровой потребности рынка и общества.Как представляется, этот принцип должен состоять в тесном единстве с принципом опоры на региональный рынок труда.Мотивация школьников напроживание и труд на территории своей малой родины –один из воспитательных контекстов педагогической и,в частности, профориентационной работы с ними. Поэтому знание общественноэкономической и кадровой ситуации в регионе является для учеников немаловажным фактором на этапах их профессионального самоопределения. Проводя профессиональное просвещение школьников Ставропольского края, необходимо сформировать представление о нашем регионе как об уникальной земле, богатство которой составляют и природные ресурсы, и культурные памятники, и, конечно, профессионалы своего дела –его жители. С точки зрения профориентации ставропольских школьников, будет полезной информация о том, что Ставрополье –ведущий мировой бальнеологический курорт, прославленный городами Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск (а значит, медицина, туризм, сфера обслуживания будут рассмотрены детьми как весьма перспективные в регионе). Что солидный аграрный регион с плодородными чернозёмными почвами, позволяющими выращивать высокосортную пшеницу (перспективы сельскохозяйственного труда), хотя,вместе с тем,бюджет которого во многом складывается за счёт промышленных предприятий. Здесь уместно отметить, что ставропольская пшеница издавна ввозилась в центральную Россию как натуральный улучшитель муки, а её образец имеется в лондонской Палате мер и весов как мировой эталон хлебопекарной промышленности. Представить край и его столицу как стабильную кузницу кадров (Ставропольский государственный аграрный университет –входит в Великую хартию университетов, СевероКавказский федеральный университет, Ставропольский государственный медицинский университет, Ставропольский государственный педагогический институти др., а также организации среднего профессионального образования)–научнопедагогический потенциал и престиж преподавательской профессии в восприятии школьников; как стратегически важное место, где пересекаются торговые, финансовые, энергетические потоки(Ставрополье –один из самых газифицированных субъектов, с наличием самого крупного в Европе подземного хранилища газа).Сказать о достижениях края в области нанотехнологий, которые используются в военнокосмическом производстве. Особая гордость –завод синтетических корундов «Монокристалл» (г.Ставрополь), производящий искусственные сапфиры,которые имеют огромный спрос у государств с высокоразвитой электронной промышленностью; завод «Арнест» (г.Невинномысск) –крупнейший производитель аэрозольной промышленности на российском и зарубежном рынке (роль инженерных профессий). Детально продуманная и интересная по форме подача подобной информацииученикамсодействует решению ряда воспитательных задач –от патриотического сознания в целом до профессионального самосознания в частности.Для поколений, рождённых в СССР, кардинальный прорыв цивилизации в сфере информационных технологий во многом изменил профессиональное видение. Но и для современных школьников уже очевидно, что систематические обновления в технологиях и образе жизни людей ведут за собой трансформации практически во всех сферах человеческой деятельности. Дети и подростки должны получать достоверную информацию о технологиях и профессиях будущего. В помощь –данные современных социологических, экономических и др. исследований, учитывающих общемировые тенденции и условия российской действительности. По прогнозам рекрутингового Интернетпортала «HeadHunter», наиболее востребованными в России через 10 лет будут: инженеры (особенно с сочетанием технического и гуманитарного образования); ITспециалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения; специалисты в области нанотехнологий;специалисты в области электроники и биотехнологий (молекулярнаямедицина, биология, биофармацевтическое производство и др.); маркетологи; специалистысферы обслуживания (сервис); логисты; экологи; медицинские работники; химики (особенно вобласти энергетики).Вне зависимости от профессиональных предпочтений подростков и молодёжи важно вооружить их пониманием общеотраслевых тенденцийи требований, влияющих на «фокусировку» рынка труда. А именно: 1) тотальноепродвижение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности–это влечёт за собой требование осваивать новые инструменты работы в сети Интернет, поскольку многочисленные деловые операции совершаются не выходя из офиса и даже не встречаясь с партнёром; 2) корпоративность (кроссфункциональность) –требование работать в команде, неся ответственность, прогнозируя и понимая зависимость от деятельности каждого сотрудника; 3) мобильность –требование готовности к переменам, в том числе вида деятельности, места работы, окружения. Для ситуации на российском рынке вакансий уже становится нормой смена человеком профессий до 67 раз; 4) расширение состава внештатных работников –подбор временного персонала под конкретный проект, что мотивирует сотрудников держать себя в профессиональном «тонусе», умело позиционировать, быть конкурентоспособным; 5) универсальность –требование уметь многое и уметь работать «на стыке» областей, обладая развитыми универсальными навыками.

Приведём общий перечень примерных формиподходов к воспитательной работе в контексте профориентации в условиях школы (без ориентации на возрастную принадлежность):

оформление кабинета, уголка, стенда по профориентации (например, «Карьера ждёт»);

создание ученических трудовых объединений (волонтёрских трудовых отрядов)

выпуск школьной газеты (например, «Труд –это модно») или рубрики, посвящённой труду и профессиям;

организация группы профинформаторов (старшеклассники для просвещения младших классов);

проведение консультацийпо изучениюличности школьника (психологи для классных руководителей);

проведение месячников по профориентации и профессиональных (предметных) недель (например, «Федерация мастеров», «Есть такая профессия…»);

проведение фестивалей, выставок (в т.ч. фотовыставок),экскурсий, подготовка и защита проектов профессиональной тематики и ряд других.От универсальных рекомендаций по организации воспитательной работы в профориентационном направлении перейдём к более конкретному и адресному рассмотрению её возможностей в условиях работы с разными возрастными группами детей и подростков.Известный исследователь в области психологии профессионализма А.К.Маркова считает, что становление профессионализма опирается на общее психическое развитие. «Профессионал в человеке моложе личности и индивида»[1,с.252].Так, в раннем и дошкольном возрастезакладываются «общечеловеческие»способности (к познанию, мышлению, общению, начальным формам труда), затем на их основе –чаще в период школьного обучения –возникают специальные способности

(гуманитарные, технические), позднее, обычно в юношеском возрасте, начинают складываться общие профессиональные способности к разным типам профессий, а в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности по мере специализации человекав профессии. Кстати, говоря о возрасте появления профессионального самоопределения,автор указывает: «с дошкольного возраста, особенно в старшем школьном возрасте, далее в течение профессиональной жизни»[1,с.60]. Это не означает, что о профессиональномсамоопределении дошкольников следует рассуждать как о серьёзном научном феномене, потому как такоесамоопределение, скорее, –сознательный выбор ребёнком интересующей сферы игровой деятельности. Но то, что профессиональную ориентацию целесообразно строитьуже в дошкольной среде, –очевидно.

Впервые о профессиях ребёнок узнаёт, конечно, не в школе, и в этом смысле без преувеличения можно сказать, что профориентация начинается в раннем детстве. Родительские профессии –как правило, первые, о которых маленький ребёнок получает представление, равно как и слова «на работу, работает и т.д.» одни из первых в его осмыслении. Правда, избавляя ребенка от информационной перегрузки, мамы и папы чаще не фиксируют его внимания на своей профессиональной занятости. Скорее, они останавливаются на более «красочных», с точки зрения атрибутики, инструментов и возможностей для проявления активности малышавпрофессиях, а также тех, с представителями которых приходится сталкиваться в повседневной жизни наиболее часто (врач, продавец, строитель, водительи пр.). Важныйвоспитательный момент проявляется в том, чтомногие родители, повышая чувство ответственности, значимости и общности с миром взрослых, преподносят обязанность ребенка ходить в детский сад тоже как «на работу», но только для детей. Сегодня в профессиональной ориентации малыша немалуюслужбу может сослужить развитая «индустрия детства»(разумеется, с долей разумной интенсивности использования). Детские костюмы –миниатюрные аналоги рабочей формы, игры и игрушки профессиональной тематики –всё это позволяет включиться в ролевую игру и на элементарном уровне «опробовать» себя ребёнку на «поприще». Развивающие Flashигры типа игры «Соображалка», где требуется на сенсорном экране планшета расположить человека профессии на соответствующее место, развивают и моторику, и обогащают знание мира профессий. Кроме очевидных товаров, можно назвать появляющиеся новинки излюбленных детских лакомств, например шоколадные яйца «Киндер сюрприз» из серии «Киндерино. Профессии», или же шоколадные шары «Чупа Чупс»из серии «Свинка Пеппа. Профессии». Продуманный ход игры с героями этих сладостей способен вызвать положительные эмоции и надолго удержать в сознании ребёнка нужную информацию об особенностях труда. Для начала, попросить описать, как выглядит герой. Для чего ему такой костюм? Как ты думаешь, можно ли предложить костюм другого цвета? Почему? Какие инструменты у героя? А каких ему не хватает для того, чтобы…? Расскажи, как этот герой будет лечить… (рисовать, мастерить, готовить и т.д.). Спектр подобных форм общения с ребёнком огромен, и вдошкольной образовательной организации дети существенно расширяют свои познания о мире труда и профессий.Условно профориентационные процессы можно разделить на несколько этапов, сопоставимых с периодами школьного обучения: первый –пассивнопоисковый, характеризующийся проявлениями первичного профессионального выбора (17 классы); второй –активнопоисковый(89 классы); третий –профессионального самоопределения(1011 классы). Ещё раз напомним, что соотнесение с классами условно и может несколько варьироваться. В начальной школе(14 классы) главным содержанием профориентационной работы выступаетрасширение кругозора в области многообразия видов труда и профессий. Преимущественно, она осуществляется в информационнопросветительском направлении. Основными задачами здесь выступают формирование интереса к познанию и миру труда, реалистических представлений о труде, воспитание уважения к труду и людям трудачерез посильную практическую включенность в разнообразные виды деятельности –досуговой, исследовательской, трудовой, творческой, социальной; развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры; выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями ипедагогами; развитие творческих способностей детей в процессе активного познания специфики и игровой имитации разнообразных, в том числе редких профессий.Примерное наполнение профориентационной работы в начальных классах выглядит так:1 класс–формируются первые умения и навыки общего труда на пользу людям, культура труда, расширяются знания о производственной деятельности людей, о технике; воспитывается уважение к людям труда, понимание значения труда в жизни человека.2 класс–продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей, углубляются их представления о разных профессиях. Дети учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.3 класс–продолжается развитие общетрудовых знаний,умений и навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.4 класс–обобщаются и развиваются представления о труде, полученные ранее; воспитывается любовь к труду, уважение к людям труда. Расширяются и углубляются представления о различных профессиях. Ученик должен владеть информацией о мире профессий, уметь самостоятельно подготовить развернутое описание профессии[2].Педагогипрактики отмечают, что трудности профессионального самоопределения возникают у двух категорий младших школьников: 1) дети хорошо учатся, но учёба представляет для них единственную ценность, они ничем более не увлечены; 2) дети активны как в учебной, так и во всех других видах деятельности. Им интересно все, они загружены по всем возможным направлениям внеурочной деятельности и дополнительного образования. Успешность сопутствует во всех действиях. Однако ребёнок не может определиться с приоритетами, с чем он хотел бы связать свою жизньв будущем и даже чему в большей степени посвящать своё время в настоящем.В целом по итогам профориентационной работы на ступени начального общего образованиямладшие школьники должны: знать и понимать:

роль труда в жизни человека;

необходимость бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, к учебникам, к личным вещам;

необходимость получения профессии.

уметь:

соблюдать порядок на рабочем месте, вклассе, в группе;

проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебнотрудовых заданий;

участвовать в общественнополезной деятельности.Какими воспитательными средствами и организационными формами этого добиться? Выбор воспитательных организационных форм должен опираться на тот факт, что дети практически до окончания начальной школы находятся на стадии конкретнонаглядных представлений о профессиях и что для младшего школьника познавательная деятельность становится ведущей. Это хорошая возможность создать прочную эмоциональнонаглядную основу для последующего развития профессионального самосознания. Главным образом –через игру:это основная форма профориентационной работы с учениками начальной школы.Сопутствующие виды деятельности –слушание, обсуждение, инсценирование и сочинение сказок о труде и профессиях; рисование и фантазирование; разгадывание и сочинение загадок о профессиях.Неотъемлемой формой работы на каждом возрастном этапе выступает беседа, но в начальной школе профориентационную беседутоже целесообразно строить с элементами игры. Как таковые профориентационные занятия в первом классе могут отсутствовать, но и со второго класса желательно, чтобы они включали в своё содержание 23 игры. Будем помнить и о том, что дети младшего школьного возраста лучше воспринимают и включаются в действие относительно распространённых профессий, которые близки и окружают их в повседневной жизни. Перечислим, какие формы, виды работи непосредственно игры можно предложить в качестве профориентационных в начальной школе.

«Угадай профессию», «Собери профессию», «Пирамида», «Строители» и пр. (настольные игры типа «профлото»)

«Угадай, кто…» (произносится фраза, по которой определяется принадлежность к профессии, например: «ВМоскве полдень», «Ваши документы…»)

«Бюро находок» (или «Кто потерял инструмент?»; называется или демонстрируется инструмент (его изображение), поступивший в «бюро находок», требуется определить потерявшего его владельца)

«Найди лишнее» (определить, какоеиз слов нарушает «цепочку» технологического процесса, например: ткань –сантиметровая лента –пуговица –тарелка –игла и т.д.)

Игры по станциям («кондитерская», «медицинская», «агрономическая» и пр.)

Сюжетноролевые игры из внешкольной жизни младших школьников («Ухаживаем за больной бабушкой», «На даче» и т.д.)

Игры на профессиональные сюжеты («Банк», «Магазин», «Поликлиника» и т.д.)

Игры на развитие технической смекалки, творческих способностей, воображения («Я –конструктор», «Я –дизайнер» и т.д.).

Работа над рассказами Г.П.Шалаевой о профессиях («Большая книга профессий»)

Работа со стихотворными текстами о профессиях (например, Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?», В.Маяковского «Кем быть?», В.В.Агафонова, О.Л.Соболевой «Путаница о профессиях»и пр. ). Текст физкультминуток, необходимых для эмоциональнофизических разгрузок на уроках в начальной школе, тоже может быть ориентирован на труд и профессию, например:С тяпкой, веником, лопаткойПоутру бегу на грядку:Я дорожки подметаю,Землю черную копаю,Бороню ее, сажаю,Из ведерка орошаю,Пот платочком вытираю…Скоро –время урожая! (автор Королькова Ю.В.)Некоторые педагоги уже в начальной школе вводят понятие «профессиональные пробы», и это, скорее, пропедевтическийэтап к проведениюпрофпроб в среднем и старшем звене. Например, маленький «агроном» может участвовать в выращивании рассады, фотограф –провести фотосессию на заданную тематику, журналист –взять интервью. В основной школе(59 классы) происходит развитие у школьников личностногосмысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социальнопрофессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.Далее, с 8 класса, ожидается уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору, возрастает рольгруппового и индивидуального консультированияс целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Поэтому период обучения в 57 классах можно уверенно назвать этапом формирования профессиональной направленности, а в 89 классах –этапом полноценного формирования профессионального самосознания. Обучающиеся ступени основного общего образования наиболее сензитивнык воздействию методовпрофессионального воспитания, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественнополезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Для уточнения, какие подходы к воспитательной профориентационной работе на этом этапе более продуктивны,мы обратимся к Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования из ПООП, а точнее, к п.2.3.4.«Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся». «Формами индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся являются: «ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы».«Ярмарка профессий»как формаорганизации профессиональной ориентации обучающихся предполагает публичную презентацию различных профессиональных занятий с целью актуализировать, расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в игровой форме, имитирующей ярмарочное гуляние. Общая методическая схема предусматривает оборудование на некоторой территории площадок («торговых палаток»), на которых разворачиваются презентации, участники имеют возможность свободного передвижения по территории ярмарки от площадки к площадке в произвольном порядке. В «Ярмарке профессий» могут принимать участие не только обучающиеся, но и их родители, специально приглашенные квалифицированные широко известные признанные специалисты. Дни открытых дверейв качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся наиболее часто проводятся на базе профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и призваны презентовать спектр образовательных программ, реализуемых образовательной организацией, в ходе такого рода мероприятий пропагандируется обучение в отдельных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы, а также различные варианты профессионального образования, которые осуществляются в этом образовательной организации. Экскурсиякак форма организации профессиональной ориентации обучающихся представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которойэкскурсанту предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом –экскурсоводом) объекты и материалы, освещающие те или иные виды профессиональной деятельности. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия (посещение производства, музея), в музеи или на тематические экспозиции, в организации профессионального образования. Опираясь на возможности современных электронных устройств, следует использовать такую форму как виртуальная экскурсия по производствам, образовательным организациямПредметная неделяв качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся включаетнабор разнообразных мероприятий, организуемых в течение календарной недели, содержательно предметная неделя связана с какимлибо предметом или предметной областью («Неделя математики», «Неделя биологии», «Неделя истории»). Предметная неделя может состоятьиз презентаций проектов и публичных отчетов об их реализации, конкурсов знатоков по предмету/предметам, встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере. Олимпиады по предметам(предметным областям) в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере, олимпиады по предмету (предметным областям) стимулируют познавательный интерес. Конкурсы профессионального мастерствакак форма организации профессиональной ориентации обучающихся строятся как соревнование лиц, работающих по одной специальности, с целью определить наиболее высококвалифицированного работника. Обучающиеся, созерцая представление, имеют возможность увидеть ту или иную профессию в позитивном свете, в процессе сопереживания конкурсанту у школьников возникает интерес к какойлибо профессии» [3]. В числе игр профориентационной направленности для подростков можно назвать следующие:«Приёмная комиссия», «Один день из жизни», «Остров», «Профконсультация», «Аукцион ценностей, «Новый город» и прочие[4].Профориентация и трудовое воспитание могут находить своё место в рамках большинства учебных предметов, ведь воспитательнообразовательный процесс является неделимым. Приведём пример задания по русскому языку «выборочный диктант: рифмоминутка», адресованного обучающимся 56 классов, содержание которого обращено к задачам трудового и профессионального воспитания:

Приставки на з(с)Нашу бабушку в субботуМы с Катюшей навестили,Все дела и всю работуПоровну … (распределили)Раскатали скалкой пышки,За водицею сходили,Аккуратно все дровишкиМы пилою … (распилили)Быстро сделали вязанки,Вновь к работе приступили,Нас манил мороз да санки,Но мы печку … (растопили)А пока топилась печка,Наше дело не остыло:У меня варилась гречка,Катя скатерть … (расстелила)Стол накрыт, пора на ужин,Самовар уже нагрелся,Отчего у нас с КатюшейАппетит так …? (разгорелся)… работа… не пугает,… забота… разбивает. (автор Королькова Ю.В.)

Приставки преи приПримечание.Следует пояснить, что в подобранных словах «пре», «при» могут быть как приставкой, так и входить в состав корня. Ремесла у Джанни РодариНосили и запахи гари,И краски, и теста, и мяса,Консервов и прочих … (припасов)Ремесел, конечно, немало,Да следует выбрать сначала,Вдыхать аромат бесполезно,Ремесла все пахнут … (прелестно)Проводка, машины, детали,Мальчишек всегда привлекали.Да здравствуют людимонтеры!И свет, и электро … (приборы)Как здорово быть инженером!Всем творческим людям примером!Творить не стихов многотомник,А магнитофон иль … (приемник)О да, наша техника –чудо!Но специалисты –откуда?Географ, юрист и спасатель,Вас учит ваш … (преподаватель)А рядом с ученьем –леченьеПо докторскому назначенью.Врачу служат вата, присыпка,И шприц, ну а с ним и … (прививка)Не лучше ль милиционеру?Следить за порядком, знать меру?От силы его и умений Зависит число … (преступлений)А может, минуя сомненья,Попробовать сферу правленья?Быть выше министра, агентаИ должность иметь …? (Президента)… указу… сразу,… лица… учиться. (автор Королькова Ю.В.)В старшей школе(1011 классы) осуществляется самоподготовка и саморазвитие, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда(или, по крайней мере, труда, которому в большей степени отдаётся предпочтение), коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.Можно считать, что это этап уточнения социальнопрофессионального статуса (10—11 классы).Профессиональная информация в старшей школе должна охватывать своим содержанием раскрытие перспектив отрасли, в которой ученик намерен выбрать профессию;место выбранной им профессии среди других профессий определенной отрасли;перспективы совершенствования своей профессии и своего профессионального роста;условия работы по избранной профессии;объем знаний, умений и навыков, которых требует предполагаемаяпрофессия. В старшей школе особая значимость принадлежит активным иинтерактивнымстратегиям воспитательной и профориентационной работы, где молодые люди могут аргументированно выражать своё мнение, отстаивать личностные позиции, делиться информацией и черпать её в процессе дискуссионных форм взаимодействия. Кроме того,чаще, нежели в начальной и средней школе, следует прибегать к индивидуальномуи групповомуконсультированию, а также элементам тренингаи полноценным профессиональным тренингам.Для старшеклассников возрастает также роль сотрудничества с учреждениями профессионального образования, которые являются потенциальной альмаматер,местом для последующей профессиональной подготовки.Распространенным днями открытых дверей и выступлениями вузовских агитгрупп это сотрудничество не должно ограничиваться. Таким образом, образовательной организации, уделяющей серьёзное внимание профессиональной ориентации и профессиональному воспитанию школьников, важно иметь в видуследующее:1) только совместная работа всего педагогического коллектива обеспечит требуемый масштаб профориентационной деятельности;2) родители школьников могут оказаться весьма действенными партнёрами в профориентации;3) инаконец, в каком бы формате ни велась профориентационная работа (трудовой цикл, учебные дисциплины, воспитательная и досуговая, внеурочная деятельность и пр.)неправомерно, некорректно и ошибочно разделять профессии на «престижные» и «непрестижные», отождествлять учебный предмет с профессией, выбирать профессию под чьимто влиянием, иметь устаревшие представления о характере труда в сфере какого бы то ни было производства. Для педагога, осуществляющего профориентационное воздействие, становится актуальным принцип «не навреди».

Ссылки на источники1.Маркова А.К. Психология профессионализма. –М., 1996. –304 с.2.Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в ред.Протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебнометодического объединения по общему образованию) //www.fgosreestr.ru–Реестр примерных основных образовательных программ.3.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в ред.Протокола № 3/15 от 28.10.2015 ФУМО по общему образованию) //www.fgosreestr.ru–Реестр примерных основных образовательных программ.4.Профориентационные игры http://azps.ru/training/indexpf.html.

5.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Учебное пособие –М, 2002. –400с.