Методика использования информационных и телекоммуникационных технологий в обучении математике

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петрище С. А. Методика использования информационных и телекоммуникационных технологий в обучении математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1106–1110. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970236.htm.
Аннотация. В данной статье описываются современные информационные и телекоммуникационные технологии в обучении математике: обучающие программы, программы-тренажеры, контролирующие программы, программы-тесты, информационно-справочные программы, их характерные особенности и целесообразность использования на различных этапах обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Петрище Светлана Анатольевна,учитель математики, МБОУ гимназия №19, г.Орёлspetrishche@mail.ru

Методика использования информационных и телекоммуникационных технологий в обучении математики

Аннотация. В данной статье описываются современные информационныеи телекоммуникационныетехнологиив обучении математики: обучающие программы, программытренажеры, контролирующие программы, программытесты, информационносправочные программы, их характерные особенности и целесообразность использования на различных этапах обучения.Ключевые слова: информационные технологии, математика, современное школьное образование.

Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды.Интернеттехнологии это поиск информации в Интернет, создание Интернетсайтов, блогов, электронных библиотек, работа с электронными энциклопедиями и т.д.В настоящее время телекоммуникационные технологии проникли практически во все сферы образовательной деятельности. С одной стороны, это связано с постоянным расширением возможностей сети Интернет, ее сервисов, размещенной с ее помощью информации, значимой с точки зрения образования. С другой стороны, современные средства телекоммуникаций, используемые в процессе подготовки школьников и студентов, делают возможным появление новых форм обучения, без которых становится невозможным решение постоянно расширяющегося спектра задач, стоящих перед образованием.Очевидно, что одной из возможных областей эффективного применения интернет технологий в общем среднем образовании может стать внедряемое профильное обучение старшеклассников. Благодаря таким технологиям к обучению школьников в рамках достаточно узких профильных направлений подготовки могут быть привлечены специалистыпрофессионалы, которыми, по вполне понятным причинам, каждая школа обладать не может. И это лишь один из возможных аргументов, говорящих о необходимости создания и внедрения системы профильного обучения школьников с использованием Интернет технологий.Эффективным средством формирования у школьников информационнокоммуникативной компетенции является использование учителем в процессе обучения педагогических программных средств.Педагогические программные средства (ППС)это обучающие программы, демонстрационные программы, игры, разного рода тесты, наборы задач по уровням сложности в виде текстовых файлов и т.п.Для рационального использования учителю полезно иметь в кабинете математики распечатки каталога ППС с аннотациями; для хранения целесообразно иметь архив оригиналов. При разработке ППС следует руководствоваться главным требованием они должны образовывать единое программнодидактическое целое с учебной информацией, которая имеется в учебниках, учебных пособиях, и отвечать государственным образовательным стандартам по предмету.Обучающие программы служат целям предъявления учащимся какойлибо новой информации и организации процесса ее усвоения. Программа должна учитывать исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся. Структура такой обучающей программы включает, как правило, следующие блоки: регистрация входа в программу, исходный контроль, предъявление материала небольшими дозами с упражнениями и поэтапным контролем усвоения, итоговый контроль, блок статистики.На уроках математики обучающая программа может использоваться учащимися при изучении нового материала, на этапах первичнозакрепляющего итренирующего повторения. Следует отметить, что на этапе тренирующего повторения учитель обычно использует обучающие программы в работе со слабоуспевающими школьниками или с теми, кто имеет пробелы в рассматриваемом материале, по какимлибо причинам.Программытренажеры. Их цель отработка одного (илинебольшого числа) навыка на достаточно большом наборе однотипных заданий при ограниченном времени работы с программой. Структура программы: регистрация входа в программу, исходный контроль, поэтапное предъявление упражнений (с систематическим контролем правильности выполнения), промежуточный и итоговый контроль, блок статистики.Такие программы используются на уроках формирования навыков и на этапе обобщающесистематизирующего повторения. Следует выделить требования к такого вида программам: они должны давать оценку результата, в случае неверного ответа демонстрировать верный ответ; давать итоговую оценку с комментарием и, по возможности, придавать материалу игровой характер, особенно на уроках математики.Контролирующие программы их цель проверка результатов усвоения учащимися некоторогоматериала. Ученику, как правило, формулируется задание (перечень вопросов, система задач), каждый ответ оценивается путем выдачи на экран реплики, при ошибке учащегося, программа позволяет ввести новый вариант ответа: после второй ошибки на экран выдается правильный ответ и происходит переход к следующему вопросу. По итогам работы выводитсяобобщенная информация: общее количество вопросов, число правильных ответов, оценка и рекомендации учащемуся.Контролирующие программы используются на этапе корректирующего повторения, а также для промежуточного контроля.Программытесты Класс программ достаточно широк. Эти программы с большим успехом используются учителями математики.Поиск правильного ответа при работе с такими программами требует от учащихся умения систематизации материала, поиска закономерности по ограниченному набору данных, что. несомненно. важно при обучении математике. Наибольшая ценность тестов состоит в формировании тех или иных умений творческого характера. При составлении программтестов по математике чаще всего преследуют цель развития и определения уровня обобщенных знании в решении основных опорных, а также нестандартных задач.Структура программытеста аналогична структуре программытренажера, однако, степень контроля правильности здесь жестче (ответ вводится только один раз).Необходимым спутником ученика в школе XXI века стали информационносправочные программы, цель которых хранить большой объем информации и обеспечить быстрый доступ к ее отдельным единицам. При обучении математике такие программы могут заменить толковые словари, справочники. энциклопедии и т.д. Это особенно актуально на этапе обобщающесистематизирующего повторения, когда рассматривается материал, изученный учащимися в течение нескольких лет. В этом плане весьма перспективной является возможность подключения школьных компьютеров к мощным банкам данных. Широкое использование таких программ возможно на всех этапах обучения школьников.Моделирующие программы. Имеют целью, используя компьютер, воспроизвести ход математических расчетов в виде компьютерной имитации, исследовать свойстванекоторой математической модели, полученной в результате формализации учебной задачи.Такие программы могут быть использованы при изучении нового материала (демонстрируются прикладные задачи, показывающие целесообразность введения новых математических понятий), на этапах углубляющего и обобщающесистематизирующего повторения. При работе с моделирующими программами важна возможность управления со стороны ученика ходом компьютерного моделирования путем изменения параметров процесса. Это способствует развитию исследовательских навыков учащихся, стимулирует их к принятию самостоятельных решений при работе с творческими задачами.Инструментальные программные средства. Они обеспечивают выполнение операций, возникающих к учебной практике, например, составление таблиц, обработка текстов.Преимущество уроков с использованием информационных технологий и Интернеттехнологий заключается в том, что с их помощью можно решить ряд актуальных задач, стоящих в процессе изучения математики. К ним относятся:1. Применение компьютерных технологий активно способствует повышению интереса учащихся к предмету, поскольку они представляют собой метод решения проблемы мотивации в современном образовании, развития личности.2. Повышение качества учебновоспитательного процесса, приведение его к современному уровню научнотехнического прогресса.3. Реализация идей индивидуального, дифференцированного подхода в процессе обучения.4. Подготовка учащихся к жизни и работе в информационном обществе, к труду в современном автоматизированном процессе.5. Оказание помощиучителю в организации контроля знаний.6. Создание такой психологической обстановки в обучении, при которой исключаются конфликты в звене «ученик —учитель».7. Активизируется познавательная деятельность учащихся, что позволяет им выйти на более высокий уровень восприятия и усвоения изученного материала.8. Открываются новые возможности по сравнению с традиционными аудиовизуальными средствами обучения. Это —диалог, работа с текстовой, графической информацией, возможность обработки динамической информации.Использованиеинформационнокоммуникационных технологий развивает у учащихся следующие умения:• заранее планировать свои действия и представлять весьход решения той или иной житейской или учебной задачи; моделировать процессы, явления, ситуации;• четкоформулировать свои намерения и определять все используемые понятия;• строго разделять содержательные и процессуальные компоненты деятельности и учебного материала;• разбивать общую задачу на ряд подзадач, интегрируя затем последние в новое единое целое;• обнаруживать и устранять допущенные ошибки.Обучение с применением информационных и коммуникационных технологий шло по двум принципиальным направлениям: вопервых, повышение успеваемости, эффективности и оптимизации учебного процесса, научной организации труда учащихся; вовторых, развитие когнитивных способностей учащихся, умений решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникационными навыками.Используя современные технологии, учитель математикиможеторганизовать системный учет знаний учащихся, сделать этот процесс менее трудоемким. Кроме того, в этот процесс активно включаются сами учащиеся, а это более значимый фактор для их развития. Оценка собственной деятельности, мониторинг своих достижений мотивирует учащихся на самоанализ, облегчает процесс координации и корректировки самообразования.Огромная заинтересованность детей современными информационными технологиями приводит к росту интереса к тем школьным предметам, в преподавании которых используется компьютерная поддержка школьных дисциплин.

Ссылки на источники1.Инатов А., Остонов К., Абдуллаев А. Некоторые способы реализации информационных технологий в преподавании математики // Наука и Мир. 2015. Т. 2. № 6 (22). С. 4142.2.Колесниченко С.И., Рудакова О.В. Показатели экономической эффективности в современных информационных системах //Вестник ОрелГИЭТ. 2010. №2 (12). С. 11a17.3.Петрище В.И. Использование самостоятельных и внеаудиторных форм работы при изучении дисциплин экономического характера // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. №27. С. 27.4.Петрище В.И. Современные технологии подготовки государственных служащих на базе межрегиональных центров вузовского образования // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №5 (35). С. 192198.5.Петрище В.И. Направления развития мониторинга эффективности образовательной деятельности // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 17 частях. 2014. С. 100102.6.Соловьева И.А. Информационные технологии в преподавании экономических дисциплин //Развитие системы высшего образования в сфере культуры: научный и образовательный опыт. Материалы Международной научнопрактической конференции. главный редактор: Н.А. Паршиков; научный редактор и составитель: И.А. Ивашова. 2015. С. 193197.